+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Регистрация сервитута на земельный участок: подлежит ли ей такое обременение, образец доверенности, сколько составляет госпошлина и как проходит процедура?

Комментарий к статье 27 ФЗ – О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

1. В соответствии со ст. 274 ГК РФ сервитут – это ограниченное право пользования, устанавливаемое для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Статья 23 ЗК РФ регулирует особенности установления сервитутов на земельные участки.

Сервитут является одновременно правом пользования для лица, в чью пользу устанавливается сервитут, и обременением для собственника обременяемого объекта недвижимого имущества.

Сервитут, как правило, устанавливается, когда собственник или иной владелец (пользователь) объекта недвижимого имущества нуждается в дополнительной территории, принадлежащей соседу, для обеспечения своих нужд, которые невозможны по тем или иным причинам без установления сервитута.

Так, например, можно установить сервитут проезда через чужой земельный участок, если собственный лишен выхода к дороге; для прокладки линий электропередач, связи, трубопроводов, обеспечения водоснабжения, мелиорации и т.д. Применительно к зданиям, строениям сервитуты используются редко, обычно все же заключают договор аренды. Сервитуты обычно устанавливают на таких сооружениях, как частные железнодорожные пути, трубопроводы.

Различают публичные и частные сервитуты. Публичные сервитуты устанавливаются в интересах государства, субъектов РФ, органов местного самоуправления и населения, то есть в отношении неопределенного круга лиц.

Основанием для установления публичных сервитутов являются федеральные законы, законы субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Публичные сервитуты устанавливаются по результатам публичных слушаний.

Публичные сервитуты в основном устанавливаться для следующих целей:

– прохода или проезда через земельный участок;

– использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

– размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

– проведения дренажных работ;

– забора воды и водопоя;

– прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

– сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

– использования земельных участков в целях охоты и рыболовства;

– временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и иных работ;

– свободного доступа к прибрежной полосе.

Основанием для возникновения частного сервитута являются договор или соглашение, заключаемые между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка, либо решение суда.

Сервитут может быть срочным или бессрочным (постоянным). В договоре или соглашении сервитуте должны быть указаны следующие условия:

– за какую цену устанавливается сервитут; конкретный вид сервитута (для каких целей, срочный или постоянный);

– срок, на который устанавливается сервитут, в случае если сервитут срочный; конкретная часть земельного участка, обременяемая сервитутом.

Как частный, так и публичный сервитут может быть установлен в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Для регистрации публичного сервитута необходимы следующие документы:

– заявление на государственную регистрацию от лица, уполномоченного органом государственной власти или местного самоуправления, на основании нормативного правового акта которых устанавливается публичный сервитут;

– документ, удостоверяющий личность заявителя;

– документ, подтверждающий полномочия лица действовать от имени соответствующего органа государственной власти или местного самоуправления;

– документы, определяющие статус органа государственной власти или местного самоуправления юридического лица как юридического лица с полномочиями действовать от имени публичного образования;

– закон или иной нормативный правовой акт, устанавливающий публичный сервитут;

– документ проведения общественных слушаний;

– если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается кадастровый паспорт такого объекта недвижимости, на котором отмечена сфера действия сервитута, или кадастровая выписка о таком объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части такого объекта недвижимости, на которую распространяется сфера действия сервитута.

Для государственной регистрации частного сервитута необходимы следующие документы:

– документ, подтверждающий оплату государственной пошлины (данный документ можно представить после подачи заявления на государственную регистрацию);

– документ, удостоверяющий право собственности на объект недвижимого имущества, на который устанавливается сервитут;

– договор или соглашение об установлении сервитута;

– если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается кадастровый паспорт такого объекта недвижимости, на котором отмечена сфера действия сервитута, или кадастровая выписка о таком объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части такого объекта недвижимости, на которую распространяется сфера действия сервитута;

– нотариально заверенное согласие всех сособственников земельного участка, находящегося в общей собственности.

Договор или соглашение об установлении сервитута составляется не менее чем в трех экземплярах. Все экземпляры представляются на государственную регистрацию.

Если сервитут устанавливается на основании судебного решения, то необходимо представить две копии судебного акта, заверенные подписью судьи и скрепленные гербовой печатью суда, а также с отметкой о вступлении судебного акта в законную силу.

Для государственной регистрации сервитута достаточно подачи заявления от одного субъекта (собственника или лица, в чью пользу регистрируется обременение). В последнем случае, как предписывает Закон, необходимо наличие соглашения о сервитуте.

В зависимости от того, кто обращается с заявлением, в ЕГРП, соответственно, вносится запись об обременении права или о сервитуте как вещном праве.

Согласно п. 15 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки, утвержденных Приказом Минюста России от 26 июля 2004 г. N 132, в случае установления публичного сервитута на земельный участок записи о сервитуте рекомендуется вносить в подраздел III-3 ЕГРП как об ограничении (обременении) права.

Сервитут вступает в силу после его регистрации в ЕГРП, даже если он установлен решением суда.

Пример из судебной практики. Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что в отсутствие зарегистрированного в интересах истца сервитута требования обеспечить беспрепятственный доступ истца в переданный ему объект недвижимого имущества незаконны (см. подробнее: Постановление ФАС Центрального округа от 11 мая 2010 г. по делу N А62-818/2009).

Для прекращения бессрочного сервитута необходимо подать совместное заявление обеих сторон (лица, чьи права обременяются, и лица, в пользу которого устанавливалось обременение) о прекращении права ограниченного пользования земельным участком и о снятии обременения.

Если сервитут был срочным и стороны решили отказаться от сервитута досрочно, то кроме совместного заявления необходимо представить дополнительное соглашение о прекращении сервитута.

2. В случае если сервитут распространяется на часть земельного участка, то необходимо представить на государственную регистрацию кадастровый паспорт уже с выделенной частью сервитута. Таким образом, заинтересованное лицо сначала обращается в ФГБУ “Кадастровая палата” за кадастровым паспортом и представляет соответствующее основание для установления сервитута. В данном случае орган, осуществляющий государственную регистрацию, не запрашивает кадастровый паспорт.

Это интересно:  Заявление в полицию о порче имущества в 2019 году - образец, как написать, от юридического лица

В случае если сервитут устанавливается на весь участок, в кадастровый паспорт никакие изменения не вносятся, его представление на государственную регистрацию не требуется.

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

Использование земель

Список документов для установления сервитута на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности

Содержание статьи:

Соглашение об установлении сервитута на земельный участок

Сервитут в отношении земель, являющихся государственной собственностью или владением муниципалитета, устанавливается для того, чтобы обеспечить доступ к территориям или постройкам других лиц. Также данный вид права предполагает осуществление доступа для предприятий, занимающихся обслуживанием коммуникационных узлов или прокладкой новых сетей. Иногда сервитут назначается для организации исследования недр.

Внимание, акция! Получите консультацию юриста по земельным вопросам!

+7 (499) 553-09-05

+7 (812) 448-61-02

+7 (800) 550-38-47

Данная процедура предполагает заключение официального соглашения с указанием существенных условий и дальнейшую регистрацию в Росреестре.

За основу соглашения берется стандартный бланк. Законом предусмотрена простая письменная форма, которая подписывается участниками отношений. Посмотреть и скачать можно здесь: [Образец соглашения об установлении сервитута на земельный участок].

В таком документе обязательно должна содержаться следующая информация:

  • сведения об участниках договора;
  • бумаги, подтверждающие право собственника (пользователя, арендатора) не территорию;
  • информация о самом участке — кадастровый номер участка или его, в отношении которых происходит установление сервитута;
  • указание целевого назначения земли;
  • период существования обременения;
  • размер платежа за эксплуатацию надела;
  • права владельца надела и обязанности заинтересованного в обременении лица.

Соглашение об установлении частного сервитута земельного участка, состоящего в распоряжении государства или муниципалитета, может быть заключено с временными пользователями земли при условии, что участок передан им более чем на 1 год. При этом требуется согласие собственника

Документы для регистрации соглашения об установлении сервитута на землю

Постановка на регистрационный учет является одним из обязательных требований к соглашению о назначении сервитута. Данное действие является финальным этапом оформления обременения. Для того чтобы осуществить регистрацию могут потребоваться следующие бумаги:

  • заявление на установление сервитута на земельный участок – подается собственником земли или заинтересованным лицом. В случае регистрации публичного сервитута – органом местного самоуправления;
  • квитанция об оплате госпошлины за регистрацию обременения, для граждан – 1 500 рублей, а для организаций – 6 000 рублей;
  • документы, удостоверяющие личность заявителя;
  • учредительные документы организации и доверенность на имя законного представителя, если интересы компании представляет не руководитель;
  • копия постановления об установлении сервитута на земельный участок;
  • при регистрации частного сервитута необходим договор на установление обременения или судебное решение, вступившее в силу;
  • технические бумаги на участок;
  • план участка, на которую будет наложено обременение, кроме случаев, когда речь идет обо всем участке.

Необходимые документы для установления сервитута на земли государственной или муниципальной собственности

Некоторые документы являются обязательным приложением к соглашению об установлении сервитута. Таковыми являются:

  • схема участка, относительно которого назначается обременение с выделением конкретной части. В том случае, когда обременение накладывается на часть участка;
  • информация о постройках, расположенных на обремененной территории;
  • доверенность на право подписи у законного представителя собственника земли;
  • копии договоров аренды или безвозмездного пользования участком, если таковые обязательства имеют место.

Каждый из документов заверяется в официальном порядке и при необходимости подтверждается оригинальными экземплярами.

Заключение

В завершение сказанного можно сделать ряд выводов:

  1. Сервитут может быть установлен в отношении госсобственности и муниципальных владений.
  2. Такие правоотношения фиксируются в виде официального соглашения между участниками договоренности. Сторонами акта могут выступать и временные пользователи земельного участка.
  3. В документе указываются все существенные условия возникшего правоотношения, включая сведения об участках, права и обязанности сторон, плата за пользование.
  4. Обязательным условием заключения соглашения является его регистрация в Росреестре, если срок действия акта менее трех лет.
  5. Для осуществления процедуры регистрации, совместно с заявлением подается необходимый пакет документов.

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

Что такое сервитут земельного участка?

Сервитут – один из способов эффективного использования земельных ресурсов.

Участок может быть частным или находиться в государственной собственности, но при необходимости его можно использовать для удовлетворения конкретных нужд. Главное, знать, как правильно оформить сервитут.

Что это такое?

Под сервитутом подразумевают разрешение на пользование земельным участком, которое предоставляется лицам, не имеющим на него право собственности.

Сервитут – это обременение, дающее право на пользование имуществом третьим лицам. Собственник при этом сохраняет свои права в отношении недвижимости.

Нормативная база

Процедуру установления сервитута на земельный участок регулируют следующие нормативные акты:

Зачем нужен?

Чаще всего сервитут устанавливается в следующих случаях:

  • осуществления прохода или проезда по земельному участку (так называемый сервитут на дорогу);
  • для прокладки коммуникаций;
  • строительства определенных объектов;
  • иные нужды, которые нельзя реализовать без становления сервитута.

Другими словами причина использования чужого участка должна быть весомой, в противном случае обременение установлено не будет.

Кто устанавливает?

Сервитут на земельный участок устанавливает государство. Для этого необходимо осуществить процедуру государственной регистрации, во время которой в реестр вносятся соответствующие сведения.

Разновидности

В зависимости от субъектов и сроков его действия существуют определенные разновидности сервитутов.

Его используют частные лица для удовлетворения собственных нужд.

К примеру, один землевладелец использует часть участка другого землевладельца, установив при этом частный сервитут.

Публичный сервитут необходим, когда речь идет об удовлетворении нужд муниципальных или государственных органов.

Чаще всего использование земельных участков требуется в следующих ситуациях:

  • необходимость в свободном доступе к участку;
  • строительство;
  • прокладывание дороги;
  • для проведения геодезических работ и т. д.

Этот сервитут имеет ограниченный срок действия, который предварительно оговаривается участниками. Чаще всего этот вид используется для осуществления конкретных работ — например, проведение дороги, строительство и т. д.

Постоянный

У постоянного сервитута нет никаких временных ограничений. Он может быть прекращен только в том случае, если стороны не выполняют условий договора.

Сходства и различия

Разница между этими видами сервитута заключается лишь в субъекте, в отношении которого он будет установлен, и сроках.

Но, независимо от этого, сервитут является обременением, то есть определенным ограничением прав владельца.

Есть ли плюсы оспаривания кадастровой стоимости земельных участков? Информация об этом — тут.

Установление сервитута земельного участка в 2018 году

Главная причина установления сервитута – необходимость использования чужого земельного участка для достижения конкретной цели. Стороны составляют и подписывают соответствующее соглашение.

Это интересно:  Аренда лесного участка: как взять надел в наем, образец заявления и типового договора, сроки и переуступка прав, проведение аукциона

Основаниями для требования установления сервитута являются:

  • землю необходимо использовать, даже если владелец не дает своего согласия;
  • участок используют незаконно;
  • владельцу надела наносится ущерб.

В этих случаях одна из сторон имеет право требовать, чтобы был установлен сервитут.

Возможные варианты

В зависимости от вида сервитута различают различные способы его оформления.

Заинтересованное лицо может обратиться в государственные органы (публичный сервитут), к собственнику земли (частный сервитут) или в суд.

Но к судебному разбирательству прибегают лишь тогда, когда не удалось добиться соглашения от владельца участка.

Пошаговая инструкция и порядок регистрации

Способ установления сервитута зависит от многих факторов. В первую очередь это вид ограничения – частный ли публичный.

Оформление частного сервитута происходит следующим образом:

  • Владелец участка получает письменную просьбу от заинтересованного лица. В этом документе обязательно должна быть указана подробная информация, включая причину установления сервитута, сроки и т. д.
  • При согласии собственника заключается соответствующее соглашение. Если же хозяин земли против, вторая сторона может подать иск в суд.
  • Последний этап – оформление документов и регистрация.

Установление публичного сервитута состоит из нескольких этапов:

  1. Заинтересованное лицо обращается в государственный орган, в компетенции которого находится предоставление разрешений на использование земли. При удовлетворении запроса хозяин земельного участка получает соответствующее уведомление.
  2. Если собственник не согласен с условиями сервитута, он может обжаловать его в суде. Он может потребовать выкуп земли или материальную компенсацию.
  3. Для суда необходимо составить заявление, указав свои претензии.
  4. Если стороны приходят к обоюдному согласию или суд вынес соответствующее решение, то начинается процедура оформления и регистрации документов.

Без государственной регистрации соглашение о сервитуте не имеет юридической силы.

Документы для оформления

Сервитут земельного участка необходимо правильно оформить. После того, как стороны пришли к соглашению, осуществляется государственная регистрация.

Для этого потребуются следующие документы:

  • заявление;
  • документы, подтверждающие оплату госпошлины;
  • личные документы (если заявителем является физическое лицо);
  • соглашение о сервитуте или постановление суда.

Это основные бумаги, которые потребуются для внесения данных об обременении Росреестр. Если подразумевается, что сервитут будет установлен только на часть надела, то в регистрирующий орган необходимо предоставить кадастровый план с указанием границ.

Образец заявления

Бланк заявления для установления публичного сервитута можно скачать тут:

Образец договора (соглашения)

Что касается соглашения о сервитуте, то можно скачать образец бесплатно здесь:

Документ оформляется следующим образом:

Регистрация земельного участка

Государственная регистрация права собственности на земельный участок – единственное на сегодняшний день доказательство вещного права на него в соответствии с действующим законодательством.

Осуществляется государственная регистрация земельных участков в соответствии с положениями закона №122-ФЗ. И в целом к регистрации земельного участка применимы правила регистрации имущественных прав на любое другое недвижимое имущество. Однако, возможны различия в перечне документов, необходимых для регистрации в зависимости от целевого назначения участка и от того, производится ли его разделение или слияние с другим участком.

Какие документы необходимы для государственной регистрации земельного участка?

Государственная регистрация земельного участка производится на основании поданного заинтересованным лицом заявления.

Помимо собственно заявления для проведения регистрации обязательно понадобятся:

— документ, удостоверяющий личность заявителя;

— правоустанавливающий документ на владение участком;

— квитанция об оплате госпошлины.

Также, при наличии строений на данном участке, нужно будет представить документы с характеристикой этих объектов недвижимости.

Какие документы рассматриваются в качестве правоустанавливающих при проведении регистрации земельного участка?

Основным обязательным документом, прилагаемым к заявлению, будет правоустанавливающий документ на земельный участок.

Таким документом могут являться

  • Договоры или иные документы, подтверждающие совершение сделки в отношении земельного участка в соответствии с законодательством, действующим или действовавшим на момент совершения сделки.
  • Акты органов государственной власти или местного самоуправления.
  • Акты приватизации жилых помещений.
  • Свидетельства о праве на наследство.
  • Судебные акты, вступившие в законную силу.
  • Свидетельства о праве на недвижимое имущество, выданные органами государственной власти в соответствии с нормами законодательства, действующими или действовавшими на момент их выдачи.
  • Иные акты сделок с недвижимым имуществом или передачи прав на него, либо документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход либо ограничение имущественных прав на земельный участок в соответствии с действующим законодательством РФ.

Нужно ли отдельно представлять на регистрацию кадастровый паспорт?

Вопреки достаточно распространенному заблуждению, кадастровый план земельного участка – обязательный документ для осуществления государственной регистрации имущественного права на земельный участок.

Другое дело, что предоставлять кадастровый план в органы регистрации отдельно не требуется в том случае, когда данный земельный участок уже состоит на кадастровом учете. В этом случае кадастровый план органы регистрации истребуют самостоятельно.

Если же земельный участок ранее не ставился на кадастровый учет, то до подачи документов на государственную регистрацию такого участка необходимо будет провести процедуру его постановки на кадастровый учет и получить кадастровый паспорт.

В том случае, когда в кадастровом паспорте указываются обременения, такие как сервитут, линейные объекты и т.п., одновременно с государственной регистрацией имущественных прав на участок проводится и регистрация существующих обременений.

Как проходит государственная регистрация земельного участка и сколько времени она занимает?

Процесс регистрации земельного участка в соответствующих государственных органах проходит в несколько этапов:

— подача заявления о проведении регистрации земельного участка;

— оплата государственной пошлины;

— проведение специалистами органа регистрации правовой экспертизы поданных документов;

— определение наличия/отсутствия противоречий между ранее зарегистрированными имущественными правами на данный участок и поданными заявителем документами;

— внесение соответствующей регистрационной записи в Единый Государственный Реестр.

Весь процесс регистрации занимает максимально один месяц с момента подачи заявления, документов и оплаты пошлины.

Подавать заявление на регистрацию может как сам собственник земельного участка, так и его доверенное лицо. Во втором случае вне зависимости от того, является ли собственник участка физическим или юридическим лицом, доверенность на представление его интересов должна быть заверена нотариально. В доверенности должны быть четко прописаны полномочия доверенного лица, а срок доверенности не должен превышать трех лет.

Стоимость регистрации физическим лицом прав собственности на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества составляет 200 рублей. В случае же регистрации прав собственности на земельный участок по договору купли-продажи физическому лицу необходим будет заплатить 1000 рублей. А юридическим лицам — 15000 рублей.

Почему в регистрации может быть отказано?

Чаще всего отказ в регистрации прав собственности происходит по трем причинам.

Первая. В качестве правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа предоставлен документ, который не может быть рассмотрен в качестве такового. Так, например, выписка из похозяйственной книги чаще всего не будет принята органами государственной регистрации в качестве правоустанавливающего документа, кроме случаев, когда запись в эту книгу производилась на основе достоверных правоустанавливающих документов.

Это интересно:  Квитанция ЖКХ: образец бланка на оплату, его форма, порядок расчета за услуги

Вторая. Земельный участок не стоит на кадастровом учете. Как мы уже отмечали, многие заявители, зная о том, что кадастровый паспорт не требуется прикладывать к пакету документов на регистрацию, вообще не заботятся о его наличии. При этом запрос в кадастровую палату отправляется органом регистрации в обязательном порядке. И если кадастрового паспорта у участка нет, в регистрации будет отказано.

Третья. Был подан неполный пакет документов. Стандартный перечень документов достаточен для проведения регистрации в типичном случае. То есть, например, по договору купли-продажи с условием того, что участок ранее состоял на кадастровом учете. Однако в некоторых случаях наследования, дарения, объединения, изменения размеров участка и т.д. могут потребоваться дополнительные документы. Перечень таких документов определяется в индивидуальном порядке.

ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ СЕРВИТУТОВ

Конкретный порядок совершения регистрационных действий регулируется Правилами ведения единого государственного реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. №219 «Об утвержденными Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством установления сервитута, а также единственным доказательством существования зарегистрированного сервитута. Государственная регистрация сервитутов осуществляется учреждениями юстиции на основе системы записей в ЕГРП.

Запись о регистрации сервитута может быть произведена на основании:

  • заявления правообладателя во всех случаях установления сервитута;
  • заявления лица, в пользу которого установлен сервитут, в случаях, если сервитут установлен соглашением сторон или вступившим в законную силу решением суда либо возникает на основании акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  • заявления органов государственной власти или местного самоуправления в случае, если сервитут установлен этими органами в соответствии с законодательством в публичных интересах.

Сервитут вступает в силу после его регистрации в ЕГРП.

Если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается заверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества план, на котором отмечена сфера действия сервитута.

Если регистрация сервитута была произведена не на основании заявления правообладателя, последний в обязательном порядке должен быть уведомлен о произведенной регистрации сервитута. В течение одного месяца учреждение юстиции по регистрации прав, осуществившее регистрацию сервитута, обязано уведомить об этом правообладателя. Копия направленного правообладателю уведомления помещается в дело правоустанавливающих документов.

Если в отношении одного и того же объекта недвижимости установлено несколько сервитутов, каждый из них подлежит регистрации с внесением записи о регистрации в ЕГРП.

Размер пошлины за государственную регистрацию публичного земельного сервитута определен в пп. 24 п. 1 статьи 333.33 Налогового кодекса (НК) и составляет:

  • в интересах физических лиц — 500 рублей;
  • в интересах организаций — 2 000 рублей.

За внесение изменений в записи ЕГРП уплачивается государственная пошлина в размерах:

  • физическим лицам — 100 рублей;
  • организациям — 300 рублей;
  • федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления — 50 рублей;

Лицу, в пользу которого установлен сервитут, выдается свидетельство о государственной регистрации права.

В соответствии с письмом Госстроя РФ от 20 марта 2000 г. №НМ-1082/2 установлен перечень градостроительных ограничений и сервитутов, которые должны учитываться при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Среди них можно указать на следующие сервитуты:

  • ограничение на использование объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, находящихся в муниципальной или государственной собственности, расположенных на земельном участке, предоставленном в собственность, владение, пользование или аренду юридическому или физическому лицу;
  • ограничение на использование земельного участка в связи с расположением на нем зданий, строений и сооружений, не принадлежащих собственнику, владельцу, пользователю или арендатору данного участка;
  • условие соблюдать ограничения на использование земельного участка, расположенного в зоне охраны памятников истории и культуры, на территории особо охраняемого природного объекта, в водоохраной зоне, в границах территории, подверженной воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, иных территорий, ограничения на использование которых устанавливаются в законодательном порядке.

Публичный сервитут также подлежит государственной регистрации в соответствии с нормами Закона, однако порядок такой регистрации отличается от регистрации частных сервитутов.

Необходимо, чтобы само право на земельный участок, обременяемое сервитутом, уже было зарегистрировано в ЕГРП, поскольку Государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна согласно п. 2 статьи 13 Закона только при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в ЕГРП.

Государственная регистрация публичных сервитутов может проводиться по инициативе правообладателей или приобретающих указанные права лиц. Если ограничение (обременение) регистрируется не правообладателем, его регистрация проводится по правилам, предусмотренным статьей 16 Закона для регистрации договоров и сделок, при обязательном уведомлении правообладателя (правообладателей) о зарегистрированном ограничении (обременении).

Государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости. Уведомление правообладателя объекта недвижимости осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в срок не более чем 5 рабочих дней со дня проведения государственной регистрации.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ СЕРВИТУТА

Государственной регистрации подлежит также и прекращение сервитута. В этом случае соответствующая запись в Едином государственном реестре прав погашается специальным штампом погашения регистрационной записи.

Запись о прекращении сервитута вносится на основании заявления правообладателя и лица, в пользу которого он установлен, в следующих случаях:

  • прекращения срока действия сервитута, определенного соглашением сторон об установлении сервитута, или акта государственной власти, местного самоуправления, которыми установлен сервитут;
  • вступления в законную силу решения суда о признании недействительным соглашения об установлении сервитута или акта органа государственной власти, местного самоуправления, которыми он установлен;
  • вступления в законную силу решения суда о прекращении установленного сервитута.

Если сервитут прекращен не полностью, а преобразован в пользу гражданина или юридического лица, в ЕГРП производится новая запись о том же самом сервитуте, а в штампе погашения регистрационной записи указывается номер подраздела и листа, на котором произведена новая запись.

Статья написана по материалам сайтов: narodirossii.ru, zk-expert.ru, onlineur.ru, terres.ru, urstatus.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector