+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Правительство сфокусировалось на контрафактном топливе

, 14.11.2016

Несмотря на поручение президента Владимира Путина от апреля 2015 года разобраться с контролем качества топлива в стране, серьезных сдвигов в решении этого вопроса не произошло. Различные предложения не первый год обсуждаются участниками рынка. Отдельные спорные вопросы остаются на повестке обсуждения компаниями и Минэнерго. Но источники «Нефть и Капитала» на рынке подчеркивают, что времени осталось мало до того момента, как Путин потребует отчета о сделанной работе. В октябре Российский топливный союз (РТС), который объединяет розничных трейдеров, подготовил предложения по мерам противодействия обороту на внутреннем рынке контрафактного топлива.

«Нефть и Капитал» внимательно изучил все предложения и выяснил, что не дает отрасли двигаться дальше.

Как все начиналось

В мае начались проверки на АЗС, принадлежащих как крупным компаниям, так и частным лицам. Проверки проводились с привлечением сотрудников Росстандарта, а также сотрудников МЧС, Роспотребнадзора и других экспертов. За три месяца были проверено 3109 АЗС страны, что в три раза больше, чем обычно проверяется за год. Различного рода нарушения были зафиксированы на 43% заправок. По данным комитета Госдумы по энергетике, наибольший объем контрафактного топлива был зафиксирован в Южном, Уральском и Центральном федеральных округах. В Москве и Московской области доля некондиционного бензина составляет около 8% от общего объема реализуемого топлива, а по дизельному топливу – 30%. По фактам мошенничества МВД возбудило несколько уголовных дел, в том числе в Московской области.

На заседании комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК), проходившем в октябре 2015 года, Путин снова обратил на эту проблему особое внимание бизнеса и регулирующих органов. «Нужно пресекать производство и торговлю контрафактной продукцией. Ее распространение не только наносит ущерб компаниям, которые вложили серьезные средства в модернизацию, выпуск качественного топлива, но и в целом это же обман населения, прямой обман потребителя», – негодовал президент. Вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) вложили в 2015 году в модернизацию своих нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) 214 млрд руб., в том числе «Роснефть» – 108 млрд руб. По итогам 2016 года Министерство энергетики ожидаетсопоставимый объем инвестиций.

Тогда же в СМИ появилось мнение о том, что кампанию против контрафактного топлива развернули крупные нефтекомпании, которые при слабом спросе на топливо хотели избавиться от недобросовестных конкурентов. Однако уже сейчас видно, что в борьбе за качественный бензин консолидировались все участники рынка.

Консолидация предложений

РТС собирал предложения по всему рынку, а ВИНКи подтвердили факт обсуждения и совместной подготовки этих предложений. Фактически письмо Союза в Минэнерго и ФАС объединяет большинство ранее высказанных идей и формирует их в конкретный план действий.

«Оборот на внутреннем рынке контрафактного моторного топлива наносит вред жизни и здоровью человека, его имуществу, окружающей среде, создает условия возникновения недобросовестной конкуренции в оптовой и розничной торговле, приводит к недополучению бюджетами различного уровня десятков, а то и сотен миллиардов рублей налоговых поступлений», – говорится в письме. Союз предлагает решить проблему «путем реализации комплекса экономических и административных мер», список состоит из 15 пунктов. Большинство из них известно.

Например, предлагается ужесточить контроль характеристик моторного топлива на этапах хранения и транспортировки. Нефтебазы и бензовозы находятся в середине цепочки «производитель – конечный потребитель» и именно на этих этапах производится подмена топлива или документов, в результате чего на АЗС поступает некачественное топливо.

РТС предлагает создать электронную систему учета и контроля движения топлива на всех этапах от производителя до точки реализации конечному потребителю. Ранее Минэнерго говорило о необходимости создания подобной электронной системы и направляло предложение в правительство. Эта система должна быть похожа на Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС), которая сейчас применяется для контроля производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

«Петербургская топливная компания» (ПТК), один из членов совета директоров РТС, так объясняет необходимость ввода подобной системы. «Как схема работает сейчас? Если на АЗС обнаружили некачественное топливо, АЗС штрафуется. Проверяющие органы не интересует откуда оно пришло – источники его происхождения. Соответственно, остальные звенья цепочки системы нефтепродуктообеспечения остаются в тени, санкции к ним не применяются», – заявил источник в компании. По его словам, если в процессе доставки нефтепродуктов с нефтебазы присутствует сторонний перевозчик, то АЗС остается одно – работать на свой страх и риск. «Введение нового механизма позволит поставить на контроль и теневую часть рынка», – заключили в ПТК.

С предложением создать электронную систему коррелируется и предложение о создании и ведении реестра объектов нефтепродуктообеспечения, осуществляющих производство, прием, хранение, отпуск и реализацию нефтепродуктов, как для собственных нужд, так и в коммерческий оборот.

Другие предложения РТС

РТС обращает внимание на необходимость насыщения топливного рынка для исключения нарушения баланса спроса-предложения, приводящего к ажиотажному спросу на биржевых торгах, большой волатильности биржевых цен, возникновения диспаритета оптовых и розничных цен и, как следствие, востребованности контрафакта. Для этого предлагается распространить существующие обязательства реализации нефтепродуктов на бирже для субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, на крупных производителей нефтепродуктов (ТАИФ, Танеко, ФортеИнвест, Марийский НПЗ, Антипинский НПЗ, Хабаровский НПЗ и др.), обеспечить продажу нефтепродуктов в первую торговую сессию субъектами, занимающими доминирующее положение, исключительно в рынок.

Немаловажными являются предложения о внесении изменений в действующие нормативные правовые акты и нормативные документы, а также включение их в перечень межгосударственных стандартов государств-членов Таможенного союза, в первую очередь с целью исключения возможности реализации на АЗС нефтепродуктов, не являющимися автомобильным бензином и дизельным топливом. Но на этом мы остановимся подробнее ниже.

Еще одно предложение касается штрафов.

В то же время при нарушениях требований технического регламента КоАП предусматривает возможность наложения штрафов при повторном нарушении до 1 млн руб. и приостановку деятельности до 3 месяцев, а статья 14.7 «Обман потребителей» предусматривает штраф до 500 тыс. руб. Безусловно, для повсеместного использования таких высоких штрафов необходимо формировать судебную практику, но и результат будет, что называется, налицо, считает Аркуша.

Предложение заключается во введение в КоАП административного штрафа на первичное нарушение требований Технического регламента по топливу в части несоответствия требованиям по физико-химическим показателям в виде 1% от годового оборота АЗС по всем видам топлива, но не менее 500 тыс. руб., а при повторном нарушении – фиксированный штраф в размере 2 млн руб. Введение оборотного штрафа за однократное нарушение, причем без дифференциации в зависимости от степени нарушения противоречит логике применения оборотных штрафов, налагаемых при нарушениях, имеющих длительный, системный характер. Причем в цифровом выражении оборотный штраф за первое нарушение может превышать фиксированный штраф за повторное нарушение, что является абсолютно нелогичным.

РСПП уже обращался с письмом к Минэнерго и Минпромторгу против введения оборотных штрафов. Тогда в РСПП заявляли, что одним ужесточением наказания проблему контрафактного топлива не решить – требуется комплексный подход.

Среди остальных крупных предложений отметим внесение изменений в законодательство в части наделения контролирующего органа полномочиями проведения проверок характеристик топлива без предупреждения и по мере необходимости. В настоящее время плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года и с предупреждением. И применение дифференцированной ставки транспортного налога, возрастающего в зависимости от продолжительности срока эксплуатации автомобиля. Ранее РСПП уже предлагал ужесточить санкции за эксплуатацию устаревших транспортных средств. Также союз предпринимателей обращал внимание на необходимость запрета реализации дешевых аналогов дизельного топлива. На данный момент это предложение остается одним из главных в списке РТС, и на нем мы остановимся подробнее.

Это интересно:  Выплаты при увольнении по сокращению в 2019 году - компенсации, штатов, пенсионера, досрочном

Средние дистилляты

Настоящим камнем преткновения для нефтяников стал пункт об уменьшении экономической эффективности продажи дешевых заменителей дизтоплива. Речь идет о средних дистиллятах, печном топливе, судовом маловязком топливе, дистилляте газового конденсата. Основная проблема с контрафактом, как говорят участники рынка – именно подмена дизельного топлива, с бензином таких больших проблем нет. «Вместо дизеля на заправках продают другой продукт с похожими характеристиками, относящийся по сути к средним дистиллятам, но выпускаемый в оборот без уплаты акциза и, поэтому, существенно более дешевый. Таинственным образом меняются накладные и этот продукт становится дизтопливом. Это те самые 10 млн тонн, о которых говорило Минэнерго», – разъяснил «Нефть и капитал» Аркуша.

По данным «Газпром нефти», из 10 млн тонн произведенного судового маловязкого топлива в России в 2015 году непосредственно на бункеровку поставлено около 2 млн тонн, а 80% – 8 млн тонн – было реализовано не по назначению, в основном через розничные сети под видом дизельного топлива.

В настоящее время многие нефтепродукты, которые фактически являются средними дистиллятами, вообще не облагаются акцизом, так как в Налоговом кодексе заложены определенные параметры идентификации средних дистиллятов. Согласно кодексу, значение показателя температуры кипения при атмосферном давлении 760 мм рт.ст. находится в диапазоне не ниже 215 о C не выше 360 о C. Таким образом, все продукты, которые не входят в этот диапазон температуры кипения или якобы не входят (согласно данным производителя), не облагаются акцизом.

История вопроса такова: весной 2015 года Минфин вынес вопрос о налогообложении средних дистиллятов и обратился к Минэнерго с просьбой определить параметры. В Минэнерго вывели цифры, приведенные ранее. «В Минэнерго ошиблись, случайно или неслучайно», – рассказывают «Нефть и капитал» два участника рынка, пожелавшие остаться анонимными.

Однако в числе нефтепереработчиков есть и те, кто против изменения данных параметров, например – производители маловязкого судового топлива «ТАИФ» и «Танеко», рассказывают участники рынка. Все компании выдвигают свои предложения по температуре кипения или по плотности (сейчас в кодексе заложена плотность 750–930 кг/м 3 при температуре 20 о C), есть новые предложения по сере (ввести параметр 5-10 ppm). В связи с большим разнообразием подобных предложений к консенсусу компаниям прийти сложно.

По словам Аркуши, если уточнение идентификационных параметров средних дистиллятов не будет сделано в этом году, то изменения в Налоговый кодекс не смогут вступить в силу с первого января 2017 года.

Что это означает для рынка? Во-первых, бюджет недополучит доходы от акцизов. То, о чем говорит РТС в своем письме: «недополучение бюджетами различного уровня десятков, а то и сотен миллиардов рублей налоговых поступлений». Во-вторых, теряют нефтяники, так как вместо их качественного продукта покупают суррогат. В-третьих, страдают владельцы заправок.

В ПТК, владеющей сетью заправок на Северо-западе России, так прокомментировали этот вопрос: «На рынке бензинов ситуация с качеством стабильная. Частные автомобилисты дорожат своими автомобилями и заправляются на легальных АЗС, которые находятся под пристальным вниманием контролирующих органов. Совсем иная ситуация с дизтопливом. Конкуренция там высокая и важна экономия каждого рубля в себестоимости, даже в ущерб возможным последствиям из-за некачественного топлива, хотя ремонт топливной системы стоит огромных денег. О противопожарной безопасности, экологии, налогах и прочем говорить не приходится, об этом всегда думают потом», – говорят в ПТК.

В предложениях РТС для ФАС и Минэнерго вопросу о средних дистиллятах уделено особое внимание. Союз предлагает уточнить идентификационные признаки средних дистиллятов в Налоговом кодексе и повысить железнодорожный тариф на транспортировку дистиллята газового конденсата до уровня тарифа на перевозку дизельного топлива.

Россия утонет в контрафактном бензине?

В следующем году вероятность заправиться «разбодяженным» топливом вырастет в разы, предупреждают эксперты. Однако правительство уверено в обратном. Кто прав, разбирался «Мир Новостей».

Планы правительства пополнять бюджет за счет увеличения акцизов на топливо могут обернуться для автовладельцев резким падением качества последнего — об этом заявил автоэксперт Илья Скрябин на публичных слушаниях по качеству топлива, организованных Открытым правительством: «Бензин должен подорожать, и водители будут искать, где заправиться подешевле, и им такую возможность предоставят».

Помимо этого увеличится недолив. Уже сегодня «пистолеты» на автозаправках недоливают 10-20%. «В мой 80-литровый бак в машине влезает 100 литров!» — удивляется Илья Скрябин.

Однако министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов пообещал, что в ближайшие два года процент «разбодяженного» топлива не только не вырастет, но упадет в 11 раз!

Для этого уже вносятся изменения в закон. Так, предполагается изменить систему штрафов для АЗС: сегодня за некачественное топливо предусмотрен штраф 50 тыс. рублей, а по новому закону штрафовать будут на 1% от годового оборота.

Вот только эксперты констатируют: даже эти 50 тысяч многие махинаторы не платят — АЗС просто закрываются как юридическое лицо и тут же открываются заново под другим названием. Не могут осуществить такой маневр только сетевые бензоколонки, потому и плохое топливо у них встречается в три раза реже.

По данным Открытого правительства, на сетевых АЗС доля разбавленного бензина составляет 3,5%, в среднем же по России — 11%. В 2015 году его было 20%, и президент Владимир Путин поручил провести проверки качества топлива в России.

Абызов уверен: раз тогда удалось снизить процент контрафакта, то и теперь получится. Впрочем, его оптимизм разделяют далеко не все.

Зампред Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Александр Грибов отмечает:

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша добавил, что контрафактное топливо производится из компонентов, которые выходят с завода без уплаты акцизов. Этими компонентами разбавляют качественное топливо, а потом полученную жидкость продают по исходному паспорту качества. То есть чем выше будут акцизы, тем больше станут разбавлять.

Сегодня, по словам Аркуши, «разбодяженное» топливо обходится АЗС на 8-10 тыс. рублей дешевле (цена за тонну), а это примерно и есть размер акциза.

Размер акциза на дизельное топливо будет расти еще быстрее, с нового года он увеличится на 12,7%. Причем в прошлом году акциз на литр автобензина уже повышался дважды, в 2017 году вырос акциз и на дизельное топливо.

По прогнозам Российского топливного союза, цена на бензин в 2018 году вырастет на 6,5%, на дизельное топливо — на 9%. Хотя правительство считает, что рост цен на топливо будет идти в рамках инфляции, то есть около 3%.

Сегодня АЗС в России продают до 10 млн тонн контрафактного топлива в год. Причем мелких АЗС в стране больше, чем сетевых.

«Массовые проверки, которые мы проводили в 2015 году, позволили существенно снизить объем суррогатного топлива на рынке. Сейчас мы обратились в правительство повторно, чтобы провести новый рейд по качеству топлива», — дал надежду автомобилистам глава Росстандарта Алексей Абрамов.

Правительство ужесточает меры против бензинового контрафакта

По поручению президента правительство подготовило предложения по усилению государственного контроля за качеством нефтепродуктов. По информации «Известий», за нарушение штрафы могут составить 1% от выручки. По словам экспертов, предложенных мер недостаточно, так как среди них отсутствует система контроля за хранением и транспортировкой топлива, где собственно и совершается подлог. Пока же в стране, по различным оценкам, каждый седьмой литр бензина является суррогатом.

Это интересно:  Детские пособия в Смоленске в 2019 году: федеральные и региональные выплаты на ребенка в Смоленской области через Соцзащиту

Год назад президент России Владимир Путин после совещания с членами правительства дал поручение Генеральной прокуратуре РФ проверить качество топлива по всей стране. Через две недели после этого заявления Генеральная прокуратура РФ совместно с Росстандартом и рядом других контрольно-надзорных органов начала массовые проверки АЗС, НПЗ, нефтебаз и нефтехранилищ. В середине октября стали известны промежуточные результаты этих мероприятий, которые показали, что было проверено 3632 объекта и нарушения были выявлены на 1483 из них. А это больше 40%.

Согласно данным проверки (имеется в распоряжении «Известий»), в прошлом году было проверено 3251 АЗС, что составляет около 15% всех заправок страны, в числе которых — 709 АЗС нефтяных компаний и 2542 независимых АЗС. И как выяснилось, нарушений по физико-химическим показателям на АЗС ВИНК (вертикально интегрированные компании) было выявлено 7,1%, у независимых АЗС эта доля — 23,8%. При этом больше всего нарушений было связано с дизельным топливом.

Об итогах проверки президенту было доложено на президентской комиссии по ТЭК прошлой осенью. Тогда же Владимир Путин дал поручения разработать предложения по усилению государственного контроля за качеством нефтепродуктов. Как стало известно «Известиям», в настоящее время правительство их подготовило.

— Среди мер, предлагаемых правительством, ввод оборотных штрафов в размере 1% от выручки за нарушения в физико-химическом составе топлива. За нарушение в маркировке, искажение информации в паспорте продукции, на товарных чеках — от 100 тыс. рублей до 300 тыс. За повторное нарушение остановка деятельности до 10 дней, — рассказал источник «Известий», знакомый с предложениями правительства. По его словам, внесение изменений в КоАП в ближайшее время будет включено в программу весенней сессии Государственной думы.

Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша отметил, что противодействие производству и реализации контрафактного топлива может быть осуществлено только путем реализации комплекса системных мер, основными из которых, по его мнению, являются насыщение топливного рынка товарными продуктами с сохранением баланса между оптовыми и розничными ценами для исключения востребованности топливных суррогатов, а также распространение системы государственного контроля характеристик топлива на все этапы его обращения на рынке — выпуск в обращение, транспортировка, хранение, оптовая и розничная торговля. Ведь фальсификация топлива и документов совершается не на НПЗ или АЗС, а на объектах перевалки и хранения, а также в процессе транспортировки.

— Необходимо создать систему контроля за товаропотоком, — говорит собеседник «Известий», отмечая, что сделать это возможно. По словам Евгения Аркуши, к примеру, у РЖД есть все данные о перемещении груженных железнодорожных вагонов-цистерн с видами перевозимых марок нефтепродуктов.

— Согласитесь, странно, если на нефтебазу поступили нефтепродукты, не являющиеся автомобильным бензином и дизельным топливом, а бензовозы вывезли оттуда именно бензин и дизель. Это можно отследить. Но у того же Росстандарта нет полномочий вести оперативно-разыскную деятельность, необходимо привлечение силовых структур, — отмечает глава Российского топливного союза.

Что касается усиления ответственности, в том числе путем введения оборотных штрафов, то, по мнению Аркуши, этот вопрос может подниматься, когда существующая система наказаний за административные правонарушения покажет свою неэффективность. Кроме того, необходимо учесть поручение президента РФ о необходимости применения при первичном нарушении административного наказания исключительно в виде предупреждения с выдачей предписания об устранении.

Заместитель председателя комитета по энергетической политике РСПП Юрий Станкевич отмечает, что на сегодняшний день, по данным Минэнерго, совокупный объем суррогатного топлива в стране составляет порядка 10 млн т. Общее же потребление моторных топлив в год примерно 70 млн т. Таким образом, почти каждый седьмой литр топлива в стране является суррогатом.

— Предварительная оценка изменений, происходящих на внутреннем рынке моторных топлив после принятия органами власти управленческих решений в 2015 году, свидетельствует о продолжающемся распространении фальсифицированного и некачественного топлива, что наносит урон не только бюджету в виде недополученных акцизов, но и экологической обстановке в стране. При этом уменьшается эффект от проведенных нефтяными компаниями мероприятий по модернизации перерабатывающих мощностей, — говорит Станкевич.

По его словам, в целях улучшения ситуации необходимо разработать и утвердить на федеральном уровне порядок учета нефтепродуктов при их выпуске в обращение, транспортировке, хранении и реализации, а также требования по обеспечению сохранения состава и свойств нефтепродуктов при их движении от изготовителя до потребителя.

Зампред профильного комитета РСПП отмечает, что для сокращения доли «левого» топлива на рынке необходимо запретить торговлю на АЗС иными видами топлив, кроме бензина, дизеля и газомоторного топлива. Это исключит появление на заправках аналогов бензина в виде судового и печного топлива. Кроме того, необходимо создать специальный орган, уполномоченный осуществлять контроль за деятельностью организаций, осуществляющих реализацию нефтепродуктов. А также установить, что производство по делам об административных правонарушениях в сфере оборота нефтепродуктов должно осуществляться в форме административного расследования с определением всей цепочки поставок некачественного нефтепродукта. Кроме того, Станкевич считает, что необходимо ужесточить санкции за использование техники с превышением допустимого уровня вредного воздействия на окружающую среду (введение запрета на эксплуатацию).

В нефтяных компаниях («Газпром нефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Башнефть») и Минэнерго не ответили на запрос «Известий». В «Роснефти» же заявили, что в компании внедрена и успешно функционирует многоступенчатая система контроля качества продукции от скважины до бака автомобиля. Система предполагает анализ качества на всех этапах жизненного цикла продукции, начиная от входного контроля сырья и компонентов на нефтеперерабатывающих предприятиях компании и заканчивая контролем качества на нефтебазах и АЗК.

— Отклонение от паспортных показателей ведет к отказу от приемки топлива и, соответственно, передаче в следующее звено реализации. При этом по запросу розничного подразделения в компании внедрена и совершенствуется система внезапных контрольных проверок качества топлив на АЗК, в том числе с использованием мобильных лабораторий, — заключил представитель «Роснефти».

Правительство сфокусировалось на контрафактном топливе

Генпрокуратура по поручению президента России Владимира Путина начала проверку качества автомобильного топлива на нефтеперерабатывающих заводах, нефтебазах и АЗС, проверки будут проводиться с участием Росстандарта и Ростехнадзора, говорится в сообщении Генпрокуратуры. Поручение Путин дал в конце апреля Генпрокуратуре и Минпромторгу после доклада министра промышленности Дениса Мантурова о качестве автомобильного топлива на совещании с членами кабинета министров. На этом совещании Путин сказал, что нарекания по качеству автомобильного топлива поступали ему и во время прямой линии.

Подобные нарушения наиболее типичны для мелких производителей и продавцов автомобильного топлива, имеют место случаи хищений продукции и обмана потребителей, говорится в сообщении Генпрокуратуры. Мантуров на совещании также утверждал, что основные претензии как в прошлом году, так и в I квартале этого года приходятся на АЗС.

Технический регламент предполагает с 2016 г. запрет продажи автомобильного топлива стандарта ниже «Евро-5». Для того чтобы НПЗ смогли его производить, в России должно быть модернизировано 27 установок по переработке нефти на общую сумму 300 млрд руб., сообщало Минэнерго в марте.

Росстандарт регулярно проводит проверки качества топлива, в год проверяется примерно 3000 объектов, примерно на 1000 из них выявляются нарушения, такой показатель ведомство фиксирует уже третий год, говорит руководитель Росстандарта Алексей Абрамов. В основном это нарушения качества: превышения по сере, несоответствие октанового числа и наличие недопустимых элементов в топливе, добавляет он. На объектах вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) нарушений меньше, у них есть внутренний контроль качества, для них наличие контрафакта – сильный удар по бизнесу, отмечает Абрамов. По его мнению, при уходе с рынка контрафактной продукции производители качественного топлива способны заместить выпавшие объемы. Мантуров говорил, что, после того как в начале года вступил в силу запрет на производство топлива экологического класса 3 и ниже, нарушений на АЗС стало меньше. По его словам, из 120 проверенных АЗС нарушения есть на 20.

Это интересно:  База данных угнанных автомобилей гибдд

Ужесточить контроль за качеством топлива призывала в прошлом году и Федерация автомобилистов России, по их оценке, в марте – сентябре некачественный бензин Аи-92 и Аи-95 продавался на 70% заправок в регионах России. В середине апреля на проблему некачественного дизтоплива обратил внимание предправления «Газпром нефти» Александр Дюков, по его оценке, уровень суррогатного дизтоплива на рынке достиг 9–10 млн т в год.

По данным Минэнерго, на внутренний рынок в прошлом году было отгружено 34,3 млн т автомобильных бензинов и 31,8 млн т дизельного топлива, суммарный объем обоих рынков, по расчетам «Ведомостей», примерно 2,2 трлн руб. Таким образом, по оценке Дюкова и Абрамова, на некачественное топливо в России приходится около трети рынка.

Причины проверки понятны: это вечная борьба с мини-НПЗ, очевидно, что большинство суррогатной продукции производится на них, говорит источник в одной из отраслевых ассоциаций. С этой задачей должен был справиться налоговый маневр, но тем не менее мини-НПЗ существуют и работают, отмечает он. Также необходимо устранить с рынка судовое топливо, продаваемое под видом дизельного, по качеству оно может и не уступать дизельному, но не облагается акцизом, соответственно, оно дешевле, а против введения акцизов на судовое топливо выступают судовладельцы, объясняет собеседник «Ведомостей». Но он считает, что уровень контроля качества на рынке действительно низок, проверки НПЗ проводятся раз в три года, у Росстандарта не хватает ресурсов на масштабные проверки, поэтому систему контроля необходимо менять.

Цены на суррогатное топливо ниже, чем на качественное, это сокращает среднюю цену и крупным нефтяным компаниям сложно объяснить ФАС необходимость повышения цен, поэтому уход суррогата с рынка выгоден ВИНКам, говорит источник в одной из нефтяных компаний.

Штрафы против плохого бензина: правительство усилит борьбу с некачественным топливом

С некачественным топливом будут бороться повышениями штрафов. Продавцы бензина, керосина и дизтоплива, не соответствующих Техническому регламенту Таможенного союза, могут быть оштрафованы на сумму до 2 млн рублей. Производителей некачественного горючего могут наказать еще суровее — 1% от оборота за год или приостановка деятельности на 90 дней. Соответствующий законопроект правительства внесен в Госдуму.

ТАСС разбирался, повлияет ли законопроект на цену и качество топлива на заправках.

Отравляющий бензин

Первый заместитель председателя комитета Государственной думы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков в разговоре с ТАСС сообщил, что поддерживает инициативу правительства. По его словам, проверки качества топлива на АЗС проводятся в основном в Москве. «Что касается провинции, там количество контрафакта доходит, по моим ощущениям, до 80–90%», — говорит Лысаков.

По его словам, на рынке представлен бензин, который производится «кустарным методом». «Из почти 1,5–2 тыс. производителей топлива около 40 штук — крупные нефтеперерабатывающие заводы, чуть больше — средние производители, а остальные — это «бодяжники». Это мелкие организации, которые в кустарных условиях, привозя из Китая ядовитые железосодержащие добавки, делают топливо, которое продают под видом высокооктанового бензина», — поясняет первый заместитель председателя думского комитета.

Отвратимое наказание

В свою очередь, участники рынка нефтепродуктов считают, что основной проблемой является невозможность обеспечить неотвратимость наказания, а не низкие штрафы. «Любое ужесточение штрафных санкций ведет к росту коррупционной составляющей. Вопрос не в жесткости наказания, а в неотвратимости наказания. А с ней у нас проблемы», — считает Павел Баженов.

Он утверждает, что и сейчас есть нормы, позволяющие штрафовать торговцев и производителей опасного для людей и машин топлива «на сумму до миллиона рублей, но эти штрафы не применяются».

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша рассказывает, что статья 14.43 Кодекса об административных правонарушениях позволяет штрафовать «на миллионы рублей». «Однако Росстандарт (орган, уполномоченный контролировать качество моторного топлива. — Прим. ТАСС) выписывает штрафы в размере 20–30 тыс. рублей», — сообщает Аркуша.

Водитель, спаси свой мотор сам

Лысаков в разговоре с ТАСС предположил, что решить проблему может «народный контроль». «Надо шире привлекать к этому общественные организации, недавно обсуждался этот вопрос в Росстандарте». Кроме того, депутат считает, что контролировать качество топлива должны крупные АЗС, которые продают франшизу. Данный механизм позволяет небольшим АЗС работать под брендом крупных сетевых компаний.

Пока же эксперты предлагают автомобилистам, которые испортили двигатель своей машины некачественным топливом, не бояться требовать возмещения вреда. «Прежде всего (в такой ситуации) необходимо обратиться в Росстандарт. Нужно предъявить чек, убедить провести контрольную закупку, а потом обратиться в суд», — рассказывает алгоритм действий Аркуша. По его словам, в некоторых случаях водитель может убедить владельцев АЗС компенсировать расходы на ремонт во внесудебном порядке.

Закон не повлияет на цены

Опрошенные ТАСС эксперты сошлись во мнении, что принятие законопроекта не скажется на цене топлива. Но это не значит, что стоимость бензина не будет расти. «Это не отразится на стоимости литра. Наоборот, контрафактное топливо, с которым борются санкциями, сейчас продают по цене нормального высокооктанового бензина», — считает Лысаков. При этом депутат отметил, что цены на бензин действительно, «к сожалению, растут, несмотря на снижение стоимости нефти».

С ним согласен и президент независимого топливного союза Павел Баженов. Он считает, что рост цен продолжится, но это связано не с повышением санкций за некачественный бензин, а с высокими оптовыми ценами на топливо. «Сейчас разница между оптовой ценой бензина и розничной — 6%, еще около 2% уходит на налоги и сборы. Остается 4%, на которые нужно содержать инфраструктуру и оплачивать труд людей. Поэтому сейчас все сети автозаправочных станций (АЗС) работают в убыток. Но если крупные компании имеют такую возможность, то независимые компании находятся на грани банкротства», — думает Баженов.

По его словам, с учетом оптовых цен в сегодняшних реалиях экономически целесообразная цена литра бензина АИ-92 должна быть около 42–45 рублей, а АИ-95 — около 50 рублей за литр. «Это позволит бизнесу АЗС окупаться лет за 10. Сейчас же он или не окупается вообще, или окупается лет за 30–40», — говорит глава независимого топливного профсоюза.

Статья написана по материалам сайтов: www.rfu.ru, mirnov.ru, iz.ru, www.vedomosti.ru, tass.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector