+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Статья 14.58 КоАП РФ. Осуществление проката фильма и (или) показа фильма без прокатного удостоверения на фильм

Добрый вечер. Такой ситуация: допустим я открою своё заведение, что-то вроде анти-кафе, но основной целью заведения будет показ фильмов. Получается это будет мини-кинотеатр, но есть такая вещь как авторское право и если я буду незаконно скачивать и показывать фильмы таким образом, то скорее всего рано или поздно мной заинтересуются соответствующие органы. Собственно, вопрос: можно ли каким-то образом узаконить подобные просмотры, чтобы не бояться проблем с законом?

Ответы юристов (1)

В соответствии с пунктами 1-4 статьи 1263 ГК РФ: «Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации. Авторами аудиовизуального произведения являются режиссер-постановщик, автор сценария и композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения. При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, аудиовизуального произведения авторы музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняют право на вознаграждение за указанные виды использования их музыкального произведения. Изготовителю принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом, если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами аудиовизуального произведения, указанными в пункте 2 настоящей статьи». В соответствии с пунктами 1-2 статьи 1270 ГК РФ: «Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения». Согласно пункту 1 статьи 1286 ГК РФ: «По лицензионному договору одна сторона — автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах». В соответствии с абзацами 2-3 пункта 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»: «Лицом, осуществляющим публичное исполнение произведения (в том числе при его представлении в живом исполнении), является юридическое или физическое лицо, организующее публичное исполнение в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, то есть лицо, которое берет на себя инициативу и ответственность за проведение соответствующего мероприятия. Именно это лицо должно заключить договор о предоставлении ему права на публичное исполнение произведения с правообладателем или организацией по управлению правами на коллективной основе и выплачивать полагающееся вознаграждение». Согласно пункту 10.4 вышеуказанного Постановления: «Судам следует учитывать, что в силу пункта 3 статьи 1263 ГК РФ композитор, являющийся автором музыкального произведения, использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю этого аудиовизуального произведения. Таким образом, даже если исключительное право на соответствующее музыкальное произведение в целом принадлежит другому лицу, право на вознаграждение сохраняется за композитором». В соответствии с абзацами 1 и 5 статьи 5.1 ФЗ от 22.08.1996 N 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии РФ»: «Осуществление на территории РФ проката фильма и (или) показа фильма без прокатного удостоверения, устанавливающего, в частности, способ использования фильма, не допускается, за исключением показа по эфирному, кабельному, спутниковому телевидению фильма, созданного для такого показа, и показа на проводимом на территории РФ международном кинофестивале фильма, ввезенного из-за рубежа для данного показа. Прокатное удостоверение на показ фильма не выдается в случае, если фильм содержит нецензурную брань». Согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ от 27.02.2016 N 143 «Об утверждении Правил выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения на фильм и Правил ведения Государственного регистра фильмов»: «Для получения прокатного удостоверения заявитель представляет в Министерство культуры Российской Федерации заявление о выдаче прокатного удостоверения». В соответствии со статьёй 14.58 КоАП: «Осуществление проката фильма и (или) показа фильма без прокатного удостоверения на фильм, если такое удостоверение требуется в соответствии с федеральным законом, или нарушение установленного в прокатном удостоверении способа использования фильма — влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица». Согласно пункту 3 статьи 16 ФЗ от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»: «При демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, вещатель или организатор демонстрации должен обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы».

Таким образом, чтобы осуществлять показ аудиовизуальных произведений, которые не перешли в общественное достояние, Вам необходимо заключать лицензионные договоры с правообладателями данных произведений (киностудиями или кинодистрибьюторами), а также получать прокатные удостоверения на фильмы, которые Вы хотите показывать в своём заведении (показ фильма без прокатного удостоверения на него влечёт административную ответственность в виде штрафа).

При показе некоторых аудиовизуальных произведений необходимо учитывать, что, если фильм содержит нецензурную брань, прокатное удостоверение на показ такого фильма не выдается, а также в случае, если в фильме осуществляется демонстрация табачных изделий или присутствуют сцены курения, то Вам, как организатору демонстрации данного аудиовизуального произведения, потребуется обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения.

Обратите внимание, что Вам также нужно будет заключать с композиторами (или РАО), музыкальные произведения которых использованы в демонстрируемых в Вашем заведении фильмах, лицензионные договоры о выплате авторского вознаграждения за публичное исполнение музыкальных произведений (с текстом или без текста) при показе аудиовизуальных произведений.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Судебная практика по ст. 14.58 КоАП РФ

Судебная практика по ст. 14.58 КоАП РФ обжалование штрафов за осуществление проката фильма и (или) показа фильма без прокатного удостоверения на фильм

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Это интересно:  Статья 123.14 ГК РФ. Особенности управления в товариществе собственников недвижимости

Штраф за нарушение осуществления проката фильма и (или) показа фильма без прокатного удостоверения на фильм

Штраф за нарушение осуществления проката фильма и (или) показа фильма без прокатного удостоверения на фильм является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается частью 1 статьей 14.58. КоАП РФ, которой предусмотрен как размер штрафа, так и список лиц, которые могут быть привлечены за указанное административное правонарушение.

Размер штрафа

Статья 14.58. Осуществление проката фильма и (или) показа фильма без прокатного удостоверения на фильм
1. Осуществление проката фильма и (или) показа фильма без прокатного удостоверения на фильм, если такое удостоверение требуется в соответствии с федеральным законом, или нарушение установленного в прокатном удостоверении способа использования фильма —
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Важно знать

  • лицо подлежит административной ответственности за нарушение осуществления проката фильма и (или) показа фильма без прокатного удостоверения на фильм только в случае, если установлена его вина | ст. 1.5 КоАП РФ;
  • при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство | ст. 1.6 КоАП РФ;
  • лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения | ст. 1.7 КоАП РФ;
  • закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу | ст. 1.7 КоАП РФ;
  • закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет | ст. 1.7 КоАП РФ;
  • юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению | ст. 2.1 КоАП РФ.

Возраст, по достижении которого могут назначить штраф

Штраф за нарушение осуществления проката фильма и (или) показа фильма без прокатного удостоверения на фильм могут назначить лицу, которое достигло к моменту совершения правонарушения возраста шестнадцати лет | ст. 2.3 КоАП РФ.

При этом лицо в возрасте от 16 до 18 лет может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних

Исключение ответственности за нарушение законодательства о рекламе

Невменяемость

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения правонарушения находилось в состоянии невменяемости | ст. 2.8 КоАП РФ:

  • то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими;
  • вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Крайняя необходимость

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам | ст. 2.8 КоАП РФ:

  • для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Малозначительность

Также, лицо может быть освобождено от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности деяния | ст. 2.9 КоАП РФ.
Освободить имеют право:

  • судья;
  • орган;
  • должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении.

Что такое малозначительность

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям | ст. 2.9 КоАП РФ.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

К ним, в частности, относятся следующие административные правонарушения:

  • управление ТС в состоянии опьянения | ст. 12.8 КоАП РФ;
  • отказ от прохождения медицинского освидетельствования | ст. 12.26 КоАП РФ.
  • личность;
  • имущественное положение;
  • добровольное устранение последствий;
  • возмещение причиненного ущерба.

Что смягчает ответственность

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело при назначении штрафа за нарушение осуществления проката фильма и (или) показа фильма без прокатного удостоверения на фильм, могут признать смягчающими следующие обстоятельства | ст. 4.2 КоАП РФ:

  • раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • добровольное прекращение противоправного поведения;
  • добровольное сообщение о совершенном административном правонарушении;
  • оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
  • предотвращение вредных последствий административного правонарушения;
  • добровольное возмещение причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
  • добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения;
  • совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  • совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка;
  • судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими иные обстоятельства.

Что отягчает ответственность

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут признать следующие обстоятельства отягчающими | ст. 4.3 КоАП РФ:

Кинотеатр Пионер» оштрафовали за показ «Смерти Сталина»

МОСКВА, 22 фев — РИА Новости. Мировой судебный участок 208 на 100 тысяч рублей оштрафовал московский кинотеатр «Пионер», который показал фильм «Смерть Сталина» без прокатного удостоверения, сообщили РИА Новости в суде.

Ранее СМИ сообщили, что мировой суд оштрафовал «Пионер» на 80 тысяч рублей за показ без прокатного удостоверения картины «Диван Сталина». Французская актриса и режиссер Фанни Ардан лично представила фильм московской публике в конце января. Кинотеатр намерен обжаловать это решение.

Минкультуры РФ отозвало ранее выданное прокатное удостоверение на фильм «Смерть Сталина», картина должна была выйти 25 января. После этого из расписания картину убрали все кинотеатры, кроме «Пионера», в котором он состоялось несколько сеансов. Все билеты на них были проданы.

Сатирическая комедия британского режиссера Армандо Ианнуччи «Смерть Сталина» вызвала отрицательную реакцию российского общества, даже не успев выйти на экраны.

Первый зампред комитета по культуре ГД РФ Елена Драпеко, подписавшая письмо, заявила журналистам, что «Смерть Сталина» является элементом информационной войны и содержит «элементы нарушения законодательства». Зампред ЦК КПРФ Юрий Афонин согласился с мнением, что картина является частью информационной войны против России. Он полагает, что картина «совершенно четко формирует негативное отношение к прошлому нашей страны».

Депутат Госдумы РФ Наталья Поклонская после отзыва прокатного удостоверения фильма заявила, что обсуждение «Смерти Сталина» показало защитникам свободы творчества ее пределы: она заканчивается там, где начинается посягательство на права других людей.

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: internet-group@rian.ru

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Это интересно:  Статья 144 ГПК РФ. Отмена обеспечения иска

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Практика выдачи прокатных удостоверений в России на примере фильма «Матильда» реж. А. Учителя

Согласно сообщениям СМИ, 10 августа 2017 г. фильму режиссера Алексея Учителя «Матильда» было выдано Прокатное удостоверение. [1] Министерство культуры, в свою очередь, указало, что не может сделать исключение для отдельных субъектов федерации при выдаче прокатного удостоверения на «Матильду».

Пожалуй, в последнее время не было другого фильма, который вызвал такой бы нездоровый ажиотаж и привлек к себе внимание, еще до выхода в прокат. Чем-то это все напоминает давно известное «Пастернака я не читал, но знаю, что это плохой писатель». 01 августа православные активисты из общественного движения «Сорок Сороков» и «Царский крест» провели акцию стояние «За Веру! За Отечество! За народ и царя!», а также грозят обратиться в правоохранительные органы с целью возбудить в отношении создателей фильма «Матильда» уголовное дело по ст. 148 Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий и 282 УК РФ. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.А незадолго до выдачи Прокатного удостоверения прокуратура Симферополя выпустила предостережение кинотеатрам воздержаться от показа трейлера к фильму «Матильда». Все это в свою очередь вынудило министра культуры Владимира Мединского выступить с соответствующим заявлением. По словам главы Минкульта, вместо обсуждения кино некоторым общественным деятелям лучше заняться реальными проблемами. «Всё, что происходит вокруг фильма «Матильда», всё меньше имеет отношение к кино и все больше — к цирку. Я бы энергию некоторых общественных деятелей направлял в более мирное русло. Мне кажется, в стране много всяких проблем, которыми надо заниматься, помимо трейлера фильма «Матильда». Вот если бы все это рвение направить на решение реальных проблем: коммунальных, социальных, экономических — мы, наверное, многого могли бы добиться», — заявил Мединский.[2]

Ранее Владимир Аристархов, заместитель министра, заявил, что для выдачи прокатного удостоверения в Министерстве культуры изучат картину А.Учителя на соответствие требованиям, установленным законом. «Роль личного вкуса чиновника в данном случае сведена до минимума тем, что этот перечень закрытый и четко определены основания для отказа».[3]

Несмотря на выдачу министерством прокатного удостоверения, на мой взгляд, существует необходимость разобраться в юридической стороне вопроса, рассмотреть процедуру, правила и основания выдачи прокатных удостоверений в нашей стране, а также выяснить, можно ли на основании закона не выдать Прокатное удостоверение.

Прокатное удостоверение. Что это такое?

В Федеральном законе от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о поддержки киноматографии) в статье 5.1. упоминается Прокатное удостоверение на фильм, однако не дается его определение. Руководствуясь общим пониманием назначения этого документа можно прийти к выводу, что Прокатное удостоверение — это документ, выдаваемый владельцу прав на фильм российского, зарубежного или совместного производства, который позволяет использовать фильм на территории Российской Федерации в целях тиражирования и распространения, сдачи в прокат, а также публичного исполнения (коммерческого и некоммерческого), трансляции по кабельному телевидению. Выданное Прокатное удостоверение подтверждает, что фильм прошел регистрацию в Государственном реестре кино- и видеофильмов; в него также вносятся рекомендации по возрастному ограничению зрительской аудитории фильма.При этом указанной выше статьей установлен запрет на осуществление на территории Российской Федерации проката фильма и (или) показа фильма, без Прокатного удостоверения, кроме следующих случаев:
— показ по эфирному, кабельному, спутниковому телевидению фильма, созданного для такого показа, — показ на проводимом на территории Российской Федерации международном кинофестивале фильма, ввезенного из-за рубежа для данного показа.

В случае осуществление на территории Российской Федерации проката фильма и (или) показа фильма без Прокатного удостоверения на фильм или за нарушение установленного в Прокатном удостоверении способа использования фильма влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данная ответственность указана в статье 14.58.КоАП РФ и предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Повторное совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Особо хочется обратить внимание на примечание, указанное в рассматриваемой статье. За данное административное правонарушение лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Согласно п. 98 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица федерального органа исполнительной власти в области кинематографии.

Невыдача прокатного удостоверения. Законные основания

На сегодняшний день известно три случая, когда фильмы не получили Прокатное удостоверение в России.

Первая история датируется 2012 г., когда Министерство культуры отказало в выдаче Прокатного удостоверения сербскому фильму «Клип», которому . в качестве обоснования было указано, что фильм содержит «нецензурную брань, сцены употребления наркотиков и алкоголя, а также материалы порнографического характера», и, также, по сюжету фильма главные герои не достигли совершеннолетия, что противоречит закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». [4] Отказ выдать фильму Прокатное удостоверение президент компании «Кино без границ», дистрибьютор фильма, Сэм Клебанов назвал «первой ласточкой новой культурной политики» Министерства. [5]

Второй резонансной картиной, которой не было выдано Прокатное удостоверение, является фильм Номер 44.

Российский релиз планировался на 16 апреля 2015 г., но за два дня до этого в Москве состоялся закрытый просмотр картины с участием экспертов, представителей Министерства культуры России, средств массовой информации, а также российского прокатчика — компании «Централ партнершип». По его итогам, прокатчик и Министерство культуры обнародовали совместное заявление для прессы о недопустимости проката картины «Номер 44» и «подобного рода фильмов» в преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, а также «искажения исторических фактов и своеобразных трактовок событий до, во время и после Великой Отечественной войны, а также образов и характеров советских граждан той исторической эпохи»[6]

Это интересно:  Статья 106 КАС РФ. Издержки, связанные с рассмотрением административного дела

В итоге, заявка кинопрокатчика на получение Прокатного удостоверения была отозвана. Таким образом, можно говорить лишь о морально-этической составляющей в решении об отказе в показе, при этом, судя по всему, у Министерства культуры не было никаких юридических оснований для отказа в выдаче Прокатного удостоверения.

Стоит отметить при этом, что совокупные потери от невыхода фильма в России, которые понесли дистрибьютор, правообладатель (Lionsgate) и кинотеатры, эксперты кинорынка оценили в 50 млн рублей.[7]

И, наконец, третий фильм на сегодняшний день, который не получил Прокатное удостоверение в нашей стране, — это картина «Любовь» режиссера Гаспара Ноэ. В сентябре 2015 г. Министерство культуры России отказало в выдаче прокатного удостоверения фильму из-за, по словам чиновников, «многочисленных сцен порнографического характера».

Итак, можно выделить три группы нарушений, при которых прокатное удостоверение не выдается.

Первая группа включает следующие нарушения: фильм содержит материалы, нарушающие законодательство Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремистской деятельности; содержит сведения о способах, методах разработки и изготовления наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров; материалы, пропагандирующие порнографию, культ насилия и жестокости; в фильме используются скрытые вставки и иные технические приемы и способы распространения информации, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье.

Вторая группа связана с нарушением установленного Правительством Российской Федерации порядка выдачи Прокатного удостоверения на фильм и в иных определенных федеральными законами случаях. Порядок выдачи, отказа в выдаче и отзыва Прокатного удостоверения на фильм устанавливается Правительством Российской Федерации.

Особо подчеркивается — и это формирует третью группу нарушений, — что Прокатное удостоверение на показ фильма не выдается в случае, если фильм содержит нецензурную брань.

Запрет на выдачу Прокатного удостоверения, если в фильме использована нецензурная брань, привело к тому, что режиссеру фильма «Нелюбовь» А. Звягинцеву пришлось создать фильм в двух версиях: в нашей стране из-за требования российского законодательства была показана подвергшаяся изменению версия фильма.

На мой взгляд, не может не вызывать умиления трепетная забота законодателя о чувствах соотечественников, которые могут быть оскорблены произнесенным грубым, нецензурным словом с киноэкрана. При законодательном запрете такого художественного приема, как использование «крепких выражений», теряется так называемая правда жизни в созданой кинематографической картине.

На мой взгляд, в демократическом обществе недопустимо ограничивать людей в свободе слова, а также каким-либо образом вмешиваться в творчество художника. Вариантом решения данной проблемы может стать изменение действующего законодательства с тем, чтобы обязывать прокатчика указывать возрастное ограничения на фильм 18+ в случае использования нецензурной брани в фильмах, однако не запрещать их к показу. Совершеннолетний человек вправе сам принять решение, смотреть ли ему фильм с подобной лексикой или нет.

Правила выдачи Прокатного удостоверения на фильм на территории России

Выдача, отказ в выдаче и отзыв прокатного удостоверения на фильм устанавливается соответствующими Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2016 г. №143. Они в том числе предусматривают перечень документов, которые должны представляться в Министерство культуры для выдачи Прокатного удостоверения.

Эти правила вступили в силу в мае 2016 г. и содержат механизм согласования выдачи Прокатных удостоверений, в отношении фильмов, имеющих схожую тематику, жанр и (или) рассчитанных на одну целевую аудиторию, определяемых по критериям Министерства культуры РФ, когда прокатчики планируют начала проката в одинаковые даты.

Не секрет, что существует наиболее привлекательное время для начала показа фильмов. Мультфильмы, ориентированные на детскую аудиторию пользуются большим спросом во время праздников и школьных каникул. И за такие даты, как правило, идет борьба между прокатчиками.

В случае, когда прокат схожих фильмов планируется на одинаковые даты, Министерство принимает решение о приостановлении рассмотрения документов и указывает на необходимость проведения переговоров о согласовании очередности начала показа фильма. По итогам переговоров заявители в 15-дневный срок должны проинформировать Министерство о принятом решении с указанием новых планируемых дат начала показа фильмов.

В случае непредставления в Министерство согласованного решения вопрос об очередности дат рассматривается экспертным советом, чье решение носит рекомендательный характер и учитывается Министерством культуры при принятии решения о датах начала показа фильмов.

Примечательно, что наличие Прокатного удостоверения, выданного менее чем за 6 месяцев до начала показа фильма, не является стопроцентной гарантией получившему ему прокатчику, что фильм выйдет в прокат в намеченную дату. Согласно п. 15 Правил, в случае поступления в Министерство заявления, в котором указана планируемая дата показа, которая совпадает с датой, зафиксированной в ранее выданном Прокатном удостоверении на иной фильм, Министерство принимает решение о приостановлении документов и обратившемуся заявителю сообщается о необходимости согласования очередности начала показа фильма.

Таким образом, если прокатчики не договорятся между собой, вопрос будет вынесен для обсуждения в рамках экспертного совета, но решение будет приниматься Министерством культуры.

П. 18 Правил практически дословно повторяет случаи, указанные в статье 5.1. Закона о поддержке кинематографии, когда Прокатное удостоверение не выдается. Однако, помимо сходных случаев, содержит отсылку на другие законодательные источники, а именно п. 18 Правил говорит о том, что прокатное удостоверение не выдается в иных определенных федеральными законами случаях, что, по сути, превращает перечень случаев для отказа в выдаче Прокатных удостоверений в открытый.

Предусмотрены Правилами и основания для отзыва уже выданного Прокатного удостоверения. Особый интерес, применительно к рассматриваемому нами фильму «Матильда», представляет основание, когда при публичной демонстрации фильма выявляются материалы, содержащие информацию, распространение которой запрещено законодательством Российской Федерации. Так что, возможно, что нас ждет еще сюрприз при начале показа фильма в нашей стране.

Кстати, выдав Прокатное удостоверение прокатчикам фильма «Матильда» и присвоив ему возрастное ограничение 16+, Министерство Культуры выступило с пояснением относительно проката указанного фильма. Согласно информации, размещенной на сайте Министерства Культуры, «выдача прокатного удостоверения как государственная услуга не подразумевает указания в нем отдельных субъектов, на территории которых показ фильма разрешен или запрещен. Прокатное удостоверение регулирует показ соответствующего кинофильма на всей территории Российской Федерации. В соответствии с законодательством, исключить из него какие-либо субъекты невозможно. Вместе с тем, органы исполнительной власти регионов, руководствуясь Федеральным законом 126-ФЗ, могут участвовать в осуществлении мер государственной поддержки кинематографии, в том числе создавать условия для проката и показа национальных фильмов на своей территории в соответствии с законами Российской Федерации». [8]

Представляется, что данное пояснение делает еще больше туманной перспективу показа фильма широкой публике и ставит под вопрос прокат фильма в разных субъектах нашей страны, что в свою очередь, ставит под сомнения полномочия федерального министерства.

Очень хочется надеяться, что ситуация вокруг фильма «Матильда» будет оставаться в рамках законодательного поля, а зрители нашей страны смогут составить свое собственное мнение о данной картине, не прибегая к пересказам и выраженным опасениям других людей, которые, судя по всему, сами ее не смотрели.

Статья написана по материалам сайтов: pravoved.ru, sudpractic.ru, insulaw.ru, ria.ru, zakon.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector