Использование служебного положения в корыстных целях

Что касается денежного штрафа, то он не обязательно представляет собой фиксированную сумму. В некоторых случаях он может быть назначен исходя из дохода обвиняемого за последние шесть месяцев. Другие виды наказания Обвиняемый по ч. 1 ст. 285 УК РФ может быть приговорен судом к принудительным работам на протяжении четырех лет. Лишение свободы также предусмотрено в этой уголовной статье. От последствий, которые вызваны подобными деяниями, прежде всего зависит срок заключения. Максимальный составляет десять лет. Те же формы наказания предусмотрены законом при совершении такого преступления, как превышение должностных полномочий. Ст. 285 УК РФ говорит о том, что служебные преступления имеют более тяжкие последствия для виновного в том случае, если он, совершая их, занимал государственную должность и права, которые она предполагает, использовал преимущественно в корыстных и личных целях.

Содержание

Статья 285. злоупотребление должностными полномочиями

Коррупция и преступления, связанные с ней, существуют в мире с древних времен. Однако именно с развитием рынка произошел яркий всплеск подобной преступности.
И это неудивительно. Ведь с тех пор использование служебного положения в личных и корыстных целях стало приносить существенный доход. В европейских странах уже более двухсот лет в законе прописан запрет на коррупционные действия.

В России за незаконную деятельность, осуществленную с помощью должностных полномочий, предусмотрена ответственность по ст. 285 УК РФ. История коррупции В переводе с латинского языка это слово означает «подкуп».

В российской криминологии коррупцией называют социальное явление, которое характеризуется продажностью государственных служащих. В Уголовном кодексе присутствует целый ряд статей, призванных предотвращать подобную незаконную деятельность.
Одна из них – ст. 285 УК РФ.

Использование служебного положения ук рф

Статья 285. злоупотребление должностными полномочиями

Использование служебного положения в личных целях наказаниеэто

Здесь субъектом является должностное лицо, занимающее государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также глава органа местного самоуправления. 7. Особо квалифицированным видом злоупотребления полномочиями (ч.

3 комментируемой статьи) является совершение деяния, предусмотренного ч. ч. 1 или 2 комментируемой статьи, повлекшее тяжкие последствия. Под тяжкими последствиями как квалифицирующим признаком преступления, предусмотренным ч. 3 комментируемой статьи и п. «в» ч. 3 ст. 286 УК, следует понимать последствия совершения преступления в виде крупных аварий и длительной остановки транспорта или производственного процесса, иного нарушения деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.

Статья 364. злоупотребление властью или служебным положением

Ситуация отягощается, если такое деяние было совершено из личной заинтересованности, и в результате повлекло серьезное нарушение прав, законных интересов граждан либо охраняемых действующим законом интересов государства и общества. Многочисленные признаки состава преступления могут оказывать существенное влияние на меру наказания.

Злоупотребление служебным положением

При нарушении своих служебных полномочий, в результате которых был нанесен существенный вред, должностное лицо может наказываться лишением свободы до десяти лет с абсолютным лишением права занимать разные должности либо заниматься определенной деятельностью на время до трех лет. Помощь при нарушении В случаях, когда у должностного лица отсутствует корыстный мотив либо личная заинтересованность, то злоупотребление должностными полномочиями может быть переквалифицировано в дисциплинарный проступок.
Обязательным условием для таких действий является несущественное нарушение прав и интересов граждан либо организаций, охраняемых законом. Действующий закон Российской Федерации многогранен, поэтому одна неверная трактовка и незначительное превышение служебных полномочий переходит к части злоупотреблений должностными полномочиями.

Превышение должностных полномочий. ст. 285 ук рф с комментариями

Уголовный кодекс РФ не предусматривает отдельной нормы для подобных преступлений. Лица несут ответственность за превышение полномочий при выполнении управленческих функций в государственных органах или при исполнении аналогичных функций в коммерческих структурах. В соответствии со статьей 201 УК РФ, использование служебного положения руководителями различных организаций является частными случаями и регулируется в рамках общего подходу к трактовке статьи и определения меры наказания. Отсутствие состава преступления при использовании положения руководителями организаций Существующая позиция о недопустимости привлечения к уголовной ответственности управляющих компаний или других коммерческих организаций, превысивших свои должностные полномочия, выглядит достаточно сильно и предпочтительно. Требования УК РФ довольно однозначно поясняют данную позицию.

Использование служебного положения в личных целях статья ук

Примером таковых дисциплинарных взысканий может служить понижение в должности или строгий выговор в структурах МВД. Злоупотребление служебными полномочиями управляющими коммерческих организаций Законодательство предусматривает ответственность и лиц, не находящихся на государственной службе, за использование их прав в корыстных личных целях, если таковое их применение нарушает права других граждан, юридических лиц или непосредственно Российской Федерации.

Правовое регулирование данного преступления обеспечивается положениями ст. 201 УК РФ. Наказанию в таком случае подлежат лишь лица, осуществляющие на объекте управленческие функции, а уровень ответственности является значительно более высоким, чем предусмотрено законом для должностных субъектов госслужбы.
Так, наказание за таковое преступление включает в себя:

  • Штраф размерами вплоть до 200 тыс.

Карьеризм, семейственность и протекционизм – мотивы, руководствуясь которыми руководители государственных учреждений зачастую совершают многочисленные преступления. Самыми распространенными среди них являются именно деяния, которые предусмотрены 258-й статьей.

Существенные нарушения Злоупотребляя своими полномочиями, представитель государственной власти затрагивает интересы государства и общества. Такие действия носят негативный характер и могут создавать нарушения. Наиболее существенными называют те действия, которые нарушают права граждан, прописанные в Конституции, подрывают существенно авторитет органов власти и осуществляют помехи в их работе. Существенны ли созданные нарушения или нет, решает суд в каждом отдельном случае. Особенных признаков в этом отношении нет.
В случаях, когда деяние, содержащее признаки злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК) или превышения должностных полномочий (ст. 286 УК), совершено должностным лицом для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства, и эта опасность не могла быть устранена иными средствами, то такое деяние не может быть признано преступным при условии, что не было допущено превышения пределов крайней необходимости (ст. 39 УК). Не могут быть признаны преступными деяния должностного лица, связанные с использованием служебных полномочий, повлекшие причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, если они были совершены во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения (ст. 42 УК). Должностное лицо, совершившее умышленное преступление, предусмотренное комментируемой статьей или ст.

Использование служебного положения в личных целях статья ук рф

  • Предприятие не относится к государственным и муниципальным.
  • Отсутствует причастность компании к объединению коммерческих и некоммерческих структур.
  • Присутствует ущерб для деятельности иных компаний, независимо от назначения.
  • Ущерб не нанесен гражданам и государственным структурам.
  • Присутствует заявление в соответствующие органы от коммерческой организации или ее представителя.
Это интересно:  Исковое заявление о признании брака недействительным

При соблюдении всех условий расследование и привлечение должностного лица к ответственности выполняется в рамках действующего законодательства. Использование служебного положения и ответственность за злоупотребление Основной чертой, характеризующей преступления с использованием должностного положения, является наличие посягательств на объекты интересов организации. Возможно использование служебных обязанностей для преступных и неправомерных действий.

Использование служебного положения УК РФ

Использование служебного положения в личных целях, злоупотребление и превышение полномочий считаются наиболее сложными для квалификации преступлениями. Понятие злоупотребления положением изложен в ст. 201 УК РФ. Трактовка термина в юридической и судебной практике отличается ввиду сложности понятия и большом количестве вариаций.

Понятие использования служебного положения может объясняться с двух сторон. В первом случае трактовка более узкая и определенная. Имея определенные права и обязанности, служебные компетенции, должностное лицо совершает определенные действия или бездействует в определенных ситуациях, что является нарушением закона.

Более широкая трактовка понятия имеет широкое распространение. Использование служебного положения предполагает выполнение следующих противоправных действий:

Различные нарушения закона в пределах полномочий ответственного лица.

Аналогичные действия, выходящие за рамки полномочий.

Действия, не связанные с деятельностью должностного лица, но возможные благодаря имеющимся служебным связям и авторитету.

Превышение полномочий является использованием служебного положения в собственных интересах и выходит за рамки закона. Лица, допустившие данное нарушение случайно или намеренно, несут ответственность за свои действия в соответствии с УК РФ. Уголовный кодекс насчитывает 34 правонарушения, попадающих под определение использования служебного положения. При использовании широкой трактовки понятия, ответственность за правонарушения будет ниже, так как наказание будет понесено за одно, а не за совокупность нарушений. Если применяется узкая трактовка понятия, нарушитель может быть привлечен к ответственности за каждое действие.

Уголовный кодекс РФ не предусматривает отдельной нормы для подобных преступлений. Лица несут ответственность за превышение полномочий при выполнении управленческих функций в государственных органах или при исполнении аналогичных функций в коммерческих структурах. В соответствии со статьей 201 УК РФ, использование служебного положения руководителями различных организаций является частными случаями и регулируется в рамках общего подходу к трактовке статьи и определения меры наказания.

Отсутствие состава преступления при использовании положения руководителями организаций

Существующая позиция о недопустимости привлечения к уголовной ответственности управляющих компаний или других коммерческих организаций, превысивших свои должностные полномочия, выглядит достаточно сильно и предпочтительно. Требования УК РФ довольно однозначно поясняют данную позицию. В случае незаконного использования предоставленных полномочий, а также при совершении действий, выходящих за границы служебной компетенции, должностное лицо в органах государственной власти привлекается к ответственности. Руководитель, работающий в другой сфере, не попадает под действие указанной статьи. Одним словом, для чиновников и коммерсантов существуют разные правила, подразумевающие их деятельность.

Для управленцев в области коммерческой или иной деятельности, УК РФ трактует превышение должностных полномочий в двух случаях. В соответствии со ст. 203 уголовного кодекса, попадают под ответственность действия, выделенные в состав отдельного преступления, например, при превышении полномочий сотрудниками охранных организаций. В соответствии со ст. 136 и 137, превышением полномочий считается нарушение прав и свобод иных лиц за счет использования положения либо нарушения неприкосновенности жизни частного лица, также выполненное за счет собственного статуса.

Служащим считается человек, принятый на государственную службу и выполняющий обязанности в соответствии с федеральными законами и нормативами. При этом сотрудник получает вознаграждение за счет муниципального, регионального или федерального бюджета. Такое должностное лицо полностью соответствует мерам, закрепленным в ст. 201 от УК РФ, предполагающих ответственность за использование служебного положения в личных целях.

Понятия государственного и муниципального служащего отличны от понятия служащего указанных учреждений. Определение является собирательным, включает следующие виды деятельности:

Служащий организаций государственного и местного уровня.

Государственный и муниципальный служащий.

Сотрудник коммерческого или иного предприятия, не относящийся к первым двум категориям.

Понятие ответственности за использование служебного положения отличается для каждой группы служащих. Трактовка прав и обязанностей для указанных категорий имеет собственное наполнение и содержание.

Ответственность за использование служебного положения

По отношению к коммерческим организациям, уголовное преследование возможно далеко не во всех случаях. Примечание 2 статьи 201 уголовного кодекса РФ поясняет, что уголовное дело заводится только по заявлению пострадавшего лица либо с его согласия. В противном случае, даже если организации нанесен финансовый либо имиджевый эффект, но заявление в правоохранительные органы отсутствует, уголовное преследование не грозит коммерческим лицам, допустившим злоупотребление служебными обязанностями.

Существует дополнительно примечание 3, разграничивающее зону ответственности, и делающее понятие уголовного преследования более четким. В соответствии с данной поправкой, если нанесен ущерб сообществу людей или организаций, вопрос о привлечении к ответственности должностного лица осуществляется на общих основаниях.

Организация осуществляет коммерческую или иную деятельность и не относится к государственным и муниципальным структурам.

Если нарушены интересы конкретной коммерческой компании, без привлечения служебных органов, или совокупности компаний.

При отсутствии официального обращения пострадавшей организации или частного лица, понесшего убытки или ущерб, или при отсутствии согласия на подобные действия.

Ограничение уголовного преследования возможно только для компаний, занятых в коммерческой деятельности и имеющих соответствующий статус. Исключение могут составлять государственный и муниципальные службы, которым по действующему законодательству присвоен подобный статус. Статья 50 ГК РФ четко дает определение коммерческих и иных предприятий. В соответствии с данным документом:

Организации коммерческого типа ставят цели извлечения прибыли и ее распределение между участниками, некоммерческими партнерами, являются юридическими лицами.

Коммерческие компании могут иметь форму хозпредприятий, кооперативов, товариществ, а также государственных и унитарных предприятий.

Некоммерческие организации создаются в качестве кооперативов, учреждений общественного или религиозного типа. Форма финансирования таких предприятий может быть различной, от использования специальных фондов для частного инвестирования. Возможна коммерческая деятельность подобных организаций, но только для достижения задекларированных целей.

Ассоциации и союзы являются формой объединения коммерческих и некоммерческих партнеров.

В соответствии со статьей 201 УК РФ примечание 2, государственные структуры, осуществляющие уголовное преследование коммерческих компаний, могут использовать механизмы воздействия при наличии заявления потерпевших либо их согласии. В противном случае организация не несет ответственности за превышение служебных полномочий управляющего лица.

Решение о необходимости уголовного преследования принимается руководством коммерческой организации либо уполномоченными действовать от ее имени лицами. При этом могут учитываться оценки учредителей и их заинтересованность в расследовании дела.

Нормы ответственности за использование служебного положения

Использование служебного положения в соответствии с юридической документацией больше относится уголовно-процессуальным действиям, чем к уголовно-правовым. Статья 201 УК РФ, а именно примечания 2 и 3, устанавливают данные нормы. Если предприятие не относится к государственным или муниципальным структурам, статья 53 ГК РФ определяет источники подачи заявления в соответствующие органы.

Уголовное преследование коммерческой или иной компании, не относящейся к органам местного и федерального управления, а именно к должностному лицу, использовавшему свое служебное положение, возможно только при совокупности факторов:

Организация относится к коммерческим и имеет подтверждающий комплект документов.

Предприятие не относится к государственным и муниципальным.

Отсутствует причастность компании к объединению коммерческих и некоммерческих структур.

Присутствует ущерб для деятельности иных компаний, независимо от назначения.

Ущерб не нанесен гражданам и государственным структурам.

Присутствует заявление в соответствующие органы от коммерческой организации или ее представителя.

При соблюдении всех условий расследование и привлечение должностного лица к ответственности выполняется в рамках действующего законодательства.

Использование служебного положения и ответственность за злоупотребление

Основной чертой, характеризующей преступления с использованием должностного положения, является наличие посягательств на объекты интересов организации. Возможно использование служебных обязанностей для преступных и неправомерных действий. При наличии полномочий в определенной сфере деятельности, должностные лица могут совершать противоправные деяния в личных целях.

Использование служебного положения возможно в органах государственной власти, местного управления, региональных службах, госкорпорациях, вооруженных силах и структурах полиции. Работники указанных структур несут полную ответственность за свои действия, и в случае наличия доказательств подлежат наказанию.

Это интересно:  Исковое заявление о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги

Злоупотребление служебным положением, доказанный ущерб отдельным гражданам, предприятиям, интересам организации, может повлечь за собой 6-месячный арест. Возможно наказание в виде исправительных работ, сроком на 2 года. В зависимости от тяжести правонарушения, ответственное лицо может быть лишено свободы на срок до трех лет. При выходе на свободу запрещается занимать определенные должности в органах управления. При тяжких последствиях ущерба, срок может составлять от 5 до 8 лет.

Для оценки правонарушения используются несколько критериев. Должностное лицо воспользовалось своим положением вопреки интересам организации. В основе действий лежали корыстные интересы. Некоторому кругу лиц был нанесен какой-либо ущерб. Злоупотребление властью и служебным положением, действия с умыслом, корыстные причины являются основными факторами совершения преступлений и подлежат оценке на основании статей УК РФ.

Злоупотребление служебными полномочиями: пример, виды этого преступления, статья УК РФ

Неподобающее использование должностных либо служебных наличествующих полномочий в любых личных целях или же с корыстными побуждениями является уголовным преступлением и преследуется соответственно положениям УК РФ. Тем не менее, таковое преступление имеет несколько степеней ответственности и вариантов квалификации соответственно его тяжести, а также целого ряда других факторов. Данное преступление считается коррупционным.

Квалификация и правовые особенности злоупотребления должностным полномочием властными органами и госслужащими

Злоупотребление должностными полномочиями (ЗДП) в полном объеме регулируется и рассматривается ст. 285 УК РФ. Эта статья предусматривает различные виды ответственности уголовного вида, налагаемой на должностные лица в связи с применением в личных целях наличествующих у них полномочий, предоставляемых документированными инструкциями и обязанностями.

Важный факт: данная статья затрагивает исключительно лиц, находящихся на госслужбе или занимающих выборные должности в государственных инстанциях. Применение её к должностным лицам – директорам или сотрудникам отдельных юридических, либо же физических лиц-предпринимателей, не аффилированных с государственными инстанциями, является невозможным. Однако, различные наказания за использование наличествующих полномочий в личных целях в таких случаях регулируются ст. 201 УК РФ.

Для квалификации ЗДП, лицо, подозреваемое в таковом преступлении должно одновременно:

  • Использовать имеющиеся полномочия с целью личной выгоды;
  • Существенно нарушать права, либо же законные интересы граждан, юридических лиц или государства;
  • Находиться на государственной или муниципальной службе, состоять трудоустроенным на должности в акционерных обществах, где контрольным пакетом владеет государство, нести службу в органах МВД, спецслужбах, воинских подразделениях.

Важный факт: уголовное преследование относительно госслужащих, не обладающим статусом должностных лиц, не открывается за исключением случаев, предусмотренных отдельными федеральными законами, служебными либо муниципальными распоряжениями.

Отличия превышений от злоупотреблений полномочиями на должности

Также, ст. 286 УК РФ предполагает отдельное наказание для случаев превышения полномочий. Разница между понятиями злоупотребления или превышения состоит в факте, что превышение может осуществляться без корыстных целей, но, одновременно с этим, в обязательном порядке включает в себя исполнение должностных инструкций и прав, которым и таковое лицо не обладает.

Таким образом, можно привести следующие примеры:

  • Если сотрудник будет использовать свое право на получения доступа к закрытой информации в личных целях – это будет считаться ЗДП;
  • Когда сотрудник выдаст распоряжение, которое он не может отправлять в связи со своей должностью по ошибке, или в личных интересах – тогда данное преступление будет квалифицировано как превышение полномочий, обеспечиваемых должностью.

Возможная ответственность за превышение и ЗДП

Уголовный кодекс полностью описывает ситуации превышений и злоупотреблений лиц наличествующим должностным положением и предусматривает различные виды наказания созависимо тяжести совершенного преступления. Так, согласно со ст. 285 УК РФ, злоупотребление, осуществленное лицом, не обладающим статусом государственной должности РФ, или же соответствующей должности субъекта РФ, и не возглавляющим местные органы самоуправления предусматривает:

  • Штраф, размером до 80 тыс. рублей или шести месячных доходов;
  • Лишение права занимать должность или заниматься определенными видами деятельности сроком до пяти лет;
  • Принудительные работы или лишение свободы длительностью вплоть до 4 лет;
  • Арест длительностью от 4 до 6 месяцев.

Аналогичные санкции предусматривает согласно ст. 286 УК РФ превышение наличествующих полномочий. Для лиц, которые же занимают вышеупомянутые госдолжности, злоупотребления с превышениями предусматривает более жёсткие предпринимаемые меры:

  • Штраф, имеющий размер от 100 до 300 тыс. рублей или в размере дохода за срок от одного до двух лет;
  • Принудительные работы сроком до пяти лет, вместе с лишением права на занятие определенных должностей на три года или без этого условия;
  • Лишение свободы длительностью до семи лет.

Также, ст. 285 УК РФ предполагает обязательное лишение свободы длительностью от трех до десяти лет одновременно с трехлетним сроком лишения права на занятие определенных должностей, если преступление в итоге повлекло за собой тяжкие последствия. Аналогичные санкции регламентируются и относительно превышения полномочий, фактически повлекших тяжкие последствия, которые совершались с использованием оружия, насильственных действий или же под угрозами такового применения.

Помимо того, российское законодательство предусматривает отдельные способы квалификации за растрату бюджетных и внебюджетных средств, внесение в существующие реестры государственного уровня неправдивых и недостоверных сведений, присвоение полномочий должностных лиц и другие подобные преступления, регламентируемые прочими статьями УК. Поэтому правильная квалификация существующего преступления является немаловажной задачей для служебного расследования при последующем обращении в органы правосудия.

Отдельные внутренние распоряжения государственных органов и правила внутреннего распорядка могут предполагать также наложение дисциплинарных взысканий, в том числе как предусмотренных федеральным законодательством выговоров, замечаний или увольнений, так и предполагаемых непосредственно внутренними инструкциями отдельных институтов. Примером таковых дисциплинарных взысканий может служить понижение в должности или строгий выговор в структурах МВД.

Злоупотребление служебными полномочиями управляющими коммерческих организаций

Законодательство предусматривает ответственность и лиц, не находящихся на государственной службе, за использование их прав в корыстных личных целях, если таковое их применение нарушает права других граждан, юридических лиц или непосредственно Российской Федерации. Правовое регулирование данного преступления обеспечивается положениями ст. 201 УК РФ. Наказанию в таком случае подлежат лишь лица, осуществляющие на объекте управленческие функции, а уровень ответственности является значительно более высоким, чем предусмотрено законом для должностных субъектов госслужбы.

Так, наказание за таковое преступление включает в себя:

  • Штраф размерами вплоть до 200 тыс. рублей или до 18 месячных доходов осужденного лица;
  • Обязательные работы длительностью в 480 часов;
  • Исправительные работы сроком вплоть до 2 лет;
  • Принудительные работы либо лишение свободы длительностью до четырехлетнего срока;
  • Арест длительностью до 6 месяцев.

При тяжких последствиях вышеупомянутого преступления, наступает следующая ответственность:

  • Штраф размерами вплоть до 1 млн. рублей или пятилетнего дохода осужденного;
  • Принудительные работы длительностью до 5-летнего срока;
  • Лишение свободы сроком в 5 лет;
  • Ограничение права на занятие отдельных должностей длительностью от года до трех лет. Данное наказание также может совмещаться с принудительными работами и лишением свободы.

Важный факт: отдельные наказания предусматриваются за превышение полномочий нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ), а также охранниками и частными детективами (ст. 203 УК РФ).

Статьи 201, 285, 286 УК РФ: злоупотребление должностными полномочиями и служебным положением

В некоторых отягощенных случаях, при нанесении вреда гражданину или организации в результате своих действий, возможна даже уголовная ответственность.

О наказании по статьям 201, 285, 286 УК РФ: злоупотребление должностными полномочиями, можно почитать немного ниже.

Злоупотребление должностными полномочиями

Злоупотребление должностными полномочиями — это преступление средней тяжести, но в случае некоторых квалифицирующих обстоятельств, оно может стать тяжким преступлением.

В соответствии с действующим законом, злоупотреблением должностными полномочиями считается использование полномочий вопреки интересам организации.

Ситуация отягощается, если такое деяние было совершено из личной заинтересованности, и в результате повлекло серьезное нарушение прав, законных интересов граждан либо охраняемых действующим законом интересов государства и общества.

Многочисленные признаки состава преступления могут оказывать существенное влияние на меру наказания. Поэтому в каждой ситуации рассматриваются признаки, относящиеся к составу данного преступления.

Это интересно:  Двойной вычет на ребенка, если мать одиночка - кто и как может его получить

Объективная сторона нарушения

Учитывая то, что злоупотребление должностными полномочиями обычно приводит к нарушению прав и законных интересов организаций, граждан, то вместе с основным объектом также говориться и о дополнительных объектах преступления, которые участвовали в нем.

Объективная сторона такого нарушения закона включает в себя три признака:

  1. Последствия от действий в виде нарушения прав или интересов граждан, охраняемых законом.
  2. Использование должностным лицом служебного положения вопреки интересам службы.
  3. Причинную связь между последствием и деянием.

Отличия между превышением и злоупотреблением должностными полномочиями

Однако такие преступления могут совершать гражданские служащие, а также другие представители власти.

Отличие злоупотребления должностными полномочиями от превышения полномочий можно легко объяснить по действующему уголовному кодексу РФ.

По статье 285 злоупотребление описывается использованием своих служебных полномочий должностным лицом, когда это деяние было совершено из корыстной либо личной заинтересованности, а также повлекло серьезное нарушение прав и законных интересов общества.

В случае превышения должностных полномочий, в отличие от злоупотребления, совершаемые действия не находятся в компетенции нарушителя.

В соответствии с п. 19 Постановления Пленума ВС РФ N 19, превышение своих должностных полномочий выражается, например, в совершении действий, которые:

  • могут быть совершены при наличии определенных обстоятельств, которые указаны в законе (например использование служебного оружия по отношению к несовершеннолетнему, когда его действия не предоставляли опасности для окружающих);
  • относятся к возможностям другого должностного лица;
  • никто не имеет право совершать;
  • совершаются одним должностным лицом, а должны быть совершены исключительно коллегиально.

Уголовная ответственность

  1. Если виновное лицо имело соответствующие полномочия, то есть могло отдавать распоряжения, предусматривающие обязательное исполнение.
  2. Когда нарушение было напрямую связано с личными интересами лица. Это означает, что человек воспользовался своим служебным положением для улучшения положения знакомых лиц либо для личного обогащения.
  3. Если полномочия были использованы не в интересах того, ради чего лицо ими наделялось. По соответствующим нормативным актам и законам всегда можно определить интересы, ради которых лицо получило полномочия, поэтому при их использовании также можно определить, насколько правильно они были применены.

Соблазн улучшить свои жизненные условия с помощью наделенной властью есть практически у каждого, пока существует государственный аппарат.

Однако мириться с этим совершенно невозможно, поэтому для борьбы с такой неблагоприятной практикой есть соответствующая статья в уголовном законе. Применение наказания на практике показало, что оно серьезно помогает сдерживать коррупцию.

Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями в 2018 году рассматривается крайне редко.

При нарушении своих служебных полномочий, в результате которых был нанесен существенный вред, должностное лицо может наказываться лишением свободы до десяти лет с абсолютным лишением права занимать разные должности либо заниматься определенной деятельностью на время до трех лет.

Помощь при нарушении

Обязательным условием для таких действий является несущественное нарушение прав и интересов граждан либо организаций, охраняемых законом.

Действующий закон Российской Федерации многогранен, поэтому одна неверная трактовка и незначительное превышение служебных полномочий переходит к части злоупотреблений должностными полномочиями.

Чтобы разобраться точно со своими нарушениями и степенью заслуженного наказания, рекомендуется обратиться за квалифицированной помощью к профессиональному адвокату по уголовным делам.

Такой шаг сможет дать обвиняемому возможность для получения минимального наказания, предусмотренного законодательство. Вам помогут организовать рассмотрение дела, учитывая все обстоятельства, а также правильно обозначить причиненный ущерб.

Злоупотребление служебным положением — состав преступления и меры наказания

Под злоупотреблением по службе понимают выполнение должностным лицом своих трудовых функций против интересов службы. Чтобы использование служебного положения по УК РФ было признано преступлением, необходимо также наличие в действиях виновного корыстного мотива.

Состав преступления

Для того чтобы привлечь служащего к уголовной ответственности за злоупотребление своими правами (ст.285 УК РФ ), необходимо соблюдение всех характеристик состава преступления, который включает:

  • объект;
  • субъект;
  • объективную сторону;
  • субъективную сторону.

Для начала нужно разобраться, кого можно привлечь к ответственности за такое правонарушение. Субъект ст.285 УК является специальным, то есть не любой гражданин может быть признан виновным в таком деянии.

Руководители частных компаний и их должностные лица, которые используют свои полномочия в личных интересах, также совершают преступление, но отвечать за него они будут не по ст.285 , а по ст.201 УК .

Субъективная сторона

  1. Лицо умышленно совершает действия против интересов службы (в случае неосторожности речь может идти о халатности).
  2. Его действия имеют корыстный мотив, то есть желание получить выгоду для себя или близких, либо другую личную заинтересованность (например, чиновник специально, против интересов госоргана, заключает договор поставки с компанией, принадлежащей его родственнику).

Объективная сторона

В объективную сторону входит 3 обязательных компонента:

  • Совершение деяния, входящего в компетенцию должностного лица, но не соответствующего интересам службы. Это может быть, как активное действие (например, незаконное прекращение уголовного дела), так и бездействие (например, попустительство преступлению).
  • Наступление последствий, выражающихся в причинении серьёзного вреда правам и законным интересам граждан либо интересам общества и государства в целом.
  • Причинная связь между совершённым деянием и наступившими последствиями.

Компетенция служащего закрепляется в должностной инструкции либо отдельных нормативно-правых актах (например, компетенция прокурора – в законе о прокуратуре).

Действия, совершаемые в рамках данного состава, не обязательно направлены против функционирования конкретного государственного органа. Например, выдача водительского удостоверения лицу, не сдавшему экзамен, никак не угрожает деятельности ГАИ, но в случае корыстной цели и наступления оговоренных последствий ведёт к привлечению к уголовной ответственности по ст.285 УК .

Объектом преступления выступает нормальное функционирование государственных органов. Использование служебного положения в личных целях подрывает авторитет органов власти и грозит нарушениями в деятельности конкретных звеньев аппарата управления государством.

Меры наказания

Первая часть описывает злоупотребление без квалифицирующих признаков и предлагает следующие виды наказаний:

  • Штраф до 80 тыс. рублей;
  • Лишение права заниматься определённой работой на 5 лет;
  • Принудительные работы до 4 лет;
  • Арест до полугода;
  • Тюремное заключение до 4 лет.

Вторая часть предусматривает наказание за злоупотребление, которое допустили должностные лица, чьи должности установлены законодательными актами для непосредственного выполнения функций государственного органа. Список наказаний такой же, как и в первой части, но их размер гораздо строже: от 100 тысяч штрафа до 7 лет лишения свободы.

Объективная сторона части третьей включает в себя совершение действий по первой или второй части, если они привели к тяжким последствиям. Под ними понимаются крупные аварии, остановка производства, значительный материальный ущерб, психическое заболевание, покушение на самоубийство или смерть потерпевшего и т.д. Окончательную оценку того, относятся ли наступившие последствия к тяжким, даёт суд.

Такое злоупотребление служебным положением в уголовном праве наказывается исключительно тюремным заключением до 10 лет с лишением возможности в последующем заниматься определённой работой на 3 года.

Судебная практика

Ярким примером злоупотребления служебными полномочиями может служить уголовное дело в отношении следователя из Карелии. Его племянник был замешан в мошеннических схемах, о которых узнали правоохранительные органы. Для того чтобы выгородить своего родственника следователь настоял на не проведении дополнительной проверки, и уголовное дело по данному факту не было возбуждено.

В последующем этот факт вскрылся в ходе проверки и следователь был привлечён к уголовной ответственности по ст.285 УК .

Статья написана по материалам сайтов: buh-nds.ru, landofjustice.ru, pravo.moe, ugolovnyi-expert.com, lexconsult.online.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий