+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

ФЗ О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: новые изменения, виды и размер выплат

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ
О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

С изменениями и дополнениями от:

24 ноября 1995 г., 18 июня, 24 ноября, 30 декабря 1996 г., 21, 29 июля 1998 г., 17 июля 1999 г., 10 июля, 7 августа 2000 г., 30 мая, 28 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 22 декабря 2005 г., 5 декабря 2006 г., 25 октября 2007 г., 1 марта, 14, 23 июля, 25 декабря 2008 г., 24 июля 2009 г., 7 марта 2011 г., 28 июля 2012 г., 5 апреля, 7 мая, 7 июня, 2 июля 2013 г., 4 июня 2014 г., 6 апреля, 14, 29 декабря 2015 г., 3 июля, 19 декабря 2016 г., 28 марта 2017 г., 7 марта, 29 июля 2018 г.

Принят Государственной Думой 26 апреля 1995 года

Одобрен Советом Федерации 4 мая 1995 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, см. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

19 мая 1995 года

Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Действие закона распространяется на проживающих на территории РФ граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства и не распространяется на лиц, чьи дети находятся на полном государственном обеспечении, лиц, лишенных родительских прав, а также граждан РФ, выехавших на постоянное место жительства за пределы РФ.

Перечислены виды государственных пособий.

Определено, что порядок назначения и выплаты государственных пособий устанавливается Правительством РФ.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 24 мая 1995 г. N 99, в Собрании законодательства Российской Федерации от 22 мая 1995 г. N 21, ст. 1929

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 264-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 39-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 444-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части первой статьи 4.2 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 371-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части первой статьи 4.2 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части первой статьи 4.2 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 129-ФЗ (в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 марта 2011 г. N 27-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2008 г.

Федеральный закон от 1 марта 2008 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в абзацы седьмой и восьмой статьи 4.2 настоящего Федерального закона, которые вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 25 октября 2007 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2006 г. N 207-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2005 г. N 180-ФЗ

Действие статьи 8 настоящего Федерального закона приостановлено на 2006 год

Федеральный закон от 22 декабря 2005 г. N 181-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2005 г. N 178-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 206-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2001 г. N 181-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 30 мая 2001 г. N 67-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 30 мая 2001 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 10 июля 2000 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 134-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня вступления в силу федерального закона о потребительской корзине в Российской Федерации

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 1996 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 1997 г.

Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 130-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 1997 г.

Федеральный закон от 18 июня 1996 года N 76-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 184-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 1996 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Содержание

Это интересно:  Передача материальных ценностей при увольнении

ФЗ о государственных пособиях гражданам, имеющим детей

На основании нормативных положений действующего российского законодательства, семьи, имеющие детей, могут рассчитывать на получение государственных пособий. Это связано с тем, что государство заинтересовано в улучшении демографической ситуации, поэтому принимает различные стимулирующие меры по росту численности населения в стране.

Общие положения и главы

Законодательный акт состоит из трех основных глав, которые имеют следующие названия:

  1. Общие положения. Здесь оговаривается сфера, в которой действует этот закон, а также пособия, которые выплачиваются гражданам с детьми. Описываются все типы материальной помощи, условия и тонкости их назначения. Указываются средства, поступающие на выплату этих денег, особенности использования различных районных и других коэффициентов в процессе назначения подобных выплат.
  2. Право на получение государственных пособий гражданами, которые обзавелись детьми, а также размерные показатели выплачиваемых сумм. Здесь речь идет о правах на получение пособий по БИР, об их размерах. Также затрагивается разговор и о возможности получения единовременных выплат при рождении ребенка и в случае особых обстоятельств (когда муж – военнослужащий или призывник, если семья многодетная, нуждающаяся и т. д.). Ст. 17 в рамках этого утратила силу, но ст. 17.3 содержит часть по дополнительным гарантиям для граждан, которые обзавелись потомством.
  3. Основные заключительные положения. Они характеризуют обязательство поручителей по извещению о том, что условия, влияющие на выплатные действия, изменились. В ст. 19 содержатся сведения об удержании сумм, которые были выплачены излишне. В ст. 20 речь идет о том, что настоящий федеральный закон является действительным, т. е. он вступил в силу.

Сам документ является простым и понятным к пониманию. Он содержит всего лишь три главы, отражающих основные полномочия, права и обязанности сторон, а также уровень их ответственности.

Нововведения на 2018 год

В рамках новой редакции изложено несколько основных моментов, требующих особого внимания:

  1. В старом законе сказано, что в размерах и сроках, предусмотренных ФЗ о федеральных средствах на соответствующий год, происходит индексация на базе установленного прогнозного показателя инфляции. В новой позиции отмечено, что этот процесс осуществляется, исходя из индекса роста потребительских цен за прошлый период.
  2. В старой редакции сказано, что опекун ребенка военнослужащего лица, которое в настоящее время осуществляет прохождение службы на основании призыва, а также иной родственник, который фактически обеспечивает уход, в случае смерти или лишения матери родительских прав, а также заключения или недееспособности, имеет возможность получать пособия в полном размере и дополнительные компенсации. Эти положения отмечены и в новой редакции, но в 2018 году размеры несколько изменились.
  3. Также отмечено, что семьи, у которых имеются особые обстоятельства, могут рассчитывать на повышенные размеры социальных пособий, а также вправе получать вспомогательную материальную помощь со стороны государства. В рамках новой редакции также оговаривается увеличение размеров некоторых направлений государственной поддержки.

Другие нормативные акты по детским пособиям

Выплата категориям граждан, имеющих детей, специальных пособий осуществляется на основании большого количества действующих нормативных актов. Эти документы представлены в большом количестве и из года в год подлежат определенным изменениям.

Ниже будет рассмотрен перечень законодательных позиций, обеспечивающих регулирование порядка назначения и выплаты пособий по нетрудоспособности, беременности и родам, уходу за малышом, социальные поддерживающие суммы:

  1. Федеральный закон №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Этот закон был принят 29.12.2006 и является действительным до сих пор с некоторыми поправками и оговорками.
  2. Федеральный закон №8, который был принят в 1996 году. Он гласит, что государственная сторона обязана обеспечить поддержку семьям, имеющим детей, в связи с погребением и ведением похоронного дела.
  3. ФЗ №68 предполагает приостановление действия определенных законодательных актов РФ по порядку индексирования окладов финансового характера.
  4. Среди всех этих бумаг особого внимания заслуживает еще один важный документ – Налоговый кодекс РФ, в частности данное дело регулируется посредством главы 34.
  5. Важную роль играет Постановление Правительства РФ №88 «об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций».
  6. Постановление Правительства РФ №375 об утверждении особенностей и порядка, в котором производится начисление пособий, связанных с временной нетрудоспособностью.
  7. Постановление Правительства РФ №813 о сроках индексирования предельного размера цен на услуги погребения, которые подлежат возмещению силами специализированных служб.
  8. Приказ Минздравсоцразвития России №1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей».
  9. Приказ Минздравсоцразвития России №91. Он свидетельствует о порядках утверждения правил подсчета и подтверждения стажа страхования для того, чтобы можно было определить размеры пособий.
  10. Приказ Минздравсоцразвития России №624н, который предполагает утверждение порядка выдачи по листкам нетрудоспособности.
  11. Указ Президента РФ №460, который описывает утверждении формы выдачи справок о сумме доходов, включающих все выплаты и вознаграждения. В данной справке отображается информация за 2 последних года.
  12. Приказ Минздравсоцразвития России №21. Дата принятия акта – 24.01.2011. Правовая информация предполагает утверждение формы застрахованного лица о направлении запроса по сведениям о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях, и т.д.

Таким образом, законодательство, связанное с выплатой пособий гражданам с детьми, является весьма обширным и включает в себя большое количество положений.

Ниже представлена информация по пособиям на ребенка в 2018 году.

ФЗ «О гос пособиях гражданам имеющим детей»

Практика по повышению размера детских государственных пособий и других социальных выплат активно действует в 2017. Перерасчет осуществляется каждый год первого февраля. Основанием для проведения перерасчета служат показатели инфляции за предыдущий год.

Правительство активно занимается проблемой снижения ускоренного роста потребительских цен. Ведь из-за этого в 2016 году впервые за десятилетие была приостановлена индексация государственных пособий, выплат и компенсаций.

Описание закона

Закон был принят Государственной думой 26 апреля 1995 года, а одобрен 4 мая того же года. Последние изменения были внесены 28 марта 2017 года.

Действующий Федеральный закон распространяется на:

  • Граждан РФ, которые живут на территории Российской Федерации;
  • Россияне РФ, которые проходят военную службу по контракту или в качестве рядового состава в органах внутренних дел;
  • Граждан, которые постоянно проживают на территории Российской Федерации;
  • Россияне, которые временно проживают на территории Российской Федерации, но подлежат обязательному страхованию.

Краткое содержание ФЗ «О гос пособиях гражданам, имеющим детей»:

  • Описываются общие положения действующего Федерального закона;
  • Перечисляются права граждан, которые имеют детей, а также определяется размер денежного государственного пособия и дополнительные льготы;
  • Описываются заключительные положения о материальной помощи.

Кому полагаются?

Законодательство Российской Федерации определяет, кому полагаются государственные пособия. Действующие нормативно-правовые акты, Конституция РФ и настоящий Федеральный закон устанавливает виды материальной поддержки семей с детьми (опекунов, усыновителей). Чтобы Федеральный закон эффективно применялся, издаются разъяснения, согласованные с Правительством РФ.

Действующий Федеральный закон вступает в силу после официальной публикации. В течение 60 дней Правительство и Президент РФ должны привести в соответствие с Федеральным законом все нормативные и правовые акты.

Чтобы скачать Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» с внесенными изменениями при последней редакции, перейдите по следующей ссылке.

Последние изменения

Как уже говорилось выше, последние изменения были внесены 28 марта 2017 года. Была дополнена статья 12.1 и статья 12.5.

В статье 12.1 описывается право на единовременное государственное пособие, если ребенок был передан на воспитание в другую семью. Он может быть усыновлен, или же передан в органы опеки и попечительства. Дети были переданы на воспитание в другую семью после смерти родителей, лишены родительских прав или ограничены.

В ст 12.5 описывается порядок получения денежной государственной компенсации, если отец или мать проходят военную службу.

Получить денежное пособие может:

  • Мать военнослужащего, которая проходит военную службу по призыву;
  • Опекун несовершеннолетнего или другой родственник в момент, когда отец проходит военную службу по призыву.

Если его опекают или воспитывают несколько лиц, то право на получение ежемесячного государственного пособия предоставляется одному из указанных лиц.

Ниже также рассмотрены следующие статьи:

В ст 11 описывается, кто имеет право на единовременное пособие при рождении малыша. Право на получение единовременной компенсации получает один из родителей или лицо, которое на данный момент его опекает. Если рождено два и более детей, это государственное пособие выплачивается на каждого ребенка в отдельности.

Это интересно:  Что делать, если местный суд не принимает кассационную жалобу

В ст 12 указывается размер единовременного пособия при рождении ребенка. Он составляет — 8000 рублей.

Статья 13 ФЗ-81 перечисляет права на ежемесячное государственное пособие по уходу за несовершеннолетним.

Таким правом обладают:

  • Родители, опекуны, близкие и дальние родственники, которые осуществляют уход за ребенком;
  • Матери, которые проходят военную службу по контракту;
  • Матери, уволенные в период беременности;
  • Другие родственники, которые осуществляют фактический уход за несовершеннолетним.

Право на выплату государственной компенсации по уходу за ребенком сохраняется даже в том случае, если лицо трудоустроено на неполный рабочий день, работает дома или проходит обучение. Если лицу предоставляется несколько оснований для получения пособия, он имеет право выбрать одно из них. Если уход за несовершеннолетним выполняется одновременно несколькими лицами, получить государственную компенсацию по уходу за несовершеннолетним может одно из лиц.

Чтобы скачать последнюю редакцию ФЗ «О гос пособиях гражданам имеющим детей», перейдите по следующей ссылке.

Виды и правила получения государственных пособий гражданам, имеющим детей

Одним из самых распространенных способов защиты граждан, у которых есть дети, является установление денежных пособий. Тем самым государством обеспечивается минимальный уровень гарантий и денежная поддержка детей, материнства, а также отцовства.

В России выплата этих денег распространяется на женщин, находящихся на дородовом больничном периоде, и до момента, пока мама самостоятельно не начнет зарабатывать и содержать себя и своего ребенка. Претендовать на такие средства при определённых условиях могут и отцы, либо же лица, занимающиеся опекой над крохой. При определенных обозначенных законом условиях получать такую помощь могут все граждане РФ, лица, не имеющие гражданства, проживающие за пределами России и даже лишенные ранее родительских прав.

Главная цель, которую ставит перед собой государство в процессе установления денежного содержания (разового, периодического, постоянного) – поддержать молодую семью в трудный период становления маленького гражданина.

Законодательное регулирование вопроса

Для его исполнения российским правительством 04.09.1995 принято постановление № 883 (сегодня это постановление российского правительства № 865, принятое 30.12.2006), которым четко обозначено порядок и механизмы, как определять, устанавливать и выплачивать денежные средства. Эти документы претерпели некоторые изменения с учетом сегодняшнего дня, но основные, заложенные изначально, принципы их реализации остались неизменными.

Дополнительно законом 81-ФЗ было предоставлено право иным федеральным органам, представляющим исполнительную власть принимать свои акты в части, которая не регулируется этим документом. Как правило, такими актами регулируется порядок реализации базовых норм, обозначенных в законе 81-ФЗ. Исключение могут представлять локальные акты, расширяющие размеры денежных выплат без какого-либо ограничения и ущемления отдельных категорий граждан, если иное не предусматривается законодательными актами.

В целях правильной трактовки отдельных положений закона 81-ФЗ, законодатель изначально предусмотрел возможность предоставления отдельными органами специальных инструктивных писем, которые являются обязательными для организаций, занимающихся реализацией политики поддержки всех нуждающихся, имеющих несовершеннолетних детей в своих семьях.

Кто имеет право на получение помощи

Важным критерием реализации законодательного или нормативного акта есть четкое определение перечня лиц, на которых он распространяется.

Такой подход позволяет избежать путаницы, установить четкие, прозрачные и эффективные механизмы практичной его реализации.

Получать пособия от государства сегодня имеют право следующие лица:

  • граждане РФ (обязательное условие – постоянное нахождение в России);
  • военнослужащие, сотрудники пожарной охраны, таможенники, полицейские, временно не живущие в России;
  • иностранцы, лица, не имеющие гражданства, при условии постоянного проживания на российской территории;
  • иностранцы, оформившие социальную страховку, даже когда они живут в России временно.

При этом законодательно обозначен также круг лиц, которым не предусматривается выплата какой-либо денежной помощи. В перечень таких лиц вошли:

  • российские граждане (сюда же отнесены иностранцы, лица без какого-либо гражданства), малыши у которых полностью содержатся за деньги государства;
  • лишенные или иным законным способом ограниченные в правах по уходу за ребеночком граждане (исключение составляют женщины, что находятся на стадии беременности, получают соответствующие компенсационные выплаты в связи со своим положением);
  • выехавшие по собственной инициативе и проживающие за пределами страны граждане.

На законодательном уровне предусмотрено, что при появлении неразрешимых или неопределенных моментов, иных нестандартных ситуаций и вопросов, не обозначенных законом 81-ФЗ, полномочия на их разрешение делегировано правительству.

Понятие и виды

Это позволяет частично компенсировать временную потерю постоянного источника дохода, а также появившиеся дополнительные расходы по части содержания еще одного (или нескольких) члена семьи.

Все пособия условно разделяются на несколько основных групп:

  • денежные выплаты беременным женщинам до и после родов;
  • выплата разовой фиксированной суммы женщинам, зарегистрировавшимся в специальном медицинском заведении до окончания двенадцатой недели беременности;
  • разовое пособие, которое платят после появления на свет малыша;
  • ежемесячные перечисления для покрытия затрат на содержание ребенка;
  • ежемесячные денежные переводы непосредственно на кроху;
  • разовое пособие, полагающееся людям, решившим принять оставленного родителями ребенка в свою семью.

Кому, сколько и как выплачивать эти деньги, определено правительственным постановлением.

Важно отметить, что для получения перечисленных выше пособий, женщина обязана будет предоставить на работе (или же в специальную определенную правительством организацию) следующий перечень необходимых подтверждающих документов:

  • больничный лист;
  • копию приказа, гласящего, что женщина (другой уполномоченный и имеющий на то право человек) отправлена в отпуск, присматривать за крохой;
  • документ, подтверждающий, что женщина (уполномоченный родственник) застрахована по обязательной для всех граждан программе российского социального страхования;
  • документы на ребенка (подтверждающие факт рождения, либо же усыновления или опеки);
  • иные документы, подтверждающие определенные законодательством условия для возможности получения таких денежных средств.

Обращаем внимание, что пособия, определенные законодательством, направлены на поддержку семей, где присутствуют дети, не являются исчерпывающими. Иными законодательными актами предоставляется возможность обозначить в коллективном договоре предприятия, используя для этого собственные средства, увеличенные размеры и другую частоту выплаты денег на поддержку детских семей. При этом помощь подобного типа не заменяет и не уменьшает определенных государством социальных гарантий, а являются таким себе бонусом сотруднику от компании, в которой он работает.

Характеристика и размеры господдержки

Итак, все предоставляемые российскими бюджетами различных уровней пособия можно свети к нескольким базовым группам, позволяющим получить общее представление о социальной финансовой поддержке, на которую могут рассчитывать молодые семьи один раз, периодически, либо постоянно.

К таким вспомогательным действиям относят:

  • денежную помощь (единовременную, периодическую);
  • возможность получать дополнительные услуги (медицинские, в детских садиках, школах, других заведениях);
  • разнообразные льготы (на нахождение и содержание ребенка в садике, дошкольном, школьном учреждении, дальнейшая учеба в других учебных заведениях, покупка лекарственных препаратов по сниженной стоимости, меньшая сумма в качестве оплаты коммунальных услуг и другие).

Российским правительством утверждены такие основные способы финансовой помощи (пособия):

  • разовая – женщинам, решившим стать на медицинский учет до 12 недели беременности (выплачивается 628,47 рублей);
  • оплата беременности, а также последующих родов (зависит от уровня среднего дохода женщины);
  • одноразовая выплата по факту рождения маленького человечка (выплачивают 16 759,09 рублей);
  • стандартные выплаты один раз каждый месяц до момента, пока малышу не исполнится полтора годика (минимум на первого малыша 4465,20 рублей, второму и последующим деткам полагается уже 6284,65 рублей, для имеющих работу женщин оплачивается 40% от среднемесячного дохода, при этом установлен «потолок» в размере 24 536,57 рублей);
  • когда в семье появляется второй ребенок, семья получает шанс претендовать на участие в программе материнского капитала.

Деньги для практического внедрения в жизнь предусмотренных законодательством программ помощи формируются из зарезервированных для этого средств бюджетов различных уровней, либо же выделяются специализированным Фондом, ведающим вопросами социального страхования. Правда, граждане, претендующие на такие выплаты, должны быть участниками этого Фонда. Как правило, за бюджетные деньги оплачивают помощь государственным служащим различных рангов, а также военнослужащим, работникам различных государственных силовых ведомств. Эти нормы заложены в специальных законодательных актах РФ.

Все выплаты, предусмотренные описанными выше актами, имеют твердые размеры и не зависят от возраста, социального статуса, уровня дохода и других условий, которые имел гражданин до момента их назначения.

Региональные особенности

Важно отметить, что российской Конституцией, обозначенным выше законом 81-ФЗ обозначены только основные базовые принципы, как должны формироваться и реализоваться на практике меры всеобщей поддержки семьям, воспитывающим маленьких детей. В то же время регионам предоставлено право в рамках основных законодательных документов принимать свои собственные, которые позволят расширить возможности местных властей для улучшения уровня обслуживания и поддержки нуждающихся.

Такими возможностями воспользовались, к примеру, в городе Москве, Ленинградской области, где были приняты свои собственные законодательные акты расчерчивающие количество льгот, конкретизирующие порядок их установления и выплаты. В частности законом города Москвы от 03.11.2004 № 67 предусматривается ряд дополнительных, по сравнению с базовым законодательным документом, денежных компенсационных выплат, связанных со стремительным ростом цен на медицинскую, детскую продукцию, учет инфляционных процессов, а также компенсацию за увеличение стоимости продуктов питания определенным правительством Москвы лицам.

Это интересно:  Мужчина в отпуске по уходу за ребенком

О государственной поддержке семьям при появлении ребенка смотрите в следующем видеосюжете:

Государственные пособия гражданам, имеющим детей (стр. 1 из 6)

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Институт заочного обучения

по дисциплине Организация социальной работы с персоналом

Государственные пособия гражданам, имеющим детей

Самоходова Елизавета Сергеевна

СОДЕРЖАНИЕ

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

1.1 Общая характеристика государственных пособий, предоставляемых гражданам, имеющим детей

1.2 Пособия по беременности и родам

1.3 Единовременное пособие при рождении ребенка. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

1.4 Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью

1.5 Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

1.6 Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

1.7 Ежемесячное пособие по уходу за ребенком

1.8 Ежемесячное пособие на ребенка

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЯХ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ

Формирование в России демократического, правового социального государства обусловило повышение интереса к правовому регулированию тех социальных отношений, которые связаны с социальной защитой, поддержкой государством, обществом малоимущих, бедных категорий граждан.

Встав на путь создания рыночной экономики, Российская Федерация столкнулась с целым рядом проблем. Экономические реформы реализуются медленнее, чем бы хотелось, иногда проводятся в жизнь непоследовательно, что отрицательно сказывается на их эффективности, росте производства, сдерживании инфляции, роста цен и стоимости жизни. До настоящего времени в стране отсутствует целостная концепция социального реформирования, что ведет к обострению социальных проблем и в первую очередь к высокому уровню безработицы, усилению поляризации в обществе, росту численности бедных людей. Конечно, проблема бедности не является только проблемой России, так как, по данным МОТ и других международных организаций, сейчас более чем у 1 млрд. жителей Земли отсутствуют необходимые средства к существованию, т.е. они причисляются к маргинальному населению. Что касается Российской Федерации, то, по данным официальной статистики, количество людей, живущих на уровне прожиточного минимума и ниже этой величины, составляет более 40% населения, примерно 57 млн. человек (значительная часть пенсионеров; безработные; семьи с детьми; работники бюджетной сферы, заработная плата которых составляет в лучшем случае чуть более 50% уровня оплаты труда в промышленности). Решать эту острейшую социальную проблему можно лишь комплексно, в том числе совершенствуя социальное законодательство. Сказанное повышает и востребованность новейших исследований ученых-юристов в области трудового права, права социального обеспечения и социальной защиты населения в широком смысле этого слова.

Провозгласив на конституционном уровне в числе основных направлений государственной политики социальную защиту и поддержку семьи, материнства и детства, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности в качестве ключевых целей национального развития, законодатель тем самым определил базис последующего правового регулирования обозначенной области общественных отношений. В числе значительного количества нормативных правовых актов, сформировавших так называемый блок социального законодательства, далеко не последнее место принадлежит Закону «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Законодатель не только определяет место и роль рассматриваемого Закона в системе нормативной базы, но и намечает основные направления государственно-правового регулирования в области материальной поддержки материнства, отцовства и детства.

Представляя материальную поддержку в качестве составной части системы государственного страхования, законодатель тем самым применяет к ней основные принципы правового регулирования всей системы в целом. Декларирование единства системы государственных пособий гражданам, имеющим детей, находит воплощение в реализации гражданами прав на получение пособий по беременности и родам; женщинами, вставшими на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; на ребенка.

До принятия Закона большая часть находилась в разрозненном состоянии, правовое регулирование связанных с ними процедурных вопросов (назначение и начисление, порядок выплаты и т.п.) осуществлялось различными как по юридической силе, так и по иерархической соподчиненности нормативными актами. Начиная с 1995 года нормы, регулирующие вопросы предоставления пособий беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, были унифицированы и сформированы в единую систему, что, в свою очередь, сказалось на формировании последующих рычагов функционирования соответствующего государственного механизма. Далеко не последнюю роль в названном процессе сыграл обозначенный в преамбуле к Закону и положенный в его основу принцип единства.

Согласно преамбуле, Закон, формируя единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, делает основной упор на данном направлении государственной социальной политики на воспитание подрастающего поколения. Судя по содержанию норм данного Закона, воспитание понимается законодателем достаточно широко, охватывая также удовлетворение потребностей детей в индивидуальном уходе и содержании. Вместе с тем следует отметить, что основные законодательные положения воспроизводят условия предоставления пособий, установленные ранее действующим законодательством. Поэтому хотя Законом и предусмотрены некоторые новые решения, вступление его в силу не привело к коренной ломке ранее действовавших правил.

Закрепленная Конституцией РФ обязанность РФ как социального государства обеспечения поддержки малоимущим и нуждающимся в социальной защите слоям населения, реализуемая посредством предоставления адресной целевой помощи, отчасти воплощается и в нормах настоящего Закона. Вместе с этим целью принятия настоящего Закона является не только реализация адресного подхода социальных выплат как одного из показателей эффективности системы социального обеспечения, но и создание комплекса норм, гарантирующих материальную поддержку материнства и детства, что в решающей степени определяет состояние общества и перспективу его прогрессивного развития, связь, нормальную смену и преемственность поколений, подготовленность новых членов общества к полноценной реализации прав и обязанностей человека и гражданина, как и фактическую реализацию этих прав и обязанностей.

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

1.1 Общая характеристика государственных пособий, предоставляемых гражданам, имеющим детей

Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» с изменениями и дополнениями (далее — Федеральный закон N 81-ФЗ) устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Статьей 3 Федерального закона N 81-ФЗ установлены следующие виды государственных пособий гражданам, имеющим детей:

— пособие по беременности и родам;

— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

— единовременное пособие при рождении ребенка;

— ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

— ежемесячное пособие на ребенка;

— единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.

Федеральным законом от 25.10.2007 N 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» перечень пособий был дополнен следующими видами:

— единовременным пособием беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

— ежемесячным пособием на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Порядок предоставления информации, необходимой для назначения и выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданам, имеющим право на получение этих пособий, а также органам, осуществляющим назначение и выплату указанных пособий, определяется Правительством РФ.

Федеральный закон N 81-ФЗ определяет цели, на достижение которых направлен данный Закон, — установление для проживающих в России граждан России, иностранцев, лиц без гражданства, иных лиц, имеющих детей, единой системы государственных пособий и обеспечение при помощи этой системы гарантированной государством материальной поддержки материнства, отцовства и детства. Как отметил Конституционный Суд России в Определении от 8 июня 2000 г. N 134-О, таким образом, государство приняло на себя обязанность выплачивать пособия на детей без всяких изъятий, что согласуется с целями социального правового государства, провозглашенными в ст. ст. 1, 2 и 7 Конституции РФ, а также с конституционными положениями о том, что каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (часть 2 статьи 6); все равны перед законом и судом (часть 1 статьи 19); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статья 38); каждому гарантируется социальное обеспечение, в т.ч. для воспитания детей, на условиях, установленных законом (части 1 и 2 статья 39).

Статья написана по материалам сайтов: base.garant.ru, znaybiz.ru, 210fz.ru, posobie-help.ru, mirznanii.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector