+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 19.30 КоАП РФ. Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса

Текущая редакция ст. 19.30 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Нарушение установленных законодательством об образовании требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг, —
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом либо неправомерный отказ в выдаче документов об образовании и (или) о квалификации —
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Выдача организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам документов об образовании, документов об образовании и о квалификации установленного в соответствии с законодательством об образовании образца —
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

4. Умышленное искажение результатов государственной итоговой аттестации и предусмотренных законодательством об образовании олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации —
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

5. Нарушение установленного законодательством об образовании порядка приема в образовательную организацию —
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

6. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —
влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

(Статья дополнительно включена с 1 декабря 2009 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 104-ФЗ)

Комментарий к статье 19.30 КоАП РФ

1. Комментируемая статья имеет целью обеспечить строгое исполнение требований законодательства РФ об образовании соответствующими образовательными организациями (образовательными учреждениями).

Общие требования к ведению образовательного процесса определены в ст. 15 Закона РФ Об образовании»: соответствие образовательной программе; обязательная итоговая аттестация обучающихся, а для учреждений, имеющих государственную аккредитацию, — обязательная государственная (итоговая) аттестация; для лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) образования, — государственная аттестация в форме единого государственного экзамена; осуществление индивидуального учета результатов освоения учащимися образовательных программ.

Кроме того, законодательством об образовании предусмотрены дополнительные требования к содержанию образовательного процесса в отдельных видах образовательных учреждений.

Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2011 г. N 164 утверждено Положение о государственном контроле и надзоре в сфере образования. Указанную функцию осуществляет находящаяся в ведении Министерства образования и науки РФ Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), Положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 300 (ред. от 15 июня 2010 г.).

2. В ч. 1 данной статьи предусмотрены два состава административных правонарушений. Первый состав — ведение образовательного процесса представительствами образовательных учреждений, что непосредственно касается вузов. Ранее функции таких представительств были определены в Типовом положении о высшем профессиональном образовательном учреждении, но они не предусматривали осуществления образовательной деятельности на базе представительств. Однако на практике такие факты имели место. Второй состав — нарушение правил оказания платных образовательных услуг, предусмотренных в ст. ст. 45 и 46 Закона РФ «Об образовании» и ст. 29 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Например, высшее учебное заведение может осуществлять платную деятельность в области образования, если это не идет в ущерб его основной деятельности, и в пределах, установленных лицензией, сверх финансируемых за счет соответствующего бюджета контрольных цифр приема студентов в объеме, согласованном с органом исполнительной власти, в ведении которого находится вуз. Смотрите по этому вопросу Федеральный закон от 8 ноября 2010 г. N 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» и распоряжение Правительства РФ от 5 марта 2010 г. N 297-р «О мероприятиях по совершенствованию контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования» (с изм. и доп.).

Согласно ст. 46 Закона РФ «Об образовании» платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения не рассматривается в качестве предпринимательской, если получаемый от нее доход идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе и заработную плату), на его развитие в данном учреждении.

3. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность должностных лиц и юридических лиц за реализацию не в полном объеме образовательных программ либо за незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.

Обязанность образовательных учреждений осуществлять свою деятельность в соответствии с образовательными программами, разрабатываемыми на основе соответствующих примерных образовательных программ, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, а в отношении учреждений высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ, — на основе образовательных стандартов и требований, утверждаемых самими вузами, установлена законом (ст. ст. 7 и 15 Закона РФ «Об образовании»).

В соответствии со ст. 32 (ч. 3) упомянутого Закона образовательное учреждение несет ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, за качество образования своих выпускников.

Виды образовательных программ (общеобразовательные и профессиональные), их задачи и содержание, а также федеральные государственные требования к их структуре на основании ст. 9 Закона РФ «Об образовании» определяет Министерство образования и науки РФ. Эти требования должны быть отражены в типовом уставе соответствующего образовательного учреждения.

Что касается состава такого административного правонарушения, как незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и квалификации, то согласно ст. 27 Закона РФ «Об образовании» такие документы выдаются образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию и реализующими общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию.

Формы документов государственного образца об уровне образования и квалификации, порядок их выдачи устанавливаются Министерством образования и науки РФ.

4. Часть 3 данной статьи предусматривает административную ответственность должностных лиц и юридических лиц, т.е. самих образовательных учреждений, в двух случаях: 1) если документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации были выданы образовательным учреждением, не имеющим государственной аккредитации; 2) если такие документы выданы образовательным учреждением, не прошедшим очередную государственную аккредитацию.

5. Часть 4 данной статьи устанавливает административную ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и результатов олимпиад школьников, а также за нарушение порядка проведения указанной аттестации.

Порядок проведения данной аттестации школьников в общеобразовательных учебных учреждениях установлен в ст. 15 Закона РФ «Об образовании», а также в нормативных правовых актах Министерства образования и науки РФ. Порядок проведения школьных олимпиад устанавливается указанным министерством.

6. Часть 5 данной статьи предусматривает административную ответственность за нарушение порядка приема в образовательные учреждения (организации).

Этот порядок устанавливается Министерством образования и науки РФ в соответствии со ст. 16 Закона РФ «Об образовании», определяющей общие требования к приему граждан в образовательные учреждения с учетом уровней образования и предоставляемых отдельным категориям граждан льгот при поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения, и со ст. 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Порядок приема граждан в соответствующие образовательные учреждения закрепляется в типовых положениях о них и в уставах этих учреждений.

7. Объектом всех перечисленных правонарушений являются общественные отношения в сфере образовательной деятельности государства.

8. Объективную сторону рассматриваемых правонарушений составляют действия или бездействие должностных лиц соответствующих образовательных учреждений (организаций), уполномоченных осуществлять организационно-распорядительные функции и принимать юридически значимые решения в отношении лиц, поступающих в учебные заведения и обучающихся в них, а также действия (бездействие) органов коллегиального управления учебным процессом (педагогических советов в школах, ученых советов и ректоратов в вузах и т.п.).

Это интересно:  Статья 144 ГПК РФ. Отмена обеспечения иска

9. Субъектами административных правонарушений по всем составам данной статьи являются должностные лица и юридические лица, а по ч. 4 — также граждане.

Отметим, что согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ возможно привлечение к ответственности за конкретное правонарушение как должностного лица, так и юридического лица.

10. Субъективная сторона административных правонарушений применительно ко всем составам, как правило, состоит в умышленных действиях (по ч. 4 данной статьи — только умышленная вина), но в некоторых ситуациях может иметь место вина в форме неосторожности.

11. По составам административных правонарушений, предусмотренных в ч. 3 данной статьи, а также за повторное нарушение, квалифицируемое по ч. 3 или ч. 4, должностное лицо может быть подвергнуто административному наказанию в виде дисквалификации.

12. Дела по всем составам данной статьи рассматривают судьи судов общей юрисдикции (ч. 1 ст. 23.1).

13. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ в области образования (п. 90 ч. 2 ст. 28.3). Смотрите по этому вопросу Приказ Рособрнадзора от 18 декабря 2009 г. N 2355 (РГ. 2010. 2 февр.).

Консультации и комментарии юристов по ст 19.30 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 19.30 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 19.30. Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 104-ФЗ глава 19 настоящего Кодекса дополнена статьей 19.30, вступающей в силу с 1 декабря 2009 г.

Статья 19.30. Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса

См. комментарии к статье 19.30 КоАП РФ

1. Нарушение установленных законодательством об образовании требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в часть 2 статьи 19.30 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

2. Реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом либо неправомерный отказ в выдаче документов об образовании и (или) о квалификации —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в часть 3 статьи 19.30 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

3. Выдача организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам документов об образовании, документов об образовании и о квалификации установленного в соответствии с законодательством об образовании образца —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в часть 4 статьи 19.30 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

4. Умышленное искажение результатов государственной итоговой аттестации и предусмотренных законодательством об образовании олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в часть 5 статьи 19.30 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

5. Нарушение установленного законодательством об образовании порядка приема в образовательную организацию —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

6. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Статья 19.30 КоАП РФ. Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса

1. Нарушение установленных законодательством об образовании требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом либо неправомерный отказ в выдаче документов об образовании и (или) о квалификации —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Выдача организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам документов об образовании, документов об образовании и о квалификации установленного в соответствии с законодательством об образовании образца —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

4. Умышленное искажение результатов государственной итоговой аттестации и предусмотренных законодательством об образовании олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

5. Нарушение установленного законодательством об образовании порядка приема в образовательную организацию —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

6. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Комментарии к ст. 19.30 КОАП РФ

1. Комментируемая статья имеет целью обеспечить строгое исполнение требований законодательства РФ об образовании соответствующими образовательными организациями (образовательными учреждениями).

Общие требования к ведению образовательного процесса определены в ст. 15 Закона РФ «Об образовании»: соответствие образовательной программе; обязательная итоговая аттестация обучающихся, а для учреждений, имеющих государственную аккредитацию, — обязательная государственная (итоговая) аттестация; для лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) образования, — государственная аттестация в форме единого государственного экзамена; осуществление индивидуального учета результатов освоения учащимися образовательных программ.

Кроме того, законодательством об образовании предусмотрены дополнительные требования к содержанию образовательного процесса в отдельных видах образовательных учреждений.

Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2011 г. N 164 утверждено Положение о государственном контроле и надзоре в сфере образования. Указанную функцию осуществляет находящаяся в ведении Министерства образования и науки РФ Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), Положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 300 (ред. от 15 июня 2010 г.).

2. В ч. 1 данной статьи предусмотрены два состава административных правонарушений. Первый состав — ведение образовательного процесса представительствами образовательных учреждений, что непосредственно касается вузов. Ранее функции таких представительств были определены в Типовом положении о высшем профессиональном образовательном учреждении, но они не предусматривали осуществления образовательной деятельности на базе представительств. Однако на практике такие факты имели место. Второй состав — нарушение правил оказания платных образовательных услуг, предусмотренных в ст. ст. 45 и 46 Закона РФ «Об образовании» и ст. 29 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Например, высшее учебное заведение может осуществлять платную деятельность в области образования, если это не идет в ущерб его основной деятельности, и в пределах, установленных лицензией, сверх финансируемых за счет соответствующего бюджета контрольных цифр приема студентов в объеме, согласованном с органом исполнительной власти, в ведении которого находится вуз. Смотрите по этому вопросу Федеральный закон от 8 ноября 2010 г. N 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» и распоряжение Правительства РФ от 5 марта 2010 г. N 297-р «О мероприятиях по совершенствованию контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования» (с изм. и доп.).

Согласно ст. 46 Закона РФ «Об образовании» платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения не рассматривается в качестве предпринимательской, если получаемый от нее доход идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе и заработную плату), на его развитие в данном учреждении.

Это интересно:  Статья 335 ТК РФ. Длительный отпуск педагогических работников

3. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность должностных лиц и юридических лиц за реализацию не в полном объеме образовательных программ либо за незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.

Обязанность образовательных учреждений осуществлять свою деятельность в соответствии с образовательными программами, разрабатываемыми на основе соответствующих примерных образовательных программ, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, а в отношении учреждений высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ, — на основе образовательных стандартов и требований, утверждаемых самими вузами, установлена законом (ст. ст. 7 и 15 Закона РФ «Об образовании»).

В соответствии со ст. 32 (ч. 3) упомянутого Закона образовательное учреждение несет ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, за качество образования своих выпускников.

Виды образовательных программ (общеобразовательные и профессиональные), их задачи и содержание, а также федеральные государственные требования к их структуре на основании ст. 9 Закона РФ «Об образовании» определяет Министерство образования и науки РФ. Эти требования должны быть отражены в типовом уставе соответствующего образовательного учреждения.

Что касается состава такого административного правонарушения, как незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и квалификации, то согласно ст. 27 Закона РФ «Об образовании» такие документы выдаются образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию и реализующими общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию.

Формы документов государственного образца об уровне образования и квалификации, порядок их выдачи устанавливаются Министерством образования и науки РФ.

4. Часть 3 данной статьи предусматривает административную ответственность должностных лиц и юридических лиц, т.е. самих образовательных учреждений, в двух случаях: 1) если документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации были выданы образовательным учреждением, не имеющим государственной аккредитации; 2) если такие документы выданы образовательным учреждением, не прошедшим очередную государственную аккредитацию.

5. Часть 4 данной статьи устанавливает административную ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и результатов олимпиад школьников, а также за нарушение порядка проведения указанной аттестации.

Порядок проведения данной аттестации школьников в общеобразовательных учебных учреждениях установлен в ст. 15 Закона РФ «Об образовании», а также в нормативных правовых актах Министерства образования и науки РФ. Порядок проведения школьных олимпиад устанавливается указанным министерством.

6. Часть 5 данной статьи предусматривает административную ответственность за нарушение порядка приема в образовательные учреждения (организации).

Этот порядок устанавливается Министерством образования и науки РФ в соответствии со ст. 16 Закона РФ «Об образовании», определяющей общие требования к приему граждан в образовательные учреждения с учетом уровней образования и предоставляемых отдельным категориям граждан льгот при поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения, и со ст. 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Порядок приема граждан в соответствующие образовательные учреждения закрепляется в типовых положениях о них и в уставах этих учреждений.

7. Объектом всех перечисленных правонарушений являются общественные отношения в сфере образовательной деятельности государства.

8. Объективную сторону рассматриваемых правонарушений составляют действия или бездействие должностных лиц соответствующих образовательных учреждений (организаций), уполномоченных осуществлять организационно-распорядительные функции и принимать юридически значимые решения в отношении лиц, поступающих в учебные заведения и обучающихся в них, а также действия (бездействие) органов коллегиального управления учебным процессом (педагогических советов в школах, ученых советов и ректоратов в вузах и т.п.).

9. Субъектами административных правонарушений по всем составам данной статьи являются должностные лица и юридические лица, а по ч. 4 — также граждане.

Отметим, что согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ возможно привлечение к ответственности за конкретное правонарушение как должностного лица, так и юридического лица.

10. Субъективная сторона административных правонарушений применительно ко всем составам, как правило, состоит в умышленных действиях (по ч. 4 данной статьи — только умышленная вина), но в некоторых ситуациях может иметь место вина в форме неосторожности.

11. По составам административных правонарушений, предусмотренных в ч. 3 данной статьи, а также за повторное нарушение, квалифицируемое по ч. 3 или ч. 4, должностное лицо может быть подвергнуто административному наказанию в виде дисквалификации.

12. Дела по всем составам данной статьи рассматривают судьи судов общей юрисдикции (ч. 1 ст. 23.1).

13. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ в области образования (п. 90 ч. 2 ст. 28.3). Смотрите по этому вопросу Приказ Рособрнадзора от 18 декабря 2009 г. N 2355 (РГ. 2010. 2 февр.).

Статья 19.30. КоАП РФ. Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса

1. Нарушение установленных законодательством об образовании требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг

  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом либо неправомерный отказ в выдаче документов об образовании и (или) о квалификации

  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Выдача организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам документов об образовании, документов об образовании и о квалификации установленного в соответствии с законодательством об образовании образца

  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года;
  • на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

4. Умышленное искажение результатов государственной итоговой аттестации и предусмотренных законодательством об образовании олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации

  • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

5. Нарушение установленного законодательством об образовании порядка приема в образовательную организацию

  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

6. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

  • влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Комментарии к ст. 19.30 КОАП РФ

1. Комментируемая статья имеет целью обеспечить строгое исполнение требований законодательства РФ об образовании соответствующими образовательными организациями (образовательными учреждениями).

Общие требования к ведению образовательного процесса определены в ст. 15 Закона РФ «Об образовании»: соответствие образовательной программе; обязательная итоговая аттестация обучающихся, а для учреждений, имеющих государственную аккредитацию, — обязательная государственная (итоговая) аттестация; для лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) образования, — государственная аттестация в форме единого государственного экзамена; осуществление индивидуального учета результатов освоения учащимися образовательных программ.

Кроме того, законодательством об образовании предусмотрены дополнительные требования к содержанию образовательного процесса в отдельных видах образовательных учреждений.

Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2011 г. N 164 утверждено Положение о государственном контроле и надзоре в сфере образования. Указанную функцию осуществляет находящаяся в ведении Министерства образования и науки РФ Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), Положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 300 (ред. от 15 июня 2010 г.).

2. В ч. 1 данной статьи предусмотрены два состава административных правонарушений. Первый состав — ведение образовательного процесса представительствами образовательных учреждений, что непосредственно касается вузов. Ранее функции таких представительств были определены в Типовом положении о высшем профессиональном образовательном учреждении, но они не предусматривали осуществления образовательной деятельности на базе представительств. Однако на практике такие факты имели место. Второй состав — нарушение правил оказания платных образовательных услуг, предусмотренных в ст. ст. 45 и 46 Закона РФ «Об образовании» и ст. 29 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Например, высшее учебное заведение может осуществлять платную деятельность в области образования, если это не идет в ущерб его основной деятельности, и в пределах, установленных лицензией, сверх финансируемых за счет соответствующего бюджета контрольных цифр приема студентов в объеме, согласованном с органом исполнительной власти, в ведении которого находится вуз. Смотрите по этому вопросу Федеральный закон от 8 ноября 2010 г. N 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» и распоряжение Правительства РФ от 5 марта 2010 г. N 297-р «О мероприятиях по совершенствованию контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования» (с изм. и доп.).

Согласно ст. 46 Закона РФ «Об образовании» платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения не рассматривается в качестве предпринимательской, если получаемый от нее доход идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе и заработную плату), на его развитие в данном учреждении.

Это интересно:  Статья 5.40 КоАП РФ. Принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке

3. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность должностных лиц и юридических лиц за реализацию не в полном объеме образовательных программ либо за незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.

Обязанность образовательных учреждений осуществлять свою деятельность в соответствии с образовательными программами, разрабатываемыми на основе соответствующих примерных образовательных программ, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, а в отношении учреждений высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ, — на основе образовательных стандартов и требований, утверждаемых самими вузами, установлена законом (ст. ст. 7 и 15 Закона РФ «Об образовании»).

В соответствии со ст. 32 (ч. 3) упомянутого Закона образовательное учреждение несет ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, за качество образования своих выпускников.

Виды образовательных программ (общеобразовательные и профессиональные), их задачи и содержание, а также федеральные государственные требования к их структуре на основании ст. 9 Закона РФ «Об образовании» определяет Министерство образования и науки РФ. Эти требования должны быть отражены в типовом уставе соответствующего образовательного учреждения.

Что касается состава такого административного правонарушения, как незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и квалификации, то согласно ст. 27 Закона РФ «Об образовании» такие документы выдаются образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию и реализующими общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию.

Формы документов государственного образца об уровне образования и квалификации, порядок их выдачи устанавливаются Министерством образования и науки РФ.

4. Часть 3 данной статьи предусматривает административную ответственность должностных лиц и юридических лиц, т.е. самих образовательных учреждений, в двух случаях: 1) если документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации были выданы образовательным учреждением, не имеющим государственной аккредитации; 2) если такие документы выданы образовательным учреждением, не прошедшим очередную государственную аккредитацию.

5. Часть 4 данной статьи устанавливает административную ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и результатов олимпиад школьников, а также за нарушение порядка проведения указанной аттестации.

Порядок проведения данной аттестации школьников в общеобразовательных учебных учреждениях установлен в ст. 15 Закона РФ «Об образовании», а также в нормативных правовых актах Министерства образования и науки РФ. Порядок проведения школьных олимпиад устанавливается указанным министерством.

6. Часть 5 данной статьи предусматривает административную ответственность за нарушение порядка приема в образовательные учреждения (организации).

Этот порядок устанавливается Министерством образования и науки РФ в соответствии со ст. 16 Закона РФ «Об образовании», определяющей общие требования к приему граждан в образовательные учреждения с учетом уровней образования и предоставляемых отдельным категориям граждан льгот при поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения, и со ст. 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Порядок приема граждан в соответствующие образовательные учреждения закрепляется в типовых положениях о них и в уставах этих учреждений.

7. Объектом всех перечисленных правонарушений являются общественные отношения в сфере образовательной деятельности государства.

8. Объективную сторону рассматриваемых правонарушений составляют действия или бездействие должностных лиц соответствующих образовательных учреждений (организаций), уполномоченных осуществлять организационно-распорядительные функции и принимать юридически значимые решения в отношении лиц, поступающих в учебные заведения и обучающихся в них, а также действия (бездействие) органов коллегиального управления учебным процессом (педагогических советов в школах, ученых советов и ректоратов в вузах и т.п.).

9. Субъектами административных правонарушений по всем составам данной статьи являются должностные лица и юридические лица, а по ч. 4 — также граждане.

Отметим, что согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ возможно привлечение к ответственности за конкретное правонарушение как должностного лица, так и юридического лица.

10. Субъективная сторона административных правонарушений применительно ко всем составам, как правило, состоит в умышленных действиях (по ч. 4 данной статьи — только умышленная вина), но в некоторых ситуациях может иметь место вина в форме неосторожности.

11. По составам административных правонарушений, предусмотренных в ч. 3 данной статьи, а также за повторное нарушение, квалифицируемое по ч. 3 или ч. 4, должностное лицо может быть подвергнуто административному наказанию в виде дисквалификации.

12. Дела по всем составам данной статьи рассматривают судьи судов общей юрисдикции (ч. 1 ст. 23.1).

13. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ в области образования (п. 90 ч. 2 ст. 28.3). Смотрите по этому вопросу Приказ Рособрнадзора от 18 декабря 2009 г. N 2355 (РГ. 2010. 2 февр.).

Если у Вас остались вопросы, то обратитесь за консультацией к нашим юристам.

Для того что бы понять, как действовать в вашем случае, пожалуйста заполните форму обратной. Кратко опишите Вашу ситуацию укажите Ваше Имя город и номер телефона отправьте заявку и получите консультацию в течении 10 минут.

Статья 19.30. Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса

1. Нарушение установленных законодательством об образовании требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом либо неправомерный отказ в выдаче документов об образовании и (или) о квалификации —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Выдача организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам документов об образовании, документов об образовании и о квалификации установленного в соответствии с законодательством об образовании образца —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

4. Умышленное искажение результатов государственной итоговой аттестации и предусмотренных законодательством об образовании олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

5. Нарушение установленного законодательством об образовании порядка приема в образовательную организацию —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

6. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Комментарий к статье 19.30 КОАП РФ

1. Объектом комментируемого правонарушения являются отношения в сфере порядка управления в Российской Федерации.

Требования к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса установлены положениями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, заключается в нарушении виновным лицом предусмотренного законодательством об образовании запрета ведения образовательной деятельности представительствами образовательных организаций.

Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, заключается в нарушении виновным лицом требований законодательства об образовании в виде реализации не в полном объеме образовательных программ или незаконного отказа в выдаче документа об образовании установленного образца.

Ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, наступает за совершение виновным лицом действий по незаконной выдаче документов об образовании государственного образца, при отсутствии государственной аккредитации.

Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного ч. 4 комментируемой статьи, заключается в действиях виновного лица по умышленному искажению указанных в диспозиции данной нормы результатов.

Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного ч. 5 комментируемой статьи, заключается в умышленном нарушении виновным лицом законодательно установленного порядка приема в образовательную организацию.

Административная ответственность по ч. 6 комментируемой статьи наступает в случае повторного совершения виновным лицом административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 3, 4 данной статьи.

2. С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной и умышленной формами вины.

В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, юридические лица и должностные лица.

Статья написана по материалам сайтов: okoaprf.ru, base.garant.ru, rulaws.ru, consultant-mos.ru, www.gk-rf.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector