+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Передача в оперативное управление муниципального имущества

Традиционно под «управлением» принято понимать целенаправленное воздействие на кого-либо или что-либо для достижения заданного результата.

Под имуществом понимают ту собственность, которая принадлежит определенному объекту.

Муниципальное имущество – это имущество, принадлежащее соответствующему муниципальному образованию.

Муниципальное образование – это населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы МСУ.

Основными формами муниципальных образований являются поселения, муниципальные районы и городские округа. Управление муниципальным имуществом – это воздействие муниципальных образований на принадлежащее им имущество с целью эффективного решения стоящих перед ними задач или эффективной реализации властных полномочий.

Задачи, стоящие перед муниципальным образованием, принято относить к вопросам местного значения. Муниципальное имущество является неотъемлемой составной частью муниципальной собственности.

В состав муниципальной собственности принято включать:

— средства местного бюджета;

— муниципальные внебюджетные фонды;

— имущество органов муниципального самоуправления (МСУ);

— муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;

— муниципальные предприятия и организации;

— муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения;

— муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Муниципальное имущество может быть классифицировано по нескольким признакам: 1. По уровню властных полномочий, для реализации которых оно используется:

— имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения;

-имущество, используемое для решения вопросов, переданных муниципальному образованию субъектам РФ;

— имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов МСУ и соответствующих должностных лиц.

2. По направлению использования.

3. По форме использования:

• Имущество, используемое в качестве залога

• Имущество, входящее в муниципальную казну

• Имущество, сдаваемое в аренду

• Имущество, передаваемое в хозяйственное ведение

• Имущество, передаваемое в оперативное управление

• Имущество, передаваемое в доверительное управление

• Имущество, передаваемое в безвозмездное пользование

• Имущество, приобретенное за счет средств местного бюджета

• Памятники истории, архитектуры и культуры местного значения

• Имущество, вносимое в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ.

В качестве субъектов управления муниципальным имуществом выступает соответствующие органы местного самоуправления:

— администрация муниципального образования;

— представительный орган МО;

— отраслевые и функциональные подразделения администрации МО.

Таблица 4- Классификация муниципального имущества по направлениям использования:

Таблица 4- Классификация муниципального имущества по направлениям использования:

К числу функций управления муниципальным имуществом относятся:

2. Сдача в аренду

3. Приобретение за счет средств местного бюджета

4. Передача в доверительное пользование

5. Передача в безвозмездное пользование

6. Использование в качестве залога

7. Внесение в качестве взноса в уставной капитал

8. Передача в оперативное управление

9. Передача в хозяйственное ведение

Передача муниципального имущества в хозяйственное ведение

В хозяйственное ведение муниципальное имущество передается специально создаваемым для этого муниципальным унитарным предприятиям. Унитарными предприятиями признаются коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. В качестве собственника данного имущества выступает либо государство, либо муниципальные образования. Соответственно различают государственные и муниципальные унитарные предприятия. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Процесс создания МУП, как и любого юридического лица включает в себя следующие этапы и действия:

1. Принятие решения о создании. Такое решение принимается главой муниципального образования. Готовится проект данного решения отраслевым подразделением администрации, по профилю деятельности которого и будет специализироваться МУП. Одновременно с проектом решения должен быть подготовлен проект технико-экономического обоснования. В этих документах, а так же в пояснительной записке отражаются ожидаемые результаты деятельности и необходимые для создания ресурсы. Пояснительная записка в обязательном порядке согласовывается с соответствующими профильными департаментами администрации МО (финансов, собственности, правовой). Решение о создании МУП подлежит обязательному согласованию с представительным органом МО.

2. Подготовка и утверждение учредительных документов МУП. Учредительные документы регламентируют все основные аспекты деятельности предприятия. В число этих документов входит учредительный договор и устав. Для унитарных предприятий учредительным документом является устав.

В уставе МУП в обязательном порядке находят свое отражение следующие обязательные позиции:

— цель и предмет деятельности;

— права и обязанности;

— реорганизация и ликвидация.

Цель и предмет деятельности определяется теми вопросами местного значения, для решения которых создается предприятие.

Состав имущества передаваемого муниципальным образованием МУП определяется профилем его деятельности. Особенностью этого имущества является то, что оно неделимо и распоряжение им строго контролируется муниципальным образованием.

МУП имеет право участвовать в деятельности других организаций, открывать филиалы представительств.

Предприятие не имеет право продавать, передавать в аренду или в иной форме использовать переданное ему имущество без согласия собственника. Собственник имеет право на получение части прибыли от деятельности МУП. Предприятие обязано отчитываться о результатах своей деятельности перед собственником. Отчетность осуществляется в ежеквартальном режиме и осуществляется по установленным формам. Наряду с традиционными формами статистической, налоговой отчетности в отчете МУП дополнительно дается информация о выполнении установленных для него финансовых показателей о направлениях использования прибыли, по численности работы и форме их оплаты.

Устав МУП готовится отраслевым органом, инициировавшим создание предприятия, и утверждается департаментом по управлению собственностью.

3. Назначение руководителя МУП. Общий порядок назначения руководителя МУП предусматривает предложение отраслевым органом кандидатуры, согласование ее со службой по управлению муниципальным имуществом и главой МО.

Затем кандидатура должна быть согласована с представительным органом (соответствующим комитетом городской думы). Затем готовится приказ о назначении руководителя МУП и трудовой договор.

Данные документы подписываются одновременно с уставом МУП и решением о его создании.

4. Формирование уставного фонда. Уставной фонд представляет собой стоимостную оценку имущества, которое передается МУП в хозяйственное ведение и которым оно отвечает по своим обязательствам). Минимальная величина уставного фонда должна быть равна 1000 минимальных размеров оплаты труда.

Формирование уставного фонда осуществляется путем передачи соответствующего муниципального имущества от администрации МО МУП. Факт передачи оформляется актом, подписываемым представителем администрации и директором МУП. Предельный срок передачи составляет 3 месяца с момента создания МУП.

5. Оплата государственной пошлины осуществляется директором МУП.

6. Оформление заявления на регистрацию. Оформляется от имени администрации МО и содержит информацию о том, что содержательные позиции устава соответствуют требованиям действующего законодательства, что содержащаяся в нем информация является достоверной и соблюден установленный порядок создания МУП.

7. Представление документов на государственную регистрацию. Документы представляются в регистрирующий орган, в качестве которого выступают налоговые органы по месту нахождения МУП.

В число предоставляемых документов входит:

— решение о создании;

— акт передачи имущества.

8. Государственная регистрация МУП осуществляется в течение пяти рабочих дней с момента принятия документов и предусматривает внесение МУП в единый государственный Реестр юридических лиц. Предприятию выдается свидетельство о государственной регистрации.

9. Получение идентификационных или статистических кодов. Указанные коды используются для нужд статистического и налогового учета. Присваиваются они в органах статистики и зависят от формы собственности, направления специализации, отраслевой принадлежности и других факторов.

10. Постановка на налоговый учет. Осуществляется налоговыми органами одновременно с государственной регистрацией и предусматривает присвоение МУП ИНН.

11. Открытие расчетного счета в банке. Производится директором МУП и в обязательном порядке предусматривает предварительное заверение образцов подписи распорядителей счета.

12. Изготовление печати и углового штампа.

13. Получение лицензии. Лицензия — это официальный документ дающий право предприятию заниматься определенным видом деятельности на определенной территории в течение определенного периода времени. Выдается лицензия полномочными на это органами. Она представляет собой бланк со многими степенями защиты, порядковым номером, с указанием выдавшего органа и указанием владельца лицензии.

37.1.218.108 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Содержание

Это интересно:  Как правильно составить жалобу

Статья 8. Передача муниципального имущества в оперативное управление

Статья 8 . Передача муниципального имущества в оперативное управление

1. В оперативное управление муниципальное имущество передается муниципальным автономным, бюджетным и казенным учреждениям, муниципальным казенным предприятиям (далее — Учреждения и казенные предприятия).

2. Основанием для передачи муниципального имущества в оперативное управление, изъятия имущества из оперативного управления Учреждений и казенных предприятий (приема имущества в муниципальную казну) является постановление Администрации города, за исключением случаев, установленных настоящим Положением. Передачу имущества, входящего в состав муниципальной казны, в оперативное управление и прием имущества в муниципальную казну осуществляет Управление.

3. Право оперативного управления в отношении муниципального имущества возникает у Учреждения и казенного предприятия с момента передачи имущества по акту приема-передачи, если иное не установлено действующим законодательством.

4. Учреждения и казенные предприятия, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия Собственника.

Согласие Собственника на распоряжение имуществом выносится в форме постановления Администрации города за исключением сделок, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.

Согласие на совершение муниципальным бюджетным учреждением крупной сделки выносится в форме постановления Администрации города.

Согласие собственника на распоряжение транспортными средствами, самоходными машинами и иными видами техники, прицепами к ним, подлежащими государственной регистрации, для муниципальных казенных учреждений и казенных предприятий выносится в форме постановления Администрации города независимо от их стоимости.

6. Порядок определения видов и перечней особо ценного движимого имущества муниципальных автономных и бюджетных учреждений определяется Администрацией города.

7. Имущество, находящееся в оперативном управлении, отражается в бухгалтерском учете Учреждения и казенного предприятия в порядке, установленном законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

8. Списание муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении Учреждений и казенных предприятий, осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства и статьей 12 настоящего Положения.

9. Учреждение и казенное предприятие, в оперативном управлении которого находится помещение в многоквартирном доме, несет бремя расходов по внесению платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; внесению взноса на капитальный ремонт.

10. Руководитель Учреждения и казенного предприятия несет ответственность за целевое использование и сохранность имущества, находящегося в оперативном управлении.

11. Контроль за целевым использованием и сохранностью имущества, переданного в оперативное управление, осуществляет Управление.

Право оперативного управления

Оперативное управление — ограниченное вещное право.

Гражданский кодекс РФ предусматривает, что имущество на праве оперативного управления может передаваться казенному предприятию и учреждению.

Так, согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не предусмотрено законом, распоряжаются данным имуществом с согласия его собственника.

Таким образом, право оперативного управления это ограниченное вещное право, которое предоставляет казенному предприятию, учреждению в отношении закрепленного за ними имущества возможность осуществлять в пределах, установленных законом, права владения, пользования и распоряжения имуществом (в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества).

Субъекты права оперативного управления

По действующему законодательству субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

Казенные предприятия создаются на базе государственной и муниципальной собственности (федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие).

Учреждения: могут создаваться субъектами любой формы собственности (государственной, муниципальной, частной).

Объекты права оперативного управления

К объектам права оперативного управления относятся:

1) сами предприятия, рассматриваемые как имущественные комплексы. Также к объектам права оперативного управления относятся входящее в состав этих имущественных комплексов имущество, необходимое для осуществления деятельности предприятий (например, здания, сооружения, оборудование, инвентарь и т.д.);

2) денежные средства.

Содержание права оперативного управления

1) Собственник определяет в учредительных документах цель деятельности создаваемого казенного предприятия, учреждения, предназначение передаваемого ему имущества. Кроме этого собственник дает указания по управлению закрепленным за ними имуществом и единолично решает вопрос о распределении доходов казенного предприятия.

2) Собственник не имеет права изымать имущество, закрепленное за казенным предприятием, учреждением. При этом собственник может изъять излишнее, неиспользуемое, используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению;

3) Ограничения права субъекта оперативного управления распоряжаться закрепленным за ним имуществом:

а) Казенное предприятие может самостоятельно решать только вопросы реализации произведенной продукции (работ, услуг) при условии. Во всех остальных случаях отчуждение, распоряжение закрепленным за казенным предприятием имуществом возможно только при наличии согласия собственника этого имущества;

б) Учреждение вообще не вправе отчуждать, иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, поступивших учреждению по смете.

Денежные средства, которые учреждение получило от собственника в рамках финансирования, учреждение вправе расходовать только в соответствии со сметой, утвержденной собственником;

4) Казенное предприятие, учреждение несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам. При этом казенное предприятие отвечает по своим долгам всем своим имуществом, а учреждение отвечает по своим долгам только в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств;

5) Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае нехватки имущества у казенного предприятия. Субсидиарная ответственность собственника по долгам учреждения наступает в случае нехватки денежных средств у учреждения, необходимых для погашения задолженности.

Момент возникновения права оперативного управления имуществом

При этом право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственник принял решение о закреплении за учреждением, возникает у последнего с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и другими правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).

Так, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.

Отметим, что право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

Момент прекращения права оперативного управления имуществом

Право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Так, собственник имущества вправе: изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закреплённое им за казённым предприятием или учреждением либо приобретённое казённым предприятием или учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

При этом имуществом, изъятым у казённого предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Переход права собственности на имущественный комплекс или на учреждение

При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Плоды, продукция и доходы

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Что такое оперативное управление имуществом?

Оперативное управление имуществом – понятие, которое используется в правовом поле только в странах бывшего СССР. В самых общих чертах, это ограниченное вещное право. Государство имеет в собственности некое имущество (неважно, движимое оно или недвижимое). Оно передает его во владение определенной государственной организации, чтобы оное имущество могло быть использовано. Однако право собственности все равно остается именно у государства.

Это интересно:  Оплата больничного после увольнения по сокращению штатов

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Понятие и виды вещных прав

Вещные права обосновываются частью Гражданского Кодекса. Конкретно, это второй его раздел, включающий статьи от 209-й по 306-й включительно. Этот раздел носит название «Право собственности и другие вещные права».

С самого начала стоит разобраться именно в том, что собой представляют вещные права.

Итак, гражданский кодекс делит права каждого гражданина на вещные и обязательственные. Вторые нам не особенно интересны, по крайней мере, в отношении этого вопроса.

Сосредоточимся лишь на их отличиях, которые выделяют вещные права:

  • Вещное право = абсолютное право. По сути, человеку, владеющему каким-то имуществом, противопоставляются все, кто может покуситься на указанное имущество. Закон обязует этот очень широкий спектр лиц не нарушать прав владельца.
  • Вещные права могут быть признаны только в том случае, если они являются частью норм того государства, в гражданском праве которых применяются. Такое положение вещей еще называют замкнутым кругом вещных прав.
  • Объект вещного права – строго одна вещь, независимо от её размеров, формы, содержания и поля возможного применения.

Вещные права не ограничиваются исключительно владением определённым имуществом как таковым. Сюда относится множество других пунктов, например, право залога, пожизненного наследования земли, сервитута, право управления доходами и многое другое.

Ограниченные вещные права – это тема, которая рассматривается в данной статье. Оно отличается от права собственности широтой правомочий.

Ограниченное вещное право подразумевает ситуацию, когда определенная вещь уже находится во владении у определенного человека, собственника, но находится во владении у другого лица. Права такого владельца довольно ограниченны, но часто возникают помимо воли собственника – за счет существования права следования (права следуют за вещью).

Право хозяйственного ведения

Право хозяйственного ведения определяется законом как производное от права собственности. Оно прямо относится к вещному праву, а, точнее, к ограниченному его типу. Пользоваться этим правом может исключительно юридическое лицо.

Собственник, в данном случае, является главой предприятия. Он имеет право создавать его, ставить определенные задачи и сроки, вносить изменения в структуру, организационные моменты. Собственником также производится контроль над правомерностью использования отданного в хозяйственное ведение имущество.

Кроме того, ему также принадлежит право назначать руководителя учреждения – часто именно он и является «контролирующим органом» от собственника.

Юридическому лицу, которое ведет дела от имени собственника, запрещается распоряжаться имуществом таким образом:

  • Продавать имущество;
  • Сдавать его в аренду;
  • Использовать в качестве закладных средств капитал.

Однако, при получении надлежащего разрешения, все эти действия становятся возможными и правомерными.

Одна из особенностей хозяйственного ведения в том, что созданные субъекты, подпадающие под статьи этого закона, не могут быть поделены на различные части или паи. То есть, возможность передавать подобные права от собственника к исполнителю, доступна только для унитарных предприятий.

Ответственность за имущество, переданное по закону о хозяйственном ведении, лежит на том, в чьем управлении оно находится. То есть, оно зачисляется на баланс того предприятие, которое будет владеть им от имени собственника.

Хозяйственное ведение и оперативное управление

Названные пункты относятся к тем учреждениям и компаниям, которые получили имущество от собственника в управление. По сути, здесь нет фактической передачи прав на собственность – владелец не меняется, однако правом распоряжаться собственностью наделяется другое лицо (юридическое) или же круг лиц.

Главное в этих правах то, что существовать они могут только в связи с правами собственности на имущество. Соответственно, учреждение, занятое оперативным управлением или хозяйственное ведением обязаны подчиняться тому, кто владеет правом собственности.

Собственником в обоих случаях является исключительно государство, то есть Российская Федерация, или же определенный муниципальный орган.

Право оперативного управления

Несмотря на то, что ограниченные вещные права в целом оставляют владельцу очень узкий спектр правомочий, по сравнению с собственником, оперативное управление представляет собой наиболее ограниченное право.

  • Под оперативное управление подпадают только казенные предприятия, которые используют в качестве базы имущество, собственником которого является государство, неважно, прямо или же посредством муниципальных органов власти.
  • Владелец оставляет за собой право распоряжаться имуществом, владеть им и пользоваться.
    Однако пределы этих манипуляций сильно ограничены законом. Все контролируется той областью, в которой действует созданное казенное предприятие.
    Иногда, корреляция происходит за счет целей, которые ставит перед учреждением собственник.
  • Ограничение проявляется в основном в невозможности распоряжаться любым имуществом без прямого согласия собственника. Единственная возможность, которая остается открытой, это реализовать произведенную на предприятии продукцию.
    Последнее определяет только владелец, однако и это может измениться при наличии прямых указаний собственника.

Функции оперативного управления

Функций, которые исполняет оперативное управление достаточно много.

Основные же из них таковы:

  • Координировать работу каждого элемента производства и контролировать все включенные в него отделы. К примеру, если брать целый цикл, то здесь будет и обработка полученных заказов (не считая получения как такового), и соответственная связь с производством, и сам процесс создания товаров или услуг и так вплоть до получения заказчиком готового продукта.
  • На оперативном управление лежит необходимость работать со всей документацией. Ответственность за предприятие лежит на владельце, а не на собственника, а значит любые бумаги должны быть подготовлены в срок – иначе это чревато преследованием по закону.
  • Календарное планирование. Владелец учреждения следит за показателями сроков выполнения полученных заказов от собственника, представляя последнему наиболее оперативные планы по каждому заданию.
  • Управление производственным процессом. Уже упомянутое раньше, но несколько расширенная функция, связанная не только и не столько с самим производством, но с техническим обоснованием, что, как, где, когда и почему должно быть произведено. Кроме того, наиболее важным фактором здесь является качество товаров или услуг.
  • Контроль над текущими издержками, которых нельзя избежать, а также их разумное обоснование.
  • Техническое обеспечение также находится в ведении оперативного управления. Функция заключается в подборе технической части производства, или же его создании. В эту категории также относят такие аспекты, как учет, хранение и отправка товаров/услуг.
  • Контролирование запасов и координация закупок необходимых для производства материалов.
  • Регулирование выполнения работ предприятием/учреждением строго в поставленные сроки (указанные в календарном плане и заданиях, поставленных собственником).

Задачи оперативного управления

Задач, которые должно реализовывать оперативное управление почти так же много, как и функций. Все они служат одной-единственной цели – сделать производство прибыльным.

Некоторые основные задачи указаны ниже:

  • Определять объем продукции (товаров или услуг), который предприятие может производить без потери ка
    чества;
  • Выбирать места расположения производства, руководствуясь соотношением времени, цены и получаемого качества продукта;
  • Координировать все заказы, которые поступают на производство на всех его этапах;
  • Выдавать наряды на будущие работы по заказам;
  • Устанавливать разумные сроки как производства товаров или услуг, так и доставки их заказчику;
  • Контролировать соблюдение установленных правил и сроков производства;
  • Обеспечивать максимальную эффективность рабочего процесса на всех уровнях;

Цель оперативного управления

Целью оперативного управления как такового является обеспечение эффективного процесса производства товаров или услуг.

В основном же, деятельность оперативного управления направлена на то, чтобы производство было максимально прибыльным, и приносило как можно меньше затрат.

Проблема заключается в том, что любое понижение качества или же эффективности работы приведет к определенным последствиям – начиная от простого лишения права управления собственностью, и заканчивая реальным судебным преследованием.

Аренда имущества в оперативном управлении

Возможность аренды имущества, которое находится под оперативным управлением, сильно затруднена, поскольку сам владелец не является собственником, а обладает только делегированными полномочиями, что достаточно очевидно из всего вышеописанного.

Все аспекты сдачи имущества, подпадающего под оперативное управление, высветлены в методических письмах Роспотребнадзора.

В первую очередь такую возможность, как вопрос сдачи в аренду, следует обсуждать с собственником, точнее, с его представителями, раз речь идет о государстве.

Процедура здесь следующая:

  1. На имя собственника составляется прошение, о возможности сдать в аренду помещения, которые временно не задействованы в предприятии. Действующим признается только заявление за подписью руководителя учреждения.
  2. К прошению прикрепляется пояснительная записка.
    В ней должны быть указаны:

  • Характеристика зданий или помещений;
  • Расчеты, показывающие целесообразность аренды;
  • Расчеты влияния аренды на работу предприятия;
Это интересно:  Как опротестовать постановление гибдд

Далее владелец получает разрешение от собственника, если того все устраивает. На этом этапе уже можно заключать или пролонгировать договор аренды помещений.

Средства, которые учреждение получает от сдачи помещений в аренду третьим лицам, проходят в качестве дополнительных средств бюджетного финансирования.

Направляться полученные таким образов деньги, могут только на развитие материально-технической базы, но уже без учета прописанных в договоре об оперативном управлении сумм.

Движимое имущество в оперативном управлении

Однако согласно существующему законодательство, эта категория достаточно велика. Определять, является ли движимое имущество особо ценным, будут муниципальные органы управления, которые являются собственниками данного имущества.

Категоризация происходит согласно следующим параметрам:

  • Особо ценным движимым имуществом считается такое имущество, чья стоимость превышает установленные договором об оперативном управлении предприятием рамки бюджет на сумму от пятидесяти до двухсот тысяч рублей.
  • Особо ценное движимое имущество – это то имущество, без которого процесс производства товаров или услуг ограничен, или даже невозможен.

Порядок передачи имущества в оперативное управление

  1. Для получения возможности оперативного управления, необходимо составить Акт приема-передачи. Правила оформления этого документа не меняются, относительно основных требований.
  2. Заверить изготовленный акт должны обе стороны, а после бумаги регистрируются в порядке, который прописан в действующем государственном законодательстве.
  3. По заключению такого договора, помещения и/или здания переходят на баланс учреждения, которое занимается оперативным управлением.

Налог на имущество в оперативном управлении

Оперативное управление имуществом, как уже упоминалось ранее, является правомочным только для стран бывшего Советского Союза. Это своеобразный пережиток прошлого.

Проблема заключается в том, что статус того имущества, которое подпадает под оперативное управление, достаточно неопределенное. Ведь любое учреждение может совершать коммерческие действия, которые подчиняются налоговому законодательству. Это самое законодательство недостаточно регулируют коммерческие операции для оперативного управления.

Предприятие или учреждение под оперативным управлением облагается налогами на прибыль и на имущество, в зависимости от того, занимается ли оно коммерческой или исключительно уставной деятельностью.

Учет имущества в оперативном управлении

Все имущество, которое находится под оперативным управлением должно учитываться. Однако, никаких особенностей, если сравнивать с обычным учетом, не существуют.

Есть только одно «но» — особенности появляются в том случае, если средства получены, потрачены, или перемещены в рамках коммерческой деятельности. Естественно, если для учреждения или предприятия, наличествует необходимость реализовать товары/услуги, нужно учитывать некоторые нюансы в учете.

Предприятие под оперативным управление, с точки зрения закона, является налогоплательщиком. То есть, любая передача имущество или же даже его перемещение, могут возникать различные неочевидные налоговые обложение различного статуса.

Заключение

Из всего вышеописанного мы можем сделать такой вывод – системы оперативного управления в сегодняшней редакции Гражданского Кодекса, являются устаревшими, хотя и продолжают активно действовать.

Хозяйственное ведение и оперативное управление – это механизмы контроля созданными государством или муниципальными органами предприятий/учреждений, направленные на получения адекватного дохода, с сохранением эффективности производства.

Бесплатная консультация юриста

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Это быстро и бесплатно ! Вы из другого региона?
Задайте вопрос онлайн →

Что такое оперативное управление имуществом

Оперативное управление имуществом – это ограниченное вещное право, применяемое на территориях государств, входивших в состав СССР. Согласно норм закона, собственником отдельных предприятий, иных владений выступает государство. В перечень передаваемого конкретному государственному ведомству имущества входит движимое и недвижимое имущество, собственником которого по-прежнему остается государство.

Особенности оперативного управления имуществом

Имущество, используемое для ведения какой-либо деятельности и в хозяйстве, далеко не всегда принадлежит организации. Федеральные предприятия, относящиеся к казенному типу, государственные учреждения получают определенную собственность, сооружения, объекты для осуществления ограниченного использования, увеличивая свое участие в экономической деятельности в пределах всей страны.

С правом оперативного управления определенными объектами государственной недвижимости предприятия получают право распоряжения и владения имуществом согласно порядку, установленному положениями ст. 296 ГК, т.е. вести деятельностью в рамках целевого назначения имущества и компетенции деятельности учреждения.

В круг подобных организаций, наделенных полномочиями ведения хозяйственной деятельности и оперативного управления, входят следующие структуры:

  • фонд жилья;
  • учреждения по развитию массовой культуры, спорта;
  • образовательные и научно-просветительные учреждения;
  • предприятия в сфере медицины;
  • комплексы, обеспечивающие снабжение различными коммунальными ресурсами (отопление, вода, газ, электричество) и др.

Владельцем передаваемого имущества выступает государство или муниципалитет, разрешающие подобным организациям распоряжаться вверенной собственностью. В случае нарушения установленных правил эксплуатации имуществом, его порчи, использованию не по назначению, государственный орган вправе отозвать полномочия организации и изъять объект.

К числу объектов, которые передаются с правом оперативного управления, относят следующую собственность:

  • муниципальная;
  • государственная;
  • частная;
  • из фонда, располагаемого сельскими и городскими образованиями.

Правила использования права оперативного управления регламентируются положениями различных законодательных актов из Гражданского, Налогового, Бюджетного Кодекса, федеральными законами и актами региональных властей. Разрешенные направления ведения деятельности в отношении определенного имущества, также регулируются собственником.

Понятие права оперативного управления

Определение права оперативного управления включает права владеть, распоряжаться, пользоваться имуществом владельца на основании норм закона, согласно заданиям собственника, предназначению объектов и целями деятельности учреждения.

Владелец, являющийся учредителем предприятия, имеет право отозвать свою собственность, переданную на правах оперативного управления, и распорядиться согласно своим планам и намерениям, если будут выявлены случаи ненадлежащего использования переданного имущества, выхода за пределы разрешенного назначения, а также, когда объекты становятся ненужными. Государство вправе передавать казенным учреждениям различные полномочия.

Предприятие, получившее имущество от государства в пользование, не может распорядиться им по своему усмотрению – сохраняется обязательство согласования намерений с основным владельцем.

Доходами, извлекаемыми в результате пользования государственным имуществом, будет распоряжаться собственник предприятия, самостоятельно распоряжаться доходами учреждение не вправе.

Обязательная регистрация права

После того, как государство или муниципальный орган передали свое имущество по праву оперативного управления, предприятие обязано произвести регистрацию в Росреестре. Общая база ЕГРП содержит записи об всех случаях передачи собственности от государства во владение государственной организации или предприятию.

Сделка по передаче имущества фиксируется в базе данных согласно законодательно установленного порядка.

Порядок регистрации

Регистрируя право оперативного управления, предприятие проходит определенную процедуру, исходя из следующей последовательности:

  1. Подготовка документов, подтверждающих факт сделки.
  2. Обращение в МФЦ или отделение Росреестра и передача документации, оформленной в связи с передачей права.
  3. Выдача свидетельства о регистрации права и внесения регистрирующей записи в Единый Реестр, получение выписки Росреестра.

Перечень документов для регистрации права в ЕГРП

Процесс передачи государственного имущества строго регламентирован, а его регистрация требует основательной документационной базы.

По сути, регистрация права оперативного управления означает внесение записи в базу Росреестра о произошедшей сделке и требует сбора следующего пакета:

  • справка из ЕГРЮЛ;
  • заявка юридического лица на государственную регистрацию и внесение соответствующей записи в Росреестре (заполняется на специальном бланке, который получают по факту обращения, либо заранее скачивают из соответствующих информационных ресурсов);
  • уставные документы, справка о постановке налогоплательщика на учет, документ с присвоенными кодами статистики и пр.
  • документ, удостоверяющий личность представителя организации, и действующая доверенность на совершение регистрационных действий (заверяется у нотариуса);
  • документы, свидетельствующие о передаче собственности;
  • документы на передаваемое имущество (технические паспорта, кадастровая документация);
  • бумаги, устанавливающие право на рассматриваемые объекты собственности;
  • справки, свидетельствующие о том, что имущество закрепляется за организацией-заявителем.

На видео об управлении имуществом

Процедура получения права оперативного управления устанавливается нормами закона РФ, а сам процесс возможен только с согласия государства, в рамках разрешенной деятельности и выполняемых предприятием заданий.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, base.garant.ru, www.audit-it.ru, consult1001.com, ru-act.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector