+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 43 Закона о защите прав потребителей (ЗоЗПП)

Последняя редакция Ст. 43 Закона о ЗПП

За нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 43 Закона о Защите Прав Потребителей РФ

Множество различных прав потребителей установлено законами и другими нормативно-правовыми актами. Однако если некоторые положения законодательства определяют и фиксируют права, то другие должны предусматривать ответственность за их нарушение. Это необходимо для того чтобы обеспечить всеобщее следование и исполнение требований законов.

Что регулирует?

Статья 43 Закона «О защите прав потребителей» регулирует сторону наложения ответственности за несоблюдение норм законодательства, регулирующего отношения между потребителем и продавцом (исполнителем, изготовителем и т.д.). Это важно для определения меры возможного наказания за несоблюдение правил, установленных законом и установления степени ответственности каждого нарушителя.

Содержание

Статья 43 ЗоЗПП РФ устанавливает варианты видов ответственности, которые могут налагаться на нарушителей норм законодательства Российской Федерации. К ним относятся:

  • уголовная;
  • административная;
  • гражданско-правовая.

Вид и степень ответственности по смыслу статьи применяются в зависимости от разновидности и серьезности нарушения.

Применение и толкование

Статья 43 Закона «О защите прав потребителя» предусматривает наложения нескольких видов наказаний за пренебрежение нормами законодательства, отстаивающего интересы приобретателя. Однако необходимо пояснить, что выбор метода порицания напрямую зависит от нескольких факторов:

  • субъекта, совершившего его (физическое лицо, юридическое, ИП и т.д.);
  • наличия и тяжести вреда здоровью, жизни, имуществу пострадавшего, возникшего в результате противоправных действий нарушителя;
  • наличия ущерба окружающей среде и т.д.;
  • другие важные для дела обстоятельства.

Если принято решение о привлечении нарушителя к административной ответственности, то существует целый ряд статей КоАП РФ, регулирующих этот вопрос. Например, глава 14 Кодекса об Административных Правонарушениях России определяет ряд противоправных действий, нарушающих законодательство о правах потребителя и наказуемых по нормам данного законодательного акта.

Отдельной статьи УК Российской Федерации за такой вид нарушения, как ущемление прав потребителя, не предусматривается. Однако именно уголовная ответственность может наступить за ущерб, который возник вследствие ущемления интересов приобретателя. Например, имущественные потери, ущерб, причиненный окружающей среде и т.д.

Таким образом, статья 43 ЗоЗПП РФ определяет меру ответственности за пренебрежение определенных этим же законом прав приобретателя. В перечень возможных уровней порицания входят административный, уголовный и гражданско-правовой.

Закон о защите прав потребителей последняя редакция 2018

Принятый Закон о защите прав потребителей возвестил о начале принципиально нового этапа в истории экономики нашей страны. Этот документ положил конец существовавшему в то время хаосу в рыночных взаимоотношениях, раз и навсегда утвердив приоритет потребителя, позиции которого стала защищать само государство. Данный приоритет выражается в наличии широкого набора прав покупателя, подтверждаемых не менее широкой линейкой обязанностей изготовителя и поставщика.

Статьи закона о защите прав потребителей

Суть и функции ФЗ о защите прав потребителя

В этом законе защита прав потребителей обеспечивается в следующих двух ключевых процессах рыночного механизма:

  • приобретение покупателем товаров у производителя или поставщика (импортёра);
  • получение услуг у сервисных компаний

В обоих случаях потребитель, согласно закону, имеет право на достойный уровень качества товаров и услуг, а изготовитель (поставщик) обязан обеспечить такое качество в рамках существующих государственных стандартов и технических регламентов.

Базовые функции ФЗ о защите прав потребителей могут быть перечислены следующим списком:

  • определение прав и обязанностей сторон в рыночных взаимоотношениях;
  • описание процедур, защищающих интересы покупателя товаров и услуг;
  • регламент качества работ и продукции;
  • определение требований к безопасности продукции и сервиса;
  • сроки и порядок проведения мероприятий, направленных на поддержку и защиту интересов потребителя;
  • описания полномочий государственных структур и общественных организаций, осуществляющих контроль в этой сфере.

Перечисленные направления предоставляют возможность обеспечить право граждан на приобретение качественной продукции, включая получение полного объёма информации обо всех нюансах такого права.

Актуальные изменения в законе о защите прав потребителей

Как и любой закон, данный ФЗ постоянно требует корректировки в рамках изменений рыночных, финансово-кредитных и социальных отношений. Такие изменения вносятся в виде поправок и дополнений к закону, утверждаемых Правительством и Президентом РФ.

Закон о защите прав потребителей последняя редакция 2018 с вступившими в силу корректировками затронул следующие важные моменты:

  • Предприниматели с годовым объёмом свыше 40 млн. рублей с 1 октября 2017 года обязаны использовать для расчётов национальные финансовые сервисы, платежные системы и банковские инструменты. В частности, речь идёт о применении для расчётов карты МИР».
  • Если выручка от розницы за предыдущий год составила менее 5 млн. рублей, то требование оплаты товара банковскими картами в таких торговых точках утрачивает силу.

Специалисты отмечают, что со временем оплата товаров будет осуществляться исключительно с помощью национальных платежных сервисов. Такой приоритет предоставит возможность существенно повысить контроль над финансовыми операциями, увеличивая комфорт и защиту покупателей.

Закон Российской Федерации о защите прав потребителей и в дальнейшем будет дополняться с учётом сформировавшихся реалий. Эволюция этого законодательного акта обеспечит комплексное соблюдение интересов покупателя с предоставлением новых прав и возможностей потребительской аудитории.

Закон о защите прав потребителей последняя редакция 2018

Статья 43. Ответственность за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

За нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 43 ЗоЗПП

1. Если в ходе осуществления проверочных мероприятий будут выявлены факты нарушения законодательства в области защиты прав потребителей, органам государственного надзора (их должностным лицам) предоставлено право использовать механизмы административного, уголовного и гражданского принуждения. Применение данных механизмов предполагает возбуждение и рассмотрение дел о нарушении законодательных и иных нормативно-правовых актов в области защиты прав потребителей, привлечение виновных лиц (продавца, исполнителя, изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) к отдельным видам юридической ответственности.

За совершение правонарушений, посягающих на права потребителей, действующее федеральное законодательство предусматривает административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность.

2. Административная ответственность установлена в КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законах субъектов РФ об административных правонарушениях. Как средство административного принуждения ответственность применяется в целях защиты личности, охраны прав граждан-потребителей, охраны здоровья граждан, предупреждения новых правонарушений и имеет, бесспорно, мощный правоохранительный потенциал.

Составы правонарушений, посягающих на отношения в области защиты прав потребителей, содержатся в ст. ст. 14.4, 14.4.2, 14.5, 14.7, 14.8, 14.15 КоАП РФ. Объектом посягательства данной группы административных правонарушений являются общественные отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Объективная сторона административных правонарушений, являясь внешним проявлением противоправного виновного действия физического или юридического лица, может быть выражена в следующем:

1) в осуществлении предпринимательской деятельности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию населению услуг:

— ненадлежащего качества или с нарушением требований, установленных в законодательных и иных нормативно-правовых актах РФ;

— с нарушением требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт;

2) в обмеривании, обвешивании, обсчете потребителя при реализации товара (работы, услуги);

3) в введении потребителя в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товара (работы, услуги);

4) в нарушении иных прав потребителей, к примеру, непредоставление потребителю полной и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуги), установленных законом льгот и преимуществ; включение в договор условий, ущемляющих права потребителя;

5) в нарушении установленных правил продажи отдельных видов товаров.

Санкции приведенных статей КоАП РФ предусматривают административные наказания в виде предупреждения и административного штрафа. За повторно совершенное правонарушение, квалифицируемое по ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ, по решению суда в отношении должностных лиц может быть назначено наказание в виде дисквалификации до одного года, в отношении юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — в виде конфискации предмета административного правонарушения (т.е. товаров, не соответствующих образцам по качеству). За продажу недоброкачественных, фальсифицированных, контрафактных лекарственных средств для медицинского потребления, повлекшую причинение вреда здоровью граждан либо создавшую угрозу причинения вреда их жизни и здоровью, по постановлению суда может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

За рассматриваемый период судами общей юрисдикции по результатам рассмотрения направленных органами Роспотребнадзора дел об административных правонарушениях были вынесены 707 постановлений о назначении административного наказания, из них в виде предупреждения — 133, дисквалификации — 1, административного штрафа — 522, конфискации предмета административного правонарушения — 26.

Это интересно:  Статья 1441 ГК РФ. Признание патента на селекционное достижение недействительным

3. Уголовная ответственность за нарушение требований комментируемого Закона предусмотрена ст. 238 УК РФ и наступает в том случае, если употребление некачественных или опасных пищевых продуктов повлекло за собой возникновение заболевания, отравление, причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерть человека. Обратимся к диспозиции ст. 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Данное деяние посягает на здоровье граждан, а также на установленные законодательством гарантии прав и интересов потребителей. В частности, ст. 7 комментируемого Закона предусматривает, что «потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки, утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя».

Объективную сторону рассматриваемого преступного деяния образуют прежде всего действия, выразившиеся:

— в производстве, хранении или перевозке в целях сбыта товаров (продукции), не отвечающих требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей;

— в сбыте данных товаров;

— в неправомерной выдаче и в неправомерном использовании официальных документов, удостоверяющих соответствие товаров требованиям безопасности (сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, гигиенических заключений, лицензий на производство товаров и т.п.).

Согласимся с позицией М.М. Зейналова в том, что привлечение лица к ответственности за данное преступление возможно лишь при наличии двух условий:

— доказанности не только самого факта производства, хранения или перевозки товаров и продукции в целях их сбыта, но и опасности этих действий для жизни или здоровья потребителей;

— наличия у совершившего их лица осознания характера своих действий и их несоответствия требованиям безопасности, что не предполагает возможности принятия произвольного решения об уголовной ответственности.

В качестве мер уголовной ответственности к виновным лицам применяются наказания в виде штрафа, обязательных работ, принудительных работ, ограничения или лишения свободы на определенный срок. При наличии квалифицирующих обстоятельств, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 ст. 238 УК РФ (совершение указанных действий группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в отношении товаров, предназначенных для детей в возрасте до шести лет; повлекших по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью, смерть одного человека, двух или более лиц), уголовно-правовая санкция предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 100 до 500 тысяч рублей, принудительных работ на срок до пяти лет, лишения свободы на срок до десяти лет.

4. Гражданско-правовая ответственность в форме возмещения вреда жизни или здоровью потребителя вследствие недостатков товаров, работ, услуг предусмотрена ГК РФ и комментируемым Законом.

Параграф 3 главы 59 ГК РФ «Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ и услуг» содержит общее правило возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, согласно которому «вред подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет».

Ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью потребителя вследствие недостатков товара (работы, услуги), конкретизируется также и в ст. 14 комментируемого Закона. Данная статья предусматривает полное возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги). При повреждении здоровья потребителя возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел или определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств и т.п. Правила возмещения вреда в случае смерти гражданина регулируются ст. ст. 1088 и 1089 ГК РФ.

— причиненный моральный вред подлежит компенсации только при наличии вины причинителя вреда;

— размер такой компенсации определяется по решению суда и не ставится в зависимость от размера возмещения имущественного вреда. Разъяснение данного положения содержится в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей». В п. 25 Постановления Пленум разъясняет следующее: поскольку моральный вред определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара. а должен основываться на характере и объеме причиненных потребителю нравственных и физических страданий в каждом конкретном случае.

Требования, связанные с возмещением вреда жизни или здоровью потребителя вследствие недостатков товаров (работ, услуг), носят имущественный характер. Законодатель предусмотрел возможность их удовлетворения в добровольном порядке. Однако несоблюдение потребителем внесудебного (претензионного) порядка разрешения спора не должно являться препятствием реализации им права на судебную защиту, что нашло отражение в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 N 7. При принятии искового заявления следует иметь в виду, что истечение установленного законодательством пресекательного срока на предъявление гражданином претензии не является основанием к отказу в судебной защите, т.к. это противоречит ст. 46 Конституции РФ и рассматриваемому Закону.

Реализуя предоставленное право на судебную защиту, потребитель при предъявлении иска должен руководствоваться правилами о подсудности, закрепленными в ст. 17 комментируемого Закона и ч. 7 ст. 29 ГПК РФ. Иск может быть предъявлен в суд:

— по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель — его жительства;

— по месту жительства или пребывания истца;

— по месту заключения или исполнения договора.

Обратиться в суд с заявлением в защиту прав потребителя, а также законных интересов неопределенного круга потребителей вправе должностные лица Роспотребнадзора и его территориальных органов, прокурор, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей. Однако в связи с тем, что органы местного самоуправления и общественные объединения не наделены государственно-властными полномочиями в сфере защиты прав потребителей, при выявлении по жалобам потребителей товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, опасных для жизни и здоровья они незамедлительно должны обратиться в компетентный орган государственного надзора.

Статья 43. Ответственность за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

Новая редакция СТ 43 Закона о Защите Прав Потребителей России:

За нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 43 ЗоЗПП РФ

1. Статья претерпела существенные изменения по размерам налагаемых штрафов, способам их взыскания, составу привлекаемых к ответственности субъектов, составу наказуемых нарушений.

2. Основанием для наложения штрафа Комитетом и его территориальными управлениями являются (как и в старой редакции Закона) уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний указанных органов. В новой редакции уточнено: законных предписаний. Последнее означает, что речь идет о предписаниях, выдача которых входит в компетенцию этих органов и выданных с соблюдением установленного порядка (см. комментарий к ст. 40 Закона). Следует обратить внимание на то, что штраф налагается не за нарушения прав потребителей, а за неисполнение предписаний об их прекращении.

Порядок наложения штрафов определен упомянутым Положением о порядке рассмотрения Комитетом России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

Положение определяет понятия уклонения от исполнения и несвоевременного исполнения предписания, разъясняет ст. 43 Закона в части порядка определения конкретных размеров штрафов. Положением установлено, что штрафы вправе налагать только определенные должностные лица: Председатель Комитета России, его заместители, начальники территориальных управлений и их заместители.

Дела о наложении штрафов рассматриваются указанными должностными лицами органа, выдавшего предписание.

Положением предусмотрено, что основанием для рассмотрения дела о наложении штрафа являются документы, подтверждающие факт уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения предписания: акт проверки исполнения предписания, переписка с продавцом, исполнителем, изготовителем, иные документы.

Эти документы вместе с необходимыми материалами направляются лицом, контролирующим исполнение предписаний, соответствующему должностному лицу для рассмотрения. Срок рассмотрения таких дел — месяц со дня установления факта уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения предписания.

Процедура рассмотрения дел о наложении штрафов, права сторон и другие вопросы совпадают в основном с соответствующими правилами при рассмотрении дел комиссиями о нарушениях законодательства о защите прав потребителей и выдачи предписаний (см. комментарий к ст. 40 Закона).

Постановления о наложении штрафов могут быть обжалованы в течение 6 месяцев со дня вынесения в арбитражный суд путем подачи в установленном порядке заявления об их отмене или изменении.

3. В отличие от Комитета и его органов, обладающих правом наложения штрафов лишь за неисполнение предписаний, выдача которых входит в их компетенцию, права органов, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), являются более широкими. Помимо права налагать штрафы за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение законных предписаний, они наделены таким правом и в некоторых других случаях.

В новой редакции Закона сохранен штраф за причинение ущерба потребителям товарами (работами, услугами), не отвечающими требованиям, предъявляемым к их безопасности. Однако порядок определения размера штрафа изменен: вместо суммы ущерба штраф взыскивается в пределах твердой суммы — до 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда. Для наложения штрафа необходимо установить причинение ущерба потребителю, наличие в товаре (работе, услуге) несоответствия требованиям по безопасности и причинную связь между этим недостатком и причиненным ущербом. Отсутствие хотя бы одного из этих элементов исключает возможность наложения штрафа. Под ущербом следует понимать вред, причиненный личности или имуществу потребителя.

Это интересно:  Постановление Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ""

Закон не регламентирует размер причиненного ущерба, при котором штраф может быть наложен, однако этот размер ущерба, согласно Закону, влияет на конкретный размер налагаемого штрафа. Поскольку наложение штрафа является правом, а не обязанностью соответствующих органов, при незначительном ущербе они могут вообще не прибегать к этой санкции с учетом конкретных обстоятельств.

Ущерб должен возникнуть из-за несоответствия товара (работы, услуги) именно требованиям по безопасности, устанавливаемым в государственных стандартах. Причинение ущерба потребителю другими недостатками товара (работы, услуги) исключает возможность наложения штрафа в указанном порядке и влечет ответственность причинителя вреда перед потребителем в соответствии со ст. 14 Закона. Штраф может быть наложен независимо от установления вины причинителя вреда.

4. Новой редакцией Закона уточнено ранее имевшееся основание для наложения штрафа — продажа товаров (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортных, без сертификатов, подтверждающих соответствие товаров (работ, услуг) обязательным требованиям стандартов. Штраф за это нарушение, очевидно, не может быть наложен на изготовителя товара, если он сам не продает его (о понятии продажи см. комментарий к ст. 40 Закона). Под стандартом в данном случае следует понимать государственный стандарт РФ, международные стандарты, имеющие силу государственного стандарта. Под обязательными требованиями в данном случае следует понимать требования к безопасности товаров (работ, услуг), на соответствие которым проводится обязательная сертификация (подробнее об этом см. комментарий к законам РФ «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг»).

5. Закон сохранил ответственность органов по сертификации, уточнив, что речь идет об ответственности лишь за нарушение правил обязательной сертификации товаров (работ, услуг), а также ответственность испытательных лабораторий.

На последних штраф может быть наложен за предоставление недостоверных результатов испытаний товаров (работ, услуг) лишь при их обязательной сертификации (о нарушениях правил обязательной сертификации органами по сертификации см. комментарий к Закону РФ «О сертификации продукции и услуг»).

Существенно изменен порядок определения размера штрафа: ранее он составлял двукратную стоимость работы соответствующего органа, а в новой редакции Закона — двукратную стоимость соответствующих товаров (работ, услуг), что значительно больше. Под соответствующими товарами при определении их стоимости следует понимать количество товара, на которое выдан сертификат с нарушением правил или представлены недостоверные результаты испытаний.

6. В новой редакции Закона из статьи изъят пункт об ответственности руководителей организаций в виде наложения штрафа за нарушения, предусмотренные настоящей статьей.

Вопросы ответственности указанных лиц регулируются трудовым, административным и уголовным законодательством РФ (см. комментарий к ст.13 и 40 Закона).

7. В связи с нормами о наложении штрафов возникает вопрос об основаниях такой ответственности. Законом предусмотрены различные по своей правовой природе санкции. Во-первых, это санкции гражданско-правового характера. К ним относятся неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение продавцом, изготовителем, исполнителем своих договорных обязательств перед потребителем, взыскиваемые в его пользу через суд.

Вопросы, связанные со взысканием неустоек, регулируются в соответствии с нормами ГК. Общим правилом является ответственность при наличии вины. Но для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, сделано исключение — они несут ответственность и при отсутствии вины, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 401 ГК РФ).

Во-вторых, это штрафы, налагаемые государственными органами на предпринимателей. Органы по сертификации осуществляют свою деятельность по сертификации на основании гражданско-правовых договоров с организациямизаявителями, являющимися изготовителями (продавцами, исполнителями) товаров (работ, услуг). В свою очередь, органы по сертификации поручают проведение сертификационных испытаний аккредитованным испытательным лабораториям также на основании договоров гражданско-правового характера. Неисполнение или ненадлежащее исполнение этих договоров может вести к взысканию неустоек и убытков в соответствии с нормами ГК.

Однако, учитывая важность функций, выполняемых этими органами, законодатель установил штрафную ответственность за нарушения в их деятельности.

Эта ответственность не вытекает из договорных отношений, по своей природе является санкциями административно-правового характера. Порядок их наложения определяется административным законодательством, которое предусматривает, что ответственность может наступить лишь при наличии вины в форме умысла или неосторожности.

Это означает, что случайное, невиновное нарушение правил сертификации или представление недостоверных результатов испытаний исключает возможность наложения штрафа. При этом надо учитывать, что организация несет ответственность за действия своих сотрудников.

Следует отметить также различие в распределении бремени доказывания вины в гражданском и административном законодательстве. Согласно ст. 401 ГК, вина нарушителя предполагается, и для освобождения от ответственности именно он должен доказать ее отсутствие. В административном праве, также как и в уголовном, вина нарушителя должна быть доказана соответствующим органом государства.

8. Новой редакцией Закона предусмотрено принципиальное изменение порядка взыскания штрафа с продавца, изготовителя, исполнителя — юридического лица. Ранее штраф подлежал уплате в установленный срок в добровольном порядке. В случае неуплаты соответствующий орган мог обратиться в арбитражный суд с иском о взыскании штрафа. Исполнение решения суда осуществлялось в порядке, установленном для исполнения решений арбитражного суда.

Предусмотренное новой редакцией Закона безакцентное взыскание штрафа осуществляется путем направления органом, принявшим решение о наложении штрафа, постановления об этом в банк для списания со счета нарушителя соответствующей суммы.

В отношении штрафов, налагаемых Комитетом, и штрафов, налагаемых органами, осуществляющими контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), на индивидуальных предпринимателей, в случае их уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения предписаний этих органов либо причинения ущерба потребителям сохранен прежний порядок взыскания штрафа: в случае неуплаты ими штрафа (неполной уплаты) в 30-дневный срок со дня получения соответствующего постановления орган, наложивший штраф, вправе обратиться в арбитражный суд. Но уже не только о взыскании штрафа, но также и пени в размере одного процента от неоплаченной суммы за каждый день просрочки. Штрафы, налагаемые на индивидуальных предпринимателей за продажу товаров (работ, услуг) без сертификатов или за нарушение правил обязательной сертификации, представление недостоверных результатов испытаний, взыскиваются в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (см. комментарий к ст. 13 Закона).

9. В случае обжалования в соответствии с п. 5 ст. 43 Закона изготовителями (исполнителями, продавцами) товаров (работ, услуг), органами по сертификации, испытательными лабораториями постановлений федеральных органов исполнительной власти о наложении штрафов иудовлетворения их требований о возврате взысканных сумм штрафов из бюджета полностью или частично правила ст. 395 ГК об ответственности за пользование чужими денежными средствами не подлежат применению. Однако это не лишает указанные организации права требовать возмещения убытков, причиненных необоснованным взиманием штрафов, в соответствии со ст. 15 и 16 ГК (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ).

Ответчиком по искам о взыскании убытков в этих случаях является Российская Федерация в лице соответствующего финансового органа, поскольку штрафы направляются в федеральный бюджет, либо соответствующие федеральные органы исполнительной власти, если это прямо предусмотрено законом.

Закон «О защите прав потребителей»

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I
«О защите прав потребителей»

С изменениями и дополнениями от:

2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 октября, 25 ноября 2006 г., 25 октября 2007 г., 23 июля 2008 г., 3 июня, 23 ноября 2009 г., 27 июня, 18 июля 2011 г., 25 июня, 28 июля 2012 г., 2 июля, 21 декабря 2013 г., 5 мая 2014 г., 13 июля 2015 г., 3 июля 2016 г., 1 мая 2017 г., 18 апреля, 4 июня, 29 июля 2018 г.

См. Стратегию государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 г., утвержденную распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2017 г. N 1837-р

См. Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 17 октября 2018 г.

См. Обзор судебной практики по делам, связанным с защитой прав потребителей финансовых услуг, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 27 сентября 2017 г.

О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17

По отдельным вопросам применения настоящего Закона см. разъяснения, утвержденные приказом ГАК РФ от 20 мая 1998 г. N 160, разъяснения ГКАП РФ от марта 1996 г.

См. комментарии к настоящему Закону

См. Энциклопедии и другие комментарии к преамбуле настоящего Закона

Информация об изменениях:

Преамбула изменена с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 250-ФЗ

Федеральным законом от 25 октября 2007 г. N 234-ФЗ в преамбулу внесены изменения, вступающие в силу по истечении сорока пяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Это интересно:  Статья 128 ТК РФ. Отпуск без сохранения заработной платы

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

изготовитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;

исполнитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

продавец — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;

Информация об изменениях:

недостаток товара (работы, услуги) — несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

существенный недостаток товара (работы, услуги) — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;

безопасность товара (работы, услуги) — безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги);

уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель (далее — уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) — организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющие определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории Российской Федерации, выполняющий определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества;

импортер — организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов

7 февраля 1992 года N 2300-I

Регулируются отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливаются права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), государственная защита их интересов, а также определяется механизм реализации этих прав.

Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия качеству и требованиям безопасности. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.

Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать безвозмездного устранения недостатков, уменьшения цены, замены товара.

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей»

Настоящий Закон вводится в действие со дня его опубликования.

Пункт 5 статьи 5 настоящего Закона вводится в действие с 1 мая 1992 г.

Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 7 апреля 1992 г., в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 9 апреля 1992 г., N 15, ст. 766

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 81-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 88-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 265-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 363-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 121-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 25 октября 2007 г. N 234-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении сорока пяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2006 г. N 193-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 140-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Положения части четвертой статьи 37 настоящего Закона распространяются на отношения, возникшие из договоров на оказание услуг (выполнение работ), заключенных до дня вступления в силу названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в абзац восьмой пункта 2 статьи 10 настоящего Федерального закона в части доведения до потребителя информации об импортере, вступающих в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ

Изменения вводятся в действие со дня официального опубликования названного Федерального закона

Закон РФ от 2 июня 1993 г. N 5076-I

Изменения вводятся в действие со дня опубликования названного Закона

Статья написана по материалам сайтов: zakonozpp.ru, poiskzakona.ru, www.zakonrf.info, ozppzakon.ru, base.garant.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector