+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Отказ в предоставлении сведений адвокату

Отказ адвокату в предоставлении информации

Так, например, ст. 5.39 административных РФ об Кодекса правонарушениях (КоАП РФ) грозит штрафом за отказ неправомерный в предоставлении гражданину собранных в установленном документов порядке, материалов, непосредственно затрагивающих права и гражданина свободы, либо за несвоевременное пре доставление документов таких и материалов, непредоставление иной информации в предусмотренных, случаях законом, либо за предоставление гражданину или неполной заведомо недостоверной информации.

Адвокатский запрос: право адвокатов на сбор информации

Вышеуказанные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней, при этом адвокат, направивший запрос, должен быть уведомлен о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.

Правильный отказ адвокату в предоставлении документов

Если законодатель укрепит право адвокатов, не просто истребовать, но и обяжет отвечать на запросы с применением карательных норм административного кодекса лиц, в чей адрес они были направлены, это только укрепит качество оказание квалифицированной юридической помощи и усилит в правосознании граждан отличие юриста от адвоката. Тем самым быстрее отсеются не квалифицированные специалисты, ну или их хотя бы станет меньше в области права, в связи с низким потребительским спросом на услуги лиц не имеющих статуса адвоката.

За отказ в ответе на адвокатский запрос будут наказывать

Под таким запросом понимается официальное обращение адвоката в указанные органы по вопросам, входящим в их компетенцию, а также относительно предоставления справок, характеристик и иных необходимых для оказания юридической помощи документов.

Установлен срок для ответа на адвокатский запрос, он составляет 30 дней со дня его получения.

В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

При этом адвоката, направившего адвокатский запрос, должны уведомить о продлении срока рассмотрения.

  • они не располагают запрошенными сведениями;
  • нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса (они должны быть установлены Минюстом России по согласованию с заинтересованными государственными органами);
  • запрошенные сведения относятся к информации с ограниченным доступом в соответствии с законом.

Необходимо отметить, что за неправомерный отказ в предоставлении ответа на адвокатский запрос введена административная ответственность для должностных лиц в виде штрафа в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб. (ст. 1 Закона № 160-ФЗ ).

Новым законом также предусмотрено создание комиссии по этике и стандартам как коллегиального органа Федеральной палаты адвокатов РФ. Деятельность такого органа заключается в разработке стандартов адвокатской деятельности, в том числе оказания квалифицированной юридической помощи.

Он также будет давать обязательные для всех адвокатских палат и адвокатов разъяснения по вопросам применения кодекса профессиональной этики, обобщать дисциплинарную практику и осуществлять иные полномочия.

Адвокатский запрос на предоставление информации

Они могут содержаться в различных справках, характеристиках или иных документах, которыми обладают госорганы, общественные объединения, предприятия и иные учреждения. Ответ на адвокатский запрос предполагает определенную реакцию должностных лиц, на имя которых он поступил.

Это может быть, как положительный ответ, то есть предоставление всех запрашиваемых сведений и/или документов, так и отрицательный ответ, к которому также можно отнести отказ в предоставлении информации или банальное бездействие (игнорирование запроса).

Отказ в предоставлении сведений адвокату

Адвокаты знают техники, например, российских судов, которые не желают принимать исковые заявления, где, например, пропущены: буква, точка, нечеткая копия удостоверения… 3. Включай «дурочку» В ответ на свой запрос адвокат может получить следующее: «Уважаемый адвокат Иванов, на Ваш запрос просим уточнить номер договора с участием Вашего доверителя, сведения о котором Вы запрашиваете», а затем в следующем письме: «А в каком городе договор был заключен?» Такая переписка может длиться десятилетиями.

Отказ адвокату в предоставлении информации

Руководителю любого государственного или муниципального учреждения или организации хотя бы изредка приходится сталкиваться с тем, что принято называть адвокатскими запросами. Адвокаты, представляя интересы своих доверителей, запрашивают разнообразную информацию: о судимостях, фактах привлечения граждан к административной ответственности, о праве собственности на автотранспортные средства, об учете в наркологических, венерологических и психоневрологических диспансерах, о фактах обращения за медицинской помощью и т. п.

При этом энергия профессионального правозащитника и ссылка на положения Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон №63-ФЗ) наряду с отсутствием опыта работы с этой категорией представителей юридического труда часто дезориентируют руководителей организаций, у которых указанная и иная информация запрашивается. Действительно, руководителю государственного учреждения довольно трудно принять решение о том, нужно ли давать адвокату ответ. И, что намного важнее — можно ли такой ответ давать.

С одной стороны, в соответствии с рядом законов отказ в предоставлении информации грозит наказанием. Так, например, ст. 5.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) грозит штрафом за неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо за несвоевременное пре доставление таких документов и материалов, непредоставление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо за предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации. Поэтому если адвокату будет необоснованно отказано в предоставлении информации или его запрос будет проигнорирован, руководитель организации рискует быть подвергнутым административному наказанию по ст. 5.39 КоАП РФ.

С другой стороны, нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 13.11 КоАП РФ.

Но это еще не все. Спектр составов административных правонарушений в этой сфере довольно широк. Это и ст. 13.14 КоАП РФ, карающая за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, когда разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 14.33 указанного кодекса, и еще несколько узкоспециальных составов, на которых мы отдельно останавливаться не будем.

Как же действовать руководителю, в подразделение которого поступил адвокатский запрос, чтобы соблюсти закон? В этом мы разберемся на страницах предлагаемой статьи.

Во-первых, нельзя искать простой выход. Рассматриваемая ситуация не относится к разряду таких, в которых для подстраховки можно действовать по единому, наиболее безопасному шаблону. В частности, нельзя отказывать подряд всем адвокатам (и прочим гражданам), так как в том случае, если отказ будет необоснованным, возникает угроза наказания по ст. 5.39 КоАП РФ. Нельзя и отвечать на все запросы без разбора — ведь в случае предоставления излишнего объема информации грозит наказание уже по ст. 13.14 КоАП РФ.

Поэтому каждый запрос должен быть проанализирован на соответствие действующему законодательству.

Алгоритм действий по проверке адвокатского запроса включает:

  1. проверку полномочий адвоката;
  2. проверку права адвоката на доступ к информации.

По первому пункту проблема состоит в том, что адвокаты часто, обращаясь в административные органы, ссылаются на ст. 6 Закона № 63-ФЗ и прилагают к своим запросам ордер. Нередко лицо, к которому поступил такой запрос, проверяет полномочия адвоката на основании этого ордера. Это неправильно. Необходимо запомнить правило:

Юридическая аргументация здесь такая. Согласно ч. 2 ст. 6 Закона № 63-ФЗ в случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности.

В настоящее время случаи, в которых адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием, предусмотрены следующими федеральными законами:

  • Кодексом РФ об административных правонарушениях, ч. 3 ст. 25.5 которого гласит, что полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. При этом необходимо принимать во внимание ч. 2 той же статьи, в которой идет речь о том, что в качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Следовательно, ордер представляется адвокатом только тогда, когда он вступает в производство по делу об административном правонарушении;
  • Уголовно-процессуальным кодексом РФ, согласно ч. 4 ст. 49 которого адвокат допускается к участию в уголовном деле в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера;
  • Гражданским процессуальным кодексом РФ, согласно ч. 5 ст. 53 которого право адвоката на выступление в суде в качестве представителя удостоверяется ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием;
  • Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Статья 31.2 этого закона называется «Порядок и сроки рассмотрения материалов о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел», а абз. 3 ч. 1 этой статьи гласит, что полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием;
  • Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Согласно ч. 1 ст. 18 этого закона подозреваемым и обвиняемым предоставляются свидания с защитником с момента фактического задержания. Свидания предоставляются защитнику по предъявлении удостоверения адвоката и ордера;
  • Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которому в качестве защитника к участию в производстве (в военных судах) по материалам о грубом дисциплинарном проступке допускается адвокат. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием (ч. 2 ст. 28.1);
  • эта же норма дублируется в ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 01.12.2006 № 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста».
Это интересно:  Задолженность за содержание и ремонт общего имущества взыскана в пользу УК, создание ТСЖ признано незаконным

Приведенный список исчерпывающий. Это значит, что никаких других федеральных законов, допускающих (и предписывающих) удостоверение полномочий адвоката посредством предъявления ордера, не имеется.

Из приведенного перечня видно, что все действия адвоката, для которых требуется (и допускается) оформление ордера, исчерпываются судебным процессом и посещением следственного изолятора.

Следовательно, согласно ч. 2 ст. 6 Закона № 63-ФЗ при обращении во все другие органы и организации полномочия адвоката должны быть подтверждены доверенностью.

Согласно ст. 185 Гражданского кодекса РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу. Доверенность, оформленная от имени гражданина, должна быть нотариально удостоверена.

К нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:

  1. доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;
  2. доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этих частей, соединения, учреждения или заведения;
  3. доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы;
  4. доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

Если все же найдется (или будет издан после выхода в свет настоящей статьи) федеральный закон, позволяющий адвокату обращаться в органы определенного вида с запросами на основании ордера, следует проверить, оформлен ли такой ордер в соответствии с требованиями, установленными действующими нормативными правовыми актами.

Согласно ч. 2 ст. 6 Закона № 63-ФЗ форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. Форма ордера утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 08.08.2002 № 217. Согласно этому приказу ордер должен содержать следующие реквизиты:

  • реквизиты соглашения, на основании которого выписан ордер (номер, дата);
  • фамилию и инициалы должностного лица, выдавшего ордер;
  • номер ордера;
  • дату выдачи ордера;
  • полное наименование и адрес адвокатского образования, руководитель которого подписал ордер;
  • место, где предстоит исполнить поручение;
  • фамилию и инициалы доверителя.

Лицом, уполномоченным на подписание ордера, является только руководитель адвокатского образования. Такими руководителями являются:

  • председатели президиумов, председатели коллегий адвокатов;
  • управляющие партнеры адвокатских бюро;
  • руководители юридических бюро;
  • адвокаты, учредившие адвокатский кабинет (в этом случае адвокат подписывает ордер, выданный себе же. Адвокат, учредивший адвокатский кабинет, не вправе подписать ордер, выданный другому адвокату).

Другие лица из числа руководителей адвокатских структур не вправе подписывать ордера. В частности, этого права лишены:

  • заместители руководителей адвокатских образований, тем более секретари этих образований;
  • президенты адвокатских палат субъектов федерации;
  • президент Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации.

Здесь необходимо обратить внимание еще на один момент. Адвокат только тогда действует в этом статусе, когда он представляет интересы иного лица. Если лицо, наделенное статусом адвоката, действует в своем интересе, то его действия являются частными, а не адвокатскими.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 63-ФЗ адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам (доверителям) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Если в рамках интересующего адвоката дела он не оказывает какому-либо физическому либо юридическому лицу, которые могли бы являться по отношению к нему доверителями, квалифицированную юридическую помощь, а действует исключительно в своем интересе, то при таких обстоятельствах деятельность по защите своих собственных интересов не может быть признана адвокатской деятельностью в смысле ч. 1 ст. 1 Закона № 63-ФЗ.

Следовательно, права и полномочия, предоставляемые адвокатам Законом № 63-ФЗ, применительно к рассматриваемой ситуации на адвоката, действующего в своем интересе, не распространяются.

Далее необходимо проверить, не истек ли срок действия доверенности. Если срок действия доверенности в ее тексте не указан, то она действительна в течение одного года (п. 1 ст. 186 Гражданского кодекса РФ).

Вторая часть алгоритма предполагает проверку того, может ли быть предоставлена адвокату (полномочия которого проверены) запрошенная информация.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим федеральным законом и другими федеральными законами.

Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

Не может быть ограничен доступ к:

  1. нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
  2. информации о состоянии окружающей среды;
  3. информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
  4. информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
  5. иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Приведенная статья федерального закона довольно обширна, но для упрощения восприятия ее содержание можно подать кратко:

Это означает, что, если лицо запрашивает у организации любые сведения, касающиеся самой организации, включая организационную структуру, должностные инструкции работников, регламенты работы, отчеты об основной и дополнительных видах деятельности, вполне можно принять решение о направлении лицу такой информации в случае, если она не имеет грифа секретности или ограниченного доступа. При этом гриф секретности или ограниченного доступа может применяться к информации только в соответствии с прямыми предписаниями нормативных правовых актов.

Это интересно:  В чем разница между социальной и страховой пенсией

При этом следует учитывать, что представляется такая информация только в обезличенном виде. Это означает, что она не может содержать персональных данных сотрудников учреждения. Поэтому не могут быть представлены в ответ на адвокатский запрос такие документы, как:

  • штатное расписание;
  • приказы о назначении на должность и перемещении по службе сотрудника, иные кадровые приказы;
  • правоприменительные акты, иные носители информации, содержащие персональные данные третьих лиц.

Также следует помнить, что понятие коммерческой тайны применимо только к коммерческим юридическим лицам. Основным признаком коммерческого юридического лица является извлечение прибыли в качестве основной цели его деятельности. Поэтому руководитель любого государственного или муниципального органа не может отказать в выдаче информации со ссылкой на коммерческую тайну.

Какую информацию не следует выдавать? Выдавать действующим законодательством запрещено (кроме информации, отнесенной к государственной или служебной тайне законом) персональные данные граждан.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация, составляет персональные данные.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.

Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обеспечения конфиденциальности персональных данных не требуется:

  1. в случае обезличивания персональных данных;
  2. в отношении общедоступных персональных данных.

Если запрашиваемая адвокатом информация (персональные данные) не относится к числу общедоступных в смысле ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», то такой адвокатский запрос выходит за пределы правовых предписаний, содержащихся в чч. 1 и 2 ст. 7 указанного закона, по причине чего не может быть удовлетворен.

Вышеизложенные правила об ограничении доступа к персональным данным применяются только в том случае, если адвокат, действуя в интересах одного лица, запрашивает информацию о другом лице. Тогда следует отказать в ответе на запрос.

Если же адвокат, действуя в интересах доверителя, подтвердивший свои полномочия доверенностью, оформленной и заверенной в установленном законом порядке, запрашивает информацию, касающуюся личности своего доверителя, то он имеет на это полномочия, и на адвокатский запрос должен быть дан положительный ответ.

И последнее: при рассмотрении адвокатского запроса следует соблюдать установленный для этого месячный срок (п. 1 ч. 3 ст. 6 Закона № 63-ФЗ). В этот срок нужно дать адвокату либо положительный, либо отрицательный ответ об интересующей его информации. При этом не следует направлять ответ по почте, так как статус адвоката подтверждается удостоверением адвоката. Поэтому в адрес адвоката следует направить уведомление о том, где и в какое время он может получить ответ на свой запрос, а ответ выдать ему на руки после предъявления адвокатом удостоверения, выданного управлением юстиции субъекта Российской Федерации.

В приложении к статье приводится образец письма с различными мотивировками отказа в удовлетворении адвокатского запроса.

КС РФ напомнил о пределах адвокатского запроса

Суд не стал рассматривать жалобу адвоката на то, что правоприменители могут решать, какие сведения являются необходимыми адвокату для оказания помощи

Анализируя определение Конституционного Суда РФ, эксперты указали, что, несмотря на особый правовой статус адвокатов, в праве на получение информации они приравнены к обычным гражданам, а следовательно, их право на сбор сведений, необходимых для оказания юридической помощи, является в большей степени декларативным.

Адвокат Михаил Мошкин обратился в КС РФ с жалобой на нарушение его конституционных прав положением подп. 1 п. 3 ст. 6 Федерального закона № 63-ФЗ от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», устанавливающего право адвоката на сбор необходимых для оказания юридической помощи сведений, в том числе путем направления адвокатского запроса, во взаимосвязи с положением п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, согласно которому основанием для удовлетворения требований о признании незаконными оспариваемых решений лица, наделенного государственными полномочиями, является признание их судом нарушающими права административного истца.

По мнению заявителя, оспариваемые нормы дают правоприменителям возможность по своему усмотрению определять, какие сведения являются необходимыми адвокату для оказания юридической помощи.

Поводом для обращения с жалобой стала следующая ситуация. Адвокат, представляя интересы некоммерческого садового товарищества, в связи с подготовкой документов для обращения в суд направил в местную администрацию адвокатский запрос о предоставлении заверенной копии решения о выделении в 1991 г. земельного участка, принадлежащего другому лицу. Но в предоставлении документа было отказано.

При попытке оспорить отказ суды общей юрисдикции признали действия должностного лица местной администрации законными. Суды установили, что запрашиваемая информация относится к сведениям ограниченного доступа и не может быть предоставлена по запросу адвоката, не имеющего доверенности от правообладателя, в то же время копия истребуемого документа имеется в распоряжении административного истца. В связи с чем суды пришли к выводу об отсутствии нарушения прав адвоката.

Рассмотрев представленные материалы, Конституционный Суд РФ не нашел оснований для принятия жалобы к рассмотрению. В опубликованном 13 марта Определении от 28 февраля 2017 г. № 244-ОО КС РФ указал следующее. В соответствии с Конституцией РФ любая информация, затрагивающая права и свободы граждан, должна быть доступна им при условии, что законодателем не предусмотрен специальный правовой статус для нее. При этом допускается возможность установления в отношении той или иной информации режима ограничения свободного доступа (Определения от 12 мая 2003 г. № 173-О, от 29 января 2009 г. № 3-О-О и др.). Однако это не лишает адвоката возможности при рассмотрении судом конкретного дела с участием его доверителя обратиться в суд с ходатайством об истребовании доказательств, в том числе сведений, содержащих конфиденциальную информацию (Определение от 29 сентября 2011 г. № 1063-О-О).

«Оспариваемые законоположения, устанавливающие право адвоката на сбор информации, необходимой для оказания юридической помощи, и гарантии обеспечения им судебной защиты данного права согласуются с приведенными правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя, – подчеркивается в Определении № 244-ОО. – Оценка же того, того, был ли установлен режим ограниченного доступа к запрашиваемым сведениям и нарушены ли права адвоката отказом в предоставлении ему информации, как связанная с установлением фактических обстоятельств дела, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.

Советник ФПА РФ Евгений Рубинштейн, проанализировав это определение КС РФ, обратил внимание на то, что, несмотря на особый правовой статус адвокатов, их предназначение в судопроизводстве и роль в обществе, их право на получение информации приравнено к праву обычных граждан.

«Нет необходимости в обосновании тезиса о том, что адвокат как защитник и представитель в различных видах судопроизводства, как профессиональный участник состязательного процесса должен иметь более широкий и гарантированный доступ к информации для оказания квалифицированной юридической помощи, чем обыкновенный гражданин», – указал он. Соответственно, должна быть предусмотрена и повышенная ответственность адвоката за неправомерный доступ к информации или ее неправомерное распространение, однако это потребует пересмотра всего комплекса отношений, связанных с защитой информации, отметил Евгений Рубинштейн.

«Судя по последним изменениям в Закон об адвокатуре, а именно исходя из анализа пункта 6 статьи 6.1, законодатель в настоящее время не только не готов к обсуждению этого вопроса, но и не видит в нем никакой актуальности», – заключил советник ФПА РФ.

Член Совета АП Белгородской области Борис Золотухин добавил, что ранее уже высказывал сомнения относительно возможностей получения большого количества информации по адвокатским запросам в связи с существованием законодательного положения о том, что в случаях, если адвокат запрашивает сведения, в отношении которых установлен режим ограниченного доступа, то рассмотрение адвокатского запроса осуществляется в соответствии с общими требованиями, установленными законодательством для соответствующей категории сведений.

«По адвокатскому запросу невозможно получить данные о состоянии здоровья своего подзащитного или иных лиц, данные о телефонных соединениях и месте нахождения абонента в момент соединения, сведения о банковских счетах физических и юридических лиц и некоторую другую информацию», – пояснил он.

Борис Золотухин подчеркнул, что именно такую позицию и обозначил Конституционный Суд РФ, указав, что «…любая затрагивающая права и свободы гражданина информация должна быть ему доступна при условии, что законодателем не предусмотрен специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты» и что данная трактовка не лишает адвоката заявлять в суде ходатайство об истребовании такой информации.

Это интересно:  Оформление земли по наследству. Помощь адвоката по наследственным делам — Услуги адвоката по наследственным делам

«Считаю, что это определение подтвердило мой вывод о том, что сбор адвокатом сведений в пользу доверителя – в большей степени декларация, чем реализация права на защиту», – резюмировал эксперт.

Правильный отказ адвокату в предоставлении документов

В организацию пришел адвокатский запрос, о выдаче документов на уволенного работника. По запрсу суда или прокуратуры мы не против их предъявить, но неизветстому адвокату?! Мы хотим адвокату отказать. Как грамотно это сделать и на основание закона или конкретной статьи? Спасибо.

6 ответов на вопрос от юристов 9111.ru

Татьяна, такой отказ может быть мотивирован тем, что истребуемые сведения содержат государственную, врачебную или иную охраняемую законом тайну. Такого права у Вас нет.

За не предоставление ответа ответственность не предусмотрена. Это пробел в нынешнем законодательстве.

Адвокат вправе требовать о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности по ст. 140 УК РФ (отказ в предоставлении гражданину информации).

Данная статья 140 УК РФ к данным правоотношениям не применяется.

Адвокатский запрос — это письменная форма обращения адвоката, которая предусмотрена п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», в этом же законе и регулируется обязанность организаций и граждан отвечать в 30-дневный срок на адвокатские запросы.

Но вот не задача, в законодательстве РФ не предусмотрена ответственность

за игнорирование таких запросов.

В данном случае, в очередной раз адвокаты являются не защищенными с правовой точки зрения, потому что для квалифицированного оказания юридической помощи, требуются документы, справки и так далее, которые не относятся ни к комерческой тайне, ни к персольной информации ни к иной информации, к которой законодательно закрыт доступ для адвокатов, что бы определитсья с правильной позицией по делу и дать развернутую консультацию клиенту по вопросу с которым он обратился. Порой без полученного ответа на запрос адвоката, гражданин лишается конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации).

Если законодатель укрепит право адвокатов, не просто истребовать, но и обяжет отвечать на запросы с применением карательных норм административного кодекса лиц, в чей адрес они были направлены, это только укрепит качество оказание квалифицированной юридической помощи и усилит в правосознании граждан отличие юриста от адвоката. Тем самым быстрее отсеются не квалифицированные специалисты, ну или их хотя бы станет меньше в области права, в связи с низким потребительским спросом на услуги лиц не имеющих статуса адвоката. В мире жесткой конкуренции граждане будут обращаться к тем, у кого больше законных оснований, для более быстрого и законного реагирования на их проблему.

Пора уже законодательно закрепить порядок предоставления общедоступных, конфиденциальных сведений по запросам адвокатов, а так же установить сокращенные сроки для исполнения данных запроса до 5 (пяти) дней, при этом установить административную ответственность за несвоевременное предоставление ответов.

Предоставление информации по запросу адвоката

Вопрос: в течение какого времени должен быть дан ответ на запрос адвоката (адвокатский запрос) и в каких случаях адвокату может быть отказано в предоставлении запрашиваемой информации?

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 31.05.2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»:

1. Адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи (далее — адвокатский запрос).

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения . В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней , при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.

3. Требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса определяются федеральным органом юстиции по согласованию с заинтересованными органами государственной власти.

4. В предоставлении адвокату запрошенных сведений может бытьотказано в случае, если:

1) субъект, получивший адвокатский запрос, не располагает запрошенными сведениями;

2) нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, определенные в установленном порядке;

3) запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом.

5. Неправомерный отказ в предоставлении сведений, предоставление которых предусмотрено федеральными законами, нарушение сроков предоставления сведений влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

6. В случаях, если законодательством Российской Федерации установлен особый порядок предоставления сведений, рассмотрение адвокатского запроса осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации для соответствующей категории сведений.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предоставление информации — действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию , а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен .

Что касается информации с ограниченным доступом, то, согласно п. 2 ст. 9Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», обязательным является соблюдение конфиденциальности информации , доступ к которой ограничен федеральными законами.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» конфиденциальность информации — обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Так, федеральными законами устанавливаются ограничение по доступу к коммерческой тайне, служебной, банковской, врачебной и иным тайнам, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»:

Операторы и иные лица , получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в случаях, когда информация является общедоступной, в отношении запросов адвоката действует (распространяется) общий порядок предоставления сведений для граждан, и ограничений в получении такой информации в общем порядке нет.

Тогда как, рассмотрение адвокатского запроса относительно информации с ограниченным доступом осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации для соответствующей категории сведений.

Так, предоставление персональных данных операторами и иными лицами , получившими доступ к персональным данным, без согласия субъекта персональных данных, не допускается, если иное не предусмотрено федеральным законом.

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ,

ОТНОСЯЩИХ СВЕДЕНИЯ К КАТЕГОРИИ ОГРАНИЧЕННОГО ДОСТУПА

отнесенные к категории ограниченного доступа

Статья написана по материалам сайтов: vash-yurist102.ru, dis.ru, fparf.ru, www.9111.ru, xn--80anwj.xn--j1adp.xn--b1aew.xn--p1ai.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector