+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Снос самовольной постройки

Административный порядок сноса самовольных построек

Разъясняет заместитель начальника управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры г. Москвы Виталий Сергеевич Мирошниченко

Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности, а сама постройка подлежит сносу.

До 01 сентября 2015 года принудительный снос самовольной постройки мог быть осуществлен только на основании решения суда.

Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 258-ФЗ внесены изменения в статью 222 ГК РФ и Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Изменения, вступившие в действие с 01 сентября 2015 года, наделяют органы местного самоуправления городского округа полномочиями о принятии решения по сносу самовольной постройки во внесудебном порядке.

Согласно пункту 4 статьи 222 ГК РФ такое решение органы местного самоуправление вправе принять в случае создания или возведения самовольной постройки на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен:

  • в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации);
  • на территории общего пользования;
  • в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.

Таким образом, круг случаев, когда решение о сносе может быть принято в административном порядке, ограничен определенным перечнем видов земельных участков, на которых возведена самовольная постройка.

При этом в течение семи дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки орган местного самоуправления, принявший такое решение, обязан направить лицу, осуществившему самовольную постройку, копию этого решения, в котором указан срок для сноса самовольной постройки (устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять более чем 12 месяцев). Важно, что срок для сноса самовольной постройки должен определяться в зависимости от ее характера.

Специальные правила установлены в пункте 4 статьи 222 ГК РФ для случаев, если лицо, осуществившее возведение самовольной постройки, неизвестно. Для таких случаев законодатель устанавливает специальный порядок информирования о принятии решения соответствующим органом о сносе самовольной постройки и предусматривает срок, в течение которого постройка не может быть снесена.

Если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, то снос самовольной постройки может быть организован органом, принявшим соответствующее решение, не ранее чем по истечении двух месяцев после дня размещения на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сообщения о планируемом сносе такой постройки.

Хотелось бы отдельно обратить внимание, что под «территориями общего пользования» согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Новые правила сноса самовольных построек и строительства индивидуальных жилых домов

4 августа вступили в силу новые правила сноса объектов капитального строительства, а также получения разрешительных документов на строительство объектов ИЖС и садовых домиков (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Ключевой новацией стало введение структурированного порядка принятия решений о сносе самовольных построек, который устранил многие пробелы в правовом регулировании данного вопроса.

Выявление и снос незаконных построек

Снос объекта капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства или застройщика либо на основании решения суда или органа местного самоуправления (ч. 1 ст. 55.30 Градостроительного Кодекса). При этом в отличие от ранее действовавших норм, новые положения закона вводят более четкое регулирование вопроса сноса самовольных построек. Рассмотрим основные нововведения подробнее.

Вместо разрешения на строительство теперь потребуется проект организации работ по сносу.

Для осуществления сноса больше не нужно получать разрешение на строительство – вместо него необходимо представить проект организации работ по сносу с учетом технических условий по отключению объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения (ч. 2 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ). Подготовить такой документ сможет только специалист, имеющий необходимый допуск саморегулируемой организации. Конкретных требований к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства пока нет – они будут установлены Правительством РФ (ч. 5 ст. 55.30 Градостроительного кодекса РФ).

При этом проект организации работ по сносу не потребуется, если речь идет о сносе гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или о сносе на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, а также о сносе сооружений вспомогательного использования (п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

Очевидно, что указанные положения закона значительно облегчат процесс согласования сноса объектов недвижимости.

Регламентирован порядок сноса объектов капитального строительства.

Снести объект капитального строительства сможет лицо, которое его построило, если у него есть необходимый допуск саморегулируемой организации, либо юридическое лицо, заключившее договор подряда на снос с правообладателем данного объекта или земельного участка, на котором расположен объект (ч. 4-5 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ). Стоит отметить, что раньше осуществлять снос объекта мог только его собственник в административном порядке или правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект, в рамках сложной судебной процедуры.

Чтобы приступить к сносу, необходимо уведомить уполномоченные органы о планируемом сносе объекта капитального строительства не позднее, чем за семь рабочих дней до начала работ. Подать соответствующее уведомление следует в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения объекта капитального строительства или, если объект капитального строительства расположен на межселенной территории, – в орган местного самоуправления муниципального района (ч. 9 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ).

При этом в законе отдельно отмечено, что указанные положения не распространяются на случаи сноса объекта капитального строительства в целях строительства нового объекта капитального строительства или реконструкции объекта капитального строительства (ч. 8 ст. 55.30 Градостроительного кодекса РФ).

Уточнен круг лиц, имеющих право выявлять незаконные постройки.

В законе теперь четко оговорено, кто имеет право выявлять незаконные постройки. Такими полномочиями наделены исполнительные органы государственной власти в сфере:

  • государственного строительного надзора;
  • государственного земельного надзора;
  • государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;
  • государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
  • государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия;
  • федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и подведомственных государственных учреждений (ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Помимо этого, такое право предоставлено должностным лицам государственных учреждений, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющимся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, а также органам местного самоуправления, осуществляющим муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Все это, по моему мнению, качественно упорядочит правовое регулирование в данной сфере.

Конкретизирован порядок действий при выявлении незаконных построек.

При выявлении самовольно возведенной постройки или нецелевого использования земельного участка указанные выше органы смогут направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в орган местного самоуправления муниципального района (ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ). Это уведомление должно быть рассмотрено в течение 20 рабочих дней, и по результатам рассмотрения уполномоченный орган совершит одно из следующих действий (ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

1. Примет решение о сносе самовольной постройки, если она:

  • возведена или создана на земельном участке, на который нет правоустанавливающих документов. При этом необходимость наличия таких документов должна быть установлена законом на дату начала строительства объекта;
  • возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования.

2. Примет решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, если:

  • она возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта;
  • в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство. Необходимость наличия этого разрешения должна быть установлена законом на дату начала строительства такого объекта.

3. Обратится в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.

4. Направит уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.

Стоит обратить внимание на то, что такие решения не могут быть приняты в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, когда сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 4 ст. 222 Гражданского кодекса).

Вместе с тем органы местного самоуправления в любом случае не смогут принять решение о сносе самовольной постройки либо о приведении ее в соответствие с установленными требованиями в отношении:

  • объекта недвижимого имущества, если право собственности на него зарегистрировано в ЕГРН;
  • объекта недвижимого имущества, если ранее суд принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе данной самовольной постройки;
  • многоквартирного дома, жилого дома или садового дома (п. 4 ст. 222 ГК РФ).
Это интересно:  Сколько стоит 1 куб холодной воды по счетчику в 2019 году

Такие постройки могут быть снесены только по решению суда.

Новые правила также предусматривают, что уполномоченные органы после принятия соответствующего решения о сносе направляют уведомление об этом собственнику объекта недвижимости. Если же собственника объекта найти не удалось, они публикуют информацию об этом в СМИ и Интернете, а также на информационном щите в границах земельного участка, где расположена самовольная постройка (ч. 4-5 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Напомню, что срок для сноса самовольной постройки зависит от ее характера, но не может составлять менее 3 месяцев и более 12 месяцев. А срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями – менее 6 месяцев и более 3 лет (п. 4 ст. 222 ГК РФ).

Снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляет лицо, которое создало или возвело самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице – правообладатель земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка (ч. 6 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Если правообладатель земельного участка или собственник объекта недвижимости не снесут самовольную постройку, органы власти осуществят снос за счет бюджета с последующим взысканием с указанных лиц затрат на снос (ч. 15 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Если давать оценку этим положениям, очевидно, что они позволят установить более четкие «правила игры» при решении вопроса о сносе самовольной постройки. Вместе с тем предоставленная органам местного самоуправления возможность решать вопрос о сносе постройки во внесудебном порядке может стать причиной злоупотреблений с их стороны.

Определен порядок прекращения прав на земельный участок под самовольной постройкой.

Нововведения предполагают, что права на земельный участок под ранее существовавшей самовольной постройкой прекращаются путем одностороннего отказа от договора аренды, прекращения права постоянного бессрочного пользования или изъятия земельного участка по решению суда (п. 4-7 ст. 46 Земельного кодекса). При этом прекращение прав на земельный участок, если на нем, помимо самовольно возведенной постройки, имеются объекты, построенные в установленном законом порядке, не допускается (п. 6.1-6.3 ст. 54 Земельного кодекса РФ).

Закон предусматривает, что после прекращения прав на участок он должен быть реализован с публичных торгов. Причем собственнику земельного участка, в отличие от арендатора или лица, которому земельный участок был передан в постоянное бессрочное пользование, будут переданы средства, полученные от такой продажи за вычетом расходов на организацию торгов (ст. 54.1 Земельного кодекса РФ).

Лицо, которое по результатам публичных торгов приобрело земельный участок, на котором расположена самовольная постройка, подлежащая сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями, обязано исполнить обязательства по сносу постройки или по представлению в уполномоченные органы утвержденной проектной документации по ее реконструкции и приведению в соответствие с установленными требованиями за свой счет (ч. 8-9 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Тем самым новые положения законодательства, в отличие от ранее действовавших норм, вводят новый тип обременений при продаже земельных участков в виде обязательств по сносу самовольных построек или приведения их в соответствии с установленными требованиями. Указанные нововведения позволят вовлечь в хозяйственный оборот земельные участки и объекты недвижимости, которые ранее не могли быть использованы по причине невозможности узаконивания указанных объектов недвижимости или их демонтажа в связи с отсутствием у собственников средств для этого.

Уточнены сроки рассмотрения судами дел о сносе самовольных построек.

Согласно поправкам дела о сносе самовольной постройки и решения уполномоченных органов о сносе самовольных построек должны рассматриваться судами за один месяц, включая время на подготовку дела к судебному разбирательству (ч. 1 ст. 152 Арбитражного процессуального кодекса). Учитывая сложившуюся судебную практику, очевидно, что данный срок является очень коротким для того, чтобы рассмотреть такие дела по существу.

Рассмотренные выше поправки, по моему мнению, систематизируют и структурируют имеющиеся положения законодательства по вопросу сноса самовольных построек. Однако в связи с тем, что органам местного самоуправления теперь предоставлены значительные полномочия по сносу подобных объектов без решения суда, это может привести к злоупотреблениям и ослабит позиции пользователей таких построек. Кроме того, изменения, касающиеся сроков рассмотрения судами дел по сносу самовольных построек, практически исключают возможность качественного рассмотрения таких дел судами.

Особенности ИЖС

Другая существенная часть поправок касается вопросов строительства дачных домиков и объектов ИЖС. Так, закон исключает необходимость получения разрешения на строительство объекта ИЖС, вместо которого теперь необходимо подать уведомление о планируемом строительстве, в котором должны быть указаны параметры планируемого к строительству объекта (ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ). Указанное уведомление следует подавать в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления.

По итогам его рассмотрения уполномоченные органы выдадут уведомление о соответствии указанных параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке (ч. 7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ).

Данный порядок несколько упрощает жизнь застройщикам, так как исключает необходимость подачи обязательных ранее документов, необходимых для получения разрешения на строительство: схемы планировочной организации земельного участка и градостроительного плана земельного участка. Однако для ввода таких объектов в эксплуатацию потребуется подготовить технический план, который нужно будет заказать у кадастровых инженеров, что, конечно, приведет к дополнительным затратам (ч. 16 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).

Указанные изменения в целом облегчают жизнь застройщикам таких объектов, хотя и не отменяют требования к получению дополнительных согласований. Например, если указанные объекты будут располагаться в санитарно-защитной зоне аэропортов, то для начала их строительства потребуется получить согласование Росавиации (ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 1 июля 2017 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны»).

***

Очевидно, что новый закон значительно ужесточает требования к порядку сноса самовольных построек и дает уполномоченным органам расширенные права по принятию решений по данному вопросу во внесудебном порядке. Кроме того, судебный порядок рассмотрения данных вопросов значительно искажается и предполагает совсем иной подход к рассмотрению дел о сносе самовольных построек, что, скорее всего, негативно скажется на качестве рассмотрения данных дел. Видимо, единственным выходом для пользователей самовольных построек будет принятие мер по их узакониванию, в том числе и в рамках вновь предоставленных местным органам власти полномочий по сохранению самовольных построек (п. 4 ст. 222 ГК РФ).

Вместе с тем закон делает более простым согласование строительства индивидуальных жилых домов и садовых домиков.

Насколько указанные новации будут успешными с точки зрения правоприменительной практики, покажет время. Возможно, в ходе наработки практики по данному закону выявится необходимость в дальнейшей корректировке Градостроительного кодекса РФ.

Новый закон разрешил не сносить некоторые самовольные постройки

Президент Владимир Путин подписал 4 августа сего года закон, вносящий изменения в Гражданский кодекс РФ, где речь идет о больной проблеме практически всех регионов страны – самовольном строительстве. В этом документе появились новые правила, разъясняющие, кто может сносить самострой, когда и за чей счет. Немаловажно, что собственники таких объектов при определенных условиях получат шансы на спасение своего имущества.

– Федеральный закон № 339 « О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ и статью 22 ФЗ « О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ» уточняет понятие « самовольная постройка», ограничивает правила принятия решений об их сносе, а также защищает права владельцев объектов, которые не знали об ограничениях на строительство на принадлежащем им земельном участке, – говорит Роман Савичев. – Итак, постройка считается самовольной, если возведена без необходимых разрешений или с существенным нарушением строительных норм и правил, установленных на дату создания объекта. Уточнение по поводу даты – весьма существенное. Раньше, чтобы признать постройку самовольной, было достаточно любого, даже « свежего» нарушения градостроительного регламента, зафиксированного на дату судебного спора.

В статью 222 ГК РФ ( « Самовольная постройка») введено очень важное уточнение, которое защищает добросовестных приобретателей. В законе сказано, что не является самовольной постройкой объект, возведенный с нарушением ограничения использования земельного участка, если собственник не знал о существующем запрете. На практике такая ситуация встречалась довольно часто: гражданин действует добросовестно – построил объект, получив все необходимые разрешения, а потом вдруг выясняется, что здание (или павильон) стоит на земельном участке « с особыми условиями использования», например, в полосе отвода инженерных сетей. Такому человеку говорят: ты нарушил при строительстве недвижимости расстояние до газопровода или электрокабеля, зарытого в земле, поэтому твою самовольную постройку надо сносить. При этом никого не интересовало, что в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) вообще могли отсутствовать сведения об ограничении на строительство в этой конкретной зоне. И кстати, московские власти в 2015 году воспользовались в числе прочих именно этим аргументом, когда снесли в столице бульдозерами несколько сотен объектов торговли.

Новый же закон освобождает граждан от ответственности, если они не подозревали об « ограничительном» статусе земельных участков. В этом случае самовольную постройку не будут признавать самостроем, а значит, и сносить.

Вообще следует отметить, что до вступления ФЗ № 339 в силу органы местного самоуправления довольно широко практиковали издание постановлений о сносе самостроев. Теперь же такие решения, как правило, будут приниматься в судебном порядке. Муниципалитеты смогут ликвидировать самострой своей властью лишь в исключительных случаях, например, когда он возведен на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта. При этом срок для сноса устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не менее чем три месяца и не более чем год. Все работы – за счет виновного лица. В соответствии с новым законом органы местного самоуправления не смогут принимать решения о сносе недвижимости, право собственности на которое зарегистрировано в ЕГРН или признано судом, а также в отношении многоквартирного здания, жилого или садового дома. (Исключение составляют ситуации, когда сохранение таких построек угрожает жизни и здоровью граждан.)

Это интересно:  Как опротестовать постановление гибдд

Обращает на себя внимание еще одна важная, я бы даже сказал, « революционная» новелла, которая предусматривает механизм приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями. Раньше для какого-нибудь павильона, признанного самостроем, исход был один – снос, а теперь, если нарушения не столь велики, суд может дать хозяину срок от от 6 месяцев до 3 лет, чтобы узаконить спорный объект, предварительно приведя его в соответствие с правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории и т. д. Эти работы должен выполнить за свой счет собственник самостроя либо владелец земельного участка, на котором расположен этот объект.

Новый ФЗ № 339 регулирует и правила изъятия земельного участка. Это произойдет в случае, если участок используется не по целевому назначению, если в результате эксплуатации снижается плодородие земель либо причиняется вред окружающей среде. И наконец, внимание, если на земельном участке возведена самовольная постройка и ее собственник не выполнил обязанности по сносу объекта или приведению в соответствие с установленными требованиями. То есть у владельца самостроя, отказавшегося его сносить, вполне могут изъять земельный участок по закону.

Безусловно, новый закон прогрессивен по своей сути. Однако за его рамками остается ряд вопросов. Например, неясно, распространяется ли понятие « самовольное строительство» на незавершенные объекты. Непонятно также, в каких случаях возможен только снос, а когда суд даст нарушителю второй шанс – привести постройку в соответствие с установленными требованиями. Согласитесь, « вилка» в данном случае может привести к злоупотреблениям. Однако надеюсь, судебная практика выработает подходы к решению спорных вопросов.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Снос самостроя по велению местных властей не расходится с Конституцией

Вступивший в силу в прошлом году порядок принятия решений о сносе самовольных построек во внесудебном порядке (п. 4 ст. 222 ГК РФ) не противоречит Конституции РФ — к такому выводу пришел КС РФ по итогам рассмотрения обращения депутатов Госдумы. Более того, судьи подтвердили, что сносу не препятствуют ни наличие регистрации права собственности на самострой, ни тот факт, что постройка была возведена до даты вступления в силу указанных поправок в ГК РФ.

Органы местного самоуправления могут принимать решения о сносе самовольных построек без обращения в суд совершенно спокойно. На днях Конституционный суд РФ обнародовал Определение от 27.09.2016 № 1748-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной думы о проверке конституционности пункта 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации», в котором разъяснил, что оспариваемая норма не противоречит основному закону страны. А значит, местные власти могут устраивать «ночи длинных ковшей» при условии, что самовольные постройки и процедура принятия решения об их сносе соответствуют требованиям п. 4 ст. 222 ГК РФ.

Снести самовольную постройку можно без судебного решения

Федеральный закон от 13.07.2015 № 258-ФЗ «О внесении изменений в статью 222 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон „О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“» (вступил в силу 15 сентября 2015 г.) дополнил норму, регулирующую правовой статус самовольных построек, новым положением. Так, п. 4 ст. 222 ГК РФ теперь предусмотрен внесудебный порядок принятия и приведения в исполнение решения органов местного самоуправления о сносе самовольных построек, при условии, что:

самовольная постройка создана или возведена на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей;

земельный участок, на котором находится самовольная постройка, расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.

После принятия решения о сносе самовольной постройки орган местного самоуправления уведомляет лицо, которое такую постройку возвело, о необходимости снести ее в добровольном порядке в течение установленного срока (не более 12 месяцев). Алгоритм действий по обнародованию решения о сносе предусмотрен также для ситуации, когда лицо, осуществившее самовольную постройку, не выявлено (подробнее см. «ЭЖ», 2016, № 13, с. 14 «Местная администрация приняла решение о сносе постройки на основании ст. 222 ГК РФ. Что делать ее владельцу?»; 2015, № 34, с. 14).

Реализация предоставленной законом возможности не заставила себя ждать. Правительство г. Москвы приняло постановление от 08.12.2015 № 829-ПП «О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы», на основании которого в феврале, а затем в августе 2016 г. были проведены работы по сносу торговых павильонов и других объектов в Москве (постановление Правительства г. Москвы № 356-ПП от 28.06.2016). Поскольку первый этап работ проходил в ночное время, в народе это мероприятие окрестили «ночью длинных ковшей».

Через пару месяцев после первой волны сносов на сайте политической партии КПФР появилась информация о том, что представители фракции этой партии в Госдуме направили в Конституционный суд РФ запрос о проверке конституционности п. 4 ст. 222 ГК РФ.

Госрегистрация права собственности не мешает сносу самовольных построек

Необходимость проверки спорной нормы на соответствие Конституции депутаты обосновали тем, что из-за неопределенности ее положений, которая порождает на практике их неоднозначное толкование и возможность произвольного применения, органы местного самоуправления получают право решать вопрос о праве собственности во внесудебном порядке посредством принятия решения о сносе:

постройки, возведенной до вступления оспариваемых законоположений в силу;

постройки, в сносе которой ранее было отказано решением суда или право собственности на которую было зарегистрировано уполномоченным государственным органом в установленном законом порядке.

По мнению депутатов, п. 4 ст. 222 ГК РФ не соответствует ст. 10, ч. 1 ст. 19, ч. 3 ст. 35 , ч. 1, 2 ст. 46, ч. 1 ст. 54 и ч. 1 ст. 118 Конституции РФ.

Однако КС РФ не увидел расхождений в содержании п. 4 ст. 222 ГК РФ и основного закона страны.

В Определении от 27.09.2016 № 1748-О судьи отметили, что ст. 35 Конституции РФ, которая закрепляет гарантии права собственности, относится только к праву, возникшему на законных основаниях. Государственная регистрация права собственности представляет собой формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав, возникающих из имущественных отношений, объектом которых является недвижимое имущество. При этом госрегистрация не может подменять собой основание возникновения, изменения и прекращения права. Наличие госрегистрации права на самовольную постройку само по себе не исключает возможности принятия уполномоченным органом решения о сносе такого объекта. Лицо, чье право зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, вправе обжаловать решение о сносе в суде.

Судьи отметили, что в судебной практике уже давно сложился подход, согласно которому даже при наличии госрегистрации права на самовольную постройку может быть принято решение о ее сносе. Нюанс только в том, что речь идет о решении суда, а не органа местного самоуправления (п. 23 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22).

Новый порядок сноса самостроя дает время обратиться в суд

Как уже было сказано выше, оспариваемая норма (п. 4 ст. 222 ГК РФ) предусматривает не только право органа местного самоуправления принять решение о сносе самовольной постройки, отвечающей определенным условиям, но и порядок информирования о таком решении в первую очередь лица, которое такую постройку осуществило. Следовательно, считает КС РФ, такое лицо может прибегнуть к гарантированному ему способу судебной защиты — оспорить принятое органом местного самоуправления решение в суде. Срок сноса, который указывается в решении о сносе самовольной постройки, не может быть произвольным, а устанавливается с учетом характера самовольной постройки (но не может составлять более чем 12 месяцев) и должен предоставлять заинтересованному лицу время для обращения в суд. Последний же вправе приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к административному истцу, или приостановить совершение в отношении административного истца оспариваемого действия (ч. 1, 2 т. 85, ст. 223 КАС РФ).

Орган местного самоуправления в случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не выявлено, обязан разместить сообщения о планируемом сносе самовольной постройки в интернете, а также на земельном участке, на котором создана самовольная постройка. Снос самостроя в этом случае может быть осуществлен не ранее, чем через два месяца после дня размещения информации в интернете. Данные положения п. 4 ст. 222 ГК РФ создают дополнительные гарантии информирования лица, осуществившего самовольную постройку, позволяющие ему прибегнуть к средствам судебной защиты.

КС РФ разъяснил, что закрепленный в оспариваемой депутатами норме порядок принятия решений о сносе самовольных построек применяется и к тем из них, которые были возведены до 15 сентября 2015 г.

Если самовольную постройку перестроили, то ее можно снести без суда

Судьи обратили внимание на то, что в случае спора признание постройки самовольной и проверка правомерности ее сноса осуществляется судом, в том числе в рамках процедуры оспаривания решения о сносе самовольной постройки или в рамках процедуры оспаривания действий по ее сносу.

При рассмотрении исков муниципалитетов о сносе самовольных построек суд выясняет, имелись ли нарушения градостроительного и земельного законодательства при возведении спорного объекта. При отказе в удовлетворении требований органа местного самоуправления суд обеспечивает защиту прав владельца спорного объекта, признавая де-факто его действия правомерными или не выходящими за рамки незначительных формальных нарушений, не влияющих на права третьих лиц и не создающих угрозу для жизни и здоровья граждан. Если при наличии такого судебного акта орган местного самоуправления примет решение о сносе самостроя по мотивам и доводам, которые суд ранее не принял, то это будет означать нарушение требования об обязательной силе судебного решения. Такие решения органов местного самоуправления не согласуются с конституционным правом на судебную защиту.

Это интересно:  КАСКО 50 на 50: программа страхования за полцены

Однако при изменении фактических обстоятельств (например, при реконструкции объекта и создании на его основе нового, не отвечающего требованиям безопасности) или если суд не дал оценку наличию либо отсутствию перечисленных в п. 4 ст. 222 ГК РФ специфических оснований для сноса самовольной постройки, самострой можно будет снести.

Снос самовольной постройки

здравствуйте!подскажите:В частном секторе,соседи на границе с моим участком (прямо на меже, даже без отмостки) построили из кирпича на фундаменте беседку и мангальную зону,при этом данное строение закрывает мне окна в 3 жилых помещения из 6 в моем частном доме.Подали иск в районный суд, суд проиграли,в заключении написано, что в иске о сносе самовольного строения отказать,в виду того,что строение выполненено из кирпича и оно не пожароопасно(соседи предоставили техническое заключение на здание и на словах сказали,что собираются его узаканивать).на словах на суде судьей было сказано,что если закрывает мои окна-это не аргумент-не так жарко будет в доме в жару и поспите подольше,что тень от постройки закрывает часть моего огорода-это мелочи-в теньке отдохнете,что я не могу использовать помещения своего дома по назначению,т.к. При приготовлении пищи на мангале вся гарь и дым идет ко мне в дом судья ответил,что даже при сносе они возьмут и будут жарить шашлыки на металическом мангале около забора и ничего вы сделать не сможете. Что делать,стоит ли подавать апиляцию?какова вероятность выигрыша дела о сносе там?в праве ли судья был так рассуждать без экспертиз и прочего?смогут ли соседи узаконить постройку?и каким образом это может произойти?

Ответы юристов (2)

Представляли ли вы в суд какие нибудь доказательства, в том числе экспертизы, о том что такое расположение хоз построек соседа нарушает ваши права, создает угрозу жизни или здоровья либо причинения вреда имуществу.

Сложившаяся судебная практика исходит из того, что отсутствие разрешения на строительство не может рассматриваться в качестве единственного основания, достаточного для сноса самовольной постройки.

По смыслу абз. 2 п. 2 ст. 222 ГК РФ и разъяснений п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», безусловным основанием для сноса самовольной постройки может являться несоответствие объекта требованиям безопасности и создание им угрозы жизни и здоровью граждан, в том числе, существенное нарушение строительных и градостроительных норм и правил.

При отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности, суд вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.

Однако если вы не обращались в суд первой инстанции с ходатайством о проведении таких экспертиз, в апелляции вам могут отказать не только в отмене решения суда, но и в представлении подобного рода даказательств.

Уточнение клиента

Спасибо за ответ, экспертиз мы никаких не проводили,т .к. На предварительной беседе с судьей им было озвучено,что в ходе предварительного слушания он будет назначать экспертизу,и она дорогая,а если мы откажемся ее оплачивать,то мы проиграем это дело сразу.а на предварительном заседании он даже не заикнулся об экспертизе,а просто вынес вердикт :»в иске отказать» без ссылки на какую-либо статью,хотя доказательство того,что строение возведенном нарушение снипов и градостроительных норм соноасился(было приложено письмо администрации м архитектуры)

29 Июля 2015, 19:53

6. Планировка и застройка садовых участков
6.1.* Площадь индивидуального садового (дачного) участка принимается не менее 0,06 га.
6.2.* Индивидуальные садовые (дачные) участки, как правило, должны быть огорожены. Ограждения сцелью минимального затенения территории соседних участков должны быть сетчатые или решетчатые высотой 1,5 м. Допускается по решению общего собрания членов
садоводческого (дачного) объединения устройство глухих ограждений со стороны улиц и проездов.
6.3.* Насадовом (дачном) участке следует предусматривать устройство компостной площадки, ямы или ящика, а при отсутствии канализации — и уборной.
6.4.* На садовом (дачном) участке могут возводиться жилое строение (или дом), хозяйственные постройки и сооружения, в том числе — постройки для содержания мелкого скота и птицы, теплицы и другие сооружения с утепленным грунтом, хозпостройка для хранения инвентаря, летняя кухня, баня (сауна), душ, навес или гараж для автомобиля.
В регионах возможно возведение типов хозяйственных построек, определенных местнымитрадициями и условиями обустройства. Строительство указанных объектов должно осуществляться по соответствующим проектам.
6.5.*
Противопожарные расстояния между строениями и сооружениями в пределах одного участка не нормируются.
Противопожарные расстояния между жилыми строениями (или домами), расположенными на соседнихземельных участках, в зависимости от материала несущих и ограждающих конструкций должны быть не менее указанных в таблице 2*. Допускается группировать и блокировать строения (или дома) на двух соседних участках приоднорядной застройке и на четырех соседних участках при двухрядной застройке.
При этом противопожарные расстояния между строениями и сооружениями (или домами) в каждой группе не нормируются, а минимальные расстояния между крайнимистроениями (или домами) групп принимаются по таблице 2*.
Таблица 2* — Минимальные противопожарные расстояния между крайними жилыми строениями (или домами) и группами строений (или домов) на участках
Материал несущих и ограждающих конструкций строения
Расстояния, м
А
Б
В
А
Камень, бетон, железобетон и другие негорючие материалы
6
8
10
Б
То же, с деревянными перекрытиями и покрытиями, защищенными негорючими и трудногорючими материалами
8
10
В
Древесина, каркасные ограждающие конструкции из негорючих, трудногорючих и горючих материалов
10
10
15
6.6.* Жилое
строение (или дом) должно отстоять от красной линии улиц не менее чем на 5 м,
от красной линии проездов — не менее чем на 3 м. При этом между домами,
расположенными на противоположных сторонах проезда, должны быть учтены
противопожарные расстояния, указанные в таблице 2*.
Расстояние от хозяйственных построек до красных линий улиц и проездов должно быть не менее 5 м.
6.7.*
Минимальные расстояния до границы соседнего участка по санитарно-бытовым условиям должны быть:
от жилого строения (или дома) -3;
от постройки для содержания мелкого скота и птицы — 4;
от других построек -1;
от стволов
высокорослых деревьев — 4, среднерослых — 2;
от кустарника — 1 м
Расстояние
между жилым строением (или домом) и границей соседнего участка измеряется от
цоколя дома или от стены дома (при отсутствии цоколя), если элементы дома
(эркер, крыльцо, навес, свес крыши и др.) выступают не более чем на 50 см от
плоскости стены. Если элементы выступают более чем на 50 см, расстояние
измеряется от выступающих частей или от проекции их на землю (консольный навес
крыши, элементы второго этажа, расположенные на столбах и др.).
При возведении на садовом (дачном) участке хозяйственных построек, располагаемых на расстоянии 1 м от границы соседнего садового участка, следует скат крыши ориентировать на свой участок.
6.8.*
Минимальные расстояния между постройками по санитарно-бытовым условиям должны быть, м:
от жилого строения (или дома) и погреба до уборной и постройки для содержания мелкогоскота и птицы — 12;
до душа, бани (сауны) -8 м;
от колодца до уборной и компостного устройства — 8;
Указанные
расстояния должны соблюдаться как между постройками на одном участке, так и между постройками, расположенными на смежных участках.
6.9.* В случае примыкания хозяйственных построек к жилому строению (или дому) помещения длямелкого скота и птицы должны иметь изолированный наружный вход, расположенный не ближе 7 м от входа в дом.
В этих случаях расстояние до границы с соседним участком измеряется отдельно от каждогообъекта блокировки, например:
дом-гараж (от дома не менее 3 м, от гаража не менее 1 м);
дом-постройка для скота и птицы (от дома не менее 3 м, от постройки для скота и птицы неменее 4 м).
6.10. Гаражи для автомобилей могут быть отдельно стоящими, встроенными или пристроенными к садовому дому и хозяйственным постройкам.
6.11.* Члены садоводческих (дачных) объединений, имеющие на своем участке мелкий скот и птицу, должны соблюдать санитарные и ветеринарные правила по их содержанию.
6.12.*
Инсоляция жилых помещений жилых строений (домов) на садовых (дачных) участках должна обеспечивать собственную непрерывную продолжительность на период с 22 марта по 22 сентября — 2,5 ч или суммарную 3-часовую, допускающую одноразовую прерывистость в течение дня.
6.13. При освоении садового (дачного) участка площадью 0,06-0,12 га под строения дорожки и площадки следует отводить не более 25-30% площади.

Посмотрите может быть применимо в Вашем случае. Вы имеете полное право на подачу апелляции, на не вступившую в законную силу решения суда. В свое жалобе укажите ссылки на законодательства которые не были выполнены и изучены судом, пример дана не полная оценка доказательств, судом не были изучены и приняты во внимание Законы РФ, на основании вышеизложенного просим отменить отправить на новое рас и др. Попробуйте, на основании вышеизложенных документов, упор сделать не о сносе, а о переносе от границ вашего участка на основании СПиПов. Вызовите для начала пожарного инспектора, чтоб дал им предписание, если не соответствуют пожарным нормам и правилам

Уточнение клиента

Спасибо за ответ,но у нас не садоводческое товарищество,а жилой поселок в черте города.К пожарникам и в МЧС обращались,они ответили,что данные вопросы не в их компетенции,и пункты в законе упразднили.

29 Июля 2015, 19:55

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Статья написана по материалам сайтов: www.mosproc.ru, www.garant.ru, www.stapravda.ru, www.eg-online.ru, pravoved.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector