+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Статья 1262 ГК РФ. Государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных

Новая редакция Ст. 1262 ГК РФ

1. Правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Программы для ЭВМ и базы данных, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, государственной регистрации не подлежат. Лицо, подавшее заявку на государственную регистрацию (заявитель), несет ответственность за разглашение сведений о программах для ЭВМ и базах данных, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Заявка на государственную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных (заявка на регистрацию) должна относиться к одной программе для ЭВМ или к одной базе данных.

Заявка на регистрацию должна содержать:

заявление о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных с указанием правообладателя, а также автора, если он не отказался быть упомянутым в качестве такового, и места жительства или места нахождения каждого из них;

депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ или базу данных, включая реферат;

абзац пятый утратил силу с 1 октября 2014 г.

Правила оформления заявки на регистрацию устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

3. На основании заявки на регистрацию федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности проверяет наличие необходимых документов и материалов, их соответствие требованиям, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи. При положительном результате проверки указанный федеральный орган вносит программу для ЭВМ или базу данных соответственно в Реестр программ для ЭВМ и в Реестр баз данных, выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации и публикует сведения о зарегистрированных программе для ЭВМ или базе данных в официальном бюллетене этого органа.

По запросу указанного федерального органа либо по собственной инициативе автор или иной правообладатель вправе до момента государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных дополнять, уточнять и исправлять документы и материалы, содержащиеся в заявке на регистрацию.

4. Порядок государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных, формы свидетельств о государственной регистрации, перечень указываемых в них сведений и перечень сведений, публикуемых в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

5. Переход исключительного права на зарегистрированные программу для ЭВМ или базу данных к другому лицу по договору или без договора подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

5.1. По заявлению правообладателя федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности вносит изменения, относящиеся к сведениям о правообладателе и (или) об авторе программы для ЭВМ или базы данных, в том числе к наименованию или имени правообладателя, его месту нахождения или месту жительства, имени автора, адресу для переписки, а также изменения, связанные с исправлением очевидных и технических ошибок, в Реестр программ для ЭВМ или Реестр баз данных и свидетельство о государственной регистрации.

Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности может вносить изменения в Реестр программ для ЭВМ или Реестр баз данных для исправления очевидных и технических ошибок по собственной инициативе или по просьбе любого лица, предварительно уведомив об этом правообладателя.

Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности публикует в официальном бюллетене сведения об изменениях записей в Реестре программ для ЭВМ или Реестре баз данных.

6. Сведения, внесенные в Реестр программ для ЭВМ или в Реестр баз данных, считаются достоверными, поскольку не доказано иное. Ответственность за достоверность предоставленных для государственной регистрации сведений несет заявитель.

Комментарий к Ст. 1262 ГК РФ

1. Комментируемая статья содержит практически исчерпывающее регулирование по вопросу о государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, которым в настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 299 является Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (fips.ru). Вместе с тем к числу недостатков ст. 1262 ГК РФ следует отнести полное отсутствие в ней положений относительно государственной регистрации договоров о передаче исключительных прав и переходе исключительных прав, что в известной степени дает основания для произвольного определения порядка совершения указанных действий органом государственной власти. Видится, что практика применения законодательства приведет к неизбежной необходимости дополнения положений ст. 1262 ГК РФ соответствующими правилами.

Прежде всего следует обратить внимание на ряд принципиальных моментов. Положения п. 2 ст. 8 ГК РФ не распространяются на отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией программ для ЭВМ и баз данных, поскольку существует общая презумпция момента возникновения авторского права — в силу создания произведения (п. 4 ст. 1259 ГК РФ), но не в силу иных обстоятельств, в связи с этим представляется не случайным использование законодателем термина государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных», а не «государственная регистрация прав на программы ЭВМ и базы данных». Именно по этой причине государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных является сугубо добровольной, что, однако, не означает отсутствие правовых последствий указанной регистрации.

Юридическое значение государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных — акт государственной регистрации — не имеет значения для определения момента первоначального возникновения прав авторов в отношении программ для ЭВМ и баз данных, однако, если регистрация осуществлена, такое обстоятельство является основанием для существенного изменения правового режима оборота исключительных прав на такие объекты авторских прав. В соответствии с п. 3 ст. 1232, п. 5 ст. 1262 ГК РФ договор об отчуждении исключительных прав в отношении программы ЭМВ и базы данных, зарегистрированных в установленном порядке, подлежит государственной регистрации, равно подлежит государственной регистрации переход исключительных прав без договора. Исключительные права на программу для ЭВМ и базу данных возникают на стороне приобретателя только с момента государственной регистрации перехода таких прав. Несоблюдение требований о государственной регистрации договора влечет его недействительность, отсутствие государственной регистрации перехода прав влечет непереход исключительных прав к приобретателю. Таким образом, правовое значение государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных заключается в определении правового режима оборота исключительных прав в отношении указанных объектов. Наличие государственной регистрации программы ЭВМ и базы данных влечет необходимость соблюдения требований законодательства о государственной регистрации соответствующих сделок и прав, в отсутствие указанной регистрации сделки и права в силу прямого указания закона юридического значения не имеют.

К сожалению, законодатель обошел вниманием вопрос о возможности аннулирования регистрации программы для ЭВМ и базы данных. Видится, что с учетом дозволительной направленности гражданского права по заявлению автора регистрация может быть аннулирована, запись регистрации исключена, но не по заявлению правообладателя, а по договору или иному основанию, поскольку аннулирование регистрации может нарушить права иных лиц, прежде всего правопредшественников текущего правообладателя.

При уклонении одной из сторон от государственной регистрации договора об отчуждении исключительных прав или государственной регистрации перехода исключительных прав применению подлежат положения п. 3 ст. 165 ГК РФ.

3. В соответствии с п. 5 ст. 1262 ГК РФ сведения о государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных подлежат внесению в соответствующий реестр, а также опубликованию в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности («Программы для ЭВМ. Базы данных. Топологии интегральных микросхем», издается с 1994 г.). Закон не устанавливает, является ли соответствующий реестр открытым подобно Единому государственному реестру прав на недвижимое имущество и сделок с ним, однако представляется, что коль скоро соответствующие сведения подлежат публикации, нет никаких препятствий в придании реестрам, указанным абз. 2 п. 5 ст. 1262 ГК РФ, открытого характера, что позволит любому заинтересованному лицу получить сведения о надлежащем правообладателе.

4. Применительно к требованиям п. 6 комментируемой статьи каждому из реестров приписано свойство публичной достоверности, однако оно является отличным от такового, присущего Единому государственному реестру прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Применительно к требованиям абз. 2 п. 1 ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке, что требует заявления соответствующего требования в судебном порядке. В свою очередь, достоверность сведений Реестра программ для ЭВМ или Реестра баз данных может быть опровергнута и без возбуждения соответствующего судопроизводства и переведена в плоскость предмета доказывания по делу.

Другой комментарий к Ст. 1262 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В изъятие из общих положений, закрепленных в п. 4 ст. 1259 ГК, комментируемая статья предусматривает возможность регистрации программ для ЭВМ. Такая регистрация не является правопорождающей, действительность прав на программу для ЭВМ или момент их возникновения от нее не зависит, но регистрация дает правообладателю дополнительное средство обеспечения своих прав. В случае отказа автора от регистрации программы его права на программу никак ущемлены не будут.

Это интересно:  Статья 171 АПК РФ. Решение о взыскании денежных средств и присуждении имущества

В то же время регистрация программ для ЭВМ позволяет заинтересованному лицу убедиться, что право на такую программу не отчуждено третьему лицу (см. комментарий к п. 5 настоящей статьи).

Подать заявку на регистрацию программы для ЭВМ может как российское, так и иностранное лицо, как сам автор программы, так и его правопреемник. Ограничений по сроку подачи заявки (как это сделано для регистрации топологий интегральных микросхем, см. п. 2 ст. 1452 ГК РФ) нет. Единственное ограничение касается программ, содержащих сведения, которые составляют государственную тайну. Отнесение информации к этой категории определяется на основе Закона о государственной тайне. Регистратор не проверяет программу для ЭВМ на содержание сведений, составляющих государственную тайну; за это отвечает заявитель.

3. Факультативность регистрации программ для ЭВМ была принята в качестве одного из основных принципов еще при подготовке Закона о правовой охране программ для ЭВМ. Однако, несмотря на сохранение этого принципа в законодательстве, правовое значение регистрации менялось. До 2002 г. была обязательной регистрация договора о полной уступке всех имущественных прав на зарегистрированную программу для ЭВМ или базу данных, а регистрация лицензионных договоров осуществлялась по соглашению сторон. В 2002 г. регистрация любых договоров в отношении программ для ЭВМ и баз данных стала необязательной. С 1 января 2008 г. вновь установлена обязательность регистрации договоров об отчуждении исключительного права на зарегистрированную программу для ЭВМ или базу данных. Это дает приобретателю уверенность, что не существует неизвестного ему договора, по которому право на программу для ЭВМ было отчуждено другому лицу.

Статья 1262 ГК РФ. Государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных (действующая редакция)

1. Правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Программы для ЭВМ и базы данных, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, государственной регистрации не подлежат. Лицо, подавшее заявку на государственную регистрацию (заявитель), несет ответственность за разглашение сведений о программах для ЭВМ и базах данных, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Заявка на государственную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных (заявка на регистрацию) должна относиться к одной программе для ЭВМ или к одной базе данных.

Заявка на регистрацию должна содержать:

заявление о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных с указанием правообладателя, а также автора, если он не отказался быть упомянутым в качестве такового, и места жительства или места нахождения каждого из них;

депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ или базу данных, включая реферат;

абзац утратил силу с 1 октября 2014 года. — Федеральный закон от 12.03.2014 N 35-ФЗ.

Правила оформления заявки на регистрацию устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

3. На основании заявки на регистрацию федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности проверяет наличие необходимых документов и материалов, их соответствие требованиям, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи. При положительном результате проверки указанный федеральный орган вносит программу для ЭВМ или базу данных соответственно в Реестр программ для ЭВМ и в Реестр баз данных, выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации и публикует сведения о зарегистрированных программе для ЭВМ или базе данных в официальном бюллетене этого органа.

По запросу указанного федерального органа либо по собственной инициативе автор или иной правообладатель вправе до момента государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных дополнять, уточнять и исправлять документы и материалы, содержащиеся в заявке на регистрацию.

4. Порядок государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных, формы свидетельств о государственной регистрации, перечень указываемых в них сведений и перечень сведений, публикуемых в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

5. Переход исключительного права на зарегистрированные программу для ЭВМ или базу данных к другому лицу по договору или без договора подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

5.1. По заявлению правообладателя федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности вносит изменения, относящиеся к сведениям о правообладателе и (или) об авторе программы для ЭВМ или базы данных, в том числе к наименованию или имени правообладателя, его месту нахождения или месту жительства, имени автора, адресу для переписки, а также изменения, связанные с исправлением очевидных и технических ошибок, в Реестр программ для ЭВМ или Реестр баз данных и свидетельство о государственной регистрации.

Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности может вносить изменения в Реестр программ для ЭВМ или Реестр баз данных для исправления очевидных и технических ошибок по собственной инициативе или по просьбе любого лица, предварительно уведомив об этом правообладателя.

Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности публикует в официальном бюллетене сведения об изменениях записей в Реестре программ для ЭВМ или Реестре баз данных.

6. Сведения, внесенные в Реестр программ для ЭВМ или в Реестр баз данных, считаются достоверными, поскольку не доказано иное. Ответственность за достоверность предоставленных для государственной регистрации сведений несет заявитель.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 1262 ГК РФ

1. Абзац 1 п. 1 комментируемой статьи устанавливает, что лицо, обладающее авторским правом на программу для ЭВМ или на базу данных, имеет право зарегистрировать этот объект в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (далее — федеральный орган по интеллектуальной собственности) (см. ст. 1246 ГК РФ и комментарий к ней). В настоящее время функции этого органа выполняет Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).

Обладатель авторского права на программу для ЭВМ или на базу данных вместе с тем не обязан регистрировать принадлежащее ему произведение, он может это сделать по своему желанию. Государственная регистрация является факультативной.

2. В абзаце 2 п. 1 комментируемой статьи устанавливается, что, если программа для ЭВМ или база данных содержит государственную тайну, они не подлежат государственной регистрации. Поскольку любой обладатель государственной тайны не вправе ее разглашать, попутно указывается, что эта обязанность возлагается и на то лицо, которое (ошибочно и напрасно) подает заявку на регистрацию такой программы для ЭВМ или такой базы данных.

Для регистрации должна быть подана заявка на регистрацию. Она подается правообладателем. Им является автор или то лицо, к которому исключительное право на программу на ЭВМ или на базу данных перешло по закону или которому это право было передано по договору. Заявка может быть подана в любое время в пределах срока действия исключительного права (ст. 1281 ГК РФ).

Заявка должна относиться к одной программе для ЭВМ или к одной базе данных. Как можно понять из комментируемых норм, заявка подается в федеральный орган по интеллектуальной собственности.

Заявка должна содержать:

1) заявление, содержащее просьбу осуществить государственную регистрацию. В нем должно быть указано имя (наименование) правообладателя, а также его местожительство (или местонахождение). Что касается автора, его имя и местожительство указываются в заявлении только в том случае, если он не отказался быть упомянутым в качестве автора;

2) депонируемые материалы (материалы, сдаваемые на хранение при осуществлении государственной регистрации). Эти материалы должны идентифицировать программу для ЭВМ или базу данных, т.е. позволять отличить их от им подобных. Необходимо особо отметить, что ГК РФ не требует депонировать при осуществлении государственной регистрации копию (экземпляр) регистрируемого произведения целиком; достаточно представить лишь материал, идентифицирующий регистрируемый объект. Можно полагать, что для идентификации достаточно депонировать лишь часть произведения. К депонируемым материалам прилагается реферат;

3) документы об уплате патентной пошлины (см. ст. 1249 ГК РФ и комментарий к ней).

4. Остальные правила оформления заявки на регистрацию устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

До принятия этих правил сохраняют действие Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на официальную регистрацию программы для электронных вычислительных машин и заявки на официальную регистрацию базы данных, утвержденные Приказом Роспатента от 25 февраля 2003 г. N 25, в части, не противоречащей новому законодательству.

5. Федеральный орган по интеллектуальной собственности проводит формальную экспертизу поступившей заявки. При этом творческий характер, оригинальность заявляемого объекта и факт принадлежности заявителю авторских прав на заявленный объект не проверяются.

Если формальные требования, предъявляемые к заявке, соблюдены, то федеральный орган по интеллектуальной собственности вносит заявленный объект соответственно в Реестр программ для ЭВМ или в Реестр баз данных, выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации и публикует сведения о зарегистрированном объекте в официальном бюллетене указанного органа. До публикации сведений о регистрации заявитель вправе (по собственной инициативе или в ответ на запрос федерального органа по интеллектуальной собственности) дополнять, уточнять и исправлять документы и материалы заявки.

В абзаце 2 п. 3 комментируемой статьи указывается, что такие действия может осуществлять «автор или иной правообладатель». Это выражение равнозначно выражению «правообладатель», указанному в п. 1 комментируемой статьи. Иными словами, автор может осуществлять такие действия лишь в том случае, если он является правообладателем.

Это интересно:  Статья 328 КАС РФ. Основания для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке

Спор между заявителем и федеральным органом по интеллектуальной собственности подлежит рассмотрению в суде.

6. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает, что порядок государственной регистрации указанных объектов авторского права, формы и содержание выдаваемых в результате государственной регистрации свидетельств, а также перечень сведений, публикуемых в официальном бюллетене федерального органа по интеллектуальной собственности, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности. До принятия этого акта сохраняет силу ведомственный нормативный правовой акт, указанный в абз. 2 п. 4 комментария к данной статье.

7. Пункт 5 настоящей статьи предусматривает, что если программа для ЭВМ или база данных зарегистрированы, то регистрироваться должны также и договоры об отчуждении исключительного права на такой зарегистрированный объект, а также иные случаи перехода (не на основе договора) этого исключительного права к другому лицу. Сведения об изменении правообладателя исключительного права вносятся в соответствующий реестр, а в указанном официальном бюллетене осуществляется соответствующая публикация.

Кто и как будет определять порядок такой регистрации, остается не совсем ясным. Можно полагать, что на этот случай будут распространены нормы, содержащиеся в п. 4 комментируемой статьи, хотя такое толкование является спорным.

Не ясен также и вопрос, в течение какого срока должна быть осуществлена регистрация перехода исключительного права к другому лицу. Если исходить из нормы, содержащейся в п. 1 комментируемой статьи, то следует считать, что такая регистрация может быть осуществлена «в течение срока действия исключительного права».

Хотя в ГК РФ указывается, что переход исключительного права (в том числе по договору) «подлежит» государственной регистрации, не ясны последствия отсутствия такой регистрации. Необходимо отметить, что содержащаяся в п. 2 ст. 1234 ГК РФ норма, в соответствии с которой несоблюдение требования о государственной регистрации договора влечет его недействительность, относится лишь к случаям, указанным в п. 2 ст. 1232 ГК РФ, и не распространяется на случаи, указанные в комментируемой статье, в том числе на те, которые указаны в п. 5 этой же статьи. Поэтому следует сделать вывод, что такой (незарегистрированный) переход исключительного права является действительным.

Пункт 5 комментируемой статьи не предусматривает государственной регистрации лицензионных договоров, касающихся зарегистрированных программ для ЭВМ и баз данных.

8. В пункте 6 данной статьи раскрывается правовое значение регистрации, о которой говорится в данной статье: сведения, внесенные в реестр, являются достоверными (т.е. доказательствами prima facie), поскольку не доказано иное.

Таким образом, произведенная регистрация подтверждает, что на определенную дату заявитель сделал заявление о том, что он владеет исключительным авторским правом на объект, представленный им на регистрацию (на задепонированный материал). При этом «ответственность за достоверность предоставленных для государственной регистрации сведений (а точнее — за достоверность зарегистрированных сведений) несет заявитель».

Это означает, что никакие требования и претензии к федеральному органу по интеллектуальной собственности не могут быть предъявлены. Все споры подлежат рассмотрению в суде, и лишь судебное решение может обязать федеральный орган по интеллектуальной собственности внести какие-либо изменения в соответствующие реестры, в частности исключить из них запись о произведенной государственной регистрации.

Статья 1262. Государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных

Статья 1262. Государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 1262 ГК РФ

1. Правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Программы для ЭВМ и базы данных, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, государственной регистрации не подлежат. Лицо, подавшее заявку на государственную регистрацию (заявитель), несет ответственность за разглашение сведений о программах для ЭВМ и базах данных, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Заявка на государственную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных (заявка на регистрацию) должна относиться к одной программе для ЭВМ или к одной базе данных.

Заявка на регистрацию должна содержать:

заявление о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных с указанием правообладателя, а также автора, если он не отказался быть упомянутым в качестве такового, и места жительства или места нахождения каждого из них;

депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ или базу данных, включая реферат;

абзац пятый утратил силу с 1 октября 2014 г.

Информация об изменениях:

Правила оформления заявки на регистрацию устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ в пункт 3 статьи 1262 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 октября 2014 г.

3. На основании заявки на регистрацию федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности проверяет наличие необходимых документов и материалов, их соответствие требованиям, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи. При положительном результате проверки указанный федеральный орган вносит программу для ЭВМ или базу данных соответственно в Реестр программ для ЭВМ и в Реестр баз данных, выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации и публикует сведения о зарегистрированных программе для ЭВМ или базе данных в официальном бюллетене этого органа.

По запросу указанного федерального органа либо по собственной инициативе автор или иной правообладатель вправе до момента государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных дополнять, уточнять и исправлять документы и материалы, содержащиеся в заявке на регистрацию.

4. Порядок государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных, формы свидетельств о государственной регистрации, перечень указываемых в них сведений и перечень сведений, публикуемых в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ пункт 5 статьи 1262 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 октября 2014 г.

5. Переход исключительного права на зарегистрированные программу для ЭВМ или базу данных к другому лицу по договору или без договора подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ статья 1262 настоящего Кодекса дополнена пунктом 5.1, вступающим в силу с 1 октября 2014 г.

5.1. По заявлению правообладателя федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности вносит изменения, относящиеся к сведениям о правообладателе и (или) об авторе программы для ЭВМ или базы данных, в том числе к наименованию или имени правообладателя, его месту нахождения или месту жительства, имени автора, адресу для переписки, а также изменения, связанные с исправлением очевидных и технических ошибок, в Реестр программ для ЭВМ или Реестр баз данных и свидетельство о государственной регистрации.

Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности может вносить изменения в Реестр программ для ЭВМ или Реестр баз данных для исправления очевидных и технических ошибок по собственной инициативе или по просьбе любого лица, предварительно уведомив об этом правообладателя.

Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности публикует в официальном бюллетене сведения об изменениях записей в Реестре программ для ЭВМ или Реестре баз данных.

6. Сведения, внесенные в Реестр программ для ЭВМ или в Реестр баз данных, считаются достоверными, поскольку не доказано иное. Ответственность за достоверность предоставленных для государственной регистрации сведений несет заявитель.

Статья 1262 ГК РФ. Государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных

Текущая редакция ст. 1262 ГК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Программы для ЭВМ и базы данных, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, государственной регистрации не подлежат. Лицо, подавшее заявку на государственную регистрацию (заявитель), несет ответственность за разглашение сведений о программах для ЭВМ и базах данных, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Заявка на государственную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных (заявка на регистрацию) должна относиться к одной программе для ЭВМ или к одной базе данных. Заявка на регистрацию должна содержать:заявление о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных с указанием правообладателя, а также автора, если он не отказался быть упомянутым в качестве такового, и места жительства или места нахождения каждого из них;депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ или базу данных, включая реферат;абзац утратил силу с 1 октября 2014 года — Федеральный закон от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.Правила оформления заявки на регистрацию устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.
3. На основании заявки на регистрацию федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности проверяет наличие необходимых документов и материалов, их соответствие требованиям, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи. При положительном результате проверки указанный федеральный орган вносит программу для ЭВМ или базу данных соответственно в Реестр программ для ЭВМ и в Реестр баз данных, выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации и публикует сведения о зарегистрированных программе для ЭВМ или базе данных в официальном бюллетене этого органа. По запросу указанного федерального органа либо по собственной инициативе автор или иной правообладатель вправе до момента государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных дополнять, уточнять и исправлять документы и материалы, содержащиеся в заявке на регистрацию. (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.

Это интересно:  Принятия наследства эмигрантами. Особенности процедуры — Нормы гражданского права. Статьи и очерки

4. Порядок государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных, формы свидетельств о государственной регистрации, перечень указываемых в них сведений и перечень сведений, публикуемых в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

5. Переход исключительного права на зарегистрированные программу для ЭВМ или базу данных к другому лицу по договору или без договора подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.

5.1. По заявлению правообладателя федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности вносит изменения, относящиеся к сведениям о правообладателе и (или) об авторе программы для ЭВМ или базы данных, в том числе к наименованию или имени правообладателя, его месту нахождения или месту жительства, имени автора, адресу для переписки, а также изменения, связанные с исправлением очевидных и технических ошибок, в Реестр программ для ЭВМ или Реестр баз данных и свидетельство о государственной регистрации.Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности может вносить изменения в Реестр программ для ЭВМ или Реестр баз данных для исправления очевидных и технических ошибок по собственной инициативе или по просьбе любого лица, предварительно уведомив об этом правообладателя.Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности публикует в официальном бюллетене сведения об изменениях записей в Реестре программ для ЭВМ или Реестре баз данных. (Пункт дополнительно включен с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ)
6. Сведения, внесенные в Реестр программ для ЭВМ или в Реестр баз данных, считаются достоверными, поскольку не доказано иное. Ответственность за достоверность предоставленных для государственной регистрации сведений несет заявитель.

Комментарий к статье 1262 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена вопросам государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных.

Право на государственную регистрацию предоставлено правообладателю. Срок, в течение которого это право может быть осуществлено, составляет срок действия авторского права.

Зарегистрированными могут быть не все программы для ЭВМ и базы данных; например, если они содержат сведения, составляющие государственную тайну, то такие программы государственной регистрации не подлежат.

2. В пункте 2 комментируемой статьи установлены требования к заявке, подаваемой для осуществления государственной регистрации. Из содержания статьи следует, что заявка — это совокупность документов, включающих заявление о государственной регистрации, депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ или базу данных, реферат, а также документы, подтверждающие уплату государственной пошлины.

3. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает, что основанием для принятия решения о государственной регистрации служит наличие всех документов и соответствие их установленным требованиям, следовательно, речь идет о государственной регистрации.

Правила комментируемой статьи позволяют сделать вывод о том, что государственная регистрация программ для ЭВМ или баз данных не является подтверждением того, что действительно создана программа для ЭВМ или база данных. Государственная регистрация носит добровольный характер, в связи с чем стороны вправе избрать любой не являющийся государственной регистрацией способ, направленный на подтверждение создания программы для ЭВМ или базы данных. Посредством государственной регистрации программ для ЭВМ регистрируется не само произведение, а дата его предъявления и сведения о лице, представившем это произведение.

Данное обстоятельство также подтверждает вывод о том, что факт регистрации программы для ЭВМ не носит правоустанавливающего характера, а что касается сведений, внесенных в Реестр программ для ЭВМ или Реестр баз данных, то они считаются достоверными до тех пор, пока не доказано обратное.

Наряду с государственной регистрацией существуют различные иные формы подтверждения, предлагаемые юридическими лицами: хранение обязательного экземпляра документов , оценка соответствия, осуществляемая в форме добровольной сертификации .

Более подробную информацию можно получить на сайте: www.wtos.ru.

4. Пункт 5 комментируемой статьи устанавливает требования к форме сделки, заключаемой по поводу использования зарегистрированной программы для ЭВМ.

Так, если предметом договора выступает отчуждение права на зарегистрированную программу для ЭВМ, то такой договор подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента государственной регистрации. Аналогичное правило действует и в отношении перехода исключительных прав в бездоговорном порядке.

5. В соответствии с п. 6 комментируемой статьи сведения Реестра считаются достоверными, пока не доказано иное. Правило данного пункта подтверждает вывод о том, что государственная регистрация программ для ЭВМ или баз данных не является гарантией защиты прав на программы для ЭВМ и базы данных.

Консультации и комментарии юристов по ст 1262 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 1262 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 1262 ГК РФ. Государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных

Программы для ЭВМ (Статья 1261 ГК РФ)

Авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы.

Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

Базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ).

Государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных (Статья 1262 ГК РФ)

Правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Программы для ЭВМ и базы данных, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, государственной регистрации не подлежат. Лицо, подавшее заявку на государственную регистрацию (заявитель), несет ответственность за разглашение сведений о программах для ЭВМ и базах данных, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заявка на государственную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных (заявка на регистрацию) должна относиться к одной программе для ЭВМ или к одной базе данных и должна содержать:

-заявление о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных с указанием правообладателя, а также автора, если он не отказался быть упомянутым в качестве такового, и места жительства или места нахождения каждого из них;

-депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ или базу данных, включая реферат;

-документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном размере или наличие оснований для освобождения от уплаты государственной пошлины, либо для уменьшения ее размера, либо для отсрочки ее уплаты.

Материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ, представляются, как правило, в форме распечатки исходного текста (полного или фрагментов) в объеме до 70 страниц.

Реферат содержит сведения об авторах и правообладателях, аннотацию до 700 знаков, тип ЭВМ, тип и версию ОС, язык программирования и объем программы.

Аннотацию, в которой раскрывается назначение, область применения и функциональные возможности программы для ЭВМ или базы данных. Объем аннотации, как правило, не должен превышать 700 знаков;

На основании заявки на регистрацию федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности проверяет наличие необходимых документов и материалов, их соответствие предъявляемым требованиям. При положительном результате проверки указанный федеральный орган вносит программу для ЭВМ или базу данных соответственно в Реестр программ для ЭВМ и в Реестр баз данных, выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации и публикует сведения о зарегистрированных программе для ЭВМ или базе данных в официальном бюллетене этого органа.

Ответственность за нарушение авторских и смежных прав

Гражданская ответственность — прекращение незаконного использования произведения и возмещение ущерба в форме, определенной ГК РФ.

Законодательство России наряду с мерами гражданско-правовой защиты авторских и смежных прав устанавливает уголовную ответственность за нарушение авторских и смежных прав. В соответствии с УК РФ незаконное использование объектов авторского права, а равно присвоение авторства, если эти действия причинили крупный ущерб, признаются уголовным преступлением.

Статья написана по материалам сайтов: gkodeksrf.ru, www.zakonrf.info, base.garant.ru, ogkrf.ru, studwood.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector