+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Расчёт выплаты по ОСАГО: как рассчитать с помощью онлайн калькулятора, что такое единая методика, а также правила формирования выплачиваемой суммы

По ходу активного реформирования обязательного автострахования автомобилистов постепенно оттесняют от непосредственного участия в процессе расчетов страхового возмещения. Так, сейчас почти упразднено право водителя на организацию независимой экспертизы (НЭ), а весной планируется вообще перестать выплачивать ущерб деньгами для большинства страховых случаев.

В таких условиях потерпевшим необходимо ясно представлять себе используемую страховщиками систему определения суммы возмещения. Сегодня за это отвечает Единая методика расчета ущерба по ОСАГО, и знание ее базовых принципов убережет водителя от обмана лукавых работников страховых компаний.

Содержание

Введение единой методики расчета ущерба по ОСАГО

Два года назад, 19 сентября 2014 г., Центробанк РФ выпустил в свет нормативный документ № 432-П, за подписью Набиуллиной Э.С., который отныне определяет порядок начисления суммы страховых выплат по автогражданке.

Называется он предельно ясно: «Положение Центрального Банка РФ о Единой методике расчета ущерба по ОСАГО» (ЕМРУ). Документом предписывается обязательное использование прописанных в нем норм и правил расчетов страховых возмещений для всех специалистов, официально задействованных в данной сфере.

Во многих источниках упоминается только ЕМРУ, но 19 сентября было выпущено два связанных между собой норматива. А позже в дополнение к ним была открыта электронная ценовая база по запчастям.

Поэтому в качестве базиса определения ущерба сегодня используют:

  1. Основной норматив (№ 432-П от 19.09.2014г.) – Единая методика расчета;
  2. Дополнительныйнорматив (№ 433-П, рег. № 34212, от 19.09.2014г.) – Правила проведения независимой экспертизы ТС (ПНЭ).
  3. Электронная базацен (введена в действие с 01.12.2014 г.) – Единая база цен на запчасти к авто (БЦЗ).

С какого числа ЕМРУ используется фактически?

В силу Положение о ЕМРУ и ПНЭ вступило с 17 октября 2014 г., согласно внесенным поправкам в ФЗ № 40 («Закон об ОСАГО»). Но полноценно применять на практике его стало возможно с 1 декабря 2014 г.

Именно с этого числа РСА (Российский союз автостраховщиков) задействовал связанные с Положением 432-П справочные базы по ценам на запчасти к основным маркам автомобилей, без которых новая система не могла работать.

Итак, на 2017 г. расчет ущерба транспортных средств (ТС) при страховом случае осуществляется по единому для всех страховщиков и экспертов стандарту.

Какая у Единой методики была предыстория?

Многие автомобилисты, узнав о внедрении системы ЕМРУ, восприняли ее как нечто новое, разработанное специально для решения текущих проблем выплат по автогражданке.

На самом деле новым тут в основном было узаконивание Методики в качестве основного расчетного норматива. Сама же она существовала еще в далеком 2003 г. – со старта обязательного автострахования, но это была «сырая» необнародованная разработка, хотя и основанная на передовом международном опыте (в основном США).

Последующие 10 лет Методика дорабатывалась в вялотекущем режиме и в 2012 г. Минтранс наконец обнародовал ее, как проект претендующий на нормативное утверждение. В этом же году заработала МАК (Межведомственная аттестационная комиссия) для аттестации технических автоэкспертов. Однако ко всему этому не хватало главного – Единой базы цен на автозапчасти.

Объявились проблемы и с другой стороны – проект не понравился подавляющему большинству представителей законодательной власти и была даже резолюция, ставящая крест на узаконивании подобных нормативов.

Вот этими проблемами РСА занимался 2 последующих года: капитальными доработками, лоббированием своей инициативы и созданием ценовой базы автозапчастей.

Авторами ЕМРУ являются:

  • Минтранс (фактический автор) – основа проекта;
  • РАС (соавтор) – капитальная переработка и создание БЦЗ;
  • Центробанк (официальный автор) – переведение проекта ЕМРУ в законодательно-нормативное поле.

Кстати: с 2010 г., на рекомендательной основе в РФ действовала упрощенная государственная Методика: «Правила определения затрат на автозапчасти при ремонте ТС» (Постановление Правительства № 361, от 24.05.2010). Причем последнее обновление этого норматива было 30.07.2014 г. (ПП РФ № 717) – за полтора месяца до введения Методики 432-П.

Какие имелись предпосылки для введения единой методики?

До декабря 2014 г. страховые компании (СК) и экспертные организации имели право свободно выбирать методику расчета ущерба от ДТП – было 5 общедоступных базовых методик (включающих отечественные и заграничные разработки) и немало их вариантов, подправленных страховщиками под себя.

Были две методики, которые рекомендовались властями для применения, но к обязательному их использованию никто не принуждал.

Водители искали экспертов, работающих по дорогим методикам, а СК делали все наоборот. Например, если методика предусматривала не точную, а усредненную стоимость автозапчастей, то ее можно было ощутимо занизить.

Период активных судебных споров

Суды и до этого поддерживали преимущественно сторону страхователей, но после Пленума соотношение решений в пользу водителей установилось на соотношении 1/6.

Подобная лояльность Фемиды к народным массам привлекла стойкое внимание полукриминальных юридических структур, занимавшихся бизнесом по выкупу перспективных исков и раздувании возмещений до максимальных размеров.

Из-за этого суды были плотно загружены делами о недоплатах по автострахованию – только в 2013 г. было подано более 600 тыс. исков! И даже без вмешательства юристов-посредников суммы выплат по судебному решению обычно вдвое превышали то, что предлагали страховщики.

Это приводило к огромным убыткам и делало услугу ОСАГО невыгодной для СК, что добавляло немало негатива в условия страхования для клиентуры.

То есть решение о внедрении ЕМРУ было своевременным и позволило:

  • Резко разгрузить судебные органы;
  • Увеличить уровень прозрачности и честности между страхователями и страховщиками;
  • Свести к минимуму расхождения в экспертных оценках;
  • Стабилизировать коммерческую рентабельность ОСАГО;
  • Сократить время полного цикла «ДТП – Выплата»;
  • Значительно уменьшить привлекательность ОСАГО для полукриминальных юридических фирм;
  • Приблизить систему российской автогражданки к западным стандартам.

В Соединенных Штатах, например, всяческие судебные возмещения превращены в целую юридическую индустрию. Однако в ней нет места делам по недоплате автострахования – стоимость всех запчастей и трудозатрат жестко фиксирована, что не дает оснований для возникновения споров.

Кто обязан использовать Единую методику?

Использование ЕМРУ (432-П), а также Правил НЭ (433-П) и Ценового каталога (БЦЗ), в обязательном порядке предписывается определенным категориям физических и юридических лиц.

Вот их основной перечень:

  • Страховые компании и их штатные специалисты;
  • Представители СК, имеющие необходимые полномочия на осмотр поврежденного ТС;
  • Специализированные экспертные организации (в том числе независимые), имеющие соответствующее сертифицирование;
  • Аттестированные технические эксперты, которые внесены в соответствующий государственный реестр специалистов;
  • Штатные автоэксперты, работающие в органах судебной техэкспертизы.

Каким требованиям должен соответствовать технических эксперт?

Ранее отчет о повреждениях и ориентировочной сумме ущерба ТС мог составлять и подписывать обыкновенный техник-оценщик от СК или других организаций. По новым правилам заверять сделанный техотчет имеет право только сертифицированное лицо, значащееся в техническо-экспертном госреестре.

Согласно Приказам № 315 (Минюст), № 714 (Минздравсоцразвития), № 124 (Минтранс), для техников-экспертов, Межведомственной аттестационной комиссией установлен ряд общих требований.

  • Профильный опыт работы – более 12 месяцев стажа;
  • Образование – высшее техническое;
  • Прохождение специальных курсов – обучающих экспертно-технической специализации;
  • Прохождение повышения квалификации – регулярное в установленном законом порядке (раз в 5 лет).

На специальной странице РСА есть постоянно обновляемые документы со списком техников-автоэкспертов (первичной и вторичной аккредитации).

Из этих реестров вы можете узнать:

  1. ФИО автоэксперта;
  2. Город/регион;
  3. Название экспертной организации;
  4. Индивидуальный № автоэксперта в реестре;
  5. Сроки аккредитации;
  6. Контакты для связи (телефон, E-mail).

Скачать списки с реестрами вы можете по этой ссылке.

Какова структура Единой методики?

Единая методика (ЕМРУ – 432-П) – это свод документов, представляющих собой отдельные алгоритмы экспертных оценок и справочные материалы. Они позволяют с высокой точностью определять ущерб, нанесенный ТС при происшествии и сумму расходов на восстановительный ремонт.

Методика охватывает все наиболее используемые в РФ ТС (сейчас 67 марок), определяет расценки (за нормо-часы) отдельных видов восстановительного ремонта и стоимости автозапчастей в привязке к условным зонам по всей территории России.

Структурно Методика подразделяется на

  • 7 Глав методических указаний ЕМРУ;
  • 10 информационно-справочных Приложений ЕМРУ;
  • Электронную базу расценок БЦЗ (в качестве виртуального приложения).

Кроме этого к ЕМРУ прилагаются Правила проведения техэкспертизы (ПНЭ – 433-П), которые регулируют:

  1. Правила составления экспертного отчета;
  2. Основания для экспертно-технического оценивания;
  3. Круг объектов экспертно-технического оценивания;
  4. Общий и частный алгоритмы действий техника-автоэксперта.

ЕМРУ применяется в основном для ОСАГО, и только если клиентом СК является физлицо. Для других случаев автоэксперты используют иные методики.

Теперь, для большей ясности, давайте пройдемся по всем разделам Методики, чтобы кратко их характеризовать.

Общая информация

Первая и вторая глава содержат общую информацию о целях, задачах, методах ЕМРУ и используемой терминологии.

В первой главе указывается, что Методика призвана стать универсальным руководством по определению повреждений ТС и расчету суммы ущерба.

В базовые задачи ЕМРУ входит возможность получения:

  • Доказательств, необходимых для страховых выплат;
  • Точного и комплексного обследования;
  • Результата, который в пределах минимальных погрешностей повторялся для идентичных случаев у различных экспертов.

Здесь же указывается что повреждения автомобиля определяются на:

  • Первичном обследовании – аварийным комиссаром или техником страховщика;
  • Дополнительном обследовании – независимыми или судебными экспертами.

Во второй главе содержатся точные определения ключевых терминов (29 шт.), используемых в ЕМРУ.

Данная Методика постоянно дорабатывается и обновляется, но может быть и полностью заменена на новую, более совершенную.

Первая и вторая глава рекомендуются к ознакомлению.

Внимание! Страховая выплата возможна и без обследования ТС на основе экспертного заключения по документам с прилагаемыми мультимедийными доказательствами (фото, видео). При обоюдном согласии страхователя и страховщика касательно суммы возмещения, оно может выплачиваться и без экспертного заключения.

Экспертное обследование повреждений автомобиля

В Главе 3 даны указания по фиксации повреждений ТС, полученных в ДТП или при другом страховом случае.

Это интересно:  Налог на движимое имущество организаций 2019 - льготы, ставка

Пункты этой главы содержат указания относительно особенностей:

  • Подготовки ТС к первичному осмотру и к экспертному обследованию;
  • Проведения первичного осмотра;
  • Обследования повреждений покрытия кузова (ЛКП);
  • Обследования повреждений основы кузова;
  • Предварительный технический прогноз о возможности и способах восстановительного ремонта;
  • Случаи невозможности доставки авто к осмотру.

В данном разделе указана масса технических нюансов, некоторые из которых нелишне будет знать не только экспертам, но и простым водителям.

Данная глава рекомендуется к изучению.

Изучение сведений о ДТП

Четвертая глава посвящена изучению обстоятельств ДТП. Это делается и для контроля выводов ДПС о степени виновности участников, и с целью определения истинных причин повреждений, относящихся к одному страховому случаю.

Работа может включать в себя:

  • Экспертно-сопоставительный анализ документации, с зафиксированными повреждениями обоих ТС, а также другими объектами, если они фигурируют в ДТП;
  • Научно-экспертныйанализ ДТП – повреждения исследуются трасологически, с возможным применением компьютерного моделирования дорожной ситуации, характера и последствий столкновения;
  • Специальный научно-экспертныйанализ ДТП – он проводится в сомнительных и затруднительных случаях, с привлечением экспертов узкой специализации.

Данная глава рекомендуется к ознакомлению.

Определение объема работ по восстановительному ремонту ТС

Глава пятая является основной и самой большой – она содержит набор алгоритмов и рекомендаций для определения приблизительно-точного объема затрат на восстановительный ремонт.

Глава включает 5 подразделов, ответственных за отдельные расчетные алгоритмы по определению:

  1. Затрат наавтозапчасти – сюда относятся полностью заменяемые детали, узлы, или агрегаты;
  2. Затрат на автоматериалы – сюда относятся основные, расходные и вспомогательные материалы (грунтовочно-шпаклевочные, лакокрасочные, абразивные и т. п.);
  3. Затрат на работу автотехников – сюда относится совокупность средней рыночной цены 1 нормо-часа и трудоемкости отдельно взятого ремонтного процесса (окраска, рихтовка, сварка и т. д.);
  4. Степени износа заменяемых автодеталей – если на автомобиль будет установлена новая деталь, то выраженную в рублях разницу в ее стоимости и остаточной стоимости старой детали вычитают из страховой суммы. Не путайте страховой износ и утерю товарной стоимости (УТС);
  5. Стоимости пригодных автодеталей, которые могут быть использованы вторично (годные остатки) – это демонтированные в ходе ремонта (или разбора ТС погибшего конструктивно) автозапчасти, которые могут быть реализованы по остаточной цене.

Данная глава объемна и во многих местах сложна, поэтому я порекомендую изучить те ее места, которые наиболее доступны для восприятия простым автомобилистам.

Внимание! Данное обследование проводится исключительно с целью определения затрат нужных для восстановления ТС к доаварийному уровню, а не для его капитального ремонта за счет страховщика.

Расчет стоимости автомобиля в его доаварийном состоянии

Шестая глава содержит указания по расчету стоимости транспорта до его попадания в аварию. Это делается главным образом для определения целесообразности ремонтно-восстановительных работ.

Ведь повреждения могут равняться или превышать доаварийную стоимость ТС, тогда СК понесет дополнительные убытки. Правда, достоверно высчитать подобное значение для пострадавшего авто во многих случаях затруднительно.

Поэтому здесь просто учитывают среднерыночную цену аналогичного по всем параметрам и состоянию автомобиля. Если СК, после расчета эксперта, сделает вывод о нецелесообразности восстановления ТС, то пострадавшему выплачивается вся сумма страхового лимита «по железу».

Сведения для производимых расчетов

Седьмая глава определяет перечень источников, которые могут использовать техники-эксперты в своих расчетах.

На базовой основе используется следующее информационное обеспечение ремонтно-восстановительных работ:

  • Нормативные акты от Центробанка РФ;
  • Электронная ценовая база автозапчастей от РСА (БЦЗ);
  • Ценовые нормативы от автопроизводителей;
  • Иные нормативы, справочники и базы данных, не входящие в противоречие с положениями ЕМРУ.

Приложение № 11 дает список источников справочной информации, которая актуальна на каждое обновление Методики.

Приложения к Единой методике

Указанные 7 глав дополняют еще 10 документов (+ 1 разрабатываемый), имеющих статус Приложений и содержащих важную информацию. Не все Приложения будут полезны простым водителям, но среди них есть такие, которые желательно изучить в обязательном порядке.

Я перечислю их все и укажу на какие Приложения вам следует обратить внимание:

  1. Фотосъемка автомобиля и мест его повреждений – если пострадавший не может предоставить свое авто на экспертизу, то эта информация будет крайне важна. Также она окажется полезна при оформлении ДТП по европротоколу, да и в обычном случае не помешает грамотная фотофиксация;
  2. Список с описанием 32 характерных повреждений ТС – данное Приложение тоже желательно изучить, что поможет при проверке правильности внесения сведений в документы о ДТП или в экспертное заключение;
  3. Это Приложение можно использовать как дополнение к предыдущему – в нем по маркам расписаны рекомендуемые ограничения от производителей при восстановительном ремонте неметаллических деталей кузова (пластик);
  4. Это Приложение, содержащее значения трудовых затрат по кузовному ремонту, нужно экспертам для Главы 5 (п. 3) ЕМРУ – расчет затрат работы автотехнического персонала. Водителям это навряд ли пригодится;
  5. Данная таблица содержит подразделение регионов РФ на 13 условных зон, для каждой из которых в базе БЦЗ РСА устанавливаются свои цены на автозапчасти. Водителю необходимо знать к какой зоне он относится, чтобы иметь возможность использовать соответствующий калькулятор от РСА;
  6. Это приложение дает экспертам коэффициенты, необходимые для расчета износа деталей по разным маркам ТС. Требуется только техникам, умеющим правильно использовать математические формулы;
  7. Служит дополнением к Приложению № 6 и касается частных исключений из общей картины износа автодеталей – доаварийная смена детали на б/у и т. п. Информация также нужна только экспертам;
  8. Данное Приложение перечисляет те автодетали, для которых не учитывается износ ни в каком виде. Может быть полезно для водителей, сомневающихся в правильности расчетов СК;
  9. Приложение позволяет узнать значения среднегодового пробега авто по регионам РФ. Также может пригодиться водителям для проверки правильности расчетов СК;
  10. Приложение содержат коэффициенты сроков эксплуатации и степени ударных повреждений ТС. Оно предназначено для обеспечения расчетов по формулам из Главы 5 Единой методики и используются экспертами.

Кроме перечисленных Приложений существует еще одно – № 11, о котором я уже упоминал выше. Но данный документ, с перечнем информационно-справочных источников для экспертов, пока что предлагается на рекомендательной, а не обязательной основе.

Скачать Единую Методику (ЕМРУ) вы можете по этой ссылке.

Как узнать усредненную стоимость автодеталей через базу данных РСА?

Как я уже упоминал, в расчетах страхового возмещения важную роль играет Единая электронная база цен на автозапчасти, созданная РСА. Так вот Союз автостраховщиков сделал эту базу открытой, чтобы автомобилисты имели возможность перепроверять используемые СК цены на автозапчасти.

Со старта этот справочник резко критиковали за множественные ошибки в значениях. Известны случаи не просто ошибок в стоимости, а опечаток, когда у цены банально отсутствовал один ноль, что давало огромные расхождения.

Впоследствии база обновлялась (положено два раза в год, но РСА этот темп не всегда выдерживает) и сейчас особо грубые ошибки и расхождения сошли на нет. Мелкие, правда, остались, но т. к. даже сама Методика разрешает 10% погрешность в расчетах, то они скорее всего будут всегда.

Электронный справочник автозапчастей представляет собой типичный калькулятор РСА. Для получения информации вам нужно заполнить 4 поля:

  • Привязку сведений к дате;
  • Привязку авто к экономическому региону (одному из тех 13-и);
  • Марка вашего авто;
  • Номер нужной автозапчасти (можно вводить сразу несколько).

Вот необходимые для вас ссылки:

Хотите узнать больше подробностей о Единой методике? Тогда смотрите видео, где два эксперта делятся своими знаниями по этому вопросу:

Полезные советы

  • В случае замены редкой детали она может не значиться в электронном справочнике. Калькуляцию таких запчастей допускается проводить, используя сторонние источники.
  • Некоторые сложные и серьезные повреждения (например, перекос геометрии кузова) не все эксперты в состоянии обнаружить из-за отсутствия специального дорогостоящего оборудования. При выборе СК это можно учитывать, т. к. по новым правилам экспертов-подрядчиков подбирает страховщик.
  • Обширные коррозийные повреждения детали (более ¼ общей площади) может стать причиной отказа ее включения в расчеты по страховой выплате. Поэтому следите за автомобилем и регулярно обновляйте антикоррозионное покрытие в нужных местах.
  • Окончательная сумма страхового возмещения обычно округляется страховщиками до сотых значений, имейте это в виду.

Заключение

Итак, отныне вы знакомы с Единой методикой расчета ущерба по ОСАГО, знаете ее предысторию, настоящее положение, структуру и содержание основных разделов. Это несомненно поможет вам добиваться от страховщиков максимально справедливого возмещения, а также пригодится при покупке подержанного автомобиля.

Занижали ли вам возмещение страховщики? Улучшилась ли для вас ситуация по расчетам ущерба с введением ЕМРУ? Пробовали ли вы оспаривать сумму выплат на ее основе? Поделитесь в комментариях своим опытом по этим и другим связанным с Единой методикой вопросам.

На этом статья завершена. Не забывайте делиться прочитанным с друзьями через кнопки соцсетей и экономьте свое время – оформляйте подписку на блог. Не скучайте, до скорых встреч!

Простой способ расчета ущерба и выплат по ОСАГО на калькуляторе РСА. Таблица определения убытка

Большинство автолюбителей не имеют представления о том, как страховые компании рассчитывают сумму ущерба по договору ОСАГО. С целью разрешения данного вопроса и сокращения случаев судебных разбирательств по страховым случаям, специалисты разработали специализированную единую методику расчета ущерба.

Подробная информация об особенностях применения единой методики будет рассказано в этой статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Единая методика

Как рассчитать стоимость возмещения и ущерба? Единая методика расчета ущерба (далее ЕМРУ) и стоимости услуг по восстановлению автомобиля, пострадавшего в аварии, является наиболее спорным сектором страхования автогражданской ответственности. Позиция разработчика ЕМРУ (Российский союз автостраховщиков и Центробанк) заключается в том, что единая методика служит объективным источником информации о транспортном рынке и не может быть истолкована неоднозначно. Мнение автомобилистов насчет ЕМРУ противоположно мнению разработчиков.

Единая методика расчета ущерба структурно состоит из нескольких условий, которые влияют на восстановление ТС:

    нахождение транспортного средства в одном из 13 экономических регионов РФ;

цена автозапчастей, работ по восстановлению.

Первое условие разделяет страну на регионы по экономическим показателям, которые напоминают федеральные округа с небольшим отличием:

  1. Северный.
  2. Калининградский.
  3. Крымский.
  4. Восточно- и Западно-Сибирский.

Волго-Вятский и Центрально-Черноземный.

Как считают специалисты РСА, прайс-лист на ремонт автомобиля зависит от степени распространенности модели ТС.

Кто обязан ее использовать?

Пользоваться единой методикой расчета ущерба имеет право большая категория юр. и физ. лиц, в состав которой включены:

  • все страховщики;
  • аккредитованные экспертные оценщики (в том числе независимые);
  • аттестованные технические эксперты, занесенные в государственный список специалистов;
  • сотрудники страховой компании, занимающиеся осмотром повреждений автомобиля;

судебные автомобильные эксперты.

До того, как ЕМРУ была запущена, отчетность о повреждениях и стоимости ущерба могла быть составлена любым автотехником от страховой или иной компании. Сейчас, когда единая методика расчета ущерба введена в оборот, выполнение работы с автомобилем разрешено только для специально подготовленных лиц.

Каким требованиям должен соответствовать технический эксперт?

Чтобы осуществлять оценку транспортного средства, технический эксперт должен соответствовать следующим критериям:

  1. стаж работы в качестве автотехника не менее 12 месяцев;
  2. высшее образование;

спец. курсы по подготовке автомобильных экспертов (с переподготовкой каждые 5 лет).

Подробные сведения о таких экспертах можно найти на официальном портале РСА.

Таблица определения убытка

ЕМРУ представляет собой обширный документ, в состав которого включаются 7 основный глав и 10 приложений. Выглядит документ методики следующим образом:

При произведении расчета ущерба при полном разрушении автомобиля во внимание принимают годные остатки:

    не подвергавшиеся ремонту ранее;

те, которые можно укомплектовать восстановленными деталями.

Сумма, выплачиваемая страхователю за повреждения ТС, устанавливается с учетом некоторых факторов:

  1. Процент износа деталей и частей автомобиля.
  2. Местонахождение автомобиля относительно экономического региона.
  3. Временной интервал дорожно-транспортного происшествия.
  4. Причина возникновения повреждений.
  5. Модель транспортного средства.

При помощи онлайн-калькулятора высчитывается примерная стоимость ущерба, однако последний вердикт выносит оценочная экспертная комиссия.

Расчет повреждений

Прежде всего, необходимо посчитать степень износа. Износ определяется с помощью спец. формулы, или онлайн-калькулятора. Независимо от метода подсчета степень износа равняется 35%.

Размер компесации (РК) по ОСАГО при ДТП определяется по формуле:

Для расчета СЗ, к примеру, это бампер и левая фара, необходимо проанализировать три сайта с ценами на запчасти и посчитать среднее арифметическое. Это будет средняя стоимость на рынке. Бампер по среднерыночной стоимость выходит 3400 рублей, фара – 3000 рублей. Сложив два значения, получим 6400. Учитывая износ, цена составит (1-0,35)*6400 = 4160 рублей.

Далее рассчитывается стоимость ремонта. Допустим, что отремонтировать необходимо только колесную арку. Среднерыночная цена нормо-часа в такой ситуации составляет 1000 рублей. В приложении ЕМРУ №3 указано, что норматив для колесной арки – 3,0. Значит СР равняется 3,0*1000 = 3000 рублей.

В завершении рассчитывается стоимость материалов. К примеру, покраска бампера и его крепления стоит по средней цене нормо-часа 1200 и 500 рублей. В приложении нормативом закреплено значение 1,0 и 0,4. По формуле СМ 1*1200 + 0,4*500 = 1400 рублей.

После всех подсчетов следует сложить все данные по формуле РК. СЗ + СР + СМ = 4160 + 3000 + 1400 = 8560 рублей (размер страховой выплаты).

С помощью базы

Существует возможность расчета ущерба по базе данных общества автостраховщиков.

Водителю нужно зайти на официальный сайт сообщества, перейти в раздел ОСАГО и выбрать один из трех вариантов:

  • Средняя цена автозапчастей.
  • Средняя цена нормо-часов.
  • Средняя цена материалов для ремонта.

Как узнать усредненную стоимость автодеталей?

Чтобы уточнить среднерыночную стоимость деталей автомобиля посредством базы РСА, страхователь должен предоставить следующие сведения:

  1. Дата дорожно-транспортного происшествия.
  2. Экономический регион местонахождения из перечня.
  3. Модель застрахованного транспортного средства.

Номер запчасти, которая подлежит замене, из каталога.

Номер детали можно узнать из электронного каталога на сайте производителя автомобиля. Необходимо знать VIN-номер транспортного средства.

Как посчитать выплаты на онлайн-калькуляторах?

В сети Интернет существует большое количество калькуляторов, которые подсчитывают объем ущерба по ОСАГО. Однако большинство из подобных сервисов не располагают достоверной информацией о сумме страховой выплаты.

Использование ЕМРУ предполагает сложную процедуру, которая не подразумевает автоматизации в ближайшее время, поскольку компьютер не может заменить человека в качестве экспертного оценщика ущерба. Однако правомерность и честность действий страховой компании и специалистов по оценке повреждений с помощью единой методики расчета ущерба может проверить каждый водитель.

Расчет возмещения по ОСАГО при ДТП – как проверить не обманывает ли вас страхователь?

· возможные скрытые дефекты появившиеся после ДТП;

· описание каждого дефекта;

· дата начала эксплуатации ТС;

· марка и модель ТС, комплектация и дата выпуска;

· дата и место ДТП.

· дата предполагаемого ремонта.

Согласно закону об ОСАГО, возмещение ущерба пострадавшим после ДТП – обязанность страховой компании. По статистике только 10% водителей получают положенную компенсацию полностью.

Страховщики стараются различными способами сократить размер выплат, а то и вовсе отказаться них.

Чтобы не быть обманутым, автолюбитель должен представлять, как производится расчет выплаты ОСАГО, сделать его самостоятельно и потребовать от компании отдать все положенные деньги.

Основные принципы расчета возмещения по ОСАГО

Размер страхового покрытия пострадавшим в ДТП определяется правилами, закрепленными в законодательных актах.

    Виновник аварии обязан в срок до 5 дней сообщить в свою СК о наступлении страхового случая по ОСАГО и приложить извещение, заполненное обеими сторонами. Если не будет выполнено это условие, страховщик имеет право потребовать от виновника возместить убытки из своего кармана (регрессное требование, закон №40-ФЗ, ст. 14). Регрессное требование распространяется на случаи, когда водитель совершил ДТП в пьяном виде. В обеих ситуация страховка будет выплачена пострадавшему, а взыскание убытков с виновника произойдет в судебном порядке.

  • Закон об ОСАГО ставит страховой компании в обязанность в течение 20 дней со дня, когда был оформлен страховой случай, произвести экспертизу повреждений ТС, расчет и выплату возмещения или обоснованный отказ от выплат (№40-ФЗ от 24.04.2002 г., Ст.12, ч.21). Деньги переводятся на пластиковую карту, заранее выданную страховой компанией. Только после их получения потерпевший водитель сможет узнать, что размер компенсации не покрывает расходов на ремонт. У него есть право с помощью независимой экспертизы посчитать реальный убыток и добиться, чтобы компания выплатила справедливое возмещение.
  • Порядок расчета страхового покрытия определен в Постановлении Правительства № 263 от 07.05 2003 г. В документе перечисляются все виды ущерба, которые подлежат возмещению. Львиную долю выплат занимают расходы на ремонт: они-то и порождают большое количество споров.

  • В 2014 г. были внесены поправки к основному закону, которые установили максимальные выплаты по ОСАГО. За вред, причиненный здоровью пострадавших, компания может заплатить до 500 тыс. руб., максимальная выплата на восстановление ТС — 400 тыс. руб. (№ 223-ФЗ от 21.07.2014 г.).
  • Положение ЦБ от 19.09.2014 г. содержит методику расчета стоимости ремонта поврежденного автомобиля (№432-П). С 2014 года все расчеты по выплатам ОСАГО делаются только на основе правил, разработанных РСА и утвержденных ЦБ РФ.
  • Какие данные входят в сумму выплат по ОСАГО

    При расчете страховых выплат на рассмотрение берется целый ряд факторов.

    1. Стоимость ремонта. Учитывается цена деталей, подлежащих замене, оплата подручных материалов и восстановительных работ. Эксперт СК, как правило, учитывает только видимые повреждения, но потерпевший водитель имеет право настоять на проведении добавочной экспертизы. Обнаруженные скрытые повреждения должны быть занесены в акт осмотра, после его оформления страховщик рассчитает цену ремонта.
    2. Износ. Страховое покрытие новой машины будет 100%-ным. Для машин, имеющих определенный пробег, коэффициент износа будет повышаться, а выплаты снижаться максимум до 50%.

    Определение степени износа в наибольшей степени влияет на величину страхового покрытия.

    1. Утрата товарной стоимости (УТС). После аварии автомобили нельзя продать дорого, особенно дешевеют иномарки. Сумма, которую теряет пострадавший водитель при продаже поврежденного авто, входит в страховое покрытие.
    2. Расходы на эвакуацию. Поврежденное авто с места ДТП транспортируется за счет страховой компании, что входит в цену страховки.
    3. Оплата экспертизы. Стоимость работы экспертов СК входит в сумму компенсации. Водитель вправе произвести независимую экспертизу пострадавшего автомобиля в сервисе с современным оборудованием. Оплата работы экспертов войдет в сумму страхового возмещения, если пострадавшему удастся доказать, что выплаты компании по его случаю занижены.

    Как страховые компании, так и независимые эксперты пользуются единой методикой расчета, но получают разные результаты. Чтобы понять, почему это происходит, надо познакомиться с формулой расчета.

    Теория и формулы расчета

    Все данные для расчета ущерба по единой методике берутся из актов обследования, проведенных лицензированными экспертами.

    Данные для вычислений

    Для вычисления компенсации используются следующие сведения:

    • Дата и место аварии;
    • Модель автомашины, её комплектация, год выпуска;
    • Дата начала эксплуатации;
    • Описание каждого дефекта: где находится, каким образом и насколько повреждены детали или элементы корпуса;
    • Возможные скрытые дефекты, появившиеся в результате аварии
    • Перечень необходимых работ для устранения повреждений.

    Как формируются цены

    Новая методика ориентируется не на рыночные цены, а на те, которые содержатся в справочниках РСА и в Базе цен на запчасти (БЦЗ, электронный ресурс РСА). Цены обновляются не реже 2-х раз в год с учетом инфляции, поэтому стоимость запчастей и покрасочных материалов для ремонта зависит от даты.

    На ценовую политику влияет также экономический регион. Территория России делится на 13 районов страхования, в каждом из них стоимость ремонта будет различной. В центральных районах детали и работы будут дороже, в провинции – дешевле.

    И, наконец, при расчете ущерба учитывается износ автомобиля – этот коэффициент в наибольшей степени снижает компенсацию за ремонт по ОСАГО.

    Формула расчета расходов на ремонт

    Размер компенсации по единой методике определяется сложением расходов на работу, материалы, запасные части.

    • Показатель Рр рассчитывается по перечню необходимых восстановительных мероприятий из акта осмотра ТС. В Постановлении ЦБ РФ № 432-П дан список всех возможных ремонтных работ (всего их 32) и нормочасы на их выполнение (Приложения 2-3) . Стоимость работы определяют по справочникам РСА, она не должна отклоняться от средней рыночной больше, чем на 10%.
    • Расход на материалы рассчитывается по формуле:
    • Выплата за 1 вид покрасочного материала — Рм1 — равна цене товара умноженной на норму расхода:
    • Выплата за детали, подлежащие замене, осуществляется с учетом износа. Цена одной запасной части вычисляется по формуле: Цз/ч = Сз/ч ∙ (1 – И/100), где Сз/ч — стоимость новой запчасти, И – износ детали по оценке эксперта. К примеру, компенсация за деталь стоимостью 2000 руб. с износом в 20% составит: Цз/ч = 2000 ∙ (1 – 20/100) = 2000 ∙ (1-0,2) = 2000 ∙ 0,8 = 1600 руб. Таким же образом определяется расход на замену остальных деталей.

    Как рассчитать стоимость ремонта онлайн

    Для облегчения расчётов РСА разработал открытый электронный калькулятор, по которому можно рассчитать стоимость запчастей с учетом износа, расход на автоматериалы и ремонтные работы: prices.autoins.ru/priceAutoParts/repair_parts.html .

    Чтобы узнать среднюю стоимость деталей, необходимо внести параметры:

    • дата предполагаемого ремонта;
    • регион;
    • марка ТС;
    • код детали.

    Цену всех запчастей надо сложить и умножить на коэффициент износа автомобиля – так можно узнать компенсацию, которую заплатит СК за замену поврежденных деталей.

    Для справки по стоимости ремонтных работ вносятся данные:

    Стоимость автоматериалов определяется по данным:

    • дата;
    • изготовитель материала;
    • наименование товара.

    В одном запросе можно узнать цену 3-х наименований.

    Пример расчета стоимости ремонта

    • замена и покраска бампера и крепления;
    • замена левой фары с креплением;
    • ремонт колесной арки;
    • балансировка колес.
    1. Расход на запчасти можно вычислять по их среднерыночной стоимости, взяв цены в трех популярных интернет-магазинах.
    • среднерыночная цена на бампер – (2400 + 2000 + 2500):3 = 6900:3 = 2300 руб.
    • на фару левую – 3200 руб.
    • на крепление – 1000 руб.

    Суммарная стоимость новых деталей – 6500 руб., с учетом износа: Рз/ч = 6500 ∙ (1 — 0,35) = 4225 (руб.)

    1. Вычисление стоимости ремонтных работ:
    • рыночная цена работ по балансировке – 1000 руб./час;
    • ремонт колесной арки – 1000 руб./час.

    Данные о трудозатратах на все виды работ приводятся в нормативном акте № 432-П (Приложение 2-3). Норма времени для ремонта повреждения составляет 3 часа, а для балансировки – 0,1 час.

    Рр = 1000 ∙ 3 + 1000 ∙ 0,1 = 3100 (руб.)

    1. Стоимость покраски:
    • Покраска бампера – 1300руб/час; время – 1 час.
    • Покраска крепления – 600 руб./час, время – 0,4 час.

    Рм = 1300 ∙ 1 + 600 ∙ 0,4 = 1540 (руб.)

    Компенсация за весь ремонт составит: Рк = 4225 + 3100 + 1540 = 8865 (руб.)

    Если взять вместо рыночных цен значения калькулятора РСА, сумма будет меньше, но разница не должна превышать 10%, т. е. 886 руб.

    Почему страховые компании уменьшают выплаты

    Рынок ОСАГО по заявлению представителей РСА считается для страховщиков убыточным. В начале 2017 г. СК получили за проданные полисы 14 млрд. руб., а по страховым случаям в том же году им пришлось платить 14,3 млрд. Появилась идея внедрения ОСАГО с франшизой. При этом страхователь соглашается на то, что часть убытков в возможном ДТП ему возмещаться не будет.

    Зато страхование ему обойдется дешевле. Пока руководители РСА работают над проектами, страховые компании находят способы уменьшать выплаты по ОСАГО — даже в рамках единой методики расчета. Вот основные способы снижения выплат:

    • В акте осмотра не фиксируются скрытые повреждения.
    • Не все ремонтные работы отмечаются экспертом СК в документации.
    • Не учитывается УТС для автомобилей моложе 5 лет.
    • Завышается износ автомобиля (дата начала эксплуатации берется на момент выпуска авто, а не на момент покупки его).
    • Неверно определяется код детали, подлежащей замене.

    Как видно, основой для занижения выплат служат неверные данные в акте экспертизы. На этот документ водитель должен обратить особое внимание , если стремится получить от страховщика справедливую компенсацию.

    Что делать, если страховщик занизил выплаты по ОСАГО

    Заниженная сумма компенсации по ОСАГО не должна быть для страхователя неожиданностью. Для дальнейших действий документы собираются заранее.

    • Во-первых, необходимо иметь копию первичного осмотра авто экспертом СК.
    • Если были возможны скрытые повреждения, надо сразу же настоять на проведении независимой экспертизы. По закону её организует страховщик, у него следует взять копию акта второй экспертизы.
    • На основании этих документов производится самостоятельный расчет ремонта и сравнение результатов с той суммой, которую насчитала компания.
    • Полезно взять консультацию у автоюриста. Он даст компетентный совет, стоит ли оформлять судебный иск по взысканию недоплаченной компенсации.
    • Только после перевода выплаты страховщиком клиент имеет право пригласить своего эксперта для независимого осмотра ТС – до этого времени автомобиль лучше не подвергать ремонту.
    • Если ущерб на основе акта независимой экспертизы отличается от компенсации страховщика больше, чем на 10%, нужно направить ему досудебную претензию с требованием доплатить недостающую сумму.
    • Следующий шаг – судебный иск. Физические лица от своего имени оформляют судебные документы. Претензию компании и исковое заявление от имени юридического лица пишет его законный представитель.

    Выигрыш в суде обернется для страхователя не только полной компенсацией ущерба. В качестве штрафа страховщик заплатит еще половину той суммы, которую недосчитал вначале.

    Экспертиза и оценка ущерба по ОСАГО

    Единая методика расчета ущерба по ОСАГО

    Единая методика расчета ущерба по ОСАГО представляет собой базу данных, в которой хранится информация о стоимости запчастей, стоимости нормо-часов по замене различных деталей и стоимость расходных материалов, которые используются при восстановлении автомобилей. Эта база была запущена 1 декабря 2014 года.

    Всего в системе более 40 миллионов записей, которые охватывают большую часть марок и моделей машин. В базе учитываются особенности географического расположения страхователя. Для такого учета, территория Российской Федерации была поделена Российским союзом автостраховщиков на 13 экономических зон.

    Важно! Данные в систему были загружены до повышения курса доллара, что иногда делает более выгодным ремонт на сертифицированном страхователем СТО, вместо получения прямой финансовой компенсации.

    Разница более чем в 3 раза.

    Разница более чем в 2 раза.

    После получения отказов по досудебным претензиям дела передавались в суды, где выносились положительные вердикты. Разница в суммах компенсаций, рассчитанных экспертом и предложенных страховой компанией, показывает, что единая методика несостоятельна в отношении расчета цен на комплектующие, материалы, восстановительные работы.

    В каких случаях необходим

    После заключения договора на обязательное автострахование автовладелец имеет возможность получить компенсацию при наступлении страхового случая.

    К страховым случаям относятся следующие ситуации:

    • столкновение произошло между двумя автомобилями, один из которых двигался;
    • определены потерпевший и виновный;
    • у обеих сторон есть действующие автогражданки.

    Кто обязан ее придерживаться?

    Что лучше выбрать деньги или ремонт

    Для расчета по базе РСА, требуется зайти на сайт этой некоммерческой организации, перейти в раздел ОСАГО и выбрать один из трех вариантов:

    1. Средняя стоимость запчастей.
    2. Средняя стоимость нормо-часов (тут же рассчитывается количество нормо-часов, которые нужны для конкретного ремонта).
    3. Средняя стоимость расходных материалов.

    Для уточнения средних рыночных цен на запчасти при помощи базы РСА, от страхователя потребуется ввести следующие данные:

    • Дата, когда произошло дорожно-транспортное происшествие.
    • Выбрать экономический район из списка предлагаемых системой.
    • Наименование марки застрахованного автомобиля.
    • Каталожный номер запчасти, которую требуется заменить.

    Каталожный номер запчасти, можно узнать, воспользовавшись электронным каталогом на сайте производителя машины. Для этого потребуется ввести VIN-номер автомобиля.

    Процент износа повреждённых деталей

    Один из важнейших показателей, которые обязательно учтут эксперты-оценщики, но не рассчитает онлайн-сервис – износ детали. Показатель рассчитывается в процентах, прежде всего на него влияют:

    • срок эксплуатации автомашины;
    • пробег автомашины.

    При этом существуют следующие принципы оценки процента амортизации отдельных элементов:

    1. В отношении элементов, при неисправности которых допуск к дорожному движению машины запрещён, процент износа не устанавливается. Другими словами, он всегда равен нулю.
    2. Насквозь поражённые коррозией детали признаются изношенными на 100%.

    Амортизация шин рассчитывается по следующей формуле

    Износ шин = (высота протектора новой детали – реальная высота протектора)/ (высота протектора новой детали – допустимая минимальная величина износа) × 100%.

    Итак, после наступления страхового случая и оформления всех соответствующих документов автовладелец встает перед выбором способа получения компенсации.

    Что лучше: деньги или ремонт по ОСАГО? Чтобы разобраться с этим вопросом необходимо выяснить отрицательные и положительные аспекты каждого способа получения компенсации.

    К плюсам денежной компенсации относятся:

    • сниженные сроки получения возмещения ущерба. На проведение оценки и принятия решения о признании ситуации страховым случаем отводится 20 дней;

    Если страхователь выбирает деньги вместо ремонта, то по истечении этого времени сумма компенсации будет переведена на банковский счет пострадавшего. Для проведения восстановительного ремонта автотранспорта потребуется дополнительное время (ремонт может производиться в период до 35 дней).

    • возможность самостоятельного выбора организации, которая будет впоследствии восстанавливать поврежденный автомобиль;
    • возможность самостоятельного выполнения ряда работ по восстановлению транспортного средства;
    • возможность определения, какие работы необходимо выполнить на данный момент, а какие можно отложить.

    Недостатками денежного возмещения являются:

    • необходимость самостоятельного выбора ремонтной организации и согласования перечня производимых работ, на что требуется определенное время;
    • после получения компенсации транспортное средство так и остается не отремонтированным, что приводит к невозможности его эксплуатации;
    • недостаточность средств для полного восстановления автотранспорта. Сумма компенсации рассчитывается с учетом износа основных агрегатов автомашины;
    • окончание дела в страховой компании по определенному страховому случаю.

    После выплаты компенсации в денежной форме считается, что страховая компания полностью исполнила свои обязательства по страховому договору.

    Восстановительный ремонт, как способ получения страхового возмещения, имеет следующие положительные стороны:

    • автовладельцу не надо самостоятельно заботиться о ремонте авто. Эту функцию полностью выполняет страховщик;
    • восстановление автотранспорта производится в короткие сроки, так как в этом заинтересованы все стороны.

    Расчет стоимости восстановительного ремонта производится на основании результатов независимой экспертизы, проведенной в специализированной организации.

    В акте эксперта должно отражаться:

    • причина проведения исследования;
    • дата проведения осмотра автотранспорта;
    • наименование компании, проводившей осмотр;
    • информация о владельце исследуемого транспортного средства;
    • индивидуальные характеристики автомобиля (марка, модель, номер, год выпуска, год ввода в эксплуатацию, комплектация и так далее);
    • информация о полученных повреждениях;
    • определение возможного способа устранения неполадок;
    • информация о дефектах авто, полученных до ДТП;
    • принадлежность повреждений результату дорожной аварии;
    • информация о возможных скрытых повреждениях;
    • дата составления документа.

    К акту осмотра могут быть приложены фотографии, доказывающие определенные факты.

    Расчет стоимости ремонта, после проведения экспертизы производится при помощи единой методики и специальной формулы.

    [link] Как проверить страховой полис ОСАГО по номеру, показано в статье: проверить страховой полис ОСАГО по номеру.

    Про тарифы ОСАГО по регионам читайте здесь.[/link]

    По какой методике

    В настоящее время стоимость расчета производится по единой методике, разработанной Союзом Автостраховщиков и утвержденной Положением Центробанка №432-П.

    Методика определяет все стадии и критерии оценки стоимости ремонта и является обязательной для всех страховых компаний и организаций, проводящих независимую экспертизу.

    В соответствии с разработанным документом:

    • стоимость ремонта определяется на дату дорожного происшествия и учетом региональных границ. То есть стоимость ремонта одного и того же элемента может отличаться в разные дни и в разных городах;
    • при определении стоимости ремонта учитывается износ автомобиля и отдельных агрегатов, которые подлежат восстановлению. Максимальная величина износа на 2018 год составляет 50%.

    Статья написана по материалам сайтов: kulikavto.ru, uravto.com, avtozakony.com, kosago.ru.

    »

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock detector