+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Образование земельных участков: способы. Кадастровые работы

Земельные участки являются основой для любой человеческой деятельности: на земле расположены дома, предприятия и учреждения, поля, сады, места отдыха и т.д.

Просто так выбрать понравившееся место и начать на нем стройку или посадить сад нельзя: участок земли должен быть надлежащим образом оформлен и подготовлен к проведению сделок.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Выделением земельных участков (ЗУ) занимается государственная кадастровая служба. ЗУ могут формироваться на разных территориях и иметь разное назначение.

Содержание

Что это такое и как происходит?

Образование ЗУ — это создание объекта недвижимости. Новые участки создаются двумя вариантами:

  • на основе используемых земель (посредством их раздела, перераспределения, выдела или объединения);
  • при освоении неэксплуатируемой территории (из государственных или муниципальных земель).

Земельный участок всегда имеет строго зафиксированную и обозначенную в документах границу. Поэтому, согласно законодательству РФ, созданием земельных участков является их постановка на кадастровый гос. учет. После внесения земли в реестр, присвоения номера и/или выдачи паспорта, участок подлежит оформлению в собственность.

С этого момента он является объектом гражданского оборота, то есть может выступать объектом купли-продажи. Ниже вы видите текст закона ЗК РФ, глава I.1, статья 11.2:

Земельный кодекс РФ, Глава I.1, Статья 11.2. Образование земельных участков

1. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

1.1. Земельные участки образуются при создании искусственных земельных участков в порядке, установленном Федеральным законом «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Образование земельных участков из искусственно созданных земельных участков осуществляется в соответствии с настоящей главой.

2. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также — образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

3. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

4. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях:

  • образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;
  • образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке;
  • образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд.

5. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

7. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется лицом, с которым заключен такой договор, в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

8. Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.

Установленные требования

Образование ЗУ путем перераздела, объединения или разделения имеющихся участков должно происходить при строгом соблюдении следующих условий:

  • наличие согласия (зафиксированного в письменной форме) всех владельцев и пользователей участков;
  • определение категории земель (при отличии целевого назначения исходного и создаваемого участков, необходимо приведение их к одному виду, а затем образование новых ЗУ);
  • соблюдение предельно допустимых размеров участков (зависит от расположения участка и его назначения);
  • новые ЗУ не должны становиться помехой в использовании имеющихся зданий, строений, мешать эксплуатации территории.

Образование многоконтурного участка

Понятие «многоконтурный земельный участок» пришло на смену понятию «единое землепользование» после принятия в 2008 г. закона «О государственном кадастре недвижимости».

Многоконтурным земельным участком (МЗУ) называют территорию, состоящую из нескольких отдельных участков. Это могут быть:

  • несколько контуров, которые разделены между собой;
  • ЗУ с вкраплениями (с «дырами»).

На практике многоконтурные ЗУ — это, к примеру, частное подворье, в котором огород или хозяйственный двор отделены от основного двора дорогой или рекой или фермерское хозяйство, где поля и животноводческая инфраструктура находятся на разрозненных участках.

МЗУ присваивается один кадастровый номер, совершать сделки можно только со всеми частями участка одновременно.

Многоконтурный ЗУ может быть образован тем же путем, что и любой другой участок. Единственное требование: все его контуры должны находиться в черте одного населенного пункта, хотя они могут быть расположены в разных его районах.

Способы и порядок

Земельные участки создаются при:

  • операциях с имеющимися участками;
  • выделе из зарегистрированных земель;
  • отделении от земли, являющейся госсобственностью.

Из земель государственной и муниципальной собственности

Первичное образование ЗУ происходит по решению властных структур (местного или федерального уровня). Основанием для создания участков могут стать документы:

  • проект межевания, отвечающий Градостроительному плану;
  • проектная документация, содержащая информацию о лесных участках;
  • утвержденная схема по расположению ЗУ (если отсутствует проект).

Только на основании проекта межевания ЗУ образуются на основе:

  • участка, предоставленного с целью освоения земли;
  • территории, переданной гражданам (ДНТ, ДНП и т.п.) для ведения садово-огородного хозяйства;
  • местности, имеющей федеральное/региональное значение;
  • зоны, застроенной жилыми зданиями.

Из земель сельскохозяйственного назначения

Формирование ЗУ из сельскохозяйственных угодий может происходить как выделение собственной земельной доли для:

  • продажи или сдачи участка в аренду;
  • расширения домашнего хозяйства;
  • создания фермерского подворья.

Постановление о выделении ЗУ из общих земель с/х назначения выносится собранием всех собственников долей. Это же собрание должно определить расположение выделяемого участка. Если процедура не была осуществлена, собственник доли должен известить о начавшемся процессе всех участников и опубликовать информацию в печатном СМИ местного значения.

На опротестование месторасположения выделяемого участка всем собственникам долей отводится один месяц. Если протестов не поступило – участок признается выделенным. Он должен быть освоен в течение трех лет: продан, сдан в аренду, занят растениеводческим или животноводческим хозяйством.

Образование участков на основе существующих

При образовании «вторичных» участков, исходные ЗУ (участки, которые разделили или распределили) прекращают существования с момента регистрации новых ЗУ.

При создании ЗУ путем раздела исходной территории:

  • образуется несколько участков меньшей площади;
  • правом собственности на образовавшиеся участки наделяется владелец «исходника».

Владельцы разделяемого участка, имеющие право общей собственности, в равной степени получают право на образовавшиеся земли, если другой порядок не предусмотрен их соглашением.

Разделение ЗУ может осуществляться только с согласия владельца и, если участок передан другому лицу, арендатора или пользователя. После осуществления процедуры раздела, арендатор имеет право преимущественного заключения нового договора аренды на образовавшиеся участки. При согласии сторон, договор аренды может остаться прежним, но в него должны быть внесены соответствующие изменения.

Раздел на основе межевания территории может быть осуществлен лицом, заключившим договор о комплексном освоении разделяемых ЗУ.

Объединение

ЗУ могут объединяться, если они имеют смежные границы. Объединение влечет следующие изменения:

  • образуется один ЗУ;
  • у владельца исходных участков появляется право собственности на новый;
  • разные собственники участков, подлежащих объединению, получают право совместного владения на «вторичный» участок.

Недопустимо объединение земель, которые переданы в бессрочное (или безвозмездное) пользование и предоставленных вправе наследства. Подобные операции допустимы, только если владелец этих участков – один человек.

Основное отличие выдела от раздела — при последнем исходный участок перестает существовать. Дальнейшее существование «первичного» участка, но с изменением его контуров, подразумевает выдел.

Выделены могут быть одна или несколько долей. При этом собственник, потребовавший выделения своей доли, утрачивает право на общую землю, но приобретает право собственности на выделенный ЗУ.

Перераспределение

Особенности перераспределения:

  • возможно только для смежных участков;
  • влечет изменения площадей и границ сразу нескольких ЗУ;
  • права единственного собственника на все участки сохраняются;
  • права нескольких собственников распределяются согласно договору.

Участки с особым статусом

Некоторые ЗУ могут свободно использоваться гражданами, другие имеют специальный статус.

Земли закрытого административно-территориального образования

На особом положении находятся земли ЗАТО (закрытых административно-территориальных образований). К административно-территориальным образованиям закрыто типа относятся территориальные образования, которые:

  • имеют органы местного самоуправления;
  • выступают местом расположения предприятий, работающих с радиоактивными веществами или оружием массового поражения, военных объектов, которым необходим режим соблюдения гостайны.

Территории, на которых расположены ЗАТО, считаются их землями. Эти ЗУ являются федеральной собственностью. Но распоряжаться ими могут органы местного самоуправления. По согласованию местной и федеральной властей:

  • земли закрытых образований могут предоставляться местным жителям для использования в качестве садовых, огородных и хозяйственных участков;
  • на территории может вводиться режим особого использования.

Искусственные

Целью создания подобных участков является строительство зданий и сооружений различного назначения.

Формирование искусственных земель может происходить по инициативе:

  • органов власти (государственной или муниципальной);
  • физического лица;
  • юридического лица.

ИЗУ создаются за счет средств бюджета, вложений инициаторов, а также с использованием средств, полученных в результате проведения торгов на аукционе.

Создание ИЗУ происходит поэтапно:

  • получение разрешения на проведение работ;
  • разработка плановой документации по будущему участку;
  • выполнение инженерных расчетов и подготовка проекта;
  • проведение работ по созданию участка.

Искусственные участки не могут:

  • использоваться для добычи полезных ископаемых;
  • изменять границы РФ или территориальных образований.

Кадастровые работы

Кадастровые работы проводятся для определения и уточнения расположения земель и их границ, а также для создания документации на эти участки. Все работы, проводимые кадастровой службой при образовании новых ЗУ, разделяются на две группы:

  • инженерно-технические мероприятия на местности;
  • юридическое оформление.
Это интересно:  За усыновление платят деньги

На основании геодезических работ на ЗУ составляются:

  • межевой план;
  • технический план;
  • акт обследования.

Первый этап обычно занимает всего несколько часов.

Обработка данных и оформление документации может продолжаться от нескольких недель до одного месяца. В это время подготавливается пакет документов для предоставления в органы кадастрового гос. учета. Итогом всех проведенных на территории работ является возможность формирования ЗУ, его оформление и проведение с ним сделок.

Заключение инженера

Межевой план ЗУ может содержать пункт «Заключение кадастрового инженера». Этот пункт является обязательным в случае:

  • выявления несоответствий реальных границ смежных ЗУ или населенных пунктов их кадастровым обозначениям;
  • уточнения действительных границ ЗУ;
  • необходимости добавочного обоснования проведенных кадастровых работ.

Текст заключения должен содержать:

  • связно изложенную информацию о выявленных несоответствиях;
  • рекомендации по их устранению.

Выводы кадастрового инженера являются важным пунктом документа на участок, так как могут быть использованы в суде в качестве доказательства, если возникнет спор о границах ЗУ.

Оформление документов на землю, начиная с момента формирования участка, следует проверять очень тщательно, чтобы в процессе эксплуатации участка не появились проблемы и не пришлось «замораживать» стройку или отдавать часть огорода соседу по даче.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Кадастровые работы по образованию земельных участков путем раздела исходного земельного участка

сельскохозяйственные науки

  • Коноплина Регина Филарисовна , бакалавр, студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • МЕЖЕВАНИЕ
  • РАЗДЕЛ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
  • ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК

Похожие материалы

Образование земельного участка возможно осуществить двумя способами: посредством перераспределения и раздела, выдела или объединения земельных участков на основе используемых земель, а также при освоении неэксплуатируемой территории (их государственных и муниципальных нужд).

Согласно Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», создание объекта недвижимости осуществляется одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав [2].

Раздел земельного участка — это один из способов образования земельных участков, закрепленных в пункте 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации. Ответ на вопрос, как разделить земельный участок на два и более, можно найти в статье 11.4 ЗК РФ [1]. В частности, в ней указано, что раздел земельного участка является одним из методов получения нескольких недвижимых объектов (двух и более). В статье 11.9 ЗК РФ говорится, что новообразованные земли должны соответствовать всем законодательным требованиям и не могут пересекать муниципальные границы.

При разделе исходного земельного участка должны соблюдаться следующие условия:

  • наличие согласия (зафиксированного в письменной форме) всех владельцев и пользователей земельного участка;
  • определение категории земель;
  • соблюдение предельно допустимых размеров земельных участков (зависит от месторасположения и назначения);
  • вновь образованные земельные участки не должны становиться помехой в использовании имеющихся зданий и строений, в эксплуатации территории.

При образовании «вторичных» участков, исходные земельные участки (те участки, которые подлежали разделу и перераспределению) прекращают существование с момента регистрации новых.

При создании земельных участков путем раздела исходного участка образуется несколько участков меньшей площади. Правом собственности таких новообразованных участков становится владелец исходного, разделенного земельного участка.

Если земельный участок находился в праве общей собственности, то владельцы таких участков в равной степени получают право на образовавшиеся участки, если иное не предусмотрено их соглашением.

Раздел земельного участка осуществляется только при наличии согласия владельца.

Существует множество причин решения раздела земельного участка на две и более частей. Раздел земельного участка производят в случаях, если:

  • собственник по каким-либо причинам хочет продать долю своей земли;
  • производится раздел имущества супругов при разводе;
  • часть участка необходимо отвести под постройку предпринимательского объекта (магазина, автосервиса, фермы и т.п.);
  • производится раздел полученного наследства между наследниками и в ряде других случаев.

Также имеется такое понятие, как выдел земельного участка. Основным отличием выдела от раздела является прекращение существования исходного участка при последнем, дальнейшее существование «первичного» участка, но с изменением его контуров, подразумевает выдел.

Следует также знать, что не всю земельную собственность можно разделить на часть. Существуют причины, по которым участок не имеет допуск к разделению, к ним относятся:

  • допустимые законом минимальные нормы, установленные в регионе;
  • расположение многоквартирного строительного объекта;
  • отсутствие соглашения одного из собственников земельного участка;
  • утрата земельным участком своих первоначальных характеристик при разделе и невозможность его к пригодному использованию;
  • аренда или публичный сервитут;
  • ограничения в виде штрафов, арестов, долги по налогам.

Основным этапом проведения раздела земельной площади является межевание.

Межевание земельного участка представляет собой обязательную процедуру, производимую при уточнении сведений о ранее предоставленных участках и при образовании новых.

При межевании земельного участка проводится целый комплекс работ, направленных на определение площади земельного участка, закрепления границ на местности и описания местоположения.

К разделам текстовой части межевого плана по разделу земельного участка относятся исходные данные, сведения о выполненных измерениях и расчетах, сведения об образуемых земельных участках и их частях, сведения о земельных участка, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам и заключение кадастрового инженера.

Разделы графической части содержат:

  • схему геодезических построений;
  • схему расположения земельных участков;
  • чертеж земельных участков и их частей;
  • абрисы узловых точек границ земельного участка [3].

Рисунок 1. Изменение земель по формам собственности в Республике Башкортостан за 2010-2016 годы, тыс. га

Анализируя диаграмму, представленную на рисунке 1, можно сделать вывод о том, что с каждым годом происходит значительное увеличение площадей земель, находящихся в собственности граждан. Лишь в 2015 году данные площади сократились на 23,4 тыс. га за счет передачи земель в муниципальную собственность.

Рисунок 2. Разграничение земель государственной собственности в Республике Башкортостан по состоянию на 2016 год

Из 87,4 тыс. га земель, находящихся в собственности Республики Башкортостан, юридическими лицами используется 34,1 тыс. га земель на праве постоянного (бессрочного) пользования, 43,3 тыс. га земель предоставлены юридическим лицам и гражданам в аренду [4].

Из всего сказанного следует, что главным документом, на основании которого производится раздел земельного участка, является Земельный Кодекс РФ. Законодательством устанавливаются минимальные допустимые размеры образовавшихся после раздела площадей, для каждого региона размер земельного участка для ведения подсобного хозяйства различен. Для остальных типов участков допустимые минимальные и максимальные размеры устанавливаются в соответствии с документацией (градостроительной, проектной и т.д.) и правилами землепользования и застройки.

После процесса раздела, единый первичный участок прекращает свое существование. При этом изначальное целевое назначение участка не должно меняться. Каждый образуемый участок должен иметь свой подъезд или проход.

Помимо всего прочего могут возникать спорные ситуации по разделу земельного участка, решить которые возможно лишь через суд. К таким проблемам относится существование разногласий между собственниками, либо неизвестность местонахождения одного из них и другие.

Список литературы

  1. Земельный кодекс Российской Федерации: от 25 октября 2001 г. № 136 – ФЗ: принят Гос. Думой 28.09.2001 г. : одобр. Советом Федерации 10 октября 2001 г. : (ред. от 30.12.2015) : (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // СПС «Консультант Плюс».
  2. Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017) // СПС «Консультант Плюс».
  3. Приказ Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008 г. № 412 » Об утверждении формы межевого плана и требования к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков».
  4. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Республике Башкортостан за 2010-2016 год.
  5. Зотова Н.А., Галикеева Г.Г. О внесении изменений в порядок ведения государственного кадастра недвижимости. / Инновационные технологии и технические средства для АПК. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. — Уфа, Башкирский ГАУ, 2015, с.34-40.
  6. Зотова Н.А., Хисматуллина Л.Ф. Кадастровая деятельность и мониторинг земель сельскохозяйственного назначения Мелеузовского района. / Состояние и перспективы увеличения производства высококачественной продукции сельского хозяйства. Материалы Юбилейной III Всероссийской научно-практической конференции посвященной 75-летию со дня рождения кандидата технических наук, доцента Савельева Анатолия Васильевича и 10-летию создания кафедры технологии мяса и молока ФГБОУ ВПО «Башкирского государственного аграрного университета». ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный университет», Факультет пищевых технологий, Кафедра технологии мяса и молока. – Уфа, Башкирский ГАУ, 2014, с. 32-34.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Формирование земельных участков

Основанием для проведения межевания может выступать необходимость в получении площади для садоводческих (ЛПХ) или строительных нужд (ИЖС). Решение об образовании новых территорий принимается распорядителями недвижимой собственности – органами государственной или местной власти.

Порядок формирования участка

Формирование земельного участка подчиняется единому порядку и не должно нарушать установленные законом правила. В первую очередь речь идет об образовании территории до того момента, как она перейдёт в руки нового собственника.

Способы формирования земельных участков:

  1. Выделение земли на нужды ИЖС или ЛПХ;
  2. Разделение территории;
  3. Слияние двух и более наделов;
  4. Перераспределение земель из фонда.

Требования к новообразованным участкам включают в себя строгое соблюдение правил, которые вытекают из земельных правоотношений. Здесь необходимо отметить два условия:

  1. Исполнение предусмотренного законом перечня кадастровых работ. Землеустроительные работы проводятся геодезическими службами. В ходе мероприятий формируется так называемое межевое дело, куда включаются сведения об участке.
  1. Кадастровый учёт. Образованные земли поступают в государственный реестр недвижимости, доступный всем субъектам земельных правоотношений. Учет позволяет создать единую базу земельных наделов для индивидуального или публичного просмотра. Присутствующие в реестре территории могут быть объектами купли-продажи, аренды, выдела и других гражданско-правовых сделок с землёй.

На заметку! Выделение, разделение, слияние и перераспределение земель существенно отличаются друг от друга. Но чаще всего формирование затрагивает именно государственную и муниципальную недвижимость.

Как происходит формирование земли?

Во время передела земельный участок подвергается кадастровой деятельности. Землеустроительные работы включают в себя несколько этапов:

  1. Обращение к документации (карта, геодезические данные, кадастровые сведения и др.);
  2. Оперативное уведомление собственников соседних площадей о проведении кадастровых работ;
  3. Установление межевых знаков и границ в рамках формируемого земельного надела;
  4. Составление новой карты с включением межевого плана границ;
  5. Оформление земельного дела.

Землеустроительная комиссия должна состоять из кадастровых сотрудников (геодезистов) и участников раздела земли. Уведомление всех субъектов должно быть проведено за 7 дней до начала землеустроительных работ. В случае отсутствия получения извещения, заинтересованные лица вправе обжаловать формирование новой территории. Но если уведомление было получено, а лицо не явилось в составе землеустроительной комиссии, проведение межевания считается законным.

По завершению процедуры ответственное за формирование надела лицо составляет межевой план, а при необходимости направляет копии остальным участникам дела. Собранные данные поступают в регистрирующий орган по месту нахождения земельного участка.

Документы на формирование

Регистрацией прав собственности на недвижимость занимается Государственный кадастр недвижимости (ГКН) или попросту Росреестр. Законом установлено, что формирование надела оформляется после предоставления следующих документов:

  1. Межевое дело – включает в себя акт установления границ;
  2. Картографические данные – чертеж новообразованного участка на местности;
  3. Акт установления межевых знаков – проводится в присутствии государственных органов.
Это интересно:  Жалоба на ук в жилищную инспекцию

Общая папка с документами называется землеустроительным делом. Указанные сведения понадобятся при любом из способов образования территории: выдел, раздел, слияние или перераспределение.

Документы на передел недвижимости необходимы для внесения участка в государственную кадастровую базу данных. Процедура сопровождается постановкой надела на соответствующий учёт. По итогам регистрации собственник получает кадастровый паспорт, стоимость которого составляет 200 рублей – физическим лицам, 600 рублей – юридическим лицам.

Кадастровый паспорт на земельный участок может быть оформлен в Кадастровой палате (Росреестр) или в территориальном органе МФЦ. Документ на новый участок состоит из кадастровых сведений о земле (местоположение, размеры, межевые границы, стоимость и т.д.). Срок действия паспорта не содержит конкретных временных рамок, а значит действует до того момента, когда надел утратит заявленные границы.

Возможно вам будет интересно

В 2000 году окончил юридический факультет НИУ «Высшая школа экономики». Работает в юридической сфере 16 лет, специализация — разрешение жилищных споров, сделки с имуществом, семейные дела, наследство, земельные споры, уголовные дела.

Выберите нужную специализацию юриста!

Помощь юриста доступна не только гражданам, но и юридическим лицам. Эксперты в области права принимают огромное количество заявок от населения.

Какие проблемы решаются на бесплатной консультации юристов:

Сегодня нет проблем, которые невозможно решить вместе с юристом. Главное подробно описать сложившуюся ситуацию и указать на важные детали.

Образование земельных участков: способы. Кадастровые работы

Порядок проведения работ при образовании земельных участков

Составление землеустроительного дела.

Результаты проведенных землеустроительных работ по каждому объекту землеустройства формируются в землеустроительное дело.

В соответствии со «Статьей 22 ЗК РФ» Землеустроительное дело включает в себя всю землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства (и другие материалы, касающиеся объекта), формируется и хранится в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В состав землеустроительного дела включается вся землеустроительная документация в отношении каждого объекта землеустройства и другие материалы, касающиеся только объекта.

Землеустроительное дело оформляется:

— при изъятии земель в лесах первой группы для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества и индивидуального жилищного строительства (письмо Роскомзема от 25.06.92 N 3-14/1777 «Об изъятии земель, находящихся в лесах первой группы»);

— при инвентаризации земель населенных пунктов («Временное руководство по инвентаризации земель населенных пунктов» (утв. Роскомземом 17.05.93);

— при купле — продаже земельных участков («Примерные рекомендации по оказанию помощи гражданам районным (городским) комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по осуществлению купли — продажи земельных участков» (одобрены Роскомземом, протокол N 5 от 22.06.93));

— при переводе лесных земель в нелесные («Положение о порядке рассмотрения ходатайств о переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом» (утв. Приказом Рослесхоза от 29.03.94 N 69).

При переводе лесных земель в нелесные по заявлению юридических лиц и граждан и при достаточной обоснованности заявления по поручению органа исполнительной власти района комитеты по земельным ресурсам и землеустройству осуществляют подготовку землеустроительного дела, в состав которого входят:

— акт выбора участка с чертежом (планом) его расположения;

— соответствующие документы о финансировании;

— копия генерального плана размещения всех объектов строительства на испрашиваемом участке с указанием очередности освоения по годам;

— проект рекультивации земель или проект снятия, сохранения и использования плодородного почвенного покрова;

— акт технического обследования лесных площадей, испрашиваемых к отводу из состава лесного фонда, с заключением органа управления лесным хозяйством или пользователя лесного фонда и план лесного участка (выкопировка с планшета);

— справка соответствующего территориального геологического управления — об отсутствии на выбранном участке полезных ископаемых, а при их наличии — разрешение органов госгортехнадзора на застройку указанного участка;

— заключение районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству, комитета по охране природы, санэпидемстанции и др.

При переводе лесных земель в нелесные одновременно решается вопрос о предоставлении земельного участка, условиях его изъятия и платы.

Администрация района (города) рассматривает материалы землеустроительного дела о переводе лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, принимает постановление.

Указанное постановление вместе с землеустроительным делом направляется органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании согласований с органом управления лесным хозяйством и соответствующими службами (экологическими, природоохранными, здравоохранения, архитектурно — планировочными и другими) принимает постановление и обращается в Правительство Российской Федерации с просьбой о разрешении перевода лесных земель в нелесные и изъятия нелесных земель.

Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования.

Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта установлен Земельным кодексом и состоит из следующих действий:

1) Проведение работ по формированию земельного участка. Данная операция включает в себя следующие работы:

— Изготовление схемы расположения земельного участка в кадастровом квартале или на кадастровой карте соответствующей территории. Данная операция предусматривает проведение топографических работ и изучение всех имеющихся материалов на отводимый земельный участок для строительства, в которых имеется его графический план.

— Определение разрешенного использования земельного участка. Разрешенное использование земельного участка устанавливается из постановления об отводе земельного участка под строительство и вместе с категорией земель указывается в документах государственного земельного кадастра при его кадастровом учете.

— Согласование схемы расположения земельного участка с заинтересованными лицами;

— Утверждение схемы расположения земельного участка Постановлением органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение земельными участками;

— Кадастровые работы в отношении образуемого земельного участка (межевой план);

— Кадастровый учет образуемого земельного участка;

2) Принятие решения о предоставлении земельных участков:

— Определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

— Принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) и или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов). В этом случае органы исполнительной власти должны принять решение, прежде всего, о возможности предоставления указанного земельного участка под строительство. И не просто какому-либо лицу или группе лиц, а можно ли предоставить земельный участок в принципе. В данном случае решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия. Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд, который в случае признания недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства, в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставить земельный участок. При этом в решении суда должны быть указаны срок и условия его предоставления.

— Публикации сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Здесь следует отметить, что из данного правила есть одно исключение, когда земельный участок может быть предоставлен без проведения торгов. Об этом прямо записано в ст. 30 ЗК: “Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка”

3) Проведение непосредственно самих торгов (конкурса, аукциона), после проведения которых должны быть подписаны либо протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов), либо подписан договор аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Общие начала проведения торгов определяются ст. 447 и 448 Гражданского кодекса Российской Федерации. Дополнительные требования приводятся в ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации, где основным условием проведения торгов является индивидуализация земельного участка, то есть соблюдение условий его формирования. Иначе говоря, с точки зрения гражданского законодательства, земельный участок после его формирования становится индивидуально-определенной вещью.

В соответствии с земельным и гражданским законодательством решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием для государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, либо для заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность, либо для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием.

Теперь вернемся к рассмотрению вопроса о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, в результате чего собственник земельного участка — государство или орган местного самоуправления не лишаются права собственности на него. В этом случае предоставление земельного участка происходит в следующем порядке:

1) выбирается земельный участок и принимается решение о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) проводятся уже описанные работы по формированию земельного участка;

3) указанный земельный участок должен пройти процедуру государственного кадастрового учета в соответствии с действующими правилами;

4) принимается решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Следует отметить, что в соответствии с Земельным кодексом предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или лесного хозяйства либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Теперь к вопросу о подаче самого заявления о предоставлении земельного участка и этапах выбора указанного земельного участка.

Для предоставления земельного участка под объекты строительства юридические лица или граждане, заинтересованные в предоставлении указанного земельного участка, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Как уже отмечалось, орган власти должен быть правомочным в предоставлении земельных участков под строительство.

В указанном заявлении должны быть указаны назначение объекта, который предполагается возвести, предполагаемое место его размещения, примерный размер земельного участка под объект строительства, а также обоснование этого размера. Эти данные являются очень важными, так как категория земель земельного участка под строительство как правило известна, то разрешенное использование должно определяться его собственником на основании данных в заявлении. И самое главное — испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты, хотя эти данные закон не относит к числу обязательных.

После изложенного орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (ст. 31 ЗК РФ).

Это интересно:  Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих: что это такое и как стать ее участником

Хотя в законе и написано, что необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков, предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления, на деле это происходит не всегда так. К примеру, если идет речь о предоставлении земельного участка, не прошедшего кадастровый учет и не определенного в натуре, указанные сроки будут однозначно сорваны. По закону о государственном земельном кадастре данные сроки определяются в один месяц для органов, осуществляющих кадастровый учет, двухнедельный же срок определен не для них, а для соответствующих органов власти, только для последних и актуален указанный двухнедельный срок. Не меньше вопросов и с органами архитектуры, обязанных выдавать необходимую информацию, чаще всего в виде выкопировок из градостроительных планов населенных пунктов.

Очень важная роль в процессе отвода земельных участков под строительство отводится информированности всех заинтересованных лиц. Земельный кодекс обязывает органы местного самоуправления городских или сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Для этого указанные органы обязаны информировать землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (которые находятся в государственной или муниципальной собственности) законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.

Для случаев, предусматривающих размещение объектов для общественных нужд, необходимо производить выкуп земельных участков, которые могут находятся в собственности граждан или юридических лиц. При этом уполномоченные органы власти (государственной или местного самоуправления) информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. В этом случае порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, то есть по большей части должны быть унифицированы.

В свою очередь закон предоставляет гражданам, общественным организациям (объединениям) и органам территориального общественного самоуправления право участия в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.

После того как указанные действия будут проведены, а земельный участок будет выбран, результаты выбора земельного участка должны быть оформлены соответствующим актом о выборе земельного участка под строительство.

К данному акту в соответствии с законом должны прилагаться проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора и утвержденные органом местного самоуправления.

В случае, если предполагается изъятие земельного участка, в том числе путем его выкупа, для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, потерь сельскохозяйственного производства или потерь лесного хозяйства.

Образование земельных участков. Земельный кодекс, статья 11.2

Земля считается основой разных видов человеческой деятельности. На ней размещены дома, предприятия, различные организации. Каждый участок является чьим-либо владением. Чтобы обрести право на него, необходимо правильно оформить и провести сделку. Образование земельных участков выполняется по стандартной процедуре, закрепленной в законе.

Образование земельных участков выполняет государственная кадастровая служба. Они могут формироваться на различных территориях и иметь разное назначение. Создание происходит 2 способами:

  1. На основе используемых участков (с помощью раздела, перераспределения, выдела, объединения).
  2. С освоением неэксплуатируемых территорий.

Участок имеет зафиксированную и указанную в документах границу. Поэтому по закону РФ, созданием территорий считается постановка на кадастровый учет. Обязательной процедурой считается межевание участков, позволяющих определить их границы. После внесения данных в реестр, присвоения номера участок оформляется в собственность. После этого он считается объектом гражданского оборота.

Основы ст. 11.2 Земельного кодекса РФ

Правила образования земельных участков закреплены в ст. 11.2 Земельного кодекса РФ:

  1. Территории создаются с разделом, объединением, перераспределением или выделом.
  2. Территории, из которых с помощью раздела, объединения, перераспределения появляются участки, не существуют с момента госрегистрации.
  3. Должно быть целевое и разрешенное назначение собственности.
  4. Образование земельных участков возможно после письменного разрешения землепользователей, владельцев, арендаторов, залогодержателей. Согласие не требуется только в некоторых случаях: государственная собственность передается унитарным предприятиям, решение суда, изъятие владения для государственных целей.
  5. Образование участков частной собственности между несколькими владельцами выполняется по их соглашению. На сегодняшний день не действует этот пункт.
  6. Образование границ земельных участков застроенной территории выполняется лицом, которое заключило договор о развитии территории.
  7. Споры рассматриваются судом.

Требования

Кадастровое образование земельного участка с переразделом, объединением, разделом выполняется на основе соблюдения некоторых условий:

  1. Наличие разрешения от собственников и пользователей собственности.
  2. Установка категорий земель.
  3. Соблюдение разрешенных размеров.
  4. Новая собственность не должна быть помехой в применении зданий, строений.

Многоконтурный участок

Этот термин стал заменой понятия «единой землепользование» с обновлением законодательных норм. Многоконтурный земельный участок – территория, включающая несколько участков. К ним относят:

  1. Несколько контуров.
  2. Участки с вкраплениями.

Если рассмотреть практику, то многоконтурные территории – это, например, частное подворье, в котором огород или хозяйственный двор отделены от основного двора с помощью дороги или реки. Также это может быть фермерское хозяйство с полями и животноводческой инфраструктурой на разрозненных территориях.

Многоконтурный участок имеет кадастровый номер. Выполнять сделки получится только всеми частями вместе. Образуется он таким же способом, как и другой. Главное, чтобы его границы были в черте одного населенного пункта.

Порядок и способы

Участки появляются при:

  1. Процедурах с существующими территориями.
  2. Выделе из зарегистрированных территорий.
  3. Отделении от земли, которая считается госсобственностью.

Учетом земельных участков занимается кадастровая служба, где содержатся сведения обо всех недвижимых объектах. Когда происходят различные сделки, требуются запросы в эту организацию.

Государственная и муниципальная собственность

Государственные земельные участки образуются по решению властей. Основанием считается:

  1. Документация о межевании.
  2. Проект о лестных участках.
  3. Схема расположения территорий.

Межеванием участка образуются территории для освоения земли, для передачи гражданам. Также это могут быть местности федерального значения и области, застроенные жилыми объектами.

Сельскохозяйственные земли

Формирование участка из сельскохозяйственных угодий выполняется как выделение собственной доли для:

  1. Продажи и сдачи в аренду.
  2. Расширения домашнего хозяйства.
  3. Организации фермерского подворья.

Документ о выделении участка из общих земель составляется на основе собрания собственников территорий. Его участники устанавливают расположение образуемой территории. Если процедура не была выполнена, собственник доли обязан оповестить о начале процесса всех участников и опубликовать сведения в СМИ.

На обжалование местонахождения выделяемой территории всеми участниками предоставляется месяц. Если протестов не было, участок будет считаться выделенным. Его осваивают в течение 3 лет: продают, сдают в аренду, ведут на нем хозяйство.

Раздел при совместной собственности

При образовании земельного участка с помощью раздела территории появляется несколько маленьких участков.

Право собственности имеет владелец исходной территории.

Права на земельные участки у всех владельцев одинаковые, если произошел раздел. Пользователи разделяемой территории, у которых есть право общей собственности, в одинаковой мере получают право на полученные земли, если другие правила не указаны в соглашении.

Разделение

Образование участков выполняется с разрешения собственника, если территория передана другому лицу, арендатору или пользователю. После раздела арендатор может заключить новый договор аренды на появившиеся объекты. По согласованию сторон договор может быть прежним, но в него вносятся некоторые изменения.

Раздел по межеванию осуществляется лицом, которое заключило договор комплексного освоения разделения участка. Объединение территорий возможно благодаря их смежным границам. После этой процедуры появляются следующие изменения:

  1. Образуется один участок.
  2. У собственников исходных территорий есть право на новые.
  3. Владельцы территорий, которые объединили, будут совместно пользоваться полученным объектом.

Нельзя объединить земли, переданные в бессрочное пользование и переданных по наследству. Такие операции могут выполняться только с одним владельцем всех участков.

Отличием выдела от раздела считается то, что при последней процедуре исходный участок прекращает существование. А первая сделка предполагает наличие территории, но с изменения границ. Выделяется как одна, так и несколько долей. Владелец, который требует выделение доли, утрачивает право на общий объект, но становится собственником выделенной части.

Перераспределение

  1. Для смежных участков.
  2. Получения изменений площадей и границ.
  3. С сохранением права собственника.
  4. С распределением прав собственников по договору.

Особые участки

Некоторые территории пригодны для свободного пользования гражданами, которые обладают специальным статусом. Земли ЗАТО имеют особое положение. У них есть:

  1. Свои органы власти.
  2. Предприятия с радиоактивными веществами или оружием массового поражения, военные объекты, которым требуется соблюдать гостайну.

Территории на ЗАТО считаются федеральной собственностью. Право распоряжения на них имеют местные органы. По согласованию местной и федеральной власти земли могут передаваться жителям для личного использования.

Искусственные

Их создают на водоемах или недалеко от них с помощью отсыпки грунта, отмыва. У них могут быть смежные границы с существующими или быть изолированными. Целью формирования таких участков считается постройка зданий и сооружений различного вида.

Образование искусственных участков происходит на основе инициативы:

  1. Органов власти.
  2. Физических лиц.
  3. Юридических лиц.

Искусственные территории организуются благодаря средствам бюджета, вложениям инициаторов, а также с применением средств, полученных от торгов на аукционе. Эта процедура осуществляется на основе нескольких этапов:

  1. Получение разрешения.
  2. Создание плановых документов.
  3. Выполнение инженерных расчетов и подготовка проекта.
  4. Выполнение работ.

Искусственные территории не могут применяться для добычи полезных ископаемых, изменять границы РФ или территориальных образований.

Кадастровые работы

Их выполняют для уточнения расположения земель и их границ, а также для подготовки на документы. Все данные работы делятся на 2 вида: инженерно-технические и юридические. Благодаря геодезическим работам разрабатывается межевой план, технический и акт обследования.

На обработку данных и оформление документов может уйти до 1 месяца. За этот период подготавливается документация для передачи в кадастровый учет. После выполненной работы формируется участок, с которым владелец может выполнять различные сделки. Таким образом, у него появляются полное право распоряжения собственностью.

Статья написана по материалам сайтов: lawyer-consult.ru, novainfo.ru, advocate-service.ru, studwood.ru, fb.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector