+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Статья 29.3 закона № 35-ФЗ. Лицензирование энергосбытовой деятельности

Статья 29.1. Федеральный государственный энергетический надзор

1. Под федеральным государственным энергетическим надзором в сфере электроэнергетики понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии требований по безопасному ведению работ на объектах электроэнергетики, требований к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики, в том числе особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области электроэнергетики (далее — обязательные требования), а также правилами по охране труда, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших такие требования лиц к ответственности, и деятельность указанных уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии.

Федеральный государственный энергетический надзор не осуществляется в отношении деятельности потребителей электрической энергии, связанной с эксплуатацией энергопринимающих устройств, использующихся для бытовых нужд, а также других энергопринимающих устройств, суммарная максимальная мощность которых не превышает 150 киловатт с номинальным напряжением до 1000 вольт и которые присоединены к одному источнику электроснабжения.

2. Федеральный государственный энергетический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2.1. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области федерального государственного энергетического надзора могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

3. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного энергетического надзора, организацией и проведением проверок субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Статья 29.3. Лицензирование энергосбытовой деятельности

Ст. ФЗ «Об электроэнергетике» (35-ФЗ) в последней действующей редакции от 29 декабря 2017 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 29.3. Лицензирование энергосбытовой деятельности

1. Лицензирование энергосбытовой деятельности осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о лицензировании энергосбытовой деятельности, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Лицензирование не осуществляется в отношении энергосбытовой деятельности производителей электрической энергии (мощности) по продаже электрической энергии (мощности), произведённой на объектах по производству электрической энергии, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании указанным производителям электрической энергии (мощности), в каждом из следующих случаев:

  • при продаже произведённой электрической энергии (мощности) только гарантирующему поставщику, энергоснабжающей организации, энергосбытовой организации и (или) другому производителю электрической энергии (мощности);
  • при продаже электрической энергии (мощности), произведённой на принадлежащих производителю электрической энергии (мощности) на праве собственности или ином законном основании квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа, только сетевым организациям в целях компенсации потерь электрической энергии в электрических сетях;
  • при продаже электрической энергии (мощности) в объеме, не превышающем объема электрической энергии (мощности), произведённой на принадлежащих производителю электрической энергии (мощности) на праве собственности или ином законном основании объектах по производству электрической энергии.

2. Положением о лицензировании энергосбытовой деятельности предусматриваются, в частности:

  • лицензионные требования к осуществлению энергосбытовой деятельности;
  • правила предоставления, переоформления лицензии и прекращения действия лицензии, в том числе порядок принятия решений о прекращении действия лицензии с учётом рекомендаций комиссии по вопросам лицензирования энергосбытовой деятельности, а также правила предоставления дубликата лицензии;
  • порядок организации и осуществления лицензионного контроля, в том числе перечень грубых нарушений лицензионных требований, порядок осуществления мероприятий по контролю за соблюдением лицензионных требований без взаимодействия с лицензиатом посредством анализа документов и информации, представляемых лицензиатом лицензирующему органу;
  • перечень документов и (или) информации, подлежащих представлению лицензирующему органу соискателем лицензии, лицензиатом, и порядок их представления;
  • правила создания и деятельности комиссии по вопросам лицензирования энергосбытовой деятельности;
  • порядок ведения сводного федерального реестра лицензий на осуществление энергосбытовой деятельности (далее — сводный федеральный реестр лицензий), в том числе перечень сведений, подлежащих включению в этот реестр.

3. Осуществление энергосбытовой деятельности допускается только на основании лицензии, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Соответствие юридического лица, которое намерено получить лицензию (далее — соискатель лицензии), лицензионным требованиям к осуществлению энергосбытовой деятельности является необходимым условием предоставления лицензии. Соблюдение лицензионных требований юридическим лицом, которому предоставлена лицензия (далее — лицензиат), обязательно при осуществлении энергосбытовой деятельности.

4. Лицензионными требованиями к осуществлению энергосбытовой деятельности (далее — лицензионные требования) являются следующие требования:

  • соискатель лицензии, лицензиат зарегистрированы в качестве юридического лица на территории Российской Федерации;
  • лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа соискателя лицензии, лицензиата, и (или) лицо, входящее в состав коллегиального органа управления соискателя лицензии, лицензиата, не имеют неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики;
  • лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа соискателя лицензии, лицензиата, и (или) лицо, входящее в состав коллегиального органа управления соискателя лицензии, лицензиата, не подвергнуты административному наказанию за повторное совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 14.31, 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию за указанные административные правонарушения;
  • в сводном федеральном реестре лицензий в отношении соискателя лицензии отсутствуют внесенные за три года, предшествующие дате получения лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии, сведения о прекращении действия лицензии по основаниям, указанным в абзацах седьмом — двенадцатом пункта 5 статьи 29.4 настоящего Федерального закона;
  • в едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют сведения о нахождении лицензиата, соискателя лицензии в процессе ликвидации;
  • в отношении соискателя лицензии не введена какая-либо из процедур банкротства;
  • в отношении лицензиата не введена процедура конкурсного производства;
  • в отношении соискателя лицензии, лицензиата отсутствует обязанность по реализации только на оптовом рынке всей электрической энергии (мощности), производимой с использованием объекта (части объекта) по производству электрической энергии (мощности), в том числе электростанции, который функционирует в составе Единой энергетической системы России, установленная генерирующая мощность которого равна или превышает 25 МВт и который соответственно будет использоваться или используется при осуществлении энергосбытовой деятельности;
  • соискатель лицензии, лицензиат соответствуют предусмотренным положением о лицензировании энергосбытовой деятельности лицензионным требованиям о выполнении показателей финансового состояния и финансовой дисциплины, в том числе отражающих оборачиваемость кредиторской задолженности соискателя лицензии, лицензиата по оплате услуг по передаче электрической энергии, оборачиваемость общей кредиторской задолженности соискателя лицензии, лицензиата, долю просроченной кредиторской задолженности соискателя лицензии, лицензиата в общей кредиторской задолженности соискателя лицензии, лицензиата;
  • соискатель лицензии, лицензиат соответствуют предусмотренным положением о лицензировании энергосбытовой деятельности лицензионным требованиям к организации обслуживания потребителей электрической энергии, в том числе к организации очного и (или) заочного обслуживания потребителей электрической энергии.

Лицензионные требования, предусмотренные абзацами десятым и одиннадцатым настоящего пункта, могут быть различными для соискателей лицензии, лицензиатов, в том числе в зависимости от их правового статуса (гарантирующий поставщик, производитель электрической энергии (мощности), энергосбытовая организация), а также в зависимости от категории потребителей, в отношении которых планируется осуществлять энергосбытовую деятельность или в отношении которых осуществляется энергосбытовая деятельность (население и приравненные к нему категории потребителей электрической энергии, прочие потребители электрической энергии), и от территории, на которой планируется осуществлять энергосбытовую деятельность или на которой осуществляется энергосбытовая деятельность (в пределах Единой энергетической системы России или на территориях, технологическое соединение которых с Единой энергетической системой России отсутствует).

При получении лицензии территориальной сетевой организацией для целей исполнения функций гарантирующего поставщика, а также после получения указанной лицензии и до даты присвоения ей статуса гарантирующего поставщика такая территориальная сетевая организация должна соответствовать лицензионным требованиям, которые предусмотрены абзацами вторым — четвертым, шестым — восьмым настоящего пункта. С даты присвоения указанной территориальной сетевой организации статуса гарантирующего поставщика такая территориальная сетевая организация должна соответствовать в том числе лицензионным требованиям, которые предусмотрены абзацами десятым и одиннадцатым настоящего пункта и которые могут быть отличными от лицензионных требований, установленных для других лицензиатов.

Это интересно:  Статья 140 ГПК РФ. Меры по обеспечению иска

В случае прекращения действия лицензии, ранее предоставленной юридическому лицу, осуществлявшему энергосбытовую деятельность одновременно в пределах Единой энергетической системы России и на территориях, технологическое соединение которых с Единой энергетической системой России отсутствует, по основаниям, указанным в абзацах седьмом — двенадцатом пункта 5 статьи 29.4 настоящего Федерального закона, указанное юридическое лицо вправе получить лицензию исключительно для осуществления энергосбытовой деятельности на территориях, технологическое соединение которых с Единой энергетической системой России отсутствует, при соблюдении лицензионных требований, которые предусмотрены абзацами вторым — четвертым, шестым — одиннадцатым настоящего пункта. Осуществление энергосбытовой деятельности указанным юридическим лицом в пределах Единой энергетической системы России на основании предоставленной ему лицензии не допускается до даты истечения трёх лет с даты внесения в сводный федеральный реестр лицензий соответствующих сведений о прекращении действия лицензии по основаниям, указанным в абзацах седьмом — двенадцатом пункта 5 статьи 29.4 настоящего Федерального закона.

5. В срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня получения надлежащим образом оформленных заявления о предоставлении лицензии и всех прилагаемых к нему документов, соответствующих требованиям, установленным положением о лицензировании энергосбытовой деятельности, лицензирующий орган осуществляет документарную проверку выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии.

Основанием для принятия решения об отказе в предоставлении лицензии является:

  • несоответствие соискателя лицензии одному или нескольким лицензионным требованиям;
  • наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) документах, подлежащих представлению для получения лицензии, недостоверной или искаженной информации.

В случае принятия решения о предоставлении лицензии лицензирующий орган предоставляет соискателю лицензии лицензию и вносит соответствующую запись в сводный федеральный реестр лицензий не позднее чем в течение трёх рабочих дней со дня принятия указанного решения. Лицензия предоставляется без ограничения срока её действия.

6. В случае утраты лицензии или её порчи лицензиат вправе обратиться в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении дубликата лицензии. В случае порчи лицензии к заявлению о предоставлении дубликата лицензии прилагается испорченный бланк лицензии.

7. Лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации лицензиата в форме преобразования, слияния или присоединения к другому юридическому лицу, изменения его наименования, адреса и (или) места нахождения.

Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы, соответствующие требованиям, установленным положением о лицензировании энергосбытовой деятельности, представляются в лицензирующий орган в сроки, установленные положением о лицензировании энергосбытовой деятельности. При переоформлении лицензии в случаях реорганизации лицензиата в форме слияния или присоединения к другому юридическому лицу документы, прилагаемые к заявлению о переоформлении лицензии, должны содержать сведения, необходимые для осуществления проверки выполнения правопреемником лицензиата лицензионных требований.

В срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня получения надлежащим образом оформленного заявления о переоформлении лицензии и всех прилагаемых к нему документов, соответствующих требованиям, установленным положением о лицензировании энергосбытовой деятельности, лицензирующий орган осуществляет проверку достоверности содержащихся в указанном заявлении и прилагаемых к нему документах сведений, а в случае переоформления лицензии в связи с реорганизацией лицензиата в форме слияния или присоединения к другому юридическому лицу также проводит документарную проверку соответствия правопреемника лицензиата лицензионным требованиям. По результатам рассмотрения заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов лицензирующий орган принимает решение о переоформлении лицензии или об отказе в её переоформлении.

Лицензирующий орган принимает решение об отказе в переоформлении лицензии при наличии указанных в пункте 5 настоящей статьи оснований для принятия решения об отказе в предоставлении лицензии. В случае принятия лицензирующим органом решения об отказе в переоформлении лицензии, а также в случае непредставления лицензирующему органу в сроки, установленные положением о лицензировании энергосбытовой деятельности, заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов, соответствующих требованиям, установленным положением о лицензировании энергосбытовой деятельности, действие ранее предоставленной лицензии прекращается с даты, указанной в абзаце первом пункта 7 статьи 29.4 настоящего Федерального закона.

При возникновении оснований для переоформления лицензии лицензиат или его правопреемник вправе осуществлять энергосбытовую деятельность на основании ранее предоставленной лицензии до даты переоформления данной лицензии либо до даты её прекращения в соответствии с абзацем четвертым настоящего пункта.

Положением о лицензировании энергосбытовой деятельности могут быть предусмотрены особенности переоформления лицензий, предоставленных территориальным сетевым организациям, выполняющим функции гарантирующего поставщика, и гарантирующим поставщикам, производителям электрической энергии (мощности), энергосбытовым организациям, осуществляющим энергосбытовую деятельность на территориях, технологическое соединение которых с Единой энергетической системой России отсутствует.

8. Соискатель лицензии, лицензиат вправе направить в лицензирующий орган соответственно заявление о предоставлении лицензии, заявление о переоформлении лицензии, заявление о прекращении действия лицензии и прилагаемые к таким заявлениям документы в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью соответственно соискателя лицензии, лицензиата.

В случае, если в заявлении о предоставлении лицензии, заявлении о переоформлении лицензии указывается соответственно на необходимость предоставления лицензии, предоставления переоформленной лицензии в форме электронного документа, лицензирующий орган направляет соответственно соискателю лицензии, лицензиату в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа, копию описи полученных документов с отметкой о дате их приема, а в случае выявления несоответствия полученных документов установленным положением о лицензировании энергосбытовой деятельности требованиям к составу и оформлению представляемых документов — уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, способом, обеспечивающим подтверждение доставки таких копии описи, уведомления и их получения соискателем лицензии, лицензиатом.

В случае, если в заявлении о предоставлении лицензии, заявлении о переоформлении лицензии указывается соответственно на необходимость предоставления лицензии, предоставления переоформленной лицензии в форме электронного документа, лицензирующим органом направляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа, соответственно соискателю лицензии, лицензиату лицензия, переоформленная лицензия или уведомление об отказе в предоставлении лицензии, об отказе в переоформлении лицензии.

9. За предоставление лицензии, переоформление лицензии, выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размере и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 декабря 2017 года №451-ФЗ

О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности

Принят Государственной Думой 22 декабря 2017 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2017 года

Внести в Федеральный закон от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, №13, ст. 1177; 2004, №35, ст. 3607; 2005, №1, ст. 37; 2007, №45, ст. 5427; 2008, №29, ст. 3418; №52, ст. 6236; 2009, №48, ст. 5711; 2010, №31, ст. 4156, 4157, 4158, 4160; 2011, №1, ст. 13; №23, ст. 3263; №30, ст. 4590, 4596; №50, ст. 7336, 7343; 2012, №26, ст. 3446; №27, ст. 3587; №53, ст. 7616; 2013, №45, ст. 5797; №48, ст. 6165; 2014, №16, ст. 1840; №30, ст. 4218; №42, ст. 5615; 2015, №1, ст. 19; №29, ст. 4350, 4359; №45, ст. 6208; 2016, №1, ст. 70; №14, ст. 1904; №18, ст. 2508; №26, ст. 3865; №27, ст. 4201; 2017, №1, ст. 49; №27, ст. 3926; №31, ст. 4822) следующие изменения:

а) абзац шестнадцатый изложить в следующей редакции:

«энергосбытовые организации — организации, осуществляющие энергосбытовую деятельность;»;

б) абзац двадцать девятый изложить в следующей редакции:

«гарантирующий поставщик электрической энергии (далее — гарантирующий поставщик) — коммерческая организация, которой в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен статус гарантирующего поставщика, которая осуществляет энергосбытовую деятельность и обязана в соответствии с настоящим Федеральным законом заключить договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от своего имени или от имени потребителя электрической энергии и в интересах указанного потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию;»;

в) дополнить абзацами следующего содержания:

«энергосбытовая деятельность — деятельность по продаже произведенной и (или) приобретенной электрической энергии, осуществляемая на розничных рынках в пределах Единой энергетической системы России и на территориях, технологическое соединение которых с Единой энергетической системой России отсутствует;

лицензирование энергосбытовой деятельности — деятельность федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление лицензирования энергосбытовой деятельности (далее — лицензирующий орган), по предоставлению, переоформлению лицензий, осуществлению лицензионного контроля, прекращению действия лицензий, формированию и ведению сводного федерального реестра лицензий на осуществление энергосбытовой деятельности, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования энергосбытовой деятельности;

Это интересно:  Статья 1441 ГК РФ. Признание патента на селекционное достижение недействительным

лицензия на осуществление энергосбытовой деятельности (далее — лицензия) — специальное разрешение на право осуществления энергосбытовой деятельности, которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.»;

2) пункт 2 статьи 20 дополнить абзацем следующего содержания:

«лицензирование энергосбытовой деятельности.»;

дополнить новым абзацем сорок четвертым следующего содержания:

«утверждает положение о лицензировании энергосбытовой деятельности.»;

абзац сорок четвертый считать абзацем сорок пятым;

дополнить новым абзацем сорок шестым следующего содержания:

«лицензирование энергосбытовой деятельности.»;

абзац сорок шестой считать абзацем сорок седьмым;

в) в абзаце седьмом пункта 3 слова «, законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности» исключить;

4) главу 5 дополнить статьями 29.3 — 29.5 следующего содержания:

«Статья 29.3. Лицензирование энергосбытовой деятельности

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ЭНЕРГОСБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

студент магистратуры, кафедра региональной экономики и управления МИЭМИС, АГУ,

  • Государственная дума РФ в конце 2017 года приняла закон об обязательном лицензировании энергосбытовой деятельности. До конца текущего года получить лицензию требуется всем игрокам сбытового рынка электроэнергии. Множество аналитических статей с критикой в адрес рассматриваемого закона не раскрывает конечного выгодоприобретателя новой модели регулирования. Для того чтобы понять, кто является конечным бенефициаром по мнению законодателя, необходимо провести анализ текста закона.

Федеральный закон от 29.12.2017 №451-ФЗ изменяет ряд нормативных документов, таких как ФЗ «Об электроэнергетике», ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», КоАП РФ [1]. У авторов статей к закону есть как концептуальные замечания, так и замечания к порядку регулирования. Статьей 1 рассматриваемого закона вносятся изменения в ФЗ «Об электроэнергетике» [4]. Уточняются основные определения основных терминов, таких как энергосбытовая деятельность и ее лицензирование, гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация и т.д. Закон указывает также на те виды деятельности, которые не будут подвергнуты лицензированию. Логика простая: если хочешь торговать электрической энергией на РРЭМ, то получай лицензию. Но данная логика может показаться странной, если за лицензией придет территориальная сетевая компания, которой ст. 6 Федерального закона от 26.03.03 № 36-ФЗ запрещено заниматься сбытом электрической энергии [3].

Конечно, основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии позволяют осуществлять деятельность по сбыту электрической энергии на РРЭМ сетевым компаниям, но это исключение из правил, и только на период отсутствия гарантирующего поставщика на какой-либо территории.

Если предположить, что сетевые организации получают лицензии до момента выбора нового гарантирующего поставщика в порядке, определенном главой XI Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, то в таком случае необходимо указать, что такой вид лицензии является срочным. В законе такого указания нет. Полагаю, что это не случайно.

Негативным моментом, помимо этого, является предоставление права принятия решения о прекращении лицензии органу исполнительной власти, который и осуществляет лицензирование. Такой подход нельзя назвать сбалансированным в сравнении с порядком, закрепленным в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», поскольку существующий порядок предполагает принятие решения о прекращении лицензии по решению суда [2].

Второй негативный момент кроется в основаниях для прекращения действия лицензии. Закон называет следующие снования:

a) при получении от лицензиата заявления о прекращении энергосбытовой деятельности;

б) при ведении в отношении лицензиата процедуры конкурсного производства;

в) при принятии лицензирующим органом решения об отказе в переоформлении лицензии либо непредставлении лицензиатом или его правопреемником в срок заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов, соответствующих требованиям, установленным положением о лицензировании энергосбытовой деятельности;

г) при установлении факта нарушения лицензиатом лицензионных требований, установленных п.5 ст. 29.4 настоящего Федерального закона;

д) при получении от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений о дате внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о нахождении лицензиата в процессе ликвидации или о прекращении юридическим лицом – лицензиатом деятельности (за исключением реорганизации в форме преобразования, а также в форме слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности).

Рассмотренные основания не содержат такого основания, как выбор нового гарантирующего поставщика электрической энергии в порядке главы XI Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии. Это актуально для сетевых компаний, которые могут заниматься реализацией электрической энергии на РРЭМ только в период отсутствия гарантирующего поставщика в определенной зоне деятельности.

Сегодня регулирование энергосбытовой деятельности представляется и так достаточно сложным.

Если говорить о порядке получения статуса гарантирующего поставщика, то сначала надо выиграть конкурс, проводимый Минэнерго России в порядке, установленном разделом XI Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии. Участие в конкурсе Минэнерго России предполагает наличие статуса субъекта ОРЭМ.

Если говорить об энергосбытовой деятельности, то необходимо соответствовать количественным и техническим характеристикам, указанным в п. 23 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности. Требования, указанные в п. 23 названных Правил, обоснованы с точки зрения возможности функционирования оптового рынка, а проведение конкурсов на замещение гарантирующего поставщика обосновано тем обстоятельством, что функцию гарантирующего поставщика может выполнять только одно юридическое лицо [6].

Регулирование деятельности гарантирующих поставщиков на РРЭМ и субъектов ОРЭМ предполагает достаточное количество форм контроля и критериев деятельности этих энергосбытовых компаний. Кроме того, в ходе административной реформы государственного управления в Российской Федерации, направленной на сокращение административных барьеров в экономической среде, произошел отказ от лицензирования вышеуказанных видов деятельности и было проведено масштабное сокращение лицензируемых видов деятельности. Повторное введение лицензирования энергосбытовой деятельности не соответствует целям проводимой реформы, предусмотренным Указом Президента РФ от 07.05.12 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Но самым главным замечанием является отсутствие четко определенной цели регулирования. Статья 2 в законе о лицензировании указывает, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Рассматриваемый закон не предполагает указанных в законе о лицензировании отдельных видов деятельности. Не указывала на цели и пояснительная записка к проекту закона. Очевидно, что деятельность по перепродаже электроэнергии не способна причинить ущерб жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства. Но важно отметить, что в пояснительной записке к проекту закона все-таки указывалась некоторая цель, которую преследует лицензирование энергосбытовой деятельности.

Во втором абзаце пояснительной записки к проекту закона указано, что законопроект разработан в целях стимулирования энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков к повышению качества их деятельности, в том числе к надлежащему исполнению своих обязанностей по оплате электрической энергии и мощности.

Видно, что указаны две равнозначные цели – это повышение качества энергоснабжающей деятельности и повышение платежной дисциплины. Поскольку в практической деятельности вопросов, касающихся качества энергосбытовой деятельности, не возникает, то остается вторая цель – повышение платежной дисциплины энергосбытовых организаций, что, напротив, очень активно обсуждается в профессиональном сообществе.

Продолжая рассуждение, надо проанализировать состав кредиторов энергоснабжающих организаций и гарантирующих поставщиков. Анализ показывает, что основных кредиторов два: производители электрической энергии и мощности на ОРЭМ и сетевые компании.

С момента ввода механизма финансовых гарантий на ОРЭМ проблема платежной дисциплины на ОРЭМ была решена (до приемлемого уровня).

В сухом остатке остается проблема платежной дисциплины на РРЭМ в части оплаты услуг по передаче электрической энергии, т.к. в первую очередь гарантирующие поставщики пытаются закрыть риски на ОРЭМ.

Если теперь постараться собрать воедино все доводы, то можно выявить следующую модель регулирования. После принятия закона правительство для достижения указанной цели должно разработать и утвердить критерии платежеспособности для гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций. Поскольку договор с гарантирующим поставщиком является публичным, то у последних среди должников оказываются предприятия сферы ЖКХ – водоканалы, теплоснабжающие предприятия и пр. Данная категория потребителей известна своей низкой платежной дисциплиной и полным отсутствием реального воздействия со стороны гарантирующих поставщиков.

Таким образом, у гарантирующих поставщиков со временем может скопиться низколиквидная дебиторская задолженность, из-за которой поставщики не смогут расплатиться с сетевыми организациями и, следовательно, не смогут соответствовать критериям платежеспособности, принятым Правительством Российской Федерации, почему и лишатся лицензий.

После прекращения действия лицензии гарантирующие поставщики должны будут утратить свой статус, и функция по энергоснабжению потребителей перейдет к сетевой организации на достаточно долгий срок.

Иных реальных целей рассматриваемого законопроекта не прослеживается.

Это интересно:  Статья 212 КАС РФ. Объединение в одно производство административных дел об оспаривании нормативных правовых актов

Список литературы:

  1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности: Федеральный закон от 29.12.2017 № 451-ФЗ// Консультант-Плюс: справ.-правовая система
  2. О лицензировании отдельных видов деятельности (ред. от 31.12.2017): Федеральный закон от 04.05.11 № 99-ФЗ// Консультант-Плюс: справ.-правовая система
  3. Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» (ред. от 29.12.2014): Федеральный закон от 26.03.03 № 36-ФЗ// Консультант-Плюс: справ.-правовая система
  4. Об электроэнергетике (ред. От 29.12.2017): Федеральный закон от 26.03.03 № 35-ФЗ// Консультант-Плюс: справ.-правовая система
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.01 № 195-ФЗ (ред. 07.03.2018)// Консультант-Плюс: справ.-правовая система
  6. Об утверждении правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности (ред. от 19.01.2018): Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 №1172// Консультант-Плюс: справ.-правовая система

Изменения в лицензировании энергосбытовой деятельности

Статьи по теме

Правительство РФ подготовило и внесло на рассмотрение в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „Об электроэнергетике“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности».

Законопроект о лицензировании энергосбытовой деятельности направлен на совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков.

Законопроект разработан в целях стимулирования энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков к повышению качества их деятельности, в т. ч. к надлежащему исполнению своих обязанностей по оплате электрической энергии и мощности.

Предлагается внести следующие изменения в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике) и Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании):

  • установить, что энергосбытовая деятельность осуществляется на основании лицензии, которую выдает уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти;
  • предусмотреть, что к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования энергосбытовой деятельности, применяются положения Закона о лицензировании с учетом особенностей, установленных Законом об электроэнергетике;
  • определить основные лицензионные требования к осуществлению энергосбытовой деятельности и предоставить Правительству РФ полномочия по установлению дополнительных лицензионных требований, в т. ч. требований по выполнению показателей финансового состояния и соблюдению финансовой дисциплины энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков;
  • установить, что контроль за соблюдением лицензионных требований осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в соответствии с положением о лицензировании энергосбытовой деятельности. Указанное положение утверждает Правительство РФ на основании Закона о лицензировании;
  • установить, что положение о лицензировании энергосбытовой деятельности может предусматривать отдельные требования для получения лицензий для осуществления энергосбытовой деятельности на территориях, которые объединены в ценовые зоны оптового рынка, неценовые зоны оптового рынка, на территориях технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, а также для территориальных сетевых организаций, осуществляющих функции гарантирующего поставщика;
  • определить порядок формирования и актуализации реестров информации, содержащих сведения о лицензировании энергосбытовой деятельности: выданных и аннулированных лицензиях, сведения о лицензиатах, о должностных лицах лицензируемых организаций и т. д.

Кроме того, законопроект предлагает внести изменения в КоАП РФ в части установления административной ответственности:

  • за осуществление энергосбытовой деятельности без лицензии;
  • за осуществление энергосбытовой деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией;
  • за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания уполномоченного органа, осуществляющего контроль в сфере энергосбытовой деятельности, об устранении нарушений лицензионных требований.

Проект закона о лицензировании энергосбытовой деятельности содержит переходные положения, благодаря чему возможно применять его положения в полном объеме с 1 июля 2017 г. (переходный период). Субъекты лицензирования в переходный период должны привести параметры своей финансово-хозяйственной деятельности в соответствие с лицензионными требованиями и получить лицензию на осуществление энергосбытовой деятельности до 1 июля 2017 г. Предлагается запретить с 1 июля 2017 г. энергосбытовую деятельность без лицензии.

В то же время экспертное сообщество считает избыточным дополнительное регулирование в отношении гарантирующих поставщиков (ГП), так как их деятельность уже достаточно жестко и подробно регламентирована законодательством.

Правительство установило критерии для получения статуса ГП (разд. XI Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, далее — Правила розничного рынка). ГП обязаны поддерживать показатели финансового состояния, предусмотренные приложением 1 к Правилам розничного рынка. Предусмотрено государственное регулирование сбытовой надбавки ГП (ст. 23.1 Закона об электроэнергетике). Контроль за соблюдением ГП требований, обязанностей и показателей, установленных законодательством, осуществляет ФАС России, органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, органы государственного жилищного надзора.

Существующие механизмы государственного контроля за деятельностью ГП эффективны и достаточны. Одно из центральных направлений проводимой в стране административной реформы — снижение избыточного государственного регулирования. Поэтому дополнительные механизмы государственного контроля в отношении ГП не соответствуют целям реформы.

Введение лицензирования энергосбытовой деятельности не соответствует установленным законом целям лицензирования.

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности (ст. 2 Закона о лицензировании). Осуществление лицензирования в иных целях не допускается.

В то же время энергосбытовая деятельность не создает и не может создавать угрозу жизни, здоровью и правам человека, не наносит ущерба обороне и безопасности государства. Введение лицензирования энергосбытовой деятельности не соответствует предусмотренному законодателем запрету на произвольное установление такого ограничения в отношении отдельных видов деятельности.

Существуют риски отнесения к субъектам лицензирования импортера электрической энергии, а также производителей оптового рынка.

Согласно законопроекту энергосбытовой деятельностью, для осуществления которой необходима лицензия, является деятельность по продаже другим лицам приобретенной электрической энергии (изменения в ст. 3 Закона об электроэнергетике).

Однако приобретают электроэнергию (мощность) не только ГП и энергосбытовые организации для реализации на розничных рынках. В определенных случаях ее покупают на оптовом рыке генерирующие компании (на балансирующем рынке при превышении объемов потребления электроэнергии над установленным нормативом), а также организации, осуществляющие экспортно-импортные операции (далее — импортеры).

Можно сделать вывод, что импортеры и генерирующие компании оптового рынка также должны будут получать лицензию, что представляется необоснованным.

Чтобы не допустить неоднозначного толкования, необходимо уточнить в законопроекте понятие «энергосбытовая деятельность». Следует прямо закрепить, что требования о получении лицензии не распространяются на производителей электрической энергии и на организации, осуществляющие экспортно-импортную деятельность, и в явном виде указать, что к энергосбытовой деятельности не относятся экспортно-импортные операции.

О новых требованиях к УО в рамках закона о лицензировании энергосбытовой деятельности

Еще одной очень важной и особо ожидаемой ресурсоснабжающими организациями законодательной инициативой стал подготовленный Законодательным собранием Пермского края проект федерального закона «О внесении изменений в ст. 193 ЖК РФ». Предложено перечень лицензионных требований к субъектам, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, дополнить требованием об отсутствии у лицензиата признанной по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за три расчетных периода (расчетных месяца).

Задолженность перед ресурсоснабжающей организацией ставит под угрозу предоставление коммунальных ресурсов в управляемые лицензиатом многоквартирные дома и свидетельствует о ненадлежащей работе с должниками либо о нецелевом расходовании средств.

Примерно 30 % управляющих организаций не перечисляют вовремя собранные у населения деньги за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

Дополнение перечня лицензионных требований к субъектам, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, будет способствовать уходу с соответствующего рынка услуг неэффективно работающих недобросовестных компаний, а также повышению гарантий своевременного и бесперебойного обеспечения граждан коммунальными ресурсами.

Статья написана по материалам сайтов: fzrf.su, dogovor-urist.ru, base.spinform.ru, sibac.info, www.gkh.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector