+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Статья 29.2 ГрК РФ. Содержание нормативов градостроительного проектирования

1. Региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения, относящимися к областям, указанным в части 3 статьи 14 настоящего Кодекса, иными объектами регионального значения населения субъекта Российской Федерации и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъекта Российской Федерации.

2. Региональные нормативы градостроительного проектирования могут устанавливать предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения, предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи, населения муниципального образования и предельные значения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципальных образований.

3. Нормативы градостроительного проектирования муниципального района устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения муниципального района, относящимися к областям, указанным в пункте 1 части 3 статьи 19 настоящего Кодекса, иными объектами местного значения муниципального района населения муниципального района и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципального района.

4. Нормативы градостроительного проектирования поселения, городского округа устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения поселения, городского округа, относящимися к областям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса, объектами благоустройства территории, иными объектами местного значения поселения, городского округа населения поселения, городского округа и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения поселения, городского округа.

5. Нормативы градостроительного проектирования включают в себя:

1) основную часть (расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами, предусмотренными частями 1, 3 и 4 настоящей статьи, населения субъекта Российской Федерации, муниципального образования и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъекта Российской Федерации, муниципального образования);

2) материалы по обоснованию расчетных показателей, содержащихся в основной части нормативов градостроительного проектирования;

3) правила и область применения расчетных показателей, содержащихся в основной части нормативов градостроительного проектирования.

Горячая линия Губернатора Московской области по вопросам капитального ремонта многоквартирных домов

Градостроительный кодекс РФ / 190-ФЗ от 29.12.2004
в редакции от 31.12.2017

Статья 29.2. Содержание нормативов градостроительного проектирования

1. Региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения, относящимися к областям, указанным в части 3 статьи 14 настоящего Кодекса, иными объектами регионального значения населения субъекта Российской Федерации и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъекта Российской Федерации.

2. Региональные нормативы градостроительного проектирования могут устанавливать предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения, предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи, населения муниципального образования и предельные значения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципальных образований.

3. Нормативы градостроительного проектирования муниципального района устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения муниципального района, относящимися к областям, указанным в пункте 1 части 3 статьи 19 настоящего Кодекса, иными объектами местного значения муниципального района населения муниципального района и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципального района.

4. Нормативы градостроительного проектирования поселения, городского округа устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения поселения, городского округа, относящимися к областям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса, объектами благоустройства территории, иными объектами местного значения поселения, городского округа населения поселения, городского округа и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения поселения, городского округа.

5. Нормативы градостроительного проектирования включают в себя:

1) основную часть (расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами, предусмотренными частями 1, 3 и 4 настоящей статьи, населения субъекта Российской Федерации, муниципального образования и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъекта Российской Федерации, муниципального образования);

2) материалы по обоснованию расчетных показателей, содержащихся в основной части нормативов градостроительного проектирования;

3) правила и область применения расчетных показателей, содержащихся в основной части нормативов градостроительного проектирования.

Комментарий к Ст. 29.2 ГрК РФ

1. Части 1, 2, 3 и 4 комментируемой статьи устанавливают содержание региональных и местных нормативов. При этом в основном содержание региональных и местных нормативов совпадает.

В связи с этим прокомментируем одновременно указанные части комментируемой статьи, а после рассмотрения общих положений о региональных и местных нормативах отдельно рассмотрим отличительные черты каждого из этих видов нормативов.

Во-первых, как региональные, так и местные нормативы содержат расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности и максимально допустимого уровня территориальной доступности населения субъекта или муниципального образования РФ для объектов регионального, местного значения или иных объектов.

Так, в отношении содержания региональных нормативов в статье указано, что они должны включать в себя расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности следующими объектами:

1) объектами регионального значения, относящимися к областям, указанным в ч. 3 ст. 14 ГрК РФ, а именно:

— транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

— предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;

— физическая культура и спорт;

— иные области в соответствии с полномочиями субъектов РФ;

2) иными объектами регионального значения.

Понятие объектов регионального значения дано в ст. 1 ГрК РФ — это объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта РФ, органов государственной власти субъекта РФ законодательством, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта РФ.

Понятие иных объектов регионального значения (равно как и иных объектов местного значения) федеральное законодательство не раскрывает. Представляется, что законодатель обоснованно предвидел невозможность предусмотреть все сферы деятельности органов власти субъектов РФ или муниципалитетов, для реализации полномочий которых могут потребоваться те или иные объекты и (или) их признание объектами регионального (местного) значения.

Возможно, в связи с этим законодатель фактически дважды подчеркнул «открытость» списка объектов, уровень обеспеченности которыми устанавливается в нормативах. Как было показано ранее, помимо того, что в комментируемом положении Кодекса прямо указано на иные объекты регионального значения, в ч. 3 ст. 14 ГрК РФ, к которой отсылает комментируемая статья, установлена возможность признания объектами регионального значения объектов, относящихся к прямо не поименованным в ч. 3 ст. 14 ГрК РФ иным отраслям.

При этом отсутствие определения иных объектов регионального значения в федеральном законодательстве компенсируется развитием данного положения в региональном законодательстве.

Так, например, при сопоставлении видов объектов регионального значения, указанных в ГрК РФ, с видами объектов регионального значения, указанными в нормативах Московской области (утв. Постановлением Правительства Московской области от 17 августа 2015 г. N 713/30 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Московской области»), становится очевидным, что на практике под категорию «иные объекты регионального значения» подпадает значительное количество объектов регионального значения, прямо не указанных в ГрК РФ.

Иные объекты регионального значения

(на примере градостроительного проектирования нормативов

Области полномочий субъектов РФ, указанные в ГрК РФ, в соответствии с которыми классифицируются на виды объекты регионального значения Объекты регионального значения, указанные в нормативах Московской области

транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения — объекты для хранения индивидуального автомобильного транспорта;

— сеть дорог и улиц

предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий административно-управленческие объекты

образование объекты образования

здравоохранение объекты здравоохранения

физическая культура и спорт объекты физической культуры и спорта

иные области в соответствии с полномочиями субъектов РФ — объекты инженерного обеспечения (энерго-, тепло-, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение);

— объекты торговли и общественного питания;

— объекты коммунального и бытового обслуживания;

— объекты связи, финансовых, юридических и др. услуг;

— объекты общего пользования;

— организации социального обслуживания;

— объекты жилищного строительства

Как видно, категория иных объектов регионального значения наполняется содержанием на региональном уровне. Поэтому, вероятно, имеет место компетентное умолчание законодателя в части отсутствия определения иных объектов в федеральном законодательстве.

Второе, на что хотелось бы обратить внимание, это собственно сами расчетные показатели. Фактически ГрК РФ лишь предписывает регионам (и муниципалитетам) рассчитать минимальный уровень обеспеченности теми или иными объектами и максимально допустимый уровень территориальной доступности таких объектов, однако не устанавливает требования к таким расчетам. Кодекс предписывает учитывать при разработке нормативов различные программные документы и ряд объективных факторов (ст. ст. 29.3, 29.4), а также включать в нормативы обосновывающие расчеты материалы (ч. 5 комментируемой статьи). Тем не менее формулировка ГрК РФ не гарантирует разумности, достаточности и обоснованности параметров, закладываемых органами власти субъектов РФ или органами местного самоуправления в нормативы. Как будет показано ниже, в большей степени данный вопрос актуален именно для региональных нормативов, для расчетов показателей которых не установлено вообще никаких рамок, однако и для местных нормативов данная проблема не может считаться отсутствующей.

Примечательно, что данная проблема может оказаться разрешенной в рамках иных нормативных правовых актов (не ГрК РФ).

Так, в подп. «а» п. 1 перечня поручений Президента РФ N Пр-1441 Правительству РФ поручено разработать законопроект, устанавливающий критерии доступности населению услуг социальной сферы, в том числе в сфере образования, культуры, социального обслуживания, и требования к размещению соответствующих организаций. Во исполнение указанного поручения Правительством РФ подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части установления критериев доступности населению услуг в сфере культуры, образования и социального обслуживания» .
———————————
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: regulation.gov.ru/projects#npa=41583 (дата обращения: 28.02.2017).

Фактически критерии доступности в рамках вышеуказанного законопроекта будут выполнять функцию, аналогичную функции нормативов.

Рассмотрев общие требования к содержанию нормативов (как региональных, так и местных), обратимся к установленным комментируемой статьей отличиям, специфическим чертам в содержании региональных и местных нормативов.

2. Частью 2 комментируемой статьи ГрК РФ установлена диспозиционная норма о возможности включения в региональные нормативы:

1) предельных значений расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения для муниципальных образований, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ;

2) предельных значений расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципальных образований.

Фактически субъектам РФ дано право установить рамочные значения расчетных показателей, используемых в местных нормативах. Это частично снимает вышеуказанную проблему отсутствия каких бы то ни было требований (предельных значений) к расчетным показателям нормативов, по крайней мере в отношении местных нормативов. Как видно, данными полномочиями наделены субъекты РФ (а не федеральные органы власти).

При этом субъекты вправе (а не обязаны) устанавливать предельные значения расчетных показателей.

По мнению авторов, в данном случае также уместно говорить о дальнейшем развитии ч. 2 ст. 29.1 ГрК РФ, в которой устанавливается необходимость обеспечения систематизации нормативов. Если субъект РФ воспользуется своим правом и установит предусмотренные комментируемым положением предельные значения, то региональные и местные нормативы в еще большей степени будут выстраиваться в стройную иерархию нормативов.

Это интересно:  Статья 30.8 КоАП РФ. Оглашение решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Еще одним отличием в содержании региональных и местных нормативов является то, что местные нормативы разделяются соответственно на нормативы муниципального района и нормативы поселения, городского округа.

Данные подвиды нормативов несколько отличаются по перечню видов объектов местного значения, для которых устанавливаются расчетные показатели. Ниже приведена сравнительная таблица.

Сравнение состава сведений нормативов муниципального района

и нормативов поселения, городского округа

Объекты местного значения, для которых устанавливаются расчетные показатели в нормативах муниципального района

(п. 1 ч. 3 ст. 19 ГрК РФ)

Объекты местного значения, для которых устанавливаются расчетные показатели в нормативах поселения, городского округа

(п. 1 ч. 5 ст. 23 ГрК РФ)

электро- и газоснабжение поселений электро-, газоснабжение населения

— тепло-, водоснабжение населения, водоотведение

автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района автомобильные дороги местного значения

физическая культура и массовый спорт физическая культура и массовый спорт

обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа

иные области в связи с решением вопросов местного значения муниципального района иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа

Как видно из таблицы, отличия содержания нормативов муниципального района и нормативов поселения, городского округа не существенны, особенно с учетом того, что списки таких объектов в обоих случаях открытые.

При этом отдельно ГрК РФ в ч. 4 рассматриваемой статьи указывает на возможность установления в нормативах поселения и городского округа расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами благоустройства территории.

При этом важно подчеркнуть, что ни ГрК РФ, ни иные федеральные законы не содержат определения данного понятия. Определение данного термина содержится лишь в утратившем силу Приказе Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. N 613 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований».

Согласно данному Приказу объекты благоустройства территории — территории муниципального образования, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования, территории административных округов и районов городских округов, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории муниципального образования.

Под благоустройством территории данный Приказ понимает комплекс мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства.

Таким образом, можно заключить, что основным содержанием нормативов являются численные значения показателей обеспеченности населения различными социально важными объектами и показателей их территориальной удаленности. Такими объектами на практике являются школы, детские сады, поликлиники, парковки и пр. Нормативы устанавливаются как на региональном, так и на муниципальном уровне. При этом на региональном уровне могут быть установлены предельные значения для местных нормативов.

3. Теперь рассмотрим последнюю, пятую часть комментируемой статьи, в которой установлены требования к структуре нормативов. Согласно положениям данной части нормативы должны в обязательном порядке включать в себя:

1) основную часть;

2) материалы по обоснованию расчетных показателей, содержащихся в основной части нормативов градостроительного проектирования;

3) правила и область применения расчетных показателей, содержащихся в основной части нормативов градостроительного проектирования.

Прокомментируем каждый из указанных разделов.

Основная часть нормативов, как прямо указано в ГрК РФ, содержит собственно сами расчетные показатели и их значения. Так как сущность расчетных показателей уже была рассмотрена ранее (при анализе частей 1 — 4 данной статьи), их повторный анализ представляется нецелесообразным.

Материалы по обоснованию расчетных показателей, особенно с учетом вышеописанной проблемы отсутствия каких бы то ни было рамок и требований к ним, представляются наиболее особенно важной частью нормативов.

Однако ГрК РФ не определяет и никак не поясняет содержание материалов по обоснованию. В связи с этим можно говорить об отсутствии единообразного понимания содержания данных материалов, а в ряде случаев — фактическом пренебрежении требованиями об их наличии.

И.А. Ильенко и А.Ю. Побута обосновывают точку зрения о том, что фактическим обоснованием расчетов выступают указанные в ст. ст. 29.3 и 29.4 ГрК РФ обязательные к учету при разработке нормативов документы и факторы (в том числе природно-климатические условия, стратегии социально-экономического развития субъектов РФ, планы и программы комплексного социально-экономического развития и др.), а также иные нормативные и нормативно-правовые документы, в которых прямо указано на обязательность их учета при осуществлении градостроительной деятельности . Более подробно такие документы и их виды (ссылками на которые могут быть обоснованы расчеты) будут рассмотрены в комментарии к ст. 29.4 ГрК РФ. Рассмотрим, как данный подход реально применяется на практике.
———————————
См.: Ильенко И.А., Побута А.Ю. Дискуссия по разработке региональных и местных нормативов градостроительного проектирования // Вестник института законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского. 2014. N 5 — 6 (32). С. 9 — 17.

В нормативах Московской области материалы по обоснованию лишь отчасти обосновываются ссылками на установленные иными нормативными документами параметры.

Так, материалы по обоснованию расчетных показателей интенсивности использования производственных территорий в населенных пунктах, материалы по обоснованию расчетных показателей допустимой пешеходной и транспортной доступности объектов социального и культурного обслуживания в нормативах Московской области действительно обоснованы исключительно ссылками на СНиП, СП, ТСН и иные нормативные документы.

Вместе с тем ряд материалов по обоснованию отдельных расчетных показателей представляет собой описание специально разработанных формул, использующих статистические и иные данные. К примеру, материалы по обоснованию расчетных показателей интенсивности использования жилых территорий в населенных пунктах и плотности населения на жилых территориях в нормативах Московской области содержат формулы расчета обязательных к применению коэффициентов на основе данных об этажности, плотности застройки, количестве жителей домов и пр.

В нормативах Саратовской области (утв. Постановлением Правительства Саратовской области от 14 июня 2007 г. N 230-п «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Саратовской области») материалы по обоснованию не выделены в качестве отдельного раздела, а подавляющее большинство расчетных показателей приведены без какого-либо обоснования. Нормативы содержат в качестве приложения перечень законодательных и нормативных документов, использованных при подготовке нормативов, в котором указаны различные СНиП, СП и прочие нормативные документы. Однако проследить связь и выявить реальную обоснованность расчетных показателей при таком подходе разработчиков нормативов к представлению материалов по обоснованию представляется крайне затруднительным без проведения серьезной экспертизы нормативов. Данный подход в значительной степени снижает прозрачность и степень доверия населения и бизнеса к таким нормативам, однако может быть оспорен с невысокой долей вероятности ввиду отсутствия четких требований в ГрК РФ к материалам по обоснованию.

Правила и область применения расчетных показателей, содержащихся в основной части нормативов градостроительного проектирования, также фактически не раскрыты в ГрК РФ.

Представляется, что исполнение требований ГрК РФ об указании в нормативах правил и области применения расчетных показателей как минимум должно содержать указание:

1) на предмет нормирования (например, в нормативах Саратовской области указано, что объектами градостроительного нормирования на территории поселения являются функционально-планировочные образования, сеть учреждений и предприятий общественного обслуживания, территории улично-дорожной сети, транспортной и инженерной инфраструктуры);

2) виды градостроительной деятельности, в т.ч. виды принимаемых решений в области градостроительной деятельности, которые регулируются нормативами (например, в нормативах Московской области указано, что нормативы применяются при подготовке, согласовании, утверждении схемы территориального планирования Московской области, внесении в нее изменений, подготовке, согласовании, утверждении схем территориального планирования муниципальных районов Московской области, внесении в них изменений и пр.);

3) субъекты, на которых распространяются требования нормативов (например, в нормативах Московской области указано, что нормативы являются обязательными для всех субъектов градостроительной деятельности).

При этом данный перечень, по мнению автора, является открытым, и в ряде субъектов РФ в него могут быть включены иные положения, связанные с порядком и областью применения нормативов.

Таким образом, можно подытожить, что описание структуры нормативов приведено в ГрК РФ лишь рамочно. Фактически принятие решения о реальной структуре нормативов отдано на уровень субъектов РФ и муниципалитетов. Как было показано на примерах, в ряде случаев это приводит к фактическому игнорированию сути отдельных разделов в структуре нормативов, что существенно снижает прозрачность и возможность понимания обоснованности нормативов.

Статья 29.2. Градостроительного кодекса РФ. Содержание нормативов градостроительного проектирования

1. Региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения, относящимися к областям, указанным в части 3 статьи 14 настоящего Кодекса, иными объектами регионального значения населения субъекта Российской Федерации и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъекта Российской Федерации.

2. Региональные нормативы градостроительного проектирования могут устанавливать предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения, предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи, населения муниципального образования и предельные значения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципальных образований.

3. Нормативы градостроительного проектирования муниципального района устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения муниципального района, относящимися к областям, указанным в пункте 1 части 3 статьи 19 настоящего Кодекса, иными объектами местного значения муниципального района населения муниципального района и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципального района.

4. Нормативы градостроительного проектирования поселения, городского округа устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения поселения, городского округа, относящимися к областям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса, объектами благоустройства территории, иными объектами местного значения поселения, городского округа населения поселения, городского округа и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения поселения, городского округа.

5. Нормативы градостроительного проектирования включают в себя:

  • основную часть (расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами, предусмотренными частями 1, 3 и 4 настоящей статьи, населения субъекта Российской Федерации, муниципального образования и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъекта Российской Федерации, муниципального образования);
  • материалы по обоснованию расчетных показателей, содержащихся в основной части нормативов градостроительного проектирования;
  • правила и область применения расчетных показателей, содержащихся в основной части нормативов градостроительного проектирования.

Если у Вас остались вопросы, то обратитесь за консультацией к нашим юристам.

Для того что бы понять, как действовать в вашем случае, пожалуйста заполните форму обратной. Кратко опишите Вашу ситуацию укажите Ваше Имя город и номер телефона отправьте заявку и получите консультацию в течении 10 минут.

Статья 29.2 (ГрК РФ) Градостроительного кодекса РФ. Содержание нормативов градостроительного проектирования

1. Региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения, относящимися к областям, указанным в части 3 статьи 14 настоящего Кодекса, иными объектами регионального значения населения субъекта Российской Федерации и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъекта Российской Федерации.

2. Региональные нормативы градостроительного проектирования могут устанавливать предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения, предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи, населения муниципального образования и предельные значения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципальных образований.

Это интересно:  Статья 11 закона о защите конкуренции № 135-ФЗ

3. Нормативы градостроительного проектирования муниципального района устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения муниципального района, относящимися к областям, указанным в пункте 1 части 3 статьи 19 настоящего Кодекса, иными объектами местного значения муниципального района населения муниципального района и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципального района.

4. Нормативы градостроительного проектирования поселения, городского округа устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения поселения, городского округа, относящимися к областям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса, объектами благоустройства территории, иными объектами местного значения поселения, городского округа населения поселения, городского округа и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения поселения, городского округа.

5. Нормативы градостроительного проектирования включают в себя:

1) основную часть (расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами, предусмотренными частями 1, 3 и 4 настоящей статьи, населения субъекта Российской Федерации, муниципального образования и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъекта Российской Федерации, муниципального образования);

2) материалы по обоснованию расчетных показателей, содержащихся в основной части нормативов градостроительного проектирования;

3) правила и область применения расчетных показателей, содержащихся в основной части нормативов градостроительного проектирования.

Изменения — (ГрК РФ) Градостроительный кодекс РФ

Редакция от 24.11.2014

(вступающая в силу с 01.03.2015)

Редакция от 24.11.2014

(вступающая в силу с 22.01.2015)

Изменение пункта 1 части 4 статья 36. || Изменение части 10 статьи 45. || Дополнение статьи 48 частью 15.1. || Изменение части 6 статьи 49. || Изменение части 4 статьи 51. || Пункт 5 пункт 1 статьи 51 — исключен. || Дополнение статьи 51 частью 5.1. || Изменение абзаца первого части 6 статья 51. || Дополнение части 7 статьи 51 пунктом 8. || Пункт 2 части 1 статьи 54 — изложен в новой редакции. || Изменение части 7 статьи 54. || Дополнение части 3 статьи 55 пунктом 11. || Дополнение статьи 55 частью 11.2.

Редакция от 24.11.2014

Редакция от 22.10.2014

(вступающая в силу с 15.11.2014)

Изменение части 1 статьи 32. || Дополнение статьи 63 частью 4.1.

Редакция от 22.10.2014

Изменение части 8 статьи 55.16. || Изменение части 4.1 статьи 55.18. || Часть 2 статьи 55.20 — изложена в новой редакции. || Часть 2.1 статья 55.20 — изложена в новой редакции. || Изменение части 5 статьи 55.20. || Изменение части 5.2 статьи 55.20. || Изменение пункта 6 части 8 статьи 55.20. || Изменение части 1 статьи 55.21. || Пункт 2.1 части 3 статьи 55.21 — изложен в новой редакции. || Дополнение статьи 55.21 частью 5. || Изменение пункта 2 части 5 статьи 60. || Дополнение части 5 статьи 60 пунктом 2.1. || Изменение пункта 1 части 11 статьи 60. || Дополнение части 11 статьи 60 пунктом 1.1.

Редакция от 21.07.2014

Дополнение статьями 46.5 — 46.8. || Дополнение главой 6.3.

Редакция от 28.06.2014

Изменение пункта 9 части 1 статьи 48.1. || Изменение наименования статьи 49. || Изменение части 6 статьи 49. || Изменение абзаца первого части 6.1 статьи 49. || Изменение пункта 1 части 6.1 статьи 49. || Изменение части 6.3 статьи 49.

Редакция от 05.05.2014

Редакция от 20.04.2014

Дополнение статьи 2 пунктом 10.1. || Абзац первый статьи 6 — изложен в новой редакции. || Дополнение статьи 6 подпунктом 7.4. || Дополнение статьи 6 частями 2 — 3.

Редакция от 02.04.2014

Изменение части 1 статьи 48. || Изменение пункта 6 части 7 статьи 51. || Дополнение части 7 статьи 51 пунктом 6.2.

Редакция от 28.12.2013

Изменение пункта 16 статьи 1. || Часть 8 статьи 45 — изложена в новой редакции. || Изменение части 1 статьи 48. || Дополнение части 7 статьи 51 пунктом 1.1. || Дополнение части 7 статьи 51 пунктом 6.1. || Изменение части 20 статьи 51. || Дополнение пункта 2 части 5 статьи 54 подпунктом «в».

Редакция от 21.10.2013

(вступающая в силу с 05.12.2013)

Редакция от 21.10.2013

Изменение пункта 4 статьи 1.

Редакция от 23.07.2013

(вступающая в силу с 01.09.2013)

Изменение пункта 4 части 1 статьи 10. || Изменение части 3 статьи 35. || Изменение части 5 статьи 35. || Изменение пункта 1 части 1 статьи 49.1. || Изменение подпункта «б» пункта 1 части 6 статьи 55.5. || Пункт 1 части 8 статьи 55.5 — изложен в новой редакции. || Изменение пункта 2 части 8 статьи 55.5. || Изменение пункта 3 части 8 статьи 55.5. || Изменение пункта 1 части 8.1 статьи 55.5. || Изменение пункта 2 части 8.1 статьи 55.5. || Изменение пункта 3 части 8.1 статьи 55.5. || Изменение пункта 1 части 8.2 статьи 55.5. || Изменение пункта 2 части 8.2 статьи 55.5.

Градостроительный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 19 декабря 2016 года). _Текст. Градостроительный кодекс Российской Федерации (с изменениями на. Кодекс российской федерации (с изменениями на 19 декбря 2016 года)

Глава 3_1. Нормативы градостроительного проектирования

(Глава дополнительно включена Федеральный закон от 5 мая 2014 года N 131-ФЗ)

Статья 29_1. Нормативы градостроительного проектирования

1. Нормативы градостроительного проектирования подразделяются на:
1) региональные нормативы градостроительного проектирования;
2) местные нормативы градостроительного проектирования, которые включают в себя:
а) нормативы градостроительного проектирования муниципального района;
б) нормативы градостроительного проектирования поселения;
в) нормативы градостроительного проектирования городского округа.
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают систематизацию нормативов градостроительного проектирования по видам объектов регионального значения и объектов местного значения в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Комментарий к статье 29_1

Статья 29_2. Содержание нормативов градостроительного проектирования

1. Региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения, относящимися к областям, указанным в части 3 статьи 14 настоящего Кодекса, иными объектами регионального значения населения субъекта Российской Федерации и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъекта Российской Федерации.
2. Региональные нормативы градостроительного проектирования могут устанавливать предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения, предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи, населения муниципального образования и предельные значения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципальных образований.
3. Нормативы градостроительного проектирования муниципального района устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения муниципального района, относящимися к областям, указанным в пункте 1 части 3 статьи 19 настоящего Кодекса, иными объектами местного значения муниципального района населения муниципального района и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципального района.
4. Нормативы градостроительного проектирования поселения, городского округа устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения поселения, городского округа, относящимися к областям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса, объектами благоустройства территории, иными объектами местного значения поселения, городского округа населения поселения, городского округа и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения поселения, городского округа.
5. Нормативы градостроительного проектирования включают в себя:
1) основную часть (расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами, предусмотренными частями 1, 3 и 4 настоящей статьи, населения субъекта Российской Федерации, муниципального образования и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъекта Российской Федерации, муниципального образования);
2) материалы по обоснованию расчетных показателей, содержащихся в основной части нормативов градостроительного проектирования;
3) правила и область применения расчетных показателей, содержащихся в основной части нормативов градостроительного проектирования.
Комментарий к статье 29_2

Статья 29_3. Подготовка и утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования

1. Региональные нормативы градостроительного проектирования и внесенные изменения в региональные нормативы градостроительного проектирования утверждаются исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
2. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения населения субъекта Российской Федерации и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъекта Российской Федерации могут быть утверждены в отношении одного или нескольких видов объектов, указанных в части 1 статьи 29_2 настоящего Кодекса.
3. Подготовка региональных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом:
1) административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации;
2) социально-демографического состава и плотности населения муниципальных образований на территориях, расположенных в границах субъекта Российской Федерации;
3) природно-климатических условий субъекта Российской Федерации;
4) стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
5) программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
6) прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
7) предложений органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных в границах субъекта Российской Федерации, и заинтересованных лиц.
4. Проект региональных нормативов градостроительного проектирования подлежит размещению на официальном сайте субъекта Российской Федерации в сети Интернет» (при наличии официального сайта субъекта Российской Федерации) не менее чем за два месяца до их утверждения.
5. Утвержденные региональные нормативы градостроительного проектирования подлежат опубликованию в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также размещению в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в срок, не превышающий пяти дней со дня утверждения указанных нормативов.
6. Порядок подготовки, утверждения и изменения региональных нормативов градостроительного проектирования устанавливается законом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящего Кодекса.
Комментарий к статье 29_3

Статья 29_4. Подготовка и утверждение местных нормативов градостроительного проектирования

1. Местные нормативы градостроительного проектирования и внесенные изменения в местные нормативы градостроительного проектирования утверждаются представительным органом местного самоуправления.
2. В случае, если в региональных нормативах градостроительного проектирования установлены предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения, предусмотренными частями 3 и 4 статьи 29_2 настоящего Кодекса, населения муниципальных образований, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности такими объектами населения муниципальных образований, устанавливаемые местными нормативами градостроительного проектирования, не могут быть ниже этих предельных значений.
3. В случае, если в региональных нормативах градостроительного проектирования установлены предельные значения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов местного значения, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 29_2 настоящего Кодекса, для населения муниципальных образований, расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципальных образований не могут превышать эти предельные значения.
4. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения муниципального района, поселения, городского округа населения данных муниципальных образований и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципального района, поселения, городского округа могут быть утверждены в отношении одного или нескольких видов объектов, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 29_2 настоящего Кодекса.
5. Подготовка местных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом:
1) социально-демографического состава и плотности населения на территории муниципального образования;
2) планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования;
3) предложений органов местного самоуправления и заинтересованных лиц.
6. Проект местных нормативов градостроительного проектирования подлежит размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» (при наличии официального сайта муниципального образования) и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за два месяца до их утверждения.
7. Утвержденные местные нормативы градостроительного проектирования подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в срок, не превышающий пяти дней со дня утверждения указанных нормативов.
8. Порядок подготовки, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования и внесения изменений в них устанавливается муниципальными правовыми актами с учетом положений настоящего Кодекса.
Комментарий к статье 29_4

Это интересно:  Статья 189 КАС РФ. Отсрочка или рассрочка исполнения решения суда, изменение способа и порядка исполнения решения суда

Глава 4. Градостроительное зонирование
Статья 30. Правила землепользования и застройки

1. Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:
1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.*30.1.4)
2. Правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
3. Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения:
1) о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления;
2) об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами;*30.3.2)
3) о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления;
4) о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки;
5) о внесении изменений в правила землепользования и застройки;
6) о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.
4. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
5. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Границы указанных зон и территорий могут отображаться на отдельных картах. *30.5)

(Часть в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2015 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 459-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

5_1. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке устанавливаются территории, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, в случае планирования осуществления такой деятельности. Границы таких территорий устанавливаются по границам одной или нескольких территориальных зон и могут отображаться на отдельной карте.

(Часть дополнительно включена с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 373-ФЗ)
6. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;*30.6.1)
2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;*30.6.2)
3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;*30.6.3)

4) расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.

(Пункт дополнительно включен с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 373-ФЗ)
Комментарий к статье 30

Статья 31. Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки

1. Подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.
2. Применительно к межселенным территориям подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться в случае планирования застройки таких территорий.
3. Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
3_1. При подготовке правил землепользования и застройки в части установления границ территориальных зон и градостроительных регламентов должна быть обеспечена возможность размещения на территориях поселения, городского округа предусмотренных документами территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов).

(Часть дополнительно включена с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 373-ФЗ)

4. Применительно к части территории поселения или городского округа подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться при отсутствии генерального плана поселения или генерального плана городского округа.
5. Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.
6. Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее — комиссия).
7. Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 210-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).
8. В указанном в части 7 настоящей статьи сообщении о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки указываются:
1) состав и порядок деятельности комиссии;
2) последовательность градостроительного зонирования применительно к территориям поселения, городского округа или межселенным территориям либо применительно к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа);
3) порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта правил землепользования и застройки;
4) порядок направления в комиссию предложений заинтересованных лиц по подготовке проекта правил землепользования и застройки;
5) иные вопросы организации работ.
8_1. Проект правил землепользования и застройки, подготовленный применительно к территории исторического поселения федерального значения или к территории исторического поселения регионального значения, подлежит согласованию соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

(Часть дополнительно включена с 24 ноября 2012 года Федеральным законом от 12 ноября 2012 года N 179-ФЗ)
9. Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
10. По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку.
11. Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
12. Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.
13. Продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта.
14. В случае подготовки правил землепользования и застройки применительно к части территории поселения или городского округа публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах указанной части территории поселения или городского округа. В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент. В этих случаях срок проведения публичных слушаний не может быть более чем один месяц (часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).
15. После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.
16. Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
17. Требования к составу и порядку деятельности комиссии устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

Статья написана по материалам сайтов: www.xn--f1aismi.xn--p1ai, stgrkrf.ru, consultant-mos.ru, city-advokat.ru, ocherk.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector