+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Статья 13.27.1 КоАП РФ. Нарушение требования о размещении на территории Российской Федерации технических средств информационных систем

Судебная практика по ст. 13.27.1 КоАП РФ обжалование штрафов за нарушение требования о размещении на территории Российской Федерации технических средств информационных систем

АХТУБИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
22 июня 2016 года г. Ахтубинск Астраханской области
Судья Ахтубинского районного суда Астраханской области Шалекешов А.Х., при секретаре Л., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Б., помощника Ахтубинского городского прокурора Александровой И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке пересмотра жалобу Б. на постановление мирового судьи судебного участка N от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении главы муниципального образования «Сокрутовский сельсовет» Б.,

Постановлением мирового судьи судебного участка N от ДД.ММ.ГГГГ глава МО «Сокрутовский сельсовет» Б. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.27 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере .
Не согласившись с принятым постановлением, Б. подана жалоба, в которой она просит постановление по делу отменить.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Б. в судебном заседании доводы жалобы поддержала, просила их удовлетворить, постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Пояснила, что сайт органа местного самоуправления позволяет пользоваться им слабовидящим людям. В настоящее время, за доступность сайтов органов местного самоуправления отвечает ГБУ АО «Инфраструктурный центр электронного правительства». Также пояснила, что в тот же день, по аналогичному делу в отношении главы другого органа местного самоуправления, тем же мировым судьей производство по делу было прекращено. Сайты всех сельсоветов аналогичны друг другу. При просмотре сайта, у нее имеется возможность изменения размеров текстовой информации, путем нажатия комбинации клавиш.
Помощник Ахтубинского городского прокурора Александрова И.С. просила оставить постановление мирового судьи без изменений, поскольку в действиях Б. имеется состав административного правонарушения.
Выслушав участников производства по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела об административном правонарушении, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 13.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации нарушение требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами государственных органов и органов местного самоуправления — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Исходя из положений части 1 статьи 2.1 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Из материалов дела следует, что Ахтубинской городской прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ путем мониторинга сайтов муниципальных образований проведена проверка, которой установлено, что официальный сайт МО «» ( /) не соответствует требованиям действующего законодательства, обеспечивающим права инвалидам по зрению, а именно -версия официального сайта муниципального образования для слабовидящих людей отсутствует.
Согласно постановлению Ахтубинского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении при проведении проверки исполнения законодательства об общих принципах местного самоуправления, о гласности деятельности органов местного самоуправления, о социальной защите граждан, в т.ч. детей-инвалидов, установлено, что официальный сайт МО «Сокрутовский сельсовет» (http://mo/astrobl.ru/sokrutovskjselsovet/) не соответствует требованиям действующего законодательства, обеспечивающим права инвалидам по зрению, а именно -версия официального сайта муниципального образования для слабовидящих людей отсутствует.
Мировым судьей действия главы МО «» Б. квалифицированы по части 1 статьи 13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако в постановлении указано, что официальный сайт МО «» /) не соответствует требованиям действующего законодательства, обеспечивающим права инвалидам по зрению, а именно отсутствует версия официального сайта муниципального образования для слабовидящих людей.
Согласно статьи 10 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 10 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8 требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами иных государственных органов, а также органов местного самоуправления устанавливаются в пределах своих полномочий указанными органами. Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения информации государственными органами и органами местного самоуправления в сети «Интернет» в форме открытых данных, а также для обеспечения ее использования, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 6 статьи 10 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8 порядок обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет» устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 30 ноября 2015 года N 483 (вступил в силу 14 февраля 2016 года) утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет», который устанавливает в соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от 01 декабря 2014 года N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» условия обеспечения доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет».
Органы государственной власти и местного самоуправления в технических заданиях на проектирование и разработку интерфейсов своих официальных сайтов должны предусматривать наличие альтернативных текстовых версий таких сайтов (далее — версия для инвалидов по зрению), переход к которым осуществляется с главной страницы официального сайта в случае, если сам официальный сайт исходно не соответствует требованиям пункта 4 настоящего Порядка.
Пунктом 4 порядка предусмотрено, что версия для инвалидов по зрению должна соответствовать следующим параметрам:
— нетекстовая информация и нетекстовые материалы, представленные на официальных сайтах органов государственной власти и местного самоуправления, должны присутствовать также в версии для инвалидов по зрению в виде краткого описания такой нетекстовой информации, за исключением нетекстовой информации и нетекстовых материалов, используемых только с целью украшения и визуального оформления официальных сайтов органов государственной власти и местного самоуправления;
— графические файлы формата PDF, содержащие документы в графическом виде, представленные в разделах официальных сайтов органов государственной власти и местного самоуправления, должны присутствовать также в версиях для инвалидов по зрению в текстовом формате;
— наличие возможности изменения размеров текстовой информации до , шрифта, интервала между буквами (кернинг), а также цветовой схемы.
При этом, в постановлении мирового судьи не указано о том, что какой-либо из данных параметров по данному делу не соблюден. Вместе с тем, альтернативная версия официального сайта органа местного самоуправления должна быть только, если данные параметры в нем не соблюдены.
Также, в постановлении мирового судьи не дана оценка пояснениям лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о том, что сайт органа местного самоуправления соответствует уровню А доступности, что размер шрифта на сайте может увеличиваться.
Вместе с тем, согласно представленному скрин-шоту на л.д. 37, имеется разъяснение о том, что для людей с ограниченными возможностями, доступность сайта обеспечивается за счет изменения размера шрифта, путем использования сочетания клавиш.
Кроме того, не дана оценка пояснениям о том, что сайт органа местного самоуправления является веб-страницей портала, бесперебойность работы и доступность которого осуществляется ГБУ АО «Инфраструктурный центр электронного правительства».
В целом, постановление мирового судьи не содержит сведений и выводов о том, что в силу того, что сам официальный сайт указанного органа местного самоуправления исходно не соответствует требованиям пункта 4 Порядка, он должен иметь версию для инвалидов по зрению.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и постановления о назначении административного наказания не следует, за какие конкретно виновные действия (бездействия) должностное лицо привлечено к административной ответственности.
В то время как в постановлении по делу должны быть указаны, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела (место, время совершения и событие административного правонарушения), мотивированное решение по делу.
Пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, может быть вынесено решение об отмене постановления.
В данном случае, мировым судьей допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, и эти нарушения не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, истек, постановление мирового судьи подлежит отмене, а производство по делу прекращению, в связи с истечением данного срока.
Руководствуясь ст. ст. 30.1 — 30.8 КоАП РФ, судья

Это интересно:  Статья 216 ГК РФ. Вещные права лиц, не являющихся собственниками

Постановление мирового судьи судебного участка N 2 Ахтубинского района Астраханской области от 04 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.27 КоАП РФ в отношении Главы МО «» Б. отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением срок давности привлечения к административной ответственности.

Штраф за нарушение требования о размещении на территории Российской Федерации технических средств информационных систем

Штраф за нарушение требования о размещении на территории Российской Федерации технических средств информационных систем является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается частью 1 статьей 13.27.1. КоАП РФ, которой предусмотрен как размер штрафа, так и список лиц, которые могут быть привлечены за указанное административное правонарушение.

Размер штрафа

Статья 13.27.1. Нарушение требования о размещении на территории Российской Федерации технических средств информационных систем
Нарушение требования, предъявляемого к размещению на территории Российской Федерации технических средств информационных систем, используемых государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями или государственными и муниципальными учреждениями, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Важно знать

  • лицо подлежит административной ответственности за нарушение требования о размещении на территории Российской Федерации технических средств информационных систем только в случае, если установлена его вина | ст. 1.5 КоАП РФ;
  • при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство | ст. 1.6 КоАП РФ;
  • лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения | ст. 1.7 КоАП РФ;
  • закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу | ст. 1.7 КоАП РФ;
  • закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет | ст. 1.7 КоАП РФ;
  • юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению | ст. 2.1 КоАП РФ.
Это интересно:  Статья 187.3 закона о банкротстве

Возраст, по достижении которого могут назначить штраф

Штраф за нарушение требования о размещении на территории Российской Федерации технических средств информационных систем могут назначить лицу, которое достигло к моменту совершения правонарушения возраста шестнадцати лет | ст. 2.3 КоАП РФ.

При этом лицо в возрасте от 16 до 18 лет может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних

Исключение ответственности за нарушение законодательства о рекламе

Невменяемость

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения правонарушения находилось в состоянии невменяемости | ст. 2.8 КоАП РФ:

  • то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими;
  • вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Крайняя необходимость

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам | ст. 2.8 КоАП РФ:

  • для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Малозначительность

Также, лицо может быть освобождено от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности деяния | ст. 2.9 КоАП РФ.
Освободить имеют право:

  • судья;
  • орган;
  • должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении.

Что такое малозначительность

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям | ст. 2.9 КоАП РФ.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

К ним, в частности, относятся следующие административные правонарушения:

  • управление ТС в состоянии опьянения | ст. 12.8 КоАП РФ;
  • отказ от прохождения медицинского освидетельствования | ст. 12.26 КоАП РФ.
  • личность;
  • имущественное положение;
  • добровольное устранение последствий;
  • возмещение причиненного ущерба.

Что смягчает ответственность

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело при назначении штрафа за нарушение требования о размещении на территории Российской Федерации технических средств информационных систем могут признать смягчающими следующие обстоятельства | ст. 4.2 КоАП РФ:

  • раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • добровольное прекращение противоправного поведения;
  • добровольное сообщение о совершенном административном правонарушении;
  • оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
  • предотвращение вредных последствий административного правонарушения;
  • добровольное возмещение причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
  • добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения;
  • совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  • совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка;
  • судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими иные обстоятельства.

Что отягчает ответственность

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут признать следующие обстоятельства отягчающими | ст. 4.3 КоАП РФ:

Кто не идёт вперед, тот идёт назад

пятница, 23 января 2015 г.

Информационные системы органов власти, унитарных предприятий и учреждений должны быть размещены только на российских серверах

Информационные системы государственных органов и организаций уже давно из справочных информационных ресурсов превратились в один из важных инструментов системы управления. Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 531-ФЗ «О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» не только уточнил, где должны размещаться информационные системы российских государственных органов и организаций, но и установил административные наказания за нарушение этих требований.

Это интересно:  Статья 28 ГПК РФ. Предъявление иска по месту жительства или месту нахождения ответчика

Закон вступает в силу 1 июля 2015 года, так что у владельцев информационных систем есть всего полгода на то, чтобы перенести их на территорию Российской Федерации.

Статья 13 «Информационные системы» федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дополнена частями 2.1 и 7:
Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Статья 13. «Информационные системы»

2.1. Технические средства информационных систем, используемых государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями или государственными и муниципальными учреждениями, должны размещаться на территории Российской Федерации.

7. Порядок осуществления контроля за соблюдением требований, предусмотренных частью 2.1 настоящей статьи и частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона, устанавливается Правительством Российской Федерации. Если раньше в статье 14 «Государственные информационные системы» было закреплено, что правительство РФ вправе устанавливать требования к порядку создания и ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем, то теперь Правительство будет утверждать требования ко всему жизненному циклу государственных информационных систем, включая хранение баз данных:
Статья 14. «Государственные информационные системы»

6. Правительство Российской Федерации утверждает требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем, дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, включающие в себя перечень, содержание и сроки реализации этапов мероприятий по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации государственных информационных систем, дальнейшему хранению содержащейся в их базах данных информации. Для тех органов и организаций, которые «забудут» выполнить требования законодательства, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях добавлена новая статья 13.27.1 со штрафами до 5 тысяч рублей на должностных лиц и до 50 тысяч рублей на юридических лиц:
Статья 13.27.1. Нарушение требования о размещении на территории Российской Федерации технических средств информационных систем

Нарушение требования, предъявляемого к размещению на территории Российской Федерации технических средств информационных систем, используемых государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями или государственными и муниципальными учреждениями, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Контролировать исполнение требований законодательства и рассматривать дела об административных правонарушениях будет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Мой комментарий: Отмечу, что при внесении законопроекта в Государственную Думу его тест был несколько другим, в первую очередь направленным на установление требований к размещению на территории Российской Федерации официальных сайтов. В пояснительной записке к законопроекту были приведены довольно веские аргументы в обоснование необходимости таких требований.
Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Одной из выявленных экспертами проблем, касающихся информационной безопасности, является большое количество сайтов государственных органов и учреждений, муниципальных образований, размещенных на зарубежных серверах без надлежащего оформления договорных отношений.

Выборочное исследование 9 тысяч сайтов государственных учреждений, органов местного самоуправления, госкорпораций, и некоммерческих организаций показали, что услугами зарубежных провайдеров пользуются более трети из них.

Большинство владельцев указанных сайтов вероятнее всего не знают о том, где фактически размещено программное обеспечение сайтов, на территории какого государства, соответственно – как самостоятельно обратиться в службу поддержки, обжаловать незаконные действия хостинг-провайдера.

Это возможно потому, что договоры на размещение сайтов зачастую оформлены на посторонних лиц (разработчиков сайтов, частных лиц) и оплачены с использованием международных платёжных систем, и доказать, что потерпевшим от злонамеренных действий является орган власти или учреждение практически невозможно.

Данная ситуация создает угрозу информационной безопасности в связи с тем, что при размещении сайтов на серверах, находящихся в иностранной юрисдикции, возможны случаи уничтожения, блокирования, изменения информации на официальных сайтах, которые не могут быть оперативно устранены, и останутся фактически безнаказанными. В итоговой версии требования были распространены на любые информационные системы, используемые государственными органами и организациями. Отмечу также, что эти требования создадут проблемы для всех, кто ратует за использование облачных технологий, поскольку жестко ограничивают возможность их использования в государственном и муниципальном управлении.

Статья написана по материалам сайтов: sudpractic.ru, insulaw.ru, rusrim.blogspot.com.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector