+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Статья 112 ФЗ № 229-ФЗ. Исполнительский сбор

1. Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

2. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

3. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации — пятидесяти тысяч рублей.

3.1. В отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор устанавливается с каждого из должников в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации.

4. Исполнительский сбор за неуплату периодических платежей исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности.

5. Исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено:

1) по исполнительному документу, поступившему в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона;

2) при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

3) по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

4) по судебным актам по обеспечительным мерам;

5) по исполнительным документам, содержащим требования о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства;

6) по исполнительным документам, содержащим требования об отбывании обязательных работ;

7) по запросу центрального органа о розыске ребенка.

5.1. Неисполненные постановления о взыскании исполнительского сбора, вынесенные в рамках исполнительных производств, подлежащих прекращению по основаниям, установленным пунктами 10 и 11 части 2 статьи 43 настоящего Федерального закона, отменяются судебным приставом-исполнителем.

6. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

7. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

8. В случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.

9. При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма.

10. Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены:

1) судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ;

2) исполнительного документа;

3) постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 настоящей статьи.

11. Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 112. Исполнительский сбор

Комментарий к статье 112

Исполнительский сбор — это денежное взыскание, налагаемое на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнител я о возбуждении исполнительного производства.

В отличие от государственной пошлины, которая в судах обычно взыскивается с истцов, заявителей, исполнительский сбор взыскивается с противоположной стороны — с должника.

Размер исполнительского сбора устанавливается законом в зависимости от характера исполнительного документа, либо пропорционально взыскиваемой сумме или стоимости имущества должника, либо в твердой денежной сумме.

Согласно ч. Зет. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор

Исполнительский сбор призван компенсировать расходы государства в исполнительном производстве, поэтому 100% от суммы исполнительского сбора отчисляются в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве (по истечении срока, установленного для добровольного исполнения, или в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства в случаях немедленного исполнения), если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор за неуплату периодических платежей исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности.

Исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено:

1) по исполнительному документу, поступившему в порядке, установленном ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве;

2) при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

3) по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

4) по судебным актам по обеспечительным мерам.

Должник вправе в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на 1/4 от размера, установленного в соответствии с ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Это интересно:  Статья 38 Семейного кодекса РФ с комментариями

В случае принятия судом к рассмотрению указанных в ч. бет. 112 Закона об исполнительном производстве заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.

При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим об разом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма.

Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены:

1) судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ;

2) исполнительного документа;

3) постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом

Правительством РФ. Однако в настоящее время такого нормативного правового акта не существует.

Изложенные правила о сущности, размере, порядке уменьшения или освобождения от уплаты исполнительского сбора вытекают и взаимосвязаны с Постановлением Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. N 13-П По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский». В частности, в указанном Постановлении отмечается (применительно к ранее действовавшему законодательству об исполнительном производстве), что по смыслу ст. 81 указанного Закона во взаимосвязи с его ст. ст. 1, 7, 9, 44, 45, 77, 84, 85 и 87 предусмотренная в данной статье сумма, исчисляемая в размере семи процентов от взыскиваемых по исполнительному документу денежных средств, относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий). Эта мера представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

В отмеченном Постановлении Конституционного Суда РФ подчеркивается, что исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.

Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.

В судебном порядке размер исполнительского сбора может быть уменьшен или должник вообще может быть освобожден от обязанности уплаты исполнительского сбора.

Необходимо также учитывать, что ранее в соответствии со сложившейся практикой было невозможно взыскание исполнительского сбора в рамках отдельного исполнительного производства. Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21 июня 2004 г. N А66-225/04 отмечается следующее: поскольку материалами дела установлено, что в связи с отзывом взыскателем исполнительного документа судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление об окончании основного исполнительного производства, а взыскание исполнительского сбора в рамках отдельного самостоятельного производства не допускается, суд признал незаконными действия судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления о взыскании с должника

Однако сейчас в ч. 6 ст. 30 Закона об исполнительном производстве прямо предусмотрено, что основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ 112

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 2 июня 2010 г. N ВАС-7038/10

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Оценив представленные сторонами доказательства с позиций статьи 71 Арбитражного

процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений частей 6 и 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, предусматривающих право суда по заявлению должника отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер не более чем на одну четверть, а также принимая во внимание тяжелое финансовое положение должника, установленное Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области при вынесении Определения от 02.07.2009 о предоставлении рассрочки исполнения решения от 09.10.2008, во исполнение которого выдан спорный исполнительный лист, суды пришли к выводу о возможности снижения размера подлежащего взысканию исполнительского сбора и предоставлении рассрочки по уплате исполнительского сбора.

Иная оценка заявителем обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.

ВЫСШИМ АРБИТРАЖНЫМ СУД РОССИЙСКОМ ФЕДЕРАЦИИ

от 5 марта 2010 г. N ВАС-2295/10

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

. Решением Арбитражного суда Приморского края от 10.09.2009, оставленным без изменений Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2009 и Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.01.2010, в удовлетворении требований администрации отказано.

В заявлении о пересмотре названных судебных актов в порядке надзора администрация просит их отменить, ссылаясь на неправильную оценку судами представленных доказательств, а также допущенны е нарушения норм материального права.

Изучив содержание принятых по делу судебных актов, доводы заявителя, Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации считает, что заявление администрации подлежит отклонению по следующим основаниям.

Поскольку в установленный статьей 242.2 Бюджетного кодекса РФ трехмесячный срок администрация не исполнила требования исполнительного листа, последний был возвращен взыскателю, в связи с чем предприятие предъявило исполнительный лист для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю, который 08.06.2009 возбудил исполнительное производство N 5/37/2591/7/2009.

Полагая, что указанным постановлением нарушены права должника, последний обратился в суд с данным заявлением.

Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Оценив представленные сторонами доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного

процессуального кодекса Российской Федерации, а также руководствуясь статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 242, 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 30, 105, 112 Закона об исполнительном производстве, пунктами 1 и 3

Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», суды пришли к выводу о правомерности взыскания исполнительского сбора с должника, не исполнившего требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и не представившего доказательств наличия чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, препятствующих добровольному и своевременному исполнению.

Довод заявителя о том, что администрация не является должником по спорному обязательству, был предметом судебного разбирательства, ему дана соответствующая оценка судами нижестоящих инстанций, которая не подлежит переоценке в суде надзорной инстанции в силу положений главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Это интересно:  Статья 185 КАС РФ. Разъяснение решения суда

Нарушений норм материального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судами не допущено.

Сайт судебных приставов России — адреса, телефоны и отзывы

Контактная информация по судебным приставам России и всем подразделениям

Размер и способы уплаты исполнительского сбора судебных приставов

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши юристы по судебным приставам проконсультируют вас по любым вопросам.

Рассмотрение в суде является общепринятым методом разрешения разнообразных спорных вопросов не только в коммерции и предпринимательстве, но в жизненных ситуациях. Дело, по которому вынесено решение судьи в пользу одной из сторон, передается в отдел исполнения судебных решений, и им начинают заниматься приставы. Однако не всегда проигравший спешит сразу погасить задолженность или выполнить иное решение по разным причинам. Такие должники вынуждены познакомиться с понятием, что такое исполнительский сбор у судебных приставов, к ним применяют подобную меру наказания.

Представление об исполнительском сборе

Данное понятие обозначает штрафное взыскание за несоблюдение одной из сторон осуществления приговора суда. Отдел судебных исполнителей оформляет бумаги об обязательности оплаты взыскиваемой суммы при невыполнении ответственности, возложенной на него по результатам разбирательства. Проигравшей стороне назначается установленное время на выполнение по доброй воле, иначе придется выплатить пошлину в доход отделения исполнительных производств. Получив копию постановления, выполнить предписание необходимо за сутки.

После завершения промежутка времени, положенного на осуществление решения, открывают дело, о нем непременно следует уведомить ответчика. Начиная с этого периода, его долгом становится неизбежность уплаты штрафа, а все бумаги надлежит приобщить к документации.

Вынесение постановления о взыскании исполнительного сбора

В статье 112 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве» сообщается, что судебному исполнителю после установления события невыполнения дебитором условий документа по исполнению добровольно следует вынести подобающее решение о взимании исполнительского сбора, утвержденного старшим судебным приставом. В этом постановлении надо указать следующую информацию:

  • подробное название отделения судебных исполнителей и его местоположение;
  • датировка вынесения резолюции;
  • инициалы и занимаемая должность объявившего решение с его подписью;
  • заглавие и нумерация производства по исполнению;
  • причина вынесения вердикта (невыполнение предписания исполнительного листа в назначенное время);
  • база принятого постановления с указанием Федерального закона «Об исполнительном производстве» и нормативных правовых документов;
  • формулировка самой принятой резолюции и начисленная ставка;
  • номер банковских реквизитов для расчета;
  • информация о регламенте апелляции.

Решение санкционируется росписью руководителя отдела приставов и подтверждается штампом организации. Ответчика необходимо под личную роспись ознакомить с содержанием вынесенного вердикта о его обязанности оплатить не только сумму долга, но и исполнительский сбор по постановлению судебного пристава-исполнителя. Ему направляют копию решения по месту его пребывания.

Поводы для принуждения к уплате исполнительных сборов

Применительно к статье 112 ФЗ № 229 существует 2 причины для взыскивания исполнительной пошлины. Ими являются:

  • уклонение от добровольной уплаты назначенного платежа;
  • непредоставление сведений и свидетельств о неосуществимости выполнения решения в назначенное время по причине исключительных обстоятельств.

Срок добровольной оплаты назначается лишь при первоначальном поступлении требования выплаты в отдел приставов. Этот факт имеет большое значение: в реальности бывают ситуации неоднократного предоставления требований оплаты.

К примеру, согласно статье 46 ФЗ исполнительный лист повторно отправляется истцу при отсутствии у задолжавшего собственности, которую можно было бы взыскать. Однако подобный факт не считается преградой для дальнейшего осуществления взыскания задолженности с продлением срока до 3 лет (статья 21). Добровольно можно оплатить долг в течение 5 дней, если должник был ознакомлен со сроком исполнения взыскания, причем выходные и праздничные дни этот период не включает. После осведомления о возбуждении дела следует срочно внести сумму на счет ФССП.

Должнику надо доказать, что он предпринимает конкретные меры для того, чтобы выполнить требования об уплате. Таким аргументом может стать, к примеру:

  • устройство на работу при неимении до этого момента источника дохода;
  • предоставление платежных поручений об оплате судебным исполнителям финансовых средств в случае, если они не дошли до адресата.

Добровольное исполнение обычно начинается после соответствующего извещения должника, что считается существенным нюансом. Способов уведомления множество, и нередко приставы применяют все эти приемы одновременно. К ним относятся:

  • почтовые письма с ответным сообщением;
  • использование всех возможностей сотового телефона и телеграфа;
  • личное посещение должника по месту проживания.

При отказе ответчика подтвердить получение извещения его считают информированным и делают пометку об отклонении приема документа.

Величина оплаты

Размер исполнительского сбора в 2018 году составляет 7% от стоимости задолженности или цены требуемых предметов при имущественном взыскании. Платеж должен быть не меньше 1000 рублей для частного лица или ИП и 10 тысяч рублей для юридических лиц. При неимущественных претензиях гражданин либо ИП оплачивает 5000 рублей, а компания или организация – 50 тысяч рублей. В случае совместных обязательств сумма исполнительного сбора составляет 7% для каждого должника: гражданин обязан оплатить не меньше 1 тысячи рублей, а компания – от 10 тысяч рублей. При периодическом взимании платежей с каждого взноса берется 7%.

Причины освобождения от оплаты

Вследствие своей юридической безграмотности ответчики не всегда знают об основаниях для того, чтобы не выплачивать данный вид штрафа. Приставы-исполнители не сообщают эти моменты по самой простой причине – невыгодности для показателей эффективности их работы: сумма исполнительных сборов характеризует качество работы учреждения.

Ответчик избавляется от взимания штрафа исключительно по серьезным поводам и лишь после предоставления неоспоримых аргументов судебному исполнителю. Причинами, чтобы отменить исполнительский сбор, считаются:

  • препятствие непреодолимых обстоятельств;
  • обеспечение ответчика пролонгацией срока.

К непреодолимой силе относятся стихийные бедствия, социальные события. Неоднозначно решается вопрос о классификации в качестве неустранимых обстоятельств заболевания ответчика – это зависит от степени тяжести болезни и вероятной опасности его жизни. Сложную материальную ситуацию тоже не относят к непреодолимым условиям. Однако платеж может быть уменьшен судом при попытках должника выйти из кризиса.

Достаточно действенной мерой, нечасто применяемой ответчиками, является использование отсрочки (либо рассрочки). Для этого ответчику нужно не только написать обращение в суд, но и своевременно информировать об этом пристава, предоставив при этом необходимые аргументы. Отсрочка выходит за рамки принуждения, эта ситуация не оказывает влияния на добровольное выполнение обязательств должником.

Исполнительный сбор не взимается при осуществлении производства:

  • по делегированию поручения иного пристава;
  • по исполнению на территории, где его обязанности не распространяются;
  • при вторичной подаче исполнительного листа;
  • по требованию о принудительном выселении за границы РФ иностранцев либо не имеющих гражданства;
  • по предписанию обязательных работ;
  • по запросу о розыске детей.

Сторона ответчика имеет право апелляции решения судебного исполнителя, при этом необходимо обжаловать действия пристава его руководству. Снижение размера исполнительного сбора при наличии смягчающих обстоятельств регулируется посредством обращения в суд с заявлением. Для осуществления оплаты этого платежа есть собственный КБК – код бюджетной классификации.

Для повышения юридической грамотности участникам дел по взысканию долгов, алиментов, штрафов, налогов следует понимать, что такое исполнительские сборы у судебных приставов. Дела, связанные с уплатой долгов, относят к разряду трудных, существует возможность их оспорить или уменьшить сумму задолженности. Однако платеж для ответчика может стать больше из-за исполнительной пошлины, которая является наказанием для тех, кто своевременно не выполняет финансовые обязательства.

Что такое исполнительский сбор: определение, размер и порядок взыскания судебными приставами

Результатом удовлетворения искового заявления или судебного приказа является исполнительный лист. Он передается приставам для получения с ответчика положенной суммы. Если же он не выполняет требования – выписывается постановление о взыскании исполнительского сбора. Что это и как можно опротестовать выставленную сумму?

Это интересно:  Статья 334 ГК РФ. Понятие залога

Определение

Основные положения о правилах формирования сбора, его размере изложены в статье 112 закона №229-ФЗ. Фактически он необходим для компенсации расходов службы приставов, если ответчик не выполняет возложенных на него обязательств.

Особенности начисления дополнительной суммы:

  • Основание. Прописывается в соответствующем постановлении.
  • Размер штрафа. Для физических лиц он составляет 5 тыс. рублей, для юридических – 50 тыс. рублей.
  • Если спор носил неимущественный характер – выполняется взыскание в размере 7% от общей суммы, но не менее 1 000 рублей.
  • Фактический размер исполнительского сбора может быть увеличен при повторных нарушениях со стороны ответчика.

После формирования документа должник обязан ознакомиться с его содержанием. Если это невозможно, и он скрывается от правосудия – постановление все равно будет действовать.

Пристав не вправе самостоятельно дать официальный ход документу. С его содержанием должен ознакомиться непосредственный начальник. Только после его утверждения у должника появляются дополнительные финансовые обязательства.

Основания для взыскания

Узнав, что такое исполнительский сбор, необходимо детально изучить причины его формирования. Они описаны в п.1 статьи 112 закона №229-ФЗ. Одним из условий является нежелание ответчика содействовать государственному исполнителю в выполнении своих обязанностей.

Основания для формирования взыскания:

  • несвоевременное выполнение требований исполнительного листа;
  • создание препятствий судебному приставу в исполнении его обязанностей;
  • ответственному лицу не была вовремя предоставлена информация о невозможности выполнить возложенные финансовые обязательства.

Следствием этих действий будет взыскание исполнительского сбора. Если же со стороны пристава были допущены нарушения действующего регламента – рекомендуется опротестовать штраф.

Важно проверить правильность составления документа, на основании которого будет выполняться взимание исполнительного сбора. Для этого рекомендуется обратиться к опытным юристам.

Законные причины отказа в оплате сбора

На практике у ответчика не всегда получается действовать в рамках исполнительного листа. Если он предоставит неопровержимые доказательства невозможности выполнять предписание – возможно аннулирование исполнительского сбора. Что это такое и как определить факторы, влияющие на положительное решение пристава?

Освобождение должника от оплаты сбора в пользу ФССП возможно в следующих случаях:

  • Появление непреодолимой силы, в результате чего ответчик не может выполнять возложенных обязательств. Очевидные примеры форс-мажора – стихийные бедствия, военные конфликты. Болезнь можно приравнять к ним, но только в том случае, если лечение и состояние здоровья не позволили действовать согласно закону.
  • Истец по собственной инициативе или по решению суда предоставил рассрочку, отсрочку или другим способом изменил денежные обязательства должника. Это должно быть подтверждено документально, изменения отображаются в исполнительном листе.

Для последнего рекомендуется подать соответствующее заявление с приложением доказательств невозможности заплатить по исполнительному листу – справка о доходах, текущем состоянии банковских счетов и т.д. Также предусмотрена возможность возврата уплаченной суммы по исполнительскому сбору.

Статья 112 ФЗ «Об исполнительном производстве». Исполнительский сбор

1. Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

2. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

3. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации — пятидесяти тысяч рублей.

3.1. В отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор устанавливается с каждого из должников в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации.

4. Исполнительский сбор за неуплату периодических платежей исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности.

5. Исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено:

1) по исполнительному документу, поступившему в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона;

2) при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

3) по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

4) по судебным актам по обеспечительным мерам;

5) по исполнительным документам, содержащим требования о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства;

6) по исполнительным документам, содержащим требования об отбывании обязательных работ;

7) по запросу центрального органа о розыске ребенка.

6. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

7. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

8. В случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.

9. При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма.

10. Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены:

1) судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ;

2) исполнительного документа;

3) постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

11. Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья написана по материалам сайтов: kodeks.systecs.ru, lawbook.online, sudebnyypristav.info, freelawyer.guru, city-advokat.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector