Нарушение правил использования воздушного пространства

Новая редакция Ст. 11.4 КоАП РФ

1. Нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Комментарий к Статье 11.4 КоАП РФ

1. Объектом указанных в статье правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения на воздушном транспорте.

Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.

Под воздушным пространством РФ понимается воздушное пространство над ее территорией, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем РФ.

Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т.п.), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

Согласно ст. 11 Воздушного кодекса РФ пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в совершении следующих противоправных действий, нарушающих федеральные правила использования воздушного пространства.

Часть 1 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность за нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства. В настоящее время действуют Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084. В соответствии с данными Правилами использование воздушного пространства — это деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т.п.), которая может представлять угрозу безопасности использования воздушного пространства. Правила устанавливают требования для пользователей воздушного пространства. В частности, они обязаны: а) осуществлять свою деятельность в воздушном пространстве в соответствии с требованиями Воздушного кодекса РФ, других нормативных правовых актов РФ, регламентирующих использование воздушного пространства; б) своевременно подавать заявки (расписания, графики) на использование воздушного пространства; в) осуществлять свою деятельность в воздушном пространстве только после получения соответствующего разрешения от центра управления полетами и в соответствии с изложенными в нем условиями; г) своевременно сообщать о начале и окончании использования воздушного пространства в соответствующие оперативные органы управления полетами; д) содействовать органам управления полетами в осуществлении поисково-спасательных работ, а также при оказании помощи терпящим или потерпевшим бедствие воздушным судам; е) применять установленные типы и формы сообщений об использовании воздушного пространства; ж) использовать официально издаваемые документы аэронавигационной информации.

Воздушный кодекс РФ и названные Федеральные правила устанавливают разрешительный порядок использования воздушного пространства, т.е. порядок предоставления пользователям возможности использования воздушного пространства, а также порядок выдачи разрешений на его использование.

Органы единой системы организации воздушного движения РФ обеспечивают разрешительный порядок использования воздушного пространства (органы Министерства обороны РФ, Министерства транспорта РФ, Федерального агентства воздушного транспорта и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта).

Помимо упомянутых Федеральных правил правовое регулирование в данной сфере осуществляется посредством Постановления Правительства РФ от 18 июня 1998 г. N 605 О государственном регулировании и организации использования воздушного пространства Российской Федерации».

3. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства лицами (пользователями), не имеющими соответствующих разрешений (не получившими их в установленном порядке) на право использования воздушного пространства.

Пользователи воздушного пространства обязаны запросить у военного сектора РЦ ЕС ОрВД (непосредственно или через гражданские секторы РЦ ЕС ОрВД) разрешение на использование воздушного пространства Российской Федерации вне воздушных трасс и местных воздушных линий не позже чем за 2 часа до запланированного времени начала деятельности, указанного в заявке, или времени, при необходимости скорректированного центром ЕС ОрВД по согласованию с пользователями воздушного пространства.

Если в установленные сроки запрос на использование воздушного пространства Российской Федерации или уведомление о переносе времени начала деятельности в центры ЕС ОрВД не поступили, заявка аннулируется.

Разрешение на использование воздушного пространства означает предоставление возможности использовать воздушное пространство в соответствии с условиями, выданными центром ЕС ОрВД.

В условиях на использование воздушного пространства указываются:

а) время начала и окончания деятельности;

б) район выполнения деятельности и диапазон высот (маршрут и профиль полета);

в) другие необходимые данные.

Для полетов воздушных судов дополнительно указываются:

а) аэродромы посадки и запасные аэродромы;

б) порядок входа (выхода) в воздушные трассы и местные воздушные линии;

в) порядок обслуживания (управления) воздушного движения.

Разрешение на использование воздушного пространства при выполнении полетов воздушных судов по воздушным трассам и местным воздушным линиям дают гражданские секторы центров ЕС ОрВД.

Такое разрешение органы ОВД гражданской и экспериментальной авиации получают от гражданских секторов центров ЕС ОрВД непосредственно, а государственной — через военные сектора центров ЕС ОрВД.

Разрешение на использование воздушного пространства вне воздушных трасс и местных воздушных линий дают военные секторы центров ЕС ОрВД не позже чем за 1 час до запланированного времени начала деятельности.

При вынужденном изменении условий использования воздушного пространства, указанных в заявке, время начала деятельности устанавливается с учетом времени, необходимого для подготовки к ее осуществлению.

Разрешение на использование воздушного пространства вне воздушных трасс и местных воздушных линий при выполнении полетов воздушных судов с аэродромов промежуточной посадки и условия такого использования военные секторы центров ЕС ОрВД дают не позже чем через 1 час после поступления от органа ОВД (управления полетами) аэродрома промежуточной посадки запроса на использование воздушного пространства для продолжения выполнения полетного задания по маршруту.

Орган ОВД (управления полетами) аэродрома государственной (экспериментальной) авиации, на котором планируется первая посадка воздушного судна, обязан сообщить в военный сектор РЦ ЕС ОрВД, в районе которого он расположен, не позже чем за 2 часа до запланированного времени вылета данного воздушного судна решение старшего авиационного начальника аэродрома о приеме воздушного судна.

Органы ОВД (управления полетами) аэродромов государственной (экспериментальной) авиации, на которых предусмотрены промежуточные посадки, обязаны сообщить в военные секторы РЦ ЕС ОрВД, в районе которых они расположены, не позднее чем через 20 минут с момента получения запроса о приеме решение старших авиационных начальников аэродромов о приеме воздушного судна.

Решение о запрещении использования воздушного пространства и аннулировании заявки могут принимать соответствующие центры ЕС ОрВД, которым предоставлено право выдавать разрешение на использование воздушного пространства, если иное решение не будет принято вышестоящим центром ЕС ОрВД.

Пользователи воздушного пространства обязаны начать свою деятельность в течение 20 минут от запланированного времени ее начала или от времени, указанного центрами ЕС ОрВД. Если в течение этого времени деятельность не начата и уведомление о ее переносе в органы ЕС ОрВД не поступило, данная деятельность запрещается и заявка аннулируется.

4. Субъекты данного правонарушения — граждане, должностные лица и юридические лица.

Это интересно:  Квитанция на оплату штрафа гибдд распечатать

5. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Другой комментарий к Ст. 11.4 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения, предусмотренного ч.1 комментируемой статьи, является безопасность полетов, а непосредственно оно направлено на нарушение установленных правил пользования воздушным пространством. Воздушное пространство — это пространство над поверхностью земли, в пределах которого выполняются полеты, обеспеченные аэродромными и наземными радиотехническими средствами.

Рассматриваемый состав носит формальный характер и его объективная сторона выражается в совершении лицом деяния, нарушающего федеральные правила пользования воздушным пространством.

В данной статье предусматривается ответственность специальных субъектов — граждан, должностных лиц, юридических лиц, наделенных в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

С субъективной стороны указанные действия могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

2. Часть 2 данной статьи предусматривает административную ответственность за те же противоправные действия, но устанавливает ответственность для физических лиц, должностных лиц и юридических лиц, не наделенных в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства. Таким образом, субъект правонарушения, предусмотренного ч.2 статьи, характеризуется дополнительным признаком.

Объективная сторона выражается в рассматриваемом случае не только в том, что лицо совершает действия, нарушающие установленные правила, но и в том, что при этом оно не имеет права на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Статья 11.4. Нарушение правил использования воздушного пространства

СТ 11.4 КоАП РФ

1. Нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Комментарий к Ст. 11.4 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения в области использования воздушного пространства. Понятия воздушного пространства, федеральных правил использования воздушного пространства, пользователей воздушного пространства, международного полета раскрываются соответственно в ст. ст. 1, 2, 11, 79 ВК РФ.

Федеральные правила, разработанные в соответствии с ВК РФ и Конвенцией о международной гражданской авиации, подписанной в г. Чикаго 7 декабря 1944 г., устанавливают порядок использования воздушного пространства РФ в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства (см. Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации»).

2. Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства. Порядок наделения правом на осуществление указанной деятельности устанавливается ВК РФ.

Постановление Правительства РФ от 05.05.2012 N 457 «О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» определяет порядок лицензирования деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), выполняемым юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, состоит в нарушении пользователем воздушного пространства правил его использования (например, использование виновным воздушного пространства без разрешения вспомогательного районного центра единой системы организации воздушного движения, несоблюдение условий установленного безопасного использования воздушного пространства, несвоевременная подача заявки (расписания, графика) на использование воздушного пространства, несвоевременное сообщение о начале и окончании использования воздушного пространства в соответствующие оперативные органы управления полетами, игнорирование требований органов управления полетами об участии в поисково-спасательных работах, а также оказании помощи терпящим или потерпевшим бедствие воздушным судам и т.д.).

4. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ, состоит в том, что лицо, не наделенное в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства (не имеющее соответствующей лицензии или лишенное ее), незаконно осуществляет указанную деятельность (поднимает в воздух воздушное судно, запускает воздушные шары, аэростаты, возводит высотное сооружение, производит взрывные работы, работы, в результате которых происходит выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость).

5. Субъектами таких правонарушений могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

6. Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений выражается в форме умысла или неосторожности.

7. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере использования воздушного пространства (ст. 23.43 КоАП РФ). При необходимости применения административного приостановления деятельности дело передается районному судье на рассмотрение (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

8. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

Статья 271.1. Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации

1. Использование воздушного пространства Российской Федерации без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к Ст. 271.1 УК РФ

1. Объектом преступления является безопасность использования воздушного пространства РФ.

Порядок использования воздушного пространства РФ устанавливается в нормативных правовых актах (например, ВК, Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (в ред. от 19.07.2012) ).
———————————
СЗ РФ. 2010. N 14. Ст. 1649; 2011. N 37. Ст. 5255; N 40. Ст. 5555; 2012. N 31. Ст. 4366.

2. Объективная сторона заключается в использовании воздушного пространства РФ без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством РФ, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека (ч. 1 комментируемой статьи), смерть двух или более лиц (ч. 2).

Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

Структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и тому подобное), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ и тому подобное), зоны ограничений полетов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельности в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространства. Структура воздушного пространства утверждается в порядке, установленном Правительством РФ.

Организация использования воздушного пространства осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, органами единой системы организации воздушного движения, а также органами пользователей воздушного пространства — органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах в порядке, определенном Правительством РФ.

В соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства.

Использование воздушного пространства или отдельных его районов может быть запрещено или ограничено в порядке, установленном Правительством РФ. Например, согласно Федеральным правилам использования воздушного пространства Российской Федерации требуется разрешение на использование воздушного пространства в запретных зонах, а также в зонах ограничения полетов, деятельность в которых осуществляется на постоянной основе; приграничной полосе; в случае авиационных работ, парашютных прыжков, подъема привязных аэростатов над населенными пунктами; при выполнении полетов с палубы военного корабля или невоенного судна в воздушном пространстве классов A и C над территорией РФ, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию; беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов A, C и G; аэростатами и дирижаблями в воздушном пространстве классов A и C.

Это интересно:  Архивы Перепланировка - О недвижке.ру

3. Обязательным признаком состава преступления является причинная связь между деянием (использованием воздушного пространства РФ без разрешения) и вредными последствиями.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме неосторожности, которая определяется по отношению к последствиям.

5. Субъектом преступления может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, являющееся пользователем воздушного пространства.

Статья 19 Воздушного кодекса. Ответственность за нарушение федеральных правил использования воздушного пространства

Нарушение федеральных правил использования воздушного пространства влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарии к ст. 19 ВЗК РФ

Ответственность за нарушение Федеральных правил использования воздушного пространства установлена КоАП РФ.

Административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлена в ст. 6.3 КоАП РФ.

При эксплуатации воздушного транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить деятельность своего транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных видов деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила .

Допуск к полету воздушного судна, у которого содержание загрязняющих веществ в выбросах либо уровень шума, производимого им при работе, превышает нормативы, установленные государственными стандартами Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (ст. 8.22).

За эксплуатацию гражданами воздушных судов, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах либо уровень шума, производимого ими при работе, превышает нормативы, установленные государственными стандартами Российской Федерации, статьей 8.23 предусмотрена административная ответственность.

Главой 11 КоАП РФ установлена ответственность за административные правонарушения на транспорте. В частности, ст. 11.3 предусматривает ответственность за совершение действий, угрожающих безопасности полетов. К таким действиям относятся:

— размещение в районе аэродрома знаков и устройств, сходных с маркировочными знаками и устройствами, принятыми для опознавания аэродромов, либо применение пиротехнических изделий без разрешения администрации аэропорта, аэродрома, либо устройство в районе аэропорта, аэродрома объектов, способствующих массовому скоплению птиц;

— невыполнение правил размещения ночных и дневных маркировочных знаков или устройств на зданиях и сооружениях;

— повреждение аэродромного оборудования, аэродромных знаков, воздушных судов и их оборудования;

— проход или проезд без надлежащего разрешения по территориям аэропортов (за исключением аэровокзалов), аэродромов, объектов радио- и светообеспечения полетов.

Субъектами правонарушения могут быть как граждане, так и должностные лица.

Статья 11.4 предусматривает ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства.

Объектом правонарушения является безопасность полетов, а непосредственно оно направлено на нарушение установленных правил пользования воздушным пространством. Состав правонарушения носит формальный характер и его объективная сторона выражается в совершении лицом деяния, нарушающего Федеральные правила пользования воздушным пространством.

В данной статье предусматривается ответственность специальных субъектов — граждан, должностных лиц, юридических лиц, наделенных в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

Часть 2 данной статьи предусматривает административную ответственность за те же противоправные действия, но устанавливает ответственность для физических лиц, должностных лиц и юридических лиц, не наделенных в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства. Таким образом, субъект правонарушения, предусмотренного ч. 2 статьи, характеризуется дополнительным признаком.

Объективная сторона выражается в рассматриваемом случае не только в том, что лицо совершает действия, нарушающие установленные правила, но и в том, что при этом оно не имеет права на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

Статья 11.5 предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов.

Одним из способов обеспечения безопасности полетов является надзор за эксплуатацией воздушных судов. Непосредственным объектом указанного правонарушения являются установленные федеральным органом управления авиационным транспортом правила безопасности эксплуатации воздушных судов.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в действиях, нарушающих вышеуказанные правила.

Субъектами правонарушения признаются граждане и должностные лица, имеющие право управления воздушным судном.

Статья 11.8 предусматривает ответственность в виде наложения административного штрафа за нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления.

Статья 11.14 устанавливает ответственность за нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов. В частности, нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на воздушном транспорте влечет наложение административного штрафа как на граждан, так и на должностных лиц.

Статья 11.15 устанавливает ответственность за повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования, грузовых вагонов или иного предназначенного для перевозки и хранения грузов на транспорте оборудования.

За нарушение правил пожарной безопасности на воздушном транспорте установлена ответственность статьей 11.16.

За нарушение правил фотографирования, видео- и киносъемки либо пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна предусмотрена ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа с конфискацией пленки (статья 11.17).

Невыполнение лицами, находящимися на воздушном судне, законных распоряжений командира судна также влечет предупреждение или наложение административного штрафа.

Статьей 11.19 предусмотрена ответственность за нарушение правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа. В частности, провоз ручной клади сверх установленных норм без оплаты на воздушном транспорте, а также провоз без оплаты домашних животных и птиц влечет наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.

Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных главой 11 КоАП РФ, уполномочены:

— органы, осуществляющие государственное регулирование в области авиации, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 11.3, 11.5, ч. 1 ст. 11.14, ст. ст. 11.15, 11.16, ч. 4 ст. 11.17 (в части нарушения правил пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна), ч. 5 ст. 11.17, ч. ч. 2 и 4 ст. 11.18, ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 11.19 КоАП РФ;

— органы единой системы организации воздушного движения Российской Федерации — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.4 КоАП РФ.

Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084 утверждены Правила проведения расследований, организации учета и анализа нарушений порядка использования воздушного пространства Российской Федерации, в соответствии с которыми нарушения порядка использования воздушного пространства, связанные с деятельностью российских пользователей воздушного пространства, за исключением случая нарушения порядка использования воздушного пространства, связанного с деятельностью пользователей воздушного пространства двух и более федеральных органов исполнительной власти и организаций, расследуются, учитываются и анализируются в порядке, установленном для государственной, гражданской и экспериментальной авиации.

Нарушения порядка использования воздушного пространства, связанные с деятельностью пользователей воздушного пространства двух и более федеральных органов исполнительной власти и организаций, расследуются, учитываются и анализируются в порядке, установленном Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации.

Нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации, связанные с деятельностью иностранных пользователей воздушного пространства Российской Федерации, расследуются, учитываются и анализируются в порядке, установленном для гражданской авиации.

Результаты расследования нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации оформляются актом по установленной форме, который подписывается председателем и всеми членами комиссии. Акт расследования утверждается должностным лицом, образовавшим комиссию. Датой окончания расследования считается дата утверждения акта.

Акт составляется и в том случае, когда факт нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации в результате расследования не подтвердился.

Подлинник акта расследования нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации направляется председателю Межведомственной комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации — главнокомандующему Военно-воздушными силами не позднее 15 дней с момента нарушения, а его заверенные копии — заинтересованным юридическим лицам и гражданам.

К подлиннику акта прилагаются подлинные материалы расследования, а к его копиям — заверенные копии материалов.

По материалам проведенного расследования нарушений порядка использования воздушного пространства Российской Федерации Управление по использованию воздушного пространства Российской Федерации и управлению воздушным движением Министерства обороны РФ направляет соответствующим юридическим лицам и гражданам рекомендации о проведении срочных мероприятий по обеспечению безопасности использования воздушного движения.

Статья 11.4 КоАП РФ. Нарушение правил использования воздушного пространства (действующая редакция)

1. Нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —

Это интересно:  Бесплатное предоставление земельного участка в собственность гражданам РФ

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 11.4 КоАП РФ

1. В соответствии со ст. 1 Воздушного кодекса РФ под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.

Согласно ст. 11 Воздушного кодекса РФ пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства. Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и иные излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

В соответствии со ст. 80 Воздушного кодекса РФ взлет и посадка воздушных судов РФ и воздушных судов иностранных государств при выполнении международных полетов в воздушном пространстве РФ производятся в международных аэропортах и на открытых для международных полетов воздушных судов аэродромах, за исключением случаев, установленных законодательством РФ.

Согласно Федеральным правилам использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084, под безопасностью использования воздушного пространства понимается комплексная характеристика установленного порядка использования воздушного пространства, определяющая его способность обеспечить выполнение всех видов деятельности по использованию воздушного пространства без угрозы жизни и здоровью людей, материального ущерба государству, гражданам и юридическим лицам.

2. Согласно п. 5 вышеупомянутых Федеральных правил использование воздушного пространства производится с разрешения соответствующего центра единой системы организации воздушного движения РФ (далее — ЕС ОрВД) на основании заявок (расписаний, графиков), подаваемых пользователем воздушного пространства с сообщением в органы ЕС ОрВД и органы ВВС и ПВО в соответствии с правилами согласно приложению N 1 к указанным Правилам. Запрос и выдача разрешений на использование воздушного пространства РФ производятся в соответствии с правилами согласно приложению N 2 к Правилам. Использование воздушного пространства без получения указанного разрешения, за исключением случаев, предусмотренных п. 50 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, запрещается.

Согласно п. 50 вышеназванных Правил использование воздушного пространства без разрешения центров ЕС ОрВД допускается в случаях:

а) отражения воздушного нападения, предотвращения и прекращения нарушений Государственной границы РФ или вооруженного вторжения на территорию РФ;

б) оказания помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, выполнения поисково-спасательных работ;

в) запуска, посадки, поиска и эвакуации космических аппаратов и их экипажей;

г) предотвращения и прекращения нарушений указанных Федеральных правил;

д) полетов в специальных районах.

Лица, принявшие решение об использовании воздушного пространства без разрешения центров ЕС ОрВД, обязаны немедленно уведомить об этом соответствующие центры ЕС ОрВД и органы ВВС и ПВО.

Лица, принявшие решение об использовании воздушного пространства без разрешения центров ЕС ОрВД, а также центры ЕС ОрВД и органы ВВС и ПВО обязаны принять все возможные меры для обеспечения безопасности использования воздушного пространства в своих зонах и районах ЕС ОрВД.

3. Согласно письму ГТК России от 13 декабря 2000 г. N 01-06/36349 «О таможенном оформлении и таможенном контроле воздушных судов, выполняющих разовые полеты в аэропорты (на аэродромы), не открытые для международных полетов, а также из указанных аэропортов (с аэродромов)» Федеральными правилами использования воздушного пространства установлено, что Федеральная служба воздушного транспорта России (ФСВТ; ныне — ГСГА Минтранса России) по согласованию с Минобороны России, ФСБ России и ГТК России выдает разрешения на разовые международные полеты гражданских воздушных судов иностранных государств и российских воздушных судов на аэродромы и в аэропорты, не открытые для международных полетов.

До издания предусмотренного Федеральными правилами межведомственного нормативного правового акта о порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при выдаче разрешений на международные разовые полеты воздушных судов в Российской Федерации таможенное оформление и таможенный контроль воздушных судов, выполняющих разовые полеты в аэропорты (на аэродромы), не открытые для международных полетов, и из указанных аэропортов (с аэродромов), а также товаров, перемещаемых такими судами, в аэропорту (на аэродроме) вылета/прилета производится только при наличии телетайпограммы ГТК России о согласовании разрешения на разовый полет за подписью заместителя председателя ГТК России.

4. Использование воздушного пространства осуществляется в соответствии с Воздушным кодексом РФ и принятыми на его основе подзаконными актами, в том числе федеральными правилами использования воздушного пространства, среди них: Федеральными авиационными правилами обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в Российской Федерации (утверждены Приказом Федеральной авиационной службы России (ФАС России) от 30 декабря 1998 г. N 375 (в ред. Приказа ФСВТ России от 12 ноября 1999 г. N 105)); Федеральными авиационными правилами обязательной сертификации организаций, осуществляющих поставку авиационно-технического имущества (утверждены и введены в действие Приказом ФСВТ России от 3 мая 2000 г. N 112); Сертификационными требованиями к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов (утверждены и введены в действие Приказом ФСВТ России от 6 мая 2000 г. N 121); Федеральными авиационными правилами обязательной сертификации организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению пассажиров (экипажей) воздушных судов бортовым питанием (утверждены Приказом ФСВТ России от 24 апреля 2000 г. N 96); Федеральными авиационными правилами «Сертификация аэропортов. Процедуры» (утверждены и введены в действие Приказом ФСВТ России от 24 апреля 2000 г. N 98); Сертификационными требованиями к организациям авиатопливообеспечения воздушных перевозок (утверждены Приказом ФСВТ России от 18 апреля 2000 г. N 89). (О статусе обязательной сертификации см. подп. Б п. 7 комментария к ст. 13.12.)

Неисполнение, ненадлежащее исполнение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства влечет за собой применение к нарушителю мер административной ответственности, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи.

5. По смыслу дефиниции использования воздушного пространства (см. абз. 2 п. 1 комментария к данной статье) к указанному использованию относится деятельность, представляющая реальную или потенциальную угрозу безопасности воздушного движения. Таким образом, при истолковании указанной дефиниции необходимо принимать во внимание и соответствующие виды лицензируемой деятельности по использованию воздушного пространства, исчерпывающий перечень которых установлен п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В соответствии с данным Федеральным законом обязательному лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

— разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

— производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

— ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

— испытания авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения. Положения о лицензировании указанных видов деятельности утверждены Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 346. Лицензирование по данным видам деятельности отнесено к ведению Росавиакосмоса.

Федеральные авиационные Правила лицензирования деятельности в области гражданской авиации утверждены Постановлением Правительства РФ от 24 января 1998 г. N 85. В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» данные Правила, предусматривающие лицензирование по видам деятельности, определенным ст. 9 Воздушного кодекса РФ, действуют до момента вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Воздушный кодекс РФ.

Деятельность по использованию воздушного пространства, подлежащая лицензированию в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», осуществляемая без лицензии либо лицензиатом с нарушением лицензионных требований и условий, квалифицируется в качестве административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи.

6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами органов единой системы организации воздушного движения РФ, указанными в ч. 2 ст. 23.43 КоАП (см. комментарий к названной статье).

Статья написана по материалам сайтов: koapkodeksrf.ru, www.kodap.ru, stykrf.ru, rulaws.ru, www.zakonrf.info.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector