Обвинение в коррупции: закон, ответственность, коррупция на госслужбе

Коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица (ст. 1 Федерального закона от 19.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон от 19.12.2008 №273).

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 19.12.2008 №273 граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уголовная ответственность применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления. Нормативным актом, устанавливающим уголовную ответственность, является Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ).

К преступлениям, связанным с коррупционными, относятся любые общественно опасные деяния, совершенные в соучастии с лицами, которые могут быть признаны виновными в совершении коррупционных преступлений, содержащие признаки состава преступлений, предусмотренных УК РФ:

Часть 2 статьи 141 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, соединенное с подкупом, в том числе с использованием своего служебного положения».

Часть 3 статьи 159 «Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения».

Часть 3 статьи 160 «Присвоение или растрата, совершенная лицом с использованием своего служебного положения».

Статья 170 «Регистрация незаконных сделок с землей».

Часть 3 статьи 174 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества с использованием своего служебного положения».

Часть 3 статьи 175 «Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, с использованием своего служебного положения».

Части 2,3 статьи 178 «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции с использованием своего служебного положения».

Статья 184 «Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов».

Часть 3 статьи 188 «Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения».

Статья 201 Злоупотребление полномочиями».

Статья 202 «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами».

Статья 204 «Коммерческий подкуп».

Части 3,4 ст. 226 «Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств с использованием своего служебного положения».

Статья 285 «Злоупотребление должностными полномочиями».

Статья 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств».

Статья 285.2 «Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов».

Статья 286 «Превышение должностных полномочий».

Статья 289 «Незаконное участие в предпринимательской деятельности».

Статья 290 «Получение взятки».

Статья 291 «Дача взятки».

Статья 292 «Служебный подлог».

Статья 304 «Провокация взятки либо коммерческого подкупа».

Часть 1 статьи 309 «Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу».

Уголовное законодательство предусматривает множество возможных различных наказаний за совершенные преступные деяния, от обязательных работ до лишения свободы на определенный срок.

Административная ответственность – ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения.

К административным коррупционным правонарушениям относятся следующие противоправные, виновные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях:

Статья 5.16. «Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах».

Статья 5.17. «Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума».

Статья 5.18. «Незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума».

Статья 5.19. «Использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума».

Статья 5.20. «Незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам».

Статья 15.14. «Нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов».

Статья 15.21. «Использование служебной информации на рынке ценных бумаг».

Гражданская (гражданско-правовая) ответственность – один из видов юридической ответственности, установленные нормами гражданского права юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей, что связано с нарушением субъективных гражданских прав другого лица. Гражданско-правовая ответственностьзаключается в применении к правонарушителю в интересах другого лица либо государства установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для него отрицательные, экономически невыгодные последствия имущественного характера – возмещение убытков, уплату неустойки (штрафа, пени), возмещение вреда.

К гражданским коррупционным правонарушениям относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями нарушения правил дарения, а также нарушения порядка предоставления услуг, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Например, статья 575 ГК РФ содержит запрет на дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, и стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, признаются федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы.

Дисциплинарная ответственность – вид юридической ответственности, одна из правовых форм воздействия на нарушителей дисциплины труда, заключается в наложении дисциплинарных взысканий.

К дисциплинарным коррупционным проступкам относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями нарушения порядка исполнения своих профессиональных обязанностей, за которые установлена дисциплинарная ответственность.

Совершение лицами (замещающими государственные должности Российской Федерации; замещающими должности, предусмотренные реестром муниципальных должностей муниципальной службы; служащими Центрального банка Российской Федерации, его учреждений и представительств, а равно государственных внебюджетных и пенсионных фондов; должностными лицами государственных органов контроля и надзора; служащими межгосударственных органов, если в соответствии с международными договорами Российской Федерации на них распространяется статус государственных служащих; служащими и иными сотрудники международных организаций из числа граждан Российской Федерации; мировыми судьями; лицами, исполняющими обязанности арбитражных и присяжных заседателей; иными лицами, приравненными к субъектам ответственности за коррупционные правонарушения) дисциплинарного коррупционного проступка, влечет наложение дисциплинарного взыскания, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

К числу грубых дисциплинарных проступков относятся не являющиеся преступлениями нарушения государственными гражданскими служащими запретов и ограничений, установленных статьями 16, 17 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ
«О государственной гражданской службе Российской Федерации», например, непредставление сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Опыт противодействия коррупции на государственной службе в США

Интенсивное внимание противодействию коррупции на государственной службе уделяется в Соединенных Штатах Америки. Например, 17 октября 1990 г. был принят приказ президента «Принципы этики поведения должностных лиц и служащих государственного аппарата» [1] , в соответствии с которым в отношении государственных служащих предусмотрены запреты, связанные с антикоррупционным поведением:

— служащие не имеют права принимать подарки от третьих лиц или группы лиц, заинтересованных в совершении каких-либо официальных действий;

— обязаны сообщать в соответствующие инстанции о любых замеченных случаях расхищения государственного имущества, злоупотребления служебными полномочиями;

— не имеют права принимать участие в финансово-экономических операциях, при осуществлении которых планируется использование информации ограниченного пользования в рамках функционирования государственного аппарата или использование такого рода информации в своих целях.

Контроль за соблюдением этих запретов осуществляют лица, специально назначаемые из представителей государственного управления или департамента, либо коллегиальные субъекты (комиссии), уполномоченные направлять запросы для получения дополнительной информации, приглашать на беседу государственных служащих, проводить служебное расследование.

При обнаружении нарушений, допущенных государственным служащим, применяются меры дисциплинарного воздействия (принуждения):

— предложение уйти (прекратить) от конфликтных финансово-экономических контактов;

— частичная или полная дисквалификация;

— перевод на нижестоящую должность.

При серьезных нарушениях возможно привлечение к уголовной ответственности [2] . Закон предусматривает уголовную ответственность за коррупцию на государственной службе и должностной подкуп руководителей частных корпораций, незаконные банковские сделки, служебный подлог, подкуп представителей суда и свидетелей, а также иные преступления должностного характера.

В соответствии со ст. 201 раздела 18 Свода законов США предметом взятки является любая материальная или нематериальная ценность [3] . Следует подчеркнуть, что данным положением законодательство США отличается от законодательства России, где даваемая в нематериальном виде взятка не наказуема.

Наказуемыми в США признаются факт получения денег должностным лицом (государственным служащим) от третьих лиц, а также выплата подобных вознаграждений физическими лицами и юридическими лицами, то есть законодатель в указанном случае не предполагает установление причинно-следственной связи между фактом передачи денег и совершением служащим или должностным лицом действий (бездействий) в рамках предоставленных служебных полномочий.

За данные нарушения установлено наказание в виде лишения свободы до 5 лет или мера материального характера — штраф, который соотносим с размером полученной суммы, или оба наказания.

Департамент юстиции (Department of Justice), возглавляемый Генеральным прокурором США (The Attorney General), является ответственным за ведение расследования и представление обвинения при судебном рассмотрении фактов коррупционных преступлений на федеральной государственной службе. Расследование преступлений коррупционной направленности осуществляется Федеральным бюро расследований (Federal Bureau of Investigation), которое организационно ему подчиненно. Обвинение в суде реализуют подчиненные Генеральному прокурору США управления прокуроров Соединенных Штатов (United States Attorneys’ Offices) девяноста четырех округов (districts) и специальное объединение обвинителей в Вашингтоне, округ Колумбия (specialised prosecutorial units in Washington, D.C.).

Это интересно:  Как проверить машину по базе гаи

Наравне с ФБР расследование коррупционных правонарушений возложено на отдел по уголовным преступлениям (Criminal Division) Департамента юстиции США, в составе которого создано отделение по обеспечению честности публичной власти (The Public Integrity Section), отделение по мошенничеству (The Fraud Section), отделение по организованной преступности и рэкету (The Organized Crime Racketeering Section).

Обязанность по обнаружению фактов коррупции внутри агентств возложена на специальных должностных лиц или на подразделения генеральных инспекторов (Inspectors General), службы внутреннего надзора (Internal Revenue Service), функционирующие в каждом агентстве. В соответствии с Актом о Генеральном инспекторе (The Inspector General Act) 1978 г. инспекторы оказывают помощь законодателям в исполнении надзора за органами исполнительной власти. Инспекторы независимы, обладают широкими полномочиями в рамках расследования по собственной инициативе, получения информации из разных источников о работе агентства. Служащие должны сотрудничать с инспектором. При дисциплинарном производстве, в отличие от уголовного, они не имеют права отказаться от дачи показаний. Два раза в год инспекторы сообщают Конгрессу и общественности о результатах работы агентств и департаментов, служащими которых они являются. Структурно Управление Генерального инспектора предусмотрено в Департаменте юстиции и ФБР. Таким образом, под надзором Конгресса находятся и правоохранительные органы.

В рамках профилактики коррупции первостепенное значение отводится принципу прозрачности и доступности деятельности представителей публичной власти (то есть государственных и муниципальных органов). Подчеркнем, что в США отсутствуют государственные средства массовой информации. Журналисты наделены правом доступа к информации о деятельности государственных органов страны на основании специального правового акта о свободе информации (Freedom of Information Act). Недоверие к государственному аппарату, которое уже стало неотъемлемой частью политической культуры, обусловливает возможные негативные последствия для служащего, подозреваемого в коррупционных отношениях, вплоть до потери политической карьеры.

Особое внимание уделяется процедуре подбора кадров на государственную службу. Так, наличие личной заинтересованности при решении данных вопросов считается проявлением коррупции. Например, требование материальных благ или их получение при содействии при поступлении на государственную службу уголовно наказуемо. К виновному лицу может быть применено одно из таких наказаний, как лишение свободы на один год, штраф в размере требуемой либо полученной суммы или оба вида наказания. Не подпадает под данное правило деятельность специальных агентств, имеющих соответствующую лицензию на работу по подбору кандидатов на государственную службу [4] .

Интересными представляются ограничения для государственных служащих в получении подарков. Так, государственный служащий и его супруга (супруг) в течение года могут принять подарки, стоимость которых в совокупности не превышает ста долларов. При более высокий стоимости подарка он должен быть сдан в течение 60 дней государственным служащим в соответствующее подразделение своего ведомства.

В отношении высших представителей государственной власти в США также имеются ограничения относительно подарков. В частности, сенатор и представители его аппарата не имеют право принимать подарки от частных лиц и организаций, если подобная ситуация может повлиять на одобрение Сенатом конкретных правовых актов. Однако при суммарной стоимости подарков, не превышающей ста долларов в течение календарного года, сенатор и его коллеги могут принять подарки. Также Закон об этике определяет ограничения на подарки в форме оплаты. Установлен лимит в три дня (и две ночи) для поездок внутри страны и в семь дней (и шесть ночей) для поездок за границу. Данные положения распространяются и на членов семей сенаторов.

В свою очередь, представитель палаты Конгресса США имеет право получить подарки стоимостью не более 250 долларов (каждые три года этот лимит пересматривается) в течение календарного года. Если рыночная цена подарка, в том числе и подарка, переданного супруге (супругу), превышает сто долларов, член палаты представителей должен его задекларировать. Исключения составляют подарки от родственников.

Особые условия установлены для получения подарков и наград от представителей других государств. Например, государственный служащий может принять подарок от представителя другого государства в том случае, если этот подарок предлагается в качестве знака вежливости или сувенира и не превышает минимальной стоимости. Если подарок выше минимальной стоимости, должностное лицо может его принять в случае, когда данный презент способствует развитию международных связей США в сфере науки или отказ может каким-либо негативным образом повлиять на международные отношения.

Все указанные запреты и ограничения не распространяются:

— на меры поощрения, применение которых предусмотрено законодательно;

— подарки, передаваемые в связи с родством или иными личными, профессиональными или деловыми взаимоотношениями;

— подарки, подпадающие под понятие малозначительности блага, которые не создают серьезной опасности репутации служащего.

При этом государственные служащие получают высокую зарплату, способную конкурировать с частным сектором. Право государственного служащего на заработок по совместительству ограничивается, его размер не должен превышать 15% от оклада по должности. Указанное положение действует в отношении всех должностных лиц всех ветвей власти, исключение составляют члены Сената США, которые не могут иметь какой-либо дополнительный доход, выходящий за рамки служебных обязанностей.

В отношении уволившихся государственных служащих действует ограничение их деловой деятельности в течение двух лет после окончания государственной службы. Бывшим государственным служащим запрещено представительствовать при разрешении органами исполнительной власти конкретных дел, относимых к ведению органа, в котором они ранее служили. Двухлетний запрет распространяется и на уволившихся руководителей органов исполнительной власти.

Итак, в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы опыт США полезен при следующем применении:

— признание коррупционным поведением приема на службу в уголовно-исполнительную систему сотрудников на различные должности посредством протекционизма и кронизма. К сотруднику, допустившему подобное поведение, должны применяться меры дисциплинарного воздействия. Данную позицию поддерживают 65,3% опрошенных нами сотрудников уголовно-исполнительной системы;

— действие запретов на получение любых подарков, касающихся поощрения служебной деятельности, независимо от их стоимости, кроме официально врученных подарков за достигнутые высокие результаты служебной деятельности. Данное нововведение также, по мнению анкетированных, будет весьма актуальным (63,5%).

Какое наказание за коррупцию и связанные с ней правонарушения

С каждым десятилетием в стране всё больше ужесточается ответственность за коррупционные правонарушения. Однако реальность доказывает, что проблема взяточничества всё ещё остаётся острой, начиная от системы здравоохранения и заканчивая органами власти. Кроме того, коррупция чрезвычайно опасна для самого государства, поскольку в большинстве случаев вымогательство денежного вознаграждения происходит взамен на какие-либо действия, прямо затрагивающие интересы государственных учреждений или местных органов самоуправления.

Виды коррупционной деятельности

Уголовному наказанию за коррупцию подлежит не только получение взятки, но и передача её должностному лицу-взяткодателю и посреднику. Из этого следует, что заблаговременно сообщая правоохранительным органам о том, что какой-либо чиновник намекает на денежное вознаграждение за решение интересующего вас вопроса, вы защищаете себя от ответственности за участие в коррупции.

Взятка в форме передачи конверта с наличными встречается всё реже. Коррупция находит своё применение в самых разнообразных формах: перечислении валюты на оффшорный или анонимный электронный счет, ввод родственника в состав правления акционерного общество взамен на преференции в государственных подрядах или оформление за символическую сумму доли в бизнесе на имя супруги.

Список ухищрений, к которым прибегают коррупционеры, желающие избежать наказания за свои деяния, не ограничивается лишь перечисленными способами. Статья 290 УК РФ объединяет эти виды коррупции под терминами «передача материальных ценностей» и «переуступка прав владения собственностью».

Объективная сторона вымогательства взятки предусматривает не только передачу денег, но и выполнение должностным лицом определенных действий, которые можно расценивать как коррупцию. К ним относится:

  • способствование действиями или бездействием интересам человека, передавшего взятку;
  • попустительство при наличии выявленных нарушений или несоответствия установленным требованиям;
  • подписание выгодного взяткодателю документа, противоречащего интересам учреждения, в котором работает коррупционер.

Отличительная черта коррупции — наличие корыстного умысла. Взятка не может быть получена по ошибке или по неосторожности. Действия, которые требует выполнить взяткодатель, должны входить в компетенцию взяточника. Если же обвиняемый не имел полномочий или возможностей для выполнения требований взяткодателя, но при этом сознательно вымогал у него деньги, то такие деяния могут быть квалифицированы как мошенничество.

Взятка — далеко не единственный вид коррупции. Коррупция может совершаться не только в интересах взяткодателя, но и для приумножения богатства самого чиновника или членов его семьи. Причем такая разновидность коррупционных деяний становится всё более распространённой, тогда как традиционное получение взятки в виде наличных остаётся уделом должностных лиц мелкого или среднего звена.

Кроме передачи взятки или иного необоснованного вознаграждения для неправомерного содействия интересам взяткодателя коррупция может в себя включать и другие виды противоправной деятельности. К примеру, заключение договора с фирмой, оформленной на родственника или подставное лицо. Чаще всего такой контракт предполагает выполнение работ или предоставление услуг по более высоким ценам, чем в среднем по региону.

Наказание должностного лица за коррупцию

Статья 290 УК РФ предусматривает за коррупцию в виде получения взятки следующее наказание:

  • штраф до 1 млн руб. или в размере до 50-кратной суммы взятки;
  • исправительные работы от года до двух;
  • тюремное заключение до 3 лет.

Если же в суде был доказан факт вымогательства должностным лицом неправомерного вознаграждения в размере более 25 тыс. руб., то, согласно п.2 ст.290 УК, подсудимого ждёт:

  • штраф от 200 тыс. до 1 млн руб. или до 60-кратной суммы взятки;
  • тюремное заключение на срок до 6 лет.
Это интересно:  Новый порядок оформления паспорта гражданина

Если обвиняемым должностным лицом является чиновник или глава местного самоуправления, то, согласно п.4 ст.290 УК, наказание за коррупцию будет таким:

Меня обвинили в коррупции

В настоящее время слово «коррупция» очень часто произносится в средствах массовой информации, но что это такое и как действовать, если вас обвинили во взятке или коррупции, рассмотрим подробнее в данной статье. Для начала нужно знать суть этого определения и предполагаемую ответственность.

Обвинение в коррупции

  • обвинение в даче взятки (ст. 290 УК РФ);
  • получение взятки (ст. 291 УК РФ);
  • подкуп должностного лица (ст. 204 УК РФ);
  • обвинения в мошенничестве , которое совершаются при использовании должностного положения (ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 160 УК РФ);
  • злоупотребления, которые совершаются для извлечения различной выгоды (ст. 285, 286 УК РФ).

Необходимо знать, что обвинение по коррупционным статьям может быть предъявлено только должностным лицам, управленцам или чиновникам, которые задействованы в органах местного самоуправления.

Коррупция на государственной службе

Коррупция на государственной службе имеет много проявлений, поэтому нужно знать на какие виды можно подразделить те или иные действия в рамках общего понятия «коррупция».

Коррупция подразделяется на три основных вида в зависимости от вида деятельности:

Субъективный состав:

  • Высшая коррупция, которая охватывает сферу принятия различных законов и управленческих решений на государственном уровне: в органах правительства РФ, Верховном и Арбитражном суде, органах местного самоуправления. Этот вид коррупции связан с принятием законов, которые могут оказать лобби тем или иным лицам, заинтересованным в принятии выгодных для них решений. Высшая коррупция подразумевает сложные схемы передачи взяток;
  • Низовая коррупция, которая связана с прямым взаимодействием объекта и субъекта взяточничества на местном уровне самоуправления, в таком случае действует схема прямого обращения.

Объект воздействия:

  • Коррупция в органах законодательных систем, которая применяется с целью назначения на нужные места «своих людей», протекционизма и получения выгод и услуг на «местах». Этот вид коррупции приводит к продвижению корпоративных, а не государственных интересов, а это приводит к неравенству в социальном плане и отсутствию эффективности в принятии решений:
  • Коррумпированность чиновников в исполнительной ветви власти, которые ведут к принятию необходимых решений и снижению эффективности уже принятых. Явлениями в рамках данных действий могут быть подкуп, расхищение с целью вручения взятки и пр.
  • Коррупция в судебных органах и делах. Данный вид носить наибольшую пагубность, так как при его применении разрешаются судебные дела в пользу виновных, прекращаются делопроизводства и слушания в судах.
  • Коррумпированность чиновников в органах местного самоуправления аналогична и коррумпированности в правительстве, но имеет намного малые масштабы по своему действию.
  • Взяточничество в организациях коммерческого типа. Данное проявление характеризует наше время — эпоху становления и развития малого и среднего бизнеса.

Воздействие на регулируемые взаимоотношения:

Последствия коррупции могут быть направлены на регуляцию отношений в следующих сферах и явлениях:

  • преступления с уголовной мерой наказания;
  • отношения в гражданско-правовом поле;
  • проступки в рамках административного уровня;
  • злоупотребления собственным статусом с целью оказания протекции и лоббизма в решении определенных вопросов.

Коррупция в органах власти приводит к оттоку капитала из страны, так как средства задействуются только в сфере банковских переводов, минуя инвестиционные отделения и, разумеется, дальнейшее обложение налогами.

Ответственность

Прежде всего, необходимо понять то, что обвиняться в коррумпированности может только лицо, которое располагает определенной властью и может влиять на определенные решения, принимать их и действовать в пользу человека, прибегающего к помощи коррумпированных действий.

Того, кто «просит об услуге» можно обвинить исключительно во взятке. Именно таким образом выстраивается адвокатская защита. Адвокат подскажет как себя вести в суде. При этом, если не доказан сам факт личной передачи, то дело закрывается за недоказанностью и отсутствием состава в преступлении.

Ответственность за коррупционные правонарушения (памятка муниципальному служащему) Федеральный закон -ФЗ «О противодействии коррупции», статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения

Ответственность за коррупционные правонарушения

(памятка муниципальному служащему)

Федеральный закон -ФЗ «О противодействии коррупции»,

статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения

1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

Комментарий к статье 13

1. В комментируемой статье регламентирована ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения. Понятию «коррупционное правонарушение» определение в комментируемом Законе не дано, но в определении понятия «коррупция» перечислены противоправные действия, являющиеся наиболее рельефным проявлением коррупции, — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп. Однако за указанные деяния предусмотрена уголовная ответственность, в то время как в ч. 1 комментируемой статьи говорится и о других традиционно выделяемых видах юридической ответственности — административной, гражданско-правовой и дисциплинарной.

Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями предусмотрена статьей 285 УК РФ, согласно ч. 1 которой использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления, согласно ч. 2 указанной статьи наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В соответствии с ч. 3 ст. 285 УК РФ деяния, предусмотренные частями 1 или 2 данной статьи, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Ответственность за получение взятки и за дачу взятки установлена соответственно в ст. ст. 290 и 291 УК РФ, расположенных в той же гл. 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» данного Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 290 УК РФ получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) в соответствии с ч. 2 указанной статьи наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

В части 3 ст. 290 УК РФ установлено, что деяния, предусмотренные частями 1 или 2 данной статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления, наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Согласно ч. 4 ст. 290 УК РФ деяния, предусмотренные частями 1, 2 или 3 данной статьи, если они совершены: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) с вымогательством взятки; г) в крупном размере, — наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

При этом в примечании к указанной статье определено, что крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тыс. руб.

Дача взятки должностному лицу лично или через посредника в соответствии с ч. 1 ст. 291 УК РФ наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

В части 2 указанной статьи установлено, что дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до восьми лет.

Это интересно:  Как подать заявление на регистрацию брака через МФЦ?

Согласно примечанию к этой же статье лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Ответственность за злоупотребление полномочиями и за коммерческий подкуп установлена соответственно статьями 201 и 204 УК РФ, которые расположены в гл. 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» данного Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 201 УК РФ использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет. Санкция указанной нормы приведена в редакции Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ.

В части 2 указанной статьи установлено, что то же деяние, повлекшее тяжкие последствия, наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет. Санкция данной нормы также приведена в редакции Федерального закона от 01.01.01 г. N 280-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 204 УК РФ незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением наказываются штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет. Санкция указанной нормы приведена в редакции Федерального закона от 01.01.01 г. N 280-ФЗ.

Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, согласно ч. 2 указанной статьи наказываются штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет,

либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Согласно примечанию к ст. 204 УК РФ лицо, совершившее деяния, предусмотренные частями 1 или 2 данной статьи, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

В части 3 ст. 204 УК РФ установлено, что незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением наказываются штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Санкция данной нормы также приведена в редакции Федерального закона от 01.01.01 г. N 280-ФЗ.

В соответствии с ч. 4 ст. 204 УК РФ деяния, предусмотренные частью 3 данной статьи, если они: а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа, наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Часть 4 этой статьи полностью изложена в новой редакции Федеральным законом от 01.01.01 г. N 280-ФЗ.

Аналогично сказанному выше в отношении уголовной ответственности за коррупционные преступления следует отметить, что в КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за различные деяния коррупционного характера. Однако здесь представляется целесообразным упомянуть лишь о том, что данный Кодекс в соответствии с Федеральным законом от 01.01.01 г. N 280-ФЗ дополнен новой статьей 19.29, устанавливающей ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего).

Согласно указанной статье привлечение к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего (бывшего государственного или муниципального служащего), замещающего (замещавшего) должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, с нарушением требований, предусмотренных комментируемым Законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 20 тыс. до 50 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 20 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц — от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

Прежде всего следует отметить, что установление гражданско-правовой ответственности за коррупционные правонарушения согласуется с положением ст. 35 «Компенсация ущерба» Конвенции ООН против коррупции, предусматривающим, что каждое государство-участник принимает такие меры, какие могут потребоваться, в соответствии с принципами его внутреннего законодательства, для обеспечения того, чтобы юридические или физические лица, которые понесли ущерб в результате какого-либо коррупционного деяния, имели право возбудить производство в отношении лиц, несущих ответственность за этот ущерб, для получения компенсации.

Гражданское законодательство предусматривает ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, но прежде всего за счет соответствующих публично-правовых образований.

Так, согласно ст. 16 части первой ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Россией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

В соответствии со ст. 1069 части второй ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Там же установлено, что вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

Как предусмотрено в п. 3 ст. 1081 части второй ГК РФ, Россия, субъект РФ или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда, причиненного должностным лицом органов дознания,

предварительного следствия, прокуратуры или суда (п. 1 ст. 1070), имеют право регресса к этому лицу, если его вина установлена приговором суда, вступившим в законную силу. Именно об этой гражданско-правовой ответственности физических лиц за коррупционные правонарушения и приходится говорить.

Вопросы дисциплинарной ответственности муниципальных служащих за коррупционные правонарушения регулируются Законом РФ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также в соответствующей части — трудовым законодательством.

При этом под коррупционными правонарушениями, как представляется, следует понимать прежде всего нарушения ограничений, запретов и обязанностей, установленных комментируемым Законом. Так, в ч. 8 ст. 8 данного Закона прямо предусмотрено, что невыполнение государственным или муниципальным служащим обязанности представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является правонарушением, влекущим освобождение государственного или муниципального служащего от замещаемой должности государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Следует также отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 01.01.01 г. N 280-ФЗ часть

2. В части 2 комментируемой статьи указано, что физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством РФ права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

·

·

·

·

Статья написана по материалам сайтов: 17.mchs.gov.ru, studref.com, imeetepravo.com, zakon.temaretik.com, pandia.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector