+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 39.43 ЗК РФ. Решение об установлении публичного сервитута

1. Соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно содержать:
1) кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить сервитут;
2) учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут, за исключением случая установления сервитута в отношении всего земельного участка или случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи;
3) сведения о сторонах соглашения;
4) цели и основания установления сервитута;
5) срок действия сервитута;
6) размер платы, определяемой в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;
7) права лица, в интересах которого установлен сервитут, осуществлять деятельность, в целях обеспечения которой установлен сервитут;
8) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, вносить плату по соглашению;
9) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, после прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием.

2. Если иное не установлено федеральными законами, плата по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется:
1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

3. Плата по соглашению об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, поступает землепользователю, землевладельцу, арендатору земельного участка, с которыми заключено соглашение об установлении сервитута, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.В случае, если соглашение об установлении сервитута заключено с уполномоченным органом, государственным или муниципальным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, плата по этому соглашению вносится, поступает и зачисляется в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

4. В случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.

Комментарий к статье 39.25 ЗК РФ

В соответствии с п.1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Пункт 1 комментируемой статьи фактически предусматривает существенные условия соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Представляется, что, в случае если какое-либо из этих условий не будет содержаться в соглашении об установлении сервитута, такое соглашение не может считаться заключенным. Так, например, соглашение об установлении сервитута должно содержать кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить сервитут. Данное условие является обоснованным, поскольку согласно п.2 ч.1 ст. 7 Федерального закона О государственном кадастре недвижимости» кадастровый номер земельного участка является уникальной характеристикой объекта недвижимости.

В соответствии с п.5 ст. 274 ГК РФ собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Употребляя термин «соразмерная плата», законодатель, как это часто бывает, использовал оценочную категорию. Наполнить ее содержанием должны стороны соглашения об установлении сервитута либо суд, разрешающий спор о его установлении или условиях.

________________
См.: Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / под ред. П.В.Крашенинникова. Статут, 2011.

Однако нормы комментируемой статьи не оперируют понятием «соразмерная плата», поскольку законодатель посчитал необходимым урегулировать правила определения платы по соглашению об установлении сервитута актами уполномоченных органов (Правительства РФ, субъектов РФ, муниципальных образований). При этом такую плату могут получать землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, за исключением государственных и муниципальных предприятий и учреждений.

В соответствии с ч.13 ст. 25 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в связи с установлением ограничения (обременения) осуществляется государственный кадастровый учет соответствующей части земельного участка. Для указанных целей в соответствии с п.2 ч.1 ст. 22, ч.2 ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» требуется подготовка межевого плана, в том числе определение координат характерных точек границ части земельного участка.

Согласно ст. 27 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается кадастровый паспорт такого объекта недвижимости, на котором отмечена сфера действия сервитута, или кадастровая выписка о таком объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части такого объекта недвижимости, на которую распространяется сфера действия сервитута. Отсутствие в Едином государственном реестре прав сведений о зарегистрированном праве собственности на земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и в отношении которого или части которого устанавливается сервитут, не является основанием для приостановления сервитута или отказа в его государственной регистрации.

Вместе с тем п.4 комментируемой статьи содержит исключения из общих правил, предусмотренных Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Федеральным законом «О государственной регистрации прав», в части отсутствия необходимости проведения государственного кадастрового учета соответствующей части земельного участка и государственной регистрации самого соглашения об установлении сервитута. Однако для применения этих правил требуется, чтобы стороны отразили данные положения в соглашении об установлении сервитута.

Правила определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2014 года N 1461.

Консультации и комментарии юристов по ст 39.25 ЗК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 39.25 ЗК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 39.26. Порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

1. В случае, если соглашение об установлении сервитута заключается с уполномоченным органом, заинтересованное лицо представляет в уполномоченный орган заявление о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории. В заявлении о заключении соглашения об установлении сервитута должны быть указаны цель и предполагаемый срок действия сервитута.

Если заявление о заключении соглашения об установлении сервитута предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, приложение схемы границ сервитута на кадастровом плане территории к указанному заявлению не требуется.

2. Указанное в пункте 1 настоящей статьи заявление и прилагаемые к нему документы по выбору заявителя могут быть поданы в письменной форме или в форме электронных документов в порядке, установленном для подачи заявлений о предоставлении земельных участков.

3. Уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня получения заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, обязан выполнить одно из следующих действий:

1) направить заявителю уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута в предложенных заявителем границах;

2) направить заявителю предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории;

3) направить заявителю подписанные уполномоченным органом экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута в случае, если указанное в пункте 1 настоящей статьи заявление предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, или в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса;

4) принять решение об отказе в установлении сервитута и направить это решение заявителю с указанием оснований такого отказа.

4. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в установлении сервитута в следующих случаях:

1) заявление об установлении сервитута направлено в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, которые не вправе заключать соглашение об установлении сервитута;

2) планируемое на условиях сервитута использование земельного участка не допускается в соответствии с федеральными законами;

3) установление сервитута приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или к существенным затруднениям в использовании земельного участка.

5. Лицо, которому направлено уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута или предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах, обеспечивает проведение работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут, и обращается за осуществлением государственного кадастрового учета указанной части земельного участка, за исключением случаев установления сервитута в отношении всего земельного участка, а также случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса.

6. В срок не более чем тридцать дней со дня представления заявителем в уполномоченный орган уведомления о государственном кадастровом учете частей земельных участков, в отношении которых устанавливается сервитут, уполномоченный орган направляет заявителю соглашение об установлении сервитута, подписанное уполномоченным органом, в трех экземплярах. Заявитель обязан подписать указанное соглашение не позднее чем через тридцать дней со дня его получения.

Статья 39.43 ЗК РФ. Решение об установлении публичного сервитута

Действующее законодательство определяет земельный сервитут как право ограниченного пользования чужим земельным участком (ст. 23 Земельного кодекса РФ, ст. 274 Гражданского кодекса РФ). При этом различают публичный и частный сервитут, срочный и постоянный сервитут. Публичный сервитут устанавливается для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Публичные сервитуты могут устанавливаться для следующих целей:

1) прохода или проезда через земельный участок;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

10) свободного доступа к прибрежной полосе.

В отличие от частного сервитута, который устанавливается по соглашению сторон или по судебному решению публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

В литературе можно встретить следующее выделение признаков публичного сервитута:

1. устанавливается для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, т.е. по сути, для обеспечения некоего публичного интереса;

2. устанавливается нормативно правовым актом;

3. устанавливается с учетом результатов общественных слушаний .

Зачем нужен публичный сервитут?

Публичный сервитут устанавливается:

одновременно с принятием решения о предоставлении земельного участка в собственность (постоянное бессрочное пользование, аренду);

после момента предоставления участка в собственность

Как установить публичный сервитут?

Для установления публичного сервитута необходимо пройти несколько этапов. Среди этапов установления публичного сервитута в юридической литературе различают:

Подача заявления об установлении публичного земельного сервитута;

Рассмотрение заявления органом государственной власти (местного самоуправления) и назначение общественных слушаний;

Это интересно:  Статья 1308.1. Переход исключительных прав на объекты смежных прав по наследству

Организация и проведение общественных слушаний, принятие решения по итогам общественного слушания;

Решение органа государственной власти (местного самоуправления) об установлении публичного сервитута;

Государственная регистрация публичного сервитута .

Разберем каждый этап и определим не только последовательность действий и особенности каждого этапа установления публичного сервитута:

I . Подача заявления об установлении публичного земельного сервитута.

Среди лиц, имеющих право на подачу заявления об установлении публичного сервитута, выделяют граждан, юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления.

Каждый из перечисленных субъектов имеет возможность обратиться с заявлением об установлении публичного сервитута.

Например, интересы членов садоводческих товариществ можно приравнять к интересам местного населения. Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции нормы Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», которые запрещали регистрацию граждан в жилом строении, возведенном на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства. В его Постановлении от 14 апреля 2008 г. этот запрет признан неконституционным «в той части, в какой ею ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов».

Принимая во внимание Постановление Конституционного суда РФ и учитывая возможность регистрации членов СНТ в садоводческом товариществе, можно утверждать, что члены СНТ приравнены к местному населению.

Публичный сервитут устанавливается, в том числе в интересах местного населения (ст. 23 ЗК РФ). Следовательно, в интересах членов СНТ возможно установление публичного сервитута.

Одним из нерешенных вопросов на законодательном уровне вопросов остается вопрос о том, куда или в какой орган необходимо обратиться с заявлением об установлении публичного сервитута. Пробел существует и в определении, каким органом власти (федеральным, субъекта Российской Федерации или местного самоуправления) устанавливается публичный сервитут. Полагаем, что данная проблема должна решаться на законодательном уровне.

Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение федеральных нормативных актов и актов субъектов РФ в области земельных правоотношений органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Полагаем, что вопрос о компетенции органа власти и о том, каким именно органом власти устанавливается земельный сервитут, должен на законодательном уровне субъекта РФ и устанавливаться нормативным актом субъекта РФ или органа местного самоуправления в зависимости от принадлежности земельного участка, на котором устанавливается земельный сервитут.

На практике в разных регионах публичные сервитуты устанавливаются либо органами законодательной власти, либо исполнительной. Например, в Новосибирской области земельный публичный сервитут устанавливается постановлением главы администрации в соответствии с законом Новосибирской области от 14.04.2003 г. №108-ОЗ «Об использовании земель на территории Новосибирской области», в Тюменской области публичные сервитуты устанавливаются и прекращаются постановлением губернатора Тюменской области в соответствии с постановлением администрации Тюменской области от 03.11.2003 г. №358 «О публичных земельных сервитутах на территории Тюменской области», в Пензенской области установление и прекращение публичных сервитутов входит в компетенции Правительства Пензенской области и. т. д.

Необходимо также соблюдать обязательные требования к содержанию нормативного акта об установлении публичного сервитута. Любопытным остается и вопрос о том, нормативно-правовым актом будет акт об установлении публичного сервитута или же этот акт носит индивидуальный характер.

Обратимся для выяснения этого вопроса к определению нормативно-правового акта и акта индивидуального характера. Нормативно-правовой — вид правового акта, официальный письменный документ, имеющий обязательную силу и рассчитанный на неоднократное применение, принятый управомоченным субъектом нормотворчества, выражающий властные веления, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование общественных отношений, рассчитанный на неоднократное применение, распространяющий свое действие на некий круг лиц. Индивидуальный правовой акт – это разновидность правового акта, не содержащего норм права, представляющего собой одностороннее волевое властное действие государственного органа исполнительной власти или его должностного лица, обеспечивающее реализацию правовых норм в связи с конкретным делом, вызывающее возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, прав и обязанностей точно определенных субъектов права.

Публичный земельный сервитут устанавливается в отношении конкретного земельного участка и ограничивает право конкретного лица – собственника обмеременённого земельного участка. Статья 23 Земельного кодекса Российской Федерации упоминает о законе, ином нормативном правовом акте Российской Федерации, нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации, нормативном правовом акте органа местного самоуправления и нет ничего об индивидуальном правовом акте. На наш взгляд акт, которым устанавливается публичный сервитут, носит индивидуальный характер.

Однако вернемся к подаче заявления об установлении публичного сервитута.

В заявлении, подаваемом в администрацию должно быть указано объект недвижимости (земельный участок), вид и цели установления сервитута, его содержание, сфера и срок действия, обоснование необходимости введения публичного сервитута, сведения о собственнике земельного участка (землепользователе, землевладельце), а также о лицах, в интересах которых устанавливается публичный сервитут (можно указать перечь лиц, либо определить их категорию, например, члены садоводческого товарищества «Сфера»)

II. Следующим этапом установления публичного сервитута является рассмотрение заявления органом государственной власти (местного самоуправления) и принятие решения о проведении общественных слушаний .

Как правило, заявление об установлении публичного сервитута рассматривает орган, принявший заявление о заинтересованных лиц. Здесь мы возвращаемся к вопросу, что делать, если в субъекте Российской Федерации отсутствует нормативно-правовой акт, устанавливающий орган, компетентный принять вопрос об установлении публичного сервитута, регулирующий процедуру и сроки установления. Учитывая, что публичный сервитут устанавливается для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения установление публичного сервитута, если есть все необходимые предпосылки для его установления, является не правом государственного органа или органа местного самоуправления, а его обязанностью.

На наш взгляд логичным будет определение органа компетентного принять заявление от заинтересованных лиц в установлении публичного земельного сервитута тем, в управлении и распоряжении которого находится земельный участок, в отношении которого необходимо установить земельный сервитут. Итак, в зависимости от лица в чьем управлении находится земельный участок в тот орган власти и подается заявление об установлении публичного сервитута.

III. Организация и проведение общественных слушаний, принятие решения по итогам слушания.

Действующее земельное законодательство предусматривает принятие решения об установлении публичного сервитута по итогам общественных слушаний.

Мы видим, что проведение общественных слушаний является обязательным условием для установления публичного сервитута.

Обратимся к вопросу, что же такое общественные слушания, кем они должны быть инициированы, как должны быть проведены и как оформляются итоги общественных слушаний. Общественные слушания – одна из форм общественного участия в решении вопросов природопользования, проводимая с целью информирования. Общественные слушания дают возможность участникам выразить свое мнение, повлиять на принятие решение, найти оптимальное решение вопроса.

В юридической литературе предлагается определить следующую категорию лиц – участников общественных слушаний :

1. жители территориальной единицы, чьи интересы затрагивает установление сервитута;

2. представители организаций, расположенных на соответствующей территории;

3. собственник земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут, а также другой законный владелец этого участка (арендатор, субъект права постоянного бессрочного пользования и др.)

4. представители органа государственной власти или местного самоуправления.

Правильная организация, соблюдения прав участников общественных слушаний, фиксация результатов слушаний обеспечивает эффективность проведения общественных слушаний и служит достижению поставленных целей. Для успешного проведения общественных слушаний необходимо заблаговременно оповещать потенциальных участников слушаний (на наш взгляд, такой период времени должен определяться в пределах от 10 дней до 1 месяца), выбрать удачное место для проведения общественных слушаний, время, приемлемое для всех участников, фиксировать не только результат проведения, но и ход самого процесса, отражая в протоколе высказанные предложения участников слушаний. Вопрос об извещении о проведении общественных слушаний также должен быть решен законодательно. Целесообразно оповещать население в средствах массовой информации.

В настоящее время процедура проведения общественных слушаний законодательно не регламентирована, однако общественные слушания близки по своему значению к сходу граждан. Процедура созыва и проведения схода граждан установлена законодательно в федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 25). Полагаем возможным применение по аналогии нормы о порядке организации сходов населения к порядку проведения общественных слушаний.

Полагаем, что основными итоговыми документами общественных слушаний должны являться: реестр участников, принявших участие в общественных слушаниях, протокол общественных слушаний, список поступивших вопросов и замечаний на них.

В протоколе об итогах проведения общественных слушаний должны отражаться следующие вопросы: обсуждаемый вопрос, количество участников с указанием граждан высказавших свое мнение «за», «против», «воздержался», принятое решение.

Итак, предполагаем, что общественные слушания состоялись. Возникает вопрос насколько результат таких слушаний и решение, принятое на сходе граждан обязательно для органов власти? Земельный кодекс Российской Федерации предлагает всего лишь «учитывать результаты общественных слушаний». Из этого следует, результаты общественных слушаний носят рекомендательных, а не обязательный характер. Насколько это соответствует соблюдению прав граждан, в интересах которых (если публичных сервитут устанавливается именно в их интересах) устанавливается публичный сервитут. Конституция Российской Федерации исходит из того, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Полагаем, что в случае установления публичного сервитута в интересах местного населения результаты общественных слушаний должны быть обязательны для органов власти.

IV. Решение органа государственной власти об установлении публичного сервитута.

Как было сказано выше публичный сервитут в соответствии со статьей 23 Земельного кодекса российской Федерации законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Решение об установлении публичного сервитута выражается в тексте нормативного правового акта, в котором должны быть указаны следующие сведения: объект недвижимости (земельный участок), место нахождения земельного участка, кадастровый номер (для этого требуется пройти обязательную процедуру межевания границ земельного участка), собственника или иного владельца земельного участка, обременяемого публичным сервитутом, название сервитута (публичный), содержание сервитута, срок его действия и условия установления.

V. Государственная регистрация сервитута

Публичный земельный сервитут подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном для государственной регистрации прав на недвижимое имущество (п. 3 ст. 274 ГК РФ, п. 9, ст. 23 ЗК РФ). Согласно п. 1 ст. 27 федерального закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее по тексту – закон) сервитут вступает в силу после его государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственная регистрация сервитута на земельный участок как ограничения (обременения) вещного права на земельный участок возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав (пункт 2 статьи 13 Закона).

Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) подлежит государственной регистрации по правилам, установленным законом (п. 9 ст. 23 ЗК РФ, ст. 41, 48 ЗК РФ). На практике обычно публичные сервитуты не регистрируются .

В соответствии с Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 24.07.2004 г. №132 «Об утверждении методических рекомендаций о порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки» (документ опубликован не был) перечень документов, необходимых для предоставления на государственную регистрацию публичного сервитутов следующий.

— заявление о государственной регистрации сервитута, представляемое органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившим сервитут (пункт 2 статьи 13, пункт 1 статьи 16 Закона);

— документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (пункт 1 статьи 11, пункт 1 статьи 13, пункт 4 статьи 16 Закона);

— документ, подтверждающий полномочия представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления действовать от имени данного органа, установившего сервитут (статья 16 Закона);

— закон или иной нормативный правовой акт Российской Федерации, нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, нормативный правовой акт органа местного самоуправления, в соответствии с которыми установлен публичный сервитут (пункт 2 статьи 23 Земельного кодекса, пункт 1 статьи 17 Закона);

— кадастровый план земельного участка, на котором отмечена сфера действия сервитута, если сервитут относится к части земельного участка (пункт 1 статьи 17, пункт 4 статьи 18, пункт 2 статьи 27 Закона).

В соответствии с законом регистрирующий орган при проведении государственной регистрации публичного сервитута имеет право истребовать у заявителя иные документы.

Как видно из Методических рекомендаций заявление об установлении публичного сервитута представляется органом государственной власти или органом местного самоуправления, статья 16 закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» указывает, что в случае, если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты. Однако учитывая, что Методические рекомендации носят необязательный (рекомендательный) характер, тогда как закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» имеет силу закону руководствоваться необходимо статьей 16 закона. Разумным на наш взгляд все же является правило о том, что субъектом подачи заявления на государственную регистрацию сервитута будет являться орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Это интересно:  Статья 141 ГПК РФ. Рассмотрение заявления об обеспечении иска

Но что же делать, если все же применяются нормы статьи 16 закона и зарегистрировать сервитут должен собственника обременяемого участка? Что делать, когда собственник земельного участка, в отношении которого установлен сервитут, отказывается осуществлять действия по его регистрации? Возможно, ли в таком случае в судебном порядке зарегистрировать публичный сервитут? Полагаем, что и в данном случае можно применить нормы права по аналогии с п. 3 ст. 165 ГК РФ «Если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда».

Одним из часто задаваемых вопросов также является вопрос о возможности установления публичного сервитута по решению суда. В отношении частного сервитута этот вопрос решен в ч. 3 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации «Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута». Полагаем, что норма статьи 23 Земельного кодекса Российской федерации, установившая основания установления публичного сервитута (законом, нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления) является императивной, и не подлежащей расширительному толкованию.

Следовательно, установить публичный сервитут в судебном порядке не представляется возможным.

Однако это не означает, что права заинтересованных лиц в установлении сервитута абсолютно не защищены.

Однако и это утверждение не бесспорно. Лицом, ходатайствующим об установлении публичного сервитута перед органом власти, может быть любое заинтересованное лицо. Однако требовать установить публичный сервитут, у физического лица нет ввиду отсутствия такого правомочия в законе. Установление публичного сервитута происходит посредством принятие нормативного правового акта, правом требования принятия нормативного правового акта у физического или юридического лица не имеется.

Как один из возможных вариантов выхода из сложившейся ситуации может стать установление частного сервитута.

Министерство экономического развития
Российской Федерации

  • Направления
  • Макроэкономика
  • Стратегическое планирование
  • ФЦП, ФАИП и ВЦП
  • Развитие конкуренции
  • Малый и средний бизнес
  • Внешнеэкономическая деятельность
  • Противодействие коррупции
  • НИР/НИОКР
  • Государственные гарантии
  • Недвижимость
  • Административная реформа
  • Электронное правительство
  • Корпоративное управление
  • Финансовые рынки
  • Обобщение мониторинга хода реализации государственных программ Российской Федерации, ежеквартальные и годовые сводные доклады
  • Общественный совет
  • Инновации
  • Природопользование
  • Естественные монополии
  • Приватизация федерального имущества
  • Социально ориентированные некоммерческие организации
  • Эффективное управление государственным имуществом
  • Экономика социальной сферы
  • Развитие экономики регионов
  • Институты развития
  • Нормативное и методологическое обеспечение разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ
  • Государственно-частное партнерство
  • Общероссийские классификаторы, закрепленные за Минэкономразвития России
  • Стратегическое и территориальное планирование
  • Перспективное пространственное планирование
  • Антикризисные мероприятия регионов
  • Развитие межрегионального и приграничного сотрудничества
  • Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации
  • Мониторинг хода реализации государственных программ Российской Федерации
  • Свободная экономическая зона на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя
  • Международное инвестиционное сотрудничество
  • Налогообложение
  • Привлечение и сопровождение инвестиций
  • Улучшение бизнес-среды
  • Правительственная комиссия по импортозамещению
  • Информационное обеспечение процессов разработки и реализации государственных программ
  • Прогнозирование параметров сектора государственного управления
  • Евразийская интеграция
  • Подготовка управленческих кадров
  • Анализ социально-экономической эффективности государственных программ Российской Федерации
  • Мониторинг степени внедрения и эффективности использования спутниковых навигационных технологий

Письмо № Д23и-4886 от 14 октября 2016 г. относительно платности использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления в отношении них сервитута в случаях, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости), рассмотрев обращение, сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437 (далее – Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) определены случаи использования земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, включающие случаи размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 39.36 Земельного кодекса размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Установка и эксплуатация рекламных конструкций на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются на основании договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

В свою очередь, порядок и условия размещения объектов, перечень видов которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 1300, устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Налогоплательщиками признаются лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (статья 388 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, обязанность по внесению платежей возникает при использовании земельных участков на каком-либо праве.

Однако, как и разрешение на использование земельных участков, ни схема размещения объектов, ни договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не являются правоустанавливающими документами на земельный участок, в том смысле, что они не порождают вещные права, подлежащие государственной регистрации, разрешая лишь ограниченное пользование и владение земельным участком. В свою очередь, именно наличие у лица разрешения на использование земельных участков (договора на установку рекламных конструкций, схемы размещения торговых объектов) позволяет ему использовать земельный участок без принятия со стороны органов государственной власти или органов местного самоуправления решения о предоставлении земельных участков или заключения с указанными органами каких-либо договоров.

Более того, следует учитывать, что степень юридической защиты права на использование земельного участка в порядке, установленном главой V.6. Земельного кодекса, является значительно более низкой по сравнению с вещными правами, а также арендой и правом безвозмездного пользования, поскольку как отмечалось уже выше действие разрешения на использование земель или земельного участка прекращается со дня предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента недвижимости, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута во всех случаях, предусмотренных статьей 39.33 Земельного кодекса, осуществляется бесплатно.

Статья 23 зк РФ регламентирует установление публичного сервитута

по результатам изучения судебной практики по делам, связанным с установлением сервитута на земельные участки

Верховным Судом Чувашской Республики во исполнение запроса Верховного Суда Российской Федерации № 7-ВС-5582/16 от 27 июля 2016 года проведено изучение практики рассмотрения судами республики дел, связанных с установлением сервитута на земельные участки, с целью выявления вопросов, вызывающих затруднения и требующих разъяснения Верховным Судом Российской Федерации.

Согласно ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (п. 1).

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (п. 3).

На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами (п. 4).
Статья 23 ЗК РФ регламентирует установление публичного сервитута.

Согласно п. 2 ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Могут устанавливаться публичные сервитуты для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

8) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ (п. 3).

Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке (п. 8).
Обобщение судебной практики показало, что судами Чувашской Республики рассматривается незначительное количество дел, связанных с установлением сервитута на земельные участки.

Все рассмотренные дела указанной категории разделяются на две группы.

Во-первых, это дела по искам граждан или юридических лиц к собственникам земельных участков об установлении сервитута, которые составляют основную массу дел рассматриваемой категории.

При рассмотрении указанных дел выяснению подлежали следующие юридически значимые обстоятельства: наличие между собственниками земельных участков спора, препятствующего подписанию соглашения о сервитуте; объективная невозможность удовлетворения потребностей истца иным образом, кроме как путем наделения его правом ограниченного пользования чужим земельным участком; отсутствие иной разумной, справедливой и целесообразной возможности обеспечения нормальной эксплуатации недвижимости истца; целесообразность установления сервитута; степень обременения для земельного участка собственника, в отношении которого устанавливается сервитут.

В зависимости от установления указанных обстоятельств суд выносил решение об отказе в удовлетворении требований или об удовлетворении иска.

Пример: Л.В. обратилась в суд с иском к С.В. об установлении права ограниченного пользования (сервитута) земельным участком.

В обоснование иска Л.А. указала, что она является собственником двух земельных участков, к которым проезд и проход возможны только по грунтовой дороге, проходящей через принадлежащий С.В. земельный участок. Л.А. 22 апреля 2015 года письменно обратилась к С.В. с предложением заключить соглашение о порядке ограниченного пользования частью принадлежащего ему земельного участка, но указанное предложение было оставлено без ответа.

Судом установлено, что находящиеся в собственности истца земельные участки относятся к землям населенных пунктов, а земельный участок ответчика, из которого в настоящее время уже образованы два новых земельных участка, относился к землям сельскохозяйственного назначения, находящимся за границами населенного пункта, при этом соседними по отношению друг к другу земельные участки сторон не являются, проход и проезд к земельным участками истца имелся не только через земельный участок ответчика.

Таким образом, отказывая Л.В. в удовлетворении иска, суд исходил из того, что проезд к земельным участкам истца через земельный участок ответчика не является единственным и что истец не представил доказательств невозможности использования по назначению принадлежащих ему земельных участков без установления права ограниченного пользования (сервитута) земельным участком ответчика.

Это интересно:  Статья 794 ГК РФ. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств

До вступления КАС РФ в законную силу указанные дела рассматривались судами по правилам главы 25 ГПК РФ.

После вступления 15 сентября 2015 года КАС РФ в законную силу у судов возник вопрос, в каком порядке должны рассматриваться указанные споры: в порядке гражданского или административного судопроизводства.

Так, А.В., О.П., Е.М. обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления администрации С. сельского поселения от 18 июня 2015 года, которым установлен постоянный публичный сервитут на их земельные участки.

В принятии указанного иска судья отказал со ссылкой на ч. 1 ст. 128 КАС РФ, поскольку оспариваемое заявителями постановление администрации сельского поселения не является нормативным правовым актом.

Судебная коллегия отменила определение судьи, указав следующее.

Статья 3 КАС РФ предусматривает, что одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» установлено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно ч. 2 ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Как указано в заявлении, оспариваемое постановление администрации С. сельского поселения от 18 июня 2015 года влечет нарушение прав и законных интересов заявителей, поскольку земельные участки, в отношении которых установлен публичный сервитут, находятся в их частной собственности, имеют вид разрешенного использования для целей жилищного строительства. Установление постоянного публичного сервитута для обеспечения интересов местного населения в целях прохода и проезда через земельные участки, их использование в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры исключает использование земельных участков по разрешенному виду использования.

Оспариваемый акт обладает признаками нормативного правового акта, поскольку содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на изменение или прекращение существующих правоотношений, опубликован в официальных средствах массовой информации.

С учетом изложенного, судебная коллегия отменила определение судьи, материал возвратила в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда (дело № 33а-322/2016, Чебоксарский районный суд Чувашской Республики).

Таким образом, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики исходит из того, что данные споры подлежат рассмотрению по правилам административного производства, установленным КАС РФ.
По делам данной категории согласно частям 8, 9 ст. 213 КАС РФ суды выясняли:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административных истцов,

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации актов и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Также суды проверяли: соответствует ли установление публичного сервитута целям, закрепленным в п. 3 ст. 23 ЗК РФ.

Пример: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» обратилось в суд с заявлением о признании постановления администрации Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики № 17 от 02 апреля 2015 года «Об установлении постоянного публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 21:21:231701:10 д. Кшауши (Студгородок) Чебоксарского района Чувашской Республики» недействующим полностью со дня его принятия.

Требования мотивированы тем, что в оспариваемом постановлении не обоснована необходимость установления постоянного публичного сервитута на весь земельный участок, отсутствует обоснование невозможности прохода и проезда через земельный участок без установления обременения на весь земельный участок. Из протокола публичных слушаний от 14 марта 2015 года следует, что предметом данных слушаний не был вопрос об установлении сервитута в целях использования земельного участка для нужд ремонта коммуникаций, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры, тогда как оспариваемым постановлением обременение в виде сервитута установлено в указанных целях без какого-либо обоснования. Право проезда и прохода по всему земельному участку приводит к невозможности ведения научной и учебной деятельности ФГБОУ ВПО ЧГСХА, влечет загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения.

Судом установлено, что земельный участок имеет разрешенное использование для научных и учебных целей, является собственностью Российской Федерации и находится в постоянном (бессрочном) пользовании ФГБОУ ВПО ЧГСХА.

Постановлением администрации Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 02 апреля 2015 года № 17 для обеспечения интересов местного населения в целях прохода и проезда через земельный участок и использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры установлен постоянный публичный сервитут на указанный земельный участок. Постановление официально опубликовано в газете «Таван Ен» № 12 от 3-9 апреля 2015 года.

Решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 16 июля 2015 года указанное постановление признано недействующим в полном объеме со дня его принятия.

При этом суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление принято с нарушением предусмотренного законом порядка принятия нормативного акта по установлению публичного сервитута, в том числе без учета результатов публичных слушаний; при назначении и проведении публичных слушаний по установлению публичного сервитута на весь земельный участок допущены нарушения требований ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 06 декабря 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 23 ЗК РФ, ст. 23 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике».

Судебная коллегия, рассмотрев дело в порядке административного производства, согласилась с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Устанавливая публичный сервитут в целях использования земельного участка, в том числе для ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры, орган местного самоуправления на публичные слушания вопрос об использовании земельного участка в перечисленных целях не выносил. Согласно протоколу публичных слушаний от 14 марта 2015 года обсуждался вопрос об установлении публичного сервитута лишь в целях прохода и проезда через земельный участок к индивидуальным жилым домам и земельным участкам, поскольку учреждением этот земельный участок огражден. Однако обсуждение должно было производиться по всем вопросам, имеющим значение для установления публичного сервитута, в том числе обсуждение должно было производиться по основаниям его установления, по объему обременения земельного участка.

Эти обстоятельства свидетельствуют о нарушении административным ответчиком процедуры учета результатов публичных слушаний при принятии нормативного правового акта.

Кроме того, в постановлении от 02 апреля 2015 года отсутствует обоснование установления сервитута в отношении всего земельного участка. Таким образом, судебная коллегия отметила, что для ФГБОУ ЧГСХА установлены не наименее обременительные условия сервитута, как предусмотрено положениями п. 5 ст. 23 ЗК РФ, а напротив, наиболее обременительные ввиду установления публичного сервитута на весь земельный участок.

В имеющемся в материалах дела кадастровом плане земельного участка ФГБОУ ВПО ЧГСХА существующие проходы, проезды, в целях использования которых для доступа к жилым домам и земельным участкам установлен публичный сервитут, не отмечены. Какие-либо иные планы, схемы, графические изображения в материалы дела не представлены.

При таких обстоятельствах судебная коллегия отметила, что нет оснований полагать, что публичный сервитут не устанавливался, в том числе и на те части земельного участка ФГБОУ ВПО ЧГСХА сельскохозяйственного назначения, которые для проезда транспорта или прохода граждан не предназначены. В связи с этим судебная коллегия пришла к выводу, что оспариваемое постановление нарушает как право административного истца на пользование земельным участком, находящимся на праве постоянного (бессрочного) пользования, так и его интересы по сохранению земель сельскохозяйственного назначения в состоянии, отвечающем целям предоставления земельного участка: для научных и учебных целей. Следовательно, постановление в части установления сервитута на весь земельный участок не соответствует требованиям пп. 1 п. 3 ст. 23 ЗК РФ.

Доказательства невозможности установления публичного сервитута иным способом, чем путем его установления в отношении всего земельного участка, административным ответчиком не представлены.

Суды первой инстанции в таких случаях, удовлетворяя основное требование и признавая нормативный акт недействующим, выносят решение о прекращении в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации публичного сервитута.

Между тем полагаем, что следующие вопросы подлежат разъяснению:

1. Согласно п. 3 ст. 274 ГК РФ сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Из содержания приведенной нормы следует, что судебный порядок применяется только тогда, когда не удалось установить сервитут в добровольном порядке. Означает ли это, что необходимо соблюдать досудебный порядок урегулирования спора, прежде чем обращаться в суд с иском об установлении сервитута? Если соблюдение досудебного порядка урегулирования спора по указанной категории дел обязательно, какие доказательства его соблюдения могут быть представлены истцом?

2. Статья 274 ГК РФ содержит лишь примерный перечень оснований для установления сервитута. В связи с этим возникает вопрос, по каким критериям суд должен определять наличие или отсутствие оснований для установления сервитута?

3. Согласно п. 5 ст. 274 ГК РФ собственник участка, обремененного сервитутом, по общему правилу вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерной платы за пользование участком. Аналогичная норма предусмотрена ч. 6 ст. 23 ЗК РФ.

Так, например, по делу № 2-172/2014 решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 16 апреля 2014 года В.Н., А.А. и В.Ф. предоставлено право ограниченного пользования (сервитут) частью принадлежащего ООО и Л.А. на праве общей долевой собственности земельного участка площадью 87 кв.м. для обеспечения прохода (проезда) через земельный участок к гаражным боксам без ограничения по времени; установлена плата за сервитут для А.А., В.Н. и В.Ф. в виде единовременного платежа в пользу ООО в сумме 18266,66 рублей с каждого, в пользу Л.А. в сумме 36533,34 рубля с каждого.

Разрешая вопрос о виде платежа, суд указал, что сервитут, являясь способом обеспечения потребностей истцов, не должен создавать существенных неудобств для собственника обслуживающего земельного участка, должен быть наименее обременительным для ответчика, и исходя из разумного баланса интересов сторон, пришел к выводу об установлении единовременного платежа за сервитут.

В связи с этим в целях формирования единообразной судебной практики возникает необходимость установления критериев для определения соразмерной платы за пользование земельным участком.
Иные вопросы или затруднения помимо указанных в данной справке у судов не возникают.
Судебная коллегия по гражданским делам

Статья написана по материалам сайтов: ozkrf.ru, kodeks.systecs.ru, juryev.ru, economy.gov.ru, filling-form.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector