+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 5.12 КоАП РФ. Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах

1. Изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах и референдумах, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 5.12 КоАП РФ

1. В комментируемой статье предусмотрена административная ответственность за два правонарушения, касающиеся:

— изготовления и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов;

— размещения печатных агитационных материалов.

Общим объектом обоих правонарушений являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов, часть которых — отношения по проведению предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума), являющиеся родовым объектом данного правонарушения. Непосредственный объект — установленные законом правила:

— изготовления и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов (ч. 1 ст. 5.12 КоАП РФ);

— правила размещения печатных агитационных материалов (ч. 2 ст. 5.12 КоАП РФ).

Объективная сторона обоих правонарушений выражается в действиях (бездействии), влекущих нарушение вышеуказанных правил, установленных Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ, другими федеральными и региональными законами о выборах и референдумах.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ агитационные материалы — это печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании (кампании референдума).

Печатные материалы — это листовки, плакаты, газеты, брошюры, календари и т.п. материалы, выполненные, как правило, на бумажном носителе. Аудиовизуальные материалы — изготовленные с помощью технических средств и сохраненные на кассетах, дисках и т.п. носителях произведения либо материалы, состоящие из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенные для зрительного и слухового восприятия (кинематографические произведения, теле- и видеофильмы, диафильмы, слайды и т.п.).

Основные правила и условия выпуска и распространения этих и иных агитационных материалов, являющиеся непосредственными объектами данных правонарушений, нормативно сформулированы в ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ и заключаются (применительно к комментируемой статье) в следующем.

Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы, предназначенные к распространению, должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума (п. 2 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Экземпляры печатных агитационных материалов (или их копии), аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением (инициативной или иной группой участников референдума) в соответствующую избирательную комиссию (комиссию референдума). Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы (п. 3 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу (п. 5.1 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Также запрещается изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума (п. 5 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Кроме того, Закон запрещает распространение агитационных материалов с нарушением требований к использованию в них изображения физического лица, а также высказываний физического лица о кандидате и об избирательном объединении без письменного согласия данного физического лица (за некоторыми исключениями — см. подп. «а» — «д» п. 9 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ), которое должно быть представлено в избирательную комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов.

2. Объективную сторону административного нарушения составляет как минимум одно из шести правонарушающих действий, указанных в диспозиции ч. 1 комментируемой статьи:

— изготовление (или распространение) печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, не содержащих информации о их тираже, дате выпуска, об оплате из средств соответствующего фонда, наименовании, юридическом адресе и идентификационном номере налогоплательщика организации (либо о фамилии, имени, отчестве и месте жительства лица), изготовившей эти материалы, а также о наименовании организации (либо о фамилии, имени, отчестве лица), заказавших агитационные материалы;

— изготовление печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, в которых вышеперечисленные данные указаны неверно;

— изготовление (или распространение) печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, содержащих коммерческую рекламу;

— изготовление (или распространение) печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда (фонда референдума);

— распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов без предоставления их экземпляра (копии) либо фотографии в соответствующую избирательную комиссию (комиссию референдума) вместе со сведениями о месте нахождения организации (об адресе места жительства лица), изготовившей и заказавшей эти материалы;

— распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований закона к использованию в них изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении.

Одно из правонарушающих действий, совершаемых изготовителями (организациями и индивидуальными предпринимателями) агитационных печатных материалов, в частности выполнение работ или оказание услуг по изготовлению таких материалов без обязательного предварительного опубликования сведений о размере и других условиях их оплаты, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.51 КоАП РФ.

Данное правонарушение может быть совершено как в форме действий (имеется в виду «изготовление» упомянутых материалов), так и бездействия (например, неуказание данных о тираже, о заказчике, об изготовителе и т.п.).

Изготовление агитационных материалов можно рассматривать как завершенный технологический процесс, результатом которого является конечная продукция — партия агитационных материалов. Поэтому понимание термина «изготовление» затруднений не вызывает. Под распространением понимается доведение агитационных материалов до широкого круга избирателей (участников референдума) с использованием разнообразных способов (раздача в руки, расклеивание, вывешивание на вертикальной поверхности, раскладывание по почтовым ящикам, на горизонтальной поверхности и т.п.).

Полнота и точность юридического адреса, места нахождения, места жительства определяется по правилам ст. ст. 54, 20 ГК РФ и п. 5 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Вопрос вызывает понимание нормативного положения «перечисленные данные указаны неверно». Представляется, что состав правонарушения будет только в том случае, когда «неверность данных» будет не следствием технической ошибки (например, в наименовании организации или в одной-двух цифрах ИНН и т.п.), а результатом намеренного искажения этих сведений, в связи с чем невозможно даже примерно определить (идентифицировать), например, тираж изготовленных материалов или установить точное место нахождения организации или место жительства физического лица (гражданина), заказавшего агитационные материалы, и т.п.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.12 КоАП РФ, проявляется в действиях, нарушающих условия размещения печатных агитационных материалов, установленные в п. п. 7 — 10 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ.

По общему правилу печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов (за исключением специально отведенных для этого мест) (п. 8 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии (комиссии референдума), помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них (п. 10 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

3. Субъектами данных правонарушений могут быть граждане, должностные лица (см. ст. 2.4 КоАП РФ), юридические лица (ст. 2.10 КоАП РФ), которые в данных отношениях действуют в качестве тех, кто заказывал, изготавливал или размещал (распространял) агитационные материалы. Юридические лица зачастую выступают в качестве изготовителя агитационных материалов (обычно это типографии, издательства и другие полиграфические организации разных организационно-правовых форм).

Это интересно:  Статья за убийство 105 УК РФ: сколько дают за убийство человека в 2019 году

4. Субъективная сторона данных правонарушений обычно характеризуется умышленной формой вины (см. ст. 2.2 КоАП РФ) и реже — неосторожной (если, например, изготовитель агитационного материала «забыл» указать какие-то из обязательных сведений).

Статья 5.12 КоАП РФ. Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах

Текущая редакция ст. 5.12 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

(наименование в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ
1. Изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах и референдумах, —
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 9 марта 2016 года N 66-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

2. Размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

(Часть дополнительно включена с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ)
(Статья в редакции, введенной в действие с 19 июля 2003 года Федеральным законом от 4 июля 2003 года N 94-ФЗ

Комментарий к статье 5.12 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов, регулируемые соответствующим федеральным законодательством (см. п. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1), а также законодательными актами субъектов РФ.

2. Законодательство определяет общий порядок и правила проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и, в частности, правила изготовления и условия распространения агитационных печатных и аудиовизуальных материалов (см., например, ст. 54 Федерального закона от 12 июня 2002 г. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Кандидаты, избирательные объединения, инициативные группы по проведению референдума вправе выпускать агитационные материалы (печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки агитации и предназначенные для массового распространения (продажи, подписки, доставки, раздачи) и обнародования в ходе избирательной кампании, при проведении референдума, например листовки, плакаты и пр.).

Выпускаемые агитационные материалы должны содержать наименования (включая организационно-правовую форму) и юридические адреса организаций или фамилии, имена, отчества и места жительства лиц, изготовивших данные материалы; наименование организации или фамилию, имя, отчество лица, заказавших изготовление материалов, а также информацию об их тираже и дате выпуска.

Изготовление анонимных агитационных печатных материалов запрещается. В содержании агитационных предвыборных материалов недопустимы призыв к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению территориальной целостности России, пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Не допускаются выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную вражду. Кроме того, законодательство запрещает распространение ложных сведений о кандидате, а также совершение иных действий, порочащих его честь и достоинство.

3. Запрещается изготовление агитационных материалов, содержащих коммерческую рекламу, а также агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума и без указания информации об этой оплате.

Запрещается распространение агитационных материалов, если экземпляры этих материалов до начала их распространения не были представлены кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума вместе со сведениями о месте нахождения (адресе) организации (лица), изготовивших и заказавших эти материалы, в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума.

4. Использование изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении в агитационных материалах возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий такое согласие, представляется в комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов. В случае нарушения данного требования относительно агитационных материалов, размещаемых на каналах организаций телерадиовещания или в периодических печатных изданиях, ответственность наступает не по комментируемой статье, а по ст. 5.8 КоАП РФ.

5. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 данной статьи выражается в действиях (бездействии), повлекших изготовление и распространение в период подготовки и проведения выборов (референдума) агитационных печатных материалов, не содержащих необходимой, полной и достоверной информации или с нарушением иных требований, названных в п. п. 2, 3 комментария к статье.

6. Печатные агитационные материалы могут вывешиваться (размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только при наличии письменного согласия собственников, владельцев указанных объектов и на их условиях.

Запрещается вывешивать (размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

7. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи, состоит в действиях, нарушающих указанные в п. 6 комментария условия размещения печатных агитационных материалов.

8. Субъектами данных правонарушений могут быть как граждане, так и должностные лица, а также юридические лица — организации, заказавшие, изготовившие или разместившие агитационные материалы.

9. Данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

10. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6). Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума (ч. 5 ст. 28.3), а также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 5.12 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 5.12 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 5.12. Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах

1. Изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, не содержащих установленной федеральным законом информации об их тираже, дате выпуска, об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, о наименовании, юридическом адресе и об идентификационном номере налогоплательщика организации либо о фамилии, об имени, отчестве, о месте жительства лица, изготовивших эти печатные или аудиовизуальные агитационные материалы, а также о наименовании организации либо о фамилии, об имени, отчестве лица, заказавших изготовление этих печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, изготовление печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, в которых перечисленные данные указаны неверно, изготовление или распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, содержащих коммерческую рекламу, либо без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов без предоставления их экземпляра (копии) либо фотографии в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума вместе со сведениями о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы, а равно распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований закона к использованию в них изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.

2. Размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Условия и порядок изготовления и распространения агитационных печатных и аудиовизуальных материалов предусмотрен статьей 54 Федерального закона, статьей 61 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», статьей 55 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», аналогичными нормами региональных законов о выборах и референдумах.

Это интересно:  Статья 43 Закона о защите прав потребителей (ЗоЗПП)

Размещение агитационных печатных материалов с нарушением закона с объективной стороны может быть выражено в двух действиях.

Первое. Размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено Федеральным законом.

Пункт 10 статьи 54 Федерального закона, аналогичные нормы иных законов о выборах содержат запрет на вывешивание (расклеивание, размещение) печатных агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от них.

Второе. Размещение агитационных печатных материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов.

Пунктом 8 статьи 54 Федерального закона установлено требование к размещению агитационных печатных материалов, согласно которому эти материалы могут размещаться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Исключение составляют места, указанные в пункте 7 статьи 54 Федерального закона, а именно специальные места для размещения агитационных печатных материалов на территории каждого избирательного участка, участка референдума, выделенные органами местного самоуправления по предложению соответствующей избирательной комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования.

Состав административного правонарушения образует любое нарушение установленного порядка.

Изготовление или распространение агитационного материала будет признано административным правонарушением, если допущено хотя бы одно из следующих нарушений:

1) агитационный материал не содержит следующих реквизитов:

информации о тираже и о дате выпуска; об оплате изготовления тиража из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;

информации о наименовании, юридическом адресе и об идентификационном номере налогоплательщика организации, изготовившей эти печатные или аудиовизуальные агитационные материалы, либо информации о фамилии, об имени, отчестве, о месте жительства лица, изготовившего эти печатные или аудиовизуальные агитационные материалы;

о наименовании организации либо о фамилии, об имени, отчестве лица, заказавших изготовление этих агитационных материалов;

2) изготовлены печатные или аудиовизуальные агитационные материалы, в которых вышеуказанные данные указаны неверно;

3) изготовлены или распространены агитационные материалы, содержащие коммерческую рекламу;

4) изготовлены или распространены агитационные материалы без оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда;

5) распространены печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы без предоставления их экземпляра (копии) либо фотографии в соответствующую избирательную комиссию вместе со сведениями о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы;

6) распространены печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы с нарушением требований закона к использованию в них изображения физического лица, положительных высказываний физического лица о кандидате, избирательном объединении, избирательном блоке.

К печатным агитационным материалам относятся листовки, плакаты, календари и другие печатные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации.

К аудиовизуальным агитационным материалам относятся агитационные материалы на аудио- и видеоносителях.

К иным агитационным материалам могут быть отнесены значки, рекламные щиты, растяжки и другие.

Предварительное представление в избирательную комиссию экземпляров либо фотографий агитационных материалов (в зависимости от их формы) — обязательное условие правомерности их распространения. При этом должны быть указаны сведения, предусмотренные пунктом 3 статьи 54 Федерального закона, частью 4 статьи 61 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», пунктом 3 статьи 55 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации». Отсутствие таких сведений, равно как и непредставление экземпляров агитационных материалов в избирательную комиссию, влечет за собой ответственность по статье 5.12 Кодекса.

Одним из оснований привлечения к административной ответственности является наличие в агитационных материалах коммерческой рекламы (пункт 4 статьи 54 Федерального закона).

Кроме административной ответственности за нарушения положений статьи 54 Федерального закона, статьей 5.12 Кодекса предусмотрена ответственность за нарушение требований пункта 9 статьи 48 Федерального закона, части 8 статьи 57 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», пункта 7 статьи 49 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», аналогичных норм региональных законов о выборах. Данные нормы содержат условия возможного использования изображения физического лица, положительных высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении в их агитационных материалах только с письменного согласия данного физического лица. Такое согласие должно быть выражено в письменной форме и представлено в избирательную комиссию вместе с экземплярами соответствующих агитационных печатных материалов в общем порядке.

Данное ограничение не распространяется на использование указанными лицами в ряде случаев в своей предвыборной агитации публично высказанных и обнародованных мнений с указанием даты (периода времени) этого обнародования и наименования средства массовой информации, в котором было осуществлено это обнародование.

Размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, образует новый состав административного правонарушения, установленный частью 2 комментируемой статьи. Пунктом 10 статьи 54 Федерального закона установлен запрет на размещение агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них. Аналогичные нормы содержатся в пункте 9 статьи 55 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» и в части 11 статьи 61 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Субъектами указанных правонарушений могут быть кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, граждане, должностные лица, организации.

Протоколы об административных правонарушениях могут быть составлены уполномоченными членами избирательных комиссий, должностными лицами органов внутренних дел (милиции).

Статья 5.12 КоАП РФ. Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах (действующая редакция)

1. Изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах и референдумах, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 5.12 КоАП РФ

1. О статусе агитационных материалов, предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума см. п. 3 комментария к ст. 5.8.

Согласно п. 2 ст. 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» все печатные и аудиовизуальные материалы, за исключением материалов, распространяемых по телевидению и радио, в периодических печатных изданиях в соответствии со ст. 51 и 52 указанного Федерального закона, должны содержать наименование и юридический адрес организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов.

Применительно к указанному Федеральному закону под адресом места жительства физического лица понимается адрес (наименование субъекта Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин РФ зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (п. 5 комментария к данной статье КоАП).

2. Согласно п. 9 ст. 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» использование изображения физического лица, положительных высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении, избирательном блоке в агитационных материалах кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий согласие, представляется в комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов, а в случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании — по требованию комиссии. Данное ограничение не распространяется на использование кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками в предвыборной агитации публично высказанных и обнародованных мнений с указанием даты (периода времени) этого обнародования и наименования средства массовой информации, в котором было осуществлено это обнародование.

Согласно п. 4 ст. 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу.

Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах условий рекламы предпринимательской и иной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, иных лиц и организаций, на рекламирование предпринимательской и иной деятельности которых распространяются требования и ограничения, предусмотренные законодательством о выборах и референдумах, квалифицируется по ст. 5.9 КоАП (см. п. 1 комментария к указанной статье).

Это интересно:  Статья 152 ГК РФ. Защита чести, достоинства и деловой репутации

3. В соответствии с п. 3 ст. 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума и иной группой участников референдума в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы.

Распространение агитационных материалов в период подготовки и проведения выборов, референдума с нарушением указанных требований квалифицируется в соответствии с комментируемой статьей КоАП.

4. Согласно ст. 30 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» все агитационные печатные материалы, используемые при агитации по вопросам, вынесенным на референдум РФ, должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск.

5. Согласно п. 1 ст. 54 ГК юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. По смыслу комментируемой статьи имеется в виду обязательное указание места нахождения юридического лица, определяемого местом его государственной регистрации.

Местом жительства гражданина является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК).

6. Под неверным указанием в агитационных печатных материалах выходных данных, определенных комментируемой статьей, подразумеваются также и умышленные действия, например указание заведомо ложных выходных данных.

7. Понятие распространения продукции СМИ определено Законом РФ «О средствах массовой информации». Согласно ст. 2 данного Закона под распространением продукции СМИ понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ.

8. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, и о процессуальных особенностях обжалования постановлений, вынесенных по делам об указанных правонарушениях, см. соответственно п. 5 и 6 комментария к ст. 5.1.

Разъяснение по вопросу административной ответственности за изготовление, распространение, размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах

Вопрос административной ответственности за изготовление, распространение, размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах регулируется статьей 5.12 КоАП РФ «Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах».

Часть 1 статьи 5.12 предусматривает административную ответственность за изготовление или распространение в период подготовки и выборов, референдума печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах и референдумах, и влечет наказание в виде штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Агитационные материалы — это печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании (кампании референдума).

Печатные материалы — это листовки, плакаты, газеты, брошюры, календари и т.п. материалы, выполненные, как правило, на бумажном носителе. Аудиовизуальные материалы — изготовленные с помощью технических средств и сохраненные на кассетах, дисках и т.п. носителях произведения либо материалы, состоящие из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенные для зрительного и слухового восприятия (кинематографические произведения, теле- и видеофильмы, диафильмы, слайды и т.п.).

Изготовление агитационных материалов можно рассматривать как завершенный технологический процесс, результатом которого является конечная продукция — партия агитационных материалов. Под распространением понимается доведение агитационных материалов до широкого круга избирателей (участников референдума) с использованием разнообразных способов (раздача в руки, расклеивание, вывешивание на вертикальной поверхности, раскладывание по почтовым ящикам, на горизонтальной поверхности и т.п.).

В соответствии со статьей 54 Федерального закона РФ от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации. Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.

Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу. Использование изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении в агитационных материалах возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий такое согласие, представляется в комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов. В случае нарушения данного требования относительно агитационных материалов, размещаемых на каналах организаций телерадиовещания или в периодических печатных изданиях, ответственность наступает по ст. 5.8 КоАП РФ «Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях».

Часть 2 статьи 5.12. КоАП РФ предусматривает ответственность за размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов и влечет наказание в виде штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати до тридцати тысяч рублей.

Органы местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка, участка референдума. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями, участниками референдума и располагаться таким образом, чтобы избиратели, участники референдума могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов комиссий и агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов. Перечень указанных мест доводится комиссиями, по предложениям которых выделены эти места, до сведения кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума.

Печатные агитационные материалы могут размещаться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах (за исключением мест, выделенных органами местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии) только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, осуществляется на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.

Запрещается размещать агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность. Запрещается размещать агитационные материалы в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ст. 23.1 КоАП РФ) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6 КоАП РФ). Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума (ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ), а также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Материал подготовлен старшим юрисконсультом правового направления ЛО МВД России на станции Мичуринск

Статья написана по материалам сайтов: stkoaprf.ru, okoaprf.ru, www.zakonprost.ru, www.zakonrf.info, xn--n1aiccj.xn--b1aew.xn--p1ai.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector