+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 5.16 КоАП РФ. Подкуп избирателей, участников референдума…

Новая редакция Ст. 5.16 КоАП РФ

Подкуп избирателей, участников референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комментарий к Статье 5.16 КоАП РФ

Согласно ст. 68 Федерального конституционного закона 2004 г. О референдуме Российской Федерации» членам инициативной группы по проведению референдума, инициативных агитационных групп, уполномоченным представителям по финансовым вопросам указанных инициативных групп, а также иным лицам и организациям при проведении агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп участников референдума, а именно вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей участников референдума, проведение агитации по вопросам референдума); производить вознаграждение участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение и т.д., а также воздействовать на участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 84 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» установление факта подкупа избирателей кандидатом, его уполномоченным представителем по финансовым вопросам или доверенным лицом, а также по их просьбе или поручению иным лицом является основанием для отмены регистрации кандидата.

Ответственность наступает только при его осуществлении на этапе предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума.

С субъективной стороны правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности.

Согласно комментируемой статье если подкуп содержит признаки состава преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 141 УК, то действия виновного могут быть квалифицированы как воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав или права участвовать в референдуме.

Другой комментарий к Ст. 5.16 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе проведения выборов, референдумов, регулируемые соответствующим федеральным законодательством.

Так, кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативным группам по проведению референдума и их уполномоченным представителям, а также иным организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательных участках, участках референдума, сбор подписей, агитационную работу), производить вознаграждение избирателей, осуществлявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, подготовки и проведения референдума, а также предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях.

Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители и иные лица и организации не вправе при проведении агитации воздействовать на избирателей, участников референдума обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг (в том числе по итогам голосования) и других материальных благ, а также предоставления услуг.

Физическим и юридическим лицам запрещается осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума, их уполномоченных представителей и доверенных лиц.

Случаи установления подкупа избирателей указанными лицами, организациями являются основанием для отмены регистрации кандидата, отмены решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума.

2. Объективная сторона правонарушения выражается в действии по вручению избирателям, участникам референдума денежных средств, подарков, материальных ценностей, проведению льготной распродажи товаров либо по безвозмездному или на льготных условиях предоставлению услуг, а также в осуществлении благотворительной деятельности, повлекших нарушение федерального законодательства о выборах и референдумах.

3. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица, а также юридические лица.

4. Правонарушение может быть совершено только умышленно. Лицо, его совершающее, сознательно использует различные способы подкупа избирателей, участников референдума (вина юридических лиц устанавливается в соответствии с нормами КоАП РФ).

Статья 5.16 КоАП РФ

В новом КоАП РФ, введенном в действие в 2002 г.[539], правонарушение квалифицировалось как административный проступок (ст. 5.16). В июле 2003 г. оно подверглась существенной редакции и теперь рассматривается как подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах, если эти действия нс содержат уголовно наказуемого деяния.

Общим объектом правонарушения выступают общественные отношения, связанные с формированием представительных органов власти, выбором высших должностных лиц и проведением референдумов. Непосредственным объектом правонарушения выступают общественные отношения, возникающие при проведении агитации в ходе выборов и проведении референдума.

Это интересно:  Статья 43 Закона о защите прав потребителей (ЗоЗПП)

В статье законодателем сформулированы два состава административных правонарушении-.

1) подкуп избирателей, участников референдума;

2) осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (запрету подвергается и благотворительная деятельность субъектов предвыборной агитации[540].

Составы по конструкции формальные, нс связанные с наступившими общественно вредными последствиями в результате противоправного деяния соответствующих субъектов правонарушения.

Объективная сторона правонарушения, т.с. подкупа избирателей, участников референдума, выражается в совершении противоправных действий путем предоставления различных имущественных или иных благ избирателям с целью привлечь их на сторону своего кандидата или склонить избирателя к голосованию в желательном для субъекта правонарушения варианте (или не принимать участия в голосовании). Объективная сторона нарушений при проведении благотворительной деятельности характеризуется противоправными действиями физических и юридических лиц, которые по просьбе или по поручению заинтересованных лиц и организаций, представляющих интересы одной из сторон (кандидата, политической партии, избирательного объединения или блока) в ходе избирательной кампании или при проведении референдума, занимаются благотворительной деятельностью, которая призвана создать положительный имидж определенного субъекта избирательного процесса, тем самым нарушая законодательство о выборах и референдумах.

Субъектами в данном случае являются как физические лица — общий субъект, так и специальный субъект, т.е. кандидаты, избирательные объединения и их доверенные лица, уполномоченные представители, инициативные группы по проведению референдума, иные группы участников референдума и их уполномоченные предстаю пел и, иные лица и организации при проведении ими предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума. Субъективная сторона правонарушений характеризуется как умыслом. т.е. противоправное деяние может быть совершено умышленно, так и неосторожностью (при втором составе — неправомерной благотворительной деятельности).

Протоколы о правонарушениях вправе составлять члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные на то данными комиссиями (ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ), а также должностные лица органов внутренних дел (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Дела об админ ис грати иных правонарушениях рассматриваются в пятидневный срок мировыми судьями, а если по ним проводилось административное расследование — судьями районных судов (ст. 23.1 КоАП РФ).

Ответственность іа данные правонарушения наступает только при осуществлении их на этапе избирательной кампании В соответствии с санкцией ст. 5.16 КоАП РФ она влечет наложение административного штрафа в следующих размерах:

1) на граждан — от 2500 руб.;

2) на і юлжностных лиц — от 3000 до 4000 руб.;

Электоральная практика конца 1980-х гг. и первой половины

1990-х гг. поставила вопрос о контроле и отчетности за расходование средств кандидатами и избирательными объединениями на подготовку и проведение выборов. Это был новый институт в избирательном праве России, поскольку раннее участие кандидатов в выборах финансировалось исключительно на бюджетной основе и кандидат в депутаты не имел своего избирательного фонда[541].

Статья 5.16. Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах

Подкуп избирателей, участников референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 5.16 КоАП РФ

1. Комментируемой статьей установлена административная ответственность за подкуп избирателей (участников референдума) и незаконную благотворительную деятельность в ходе избирательной кампании (кампании референдума). Общим объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением демократических выборов и референдумов. Родовой объект нарушения — общественные отношения, связанные с проведением агитации на выборах и референдуме. Непосредственный объект — правила проведения избирательной кампании (кампании референдума), исключающие подкуп избирателей (участников референдума) и незаконную благотворительную деятельность.

Правовое регулирование отношений в период избирательной (референдумной) кампании установлено Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ. Данный Закон запрещает кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативным и иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям, участвующим в проведении агитации, осуществлять подкуп избирателей (участников референдума).

Понятие «подкуп» в комментируемой статье не раскрывается. Зато подкуп избирателей (участников референдума) достаточно подробно характеризуется в п. 2 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ. Подкупом являются:

— вручение избирателям (участникам референдума) денежных средств, подарков и иных материальных ценностей (кроме как за выполнение организационной работы — сбор подписей избирателей, осуществление агитации);

— вознаграждение избирателей (участников референдума), выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещание произвести такое вознаграждение;

— льготная распродажа товаров, бесплатное распространение любых товаров (за исключением печатных материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании (кампании референдума);

— предоставление избирателям (участникам референдума) услуг безвозмездно или на льготных условиях.

По сути, к подкупу (хотя это скорее покушение на подкуп) приравнено также воздействие на избирателей (участников референдума) посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законом решений органов государственной и муниципальной власти (п. 2 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Важно отметить, что указанный перечень действий, характеризующих подкуп, как отмечено в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5, не подлежит расширительному толкованию.

Это интересно:  Трудовой кодекс 128 статья

Как видим, подкуп избирателей (участников референдума) возможен в различных формах и различными способами: это бесплатное (либо на льготных условиях, по заниженным ценам) вручение (передача) имущества, материальных ценностей (денег, продуктов, товаров, книг, подарков и др.) либо бесплатное оказание услуг и осуществление работ (ремонт, например, подъездов многоквартирного дома, перевозки грузов, лечение и т.п.). Деньги, например, могут передаваться лично или через посредников (помощников, доверенных лиц), перечисляться на телефонный номер или банковский счет и т.п.

Кандидаты, избирательные объединения, их доверенные лица и уполномоченные представители, члены и уполномоченные представители инициативной и иных групп участников референдума, а также зарегистрированные после начала избирательной кампании (кампании референдума) организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления (руководства) которых являются указанные лица и (или) организации, в период избирательной кампании (кампании референдума) не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Более того, иным физическим и юридическим лицам также запрещено осуществлять в этот период благотворительную деятельность по просьбе, поручению или от имени указанных лиц (п. 5 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Понятие благотворительной деятельности дано в Федеральном законе от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (ст. 1) — это добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. На практике такая деятельность может выражаться, например, в организации и выполнении для избирателей бесплатных концертов, автобусных поездок на экскурсию и т.п., в материальной поддержке домов престарелых и инвалидов и др. При этом все упомянутые действия и мероприятия, расцениваемые как незаконная благотворительная деятельность, должны иметь место в период избирательной кампании (кампании референдума), в том числе, например, непосредственно в день голосования.

2. Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения выражается в разнообразных вышеуказанных действиях, нарушающих перечисленные запреты и ограничения.

Административное правонарушение считается оконченным с момента совершения любого из указанных выше действий.

3. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица или организации (юридические лица), прямо или косвенно участвующие в организации и осуществлении таких мероприятий и действий: кандидаты, руководители и члены избирательных объединений (инициативных групп участников референдума), сами избирательные объединения, уполномоченные представители и доверенные лица названных кандидатов и объединений и др.

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется только прямым умыслом (см. ст. 2.2 КоАП РФ и комментарий к ней).

Статья 5.16. КоАП РФ. Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании

Подкуп избирателей, участников референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах

  • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комментарии к ст. 5.16 КОАП РФ

1. Комментируемая статья существенно изменила содержание диспозиции ст. 5.16 КоАП РФ, действовавшей до 4 июля 2003 г. Понятие «подкуп избирателей» ныне сопоставлено с аналогичным понятием в УК РФ (ст. ст. 184, 204) и в данной статье не раскрыто.

2. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов на этапе предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума.

3. Данные общественные отношения регулируются федеральным законодательством о выборах и референдумах (см. п. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1), а также законодательством субъектов РФ.

4. Кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативным группам по проведению референдума и их уполномоченным представителям, а также иным организациям и лицам, участвующим в агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума, в частности вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (сбор подписей избирателей и т.п.), бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов и значков, изготовленных для избирательной кампании, проведения референдума, а также предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях. Также запрещается воздействовать на избирателей, участников референдума обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ, в том числе по итогам голосования.

5. Кандидаты, избирательные объединения, их доверенные лица или уполномоченные представители, члены и уполномоченные представители инициативных групп по проведению референдума, а также зарегистрированные после начала кампании организации, учредителями, собственниками, владельцами, членами которых являются названные лица, в ходе избирательной кампании, при проведении референдума не вправе заниматься благотворительной деятельностью (о понятии «благотворительная деятельность» см. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»). Физическим и юридическим лицам запрещено осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, их уполномоченных представителей и доверенных лиц.

6. Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения выражается в действиях, нарушающих перечисленные в п. п. 4 и 5 комментария запреты. Ответственность наступает только при их осуществлении на этапе предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума.

7. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица или организации, прямо или косвенно участвующие в предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума: кандидаты, руководители и члены избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, инициативных агитационных групп, сами избирательные объединения, инициативные группы по проведению референдума, инициативные агитационные группы, уполномоченные представители и доверенные лица названных субъектов и др.

8. С субъективной стороны правонарушение может быть совершено умышленно, а в случае нарушения правил благотворительной деятельности — и по неосторожности.

Это интересно:  Статья 7 ЗК РФ. Состав земель в Российской Федерации

9. Рассмотренный состав правонарушения является смежным с составом преступления, предусмотренным п. «а» ч. 2 ст. 141 УК РФ, при наличии в криминальном деянии признаков подкупа.

10. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ст. 23.1) в пятидневный срок. Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Если у Вас остались вопросы, то обратитесь за консультацией к нашим юристам.

Для того что бы понять, как действовать в вашем случае, пожалуйста заполните форму обратной. Кратко опишите Вашу ситуацию укажите Ваше Имя город и номер телефона отправьте заявку и получите консультацию в течении 10 минут.

Статья 5.16. Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах Комментарий к статье 5.16

1. Комментируемой статьей установлена административная ответственность за подкуп избирателей (участников референдума) и незаконную благотворительную деятельность в ходе избирательной кампании (кампании референдума).

Правовое регулирование отношений в период избирательной (референдумной) кампании установлено Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ. Данный Закон запрещает кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативным и иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям, участвующим в проведении агитации, осуществлять подкуп избирателей (участников референдума).

Понятие «подкуп» в комментируемой статье не раскрывается. Зато подкуп избирателей (участников референдума) достаточно подробно характеризуется в п. 2 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ. Подкупом являются:

— вручение избирателям (участникам референдума) денежных средств, подарков и иных материальных ценностей (кроме как за выполнение организационной работы — сбор подписей избирателей, осуществление агитации);

— вознаграждение избирателей (участников референдума), выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещание произвести такое вознаграждение;

— льготная распродажа товаров, бесплатное распространение любых товаров (за исключением печатных материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании (кампании референдума);

— предоставление избирателям (участникам референдума) услуг безвозмездно или на льготных условиях.

По сути, к подкупу (хотя это скорее покушение на подкуп) приравнено также воздействие на избирателей (участников референдума) посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законом решений органов государственной и муниципальной власти (п. 2 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Важно отметить, что указанный перечень действий, характеризующих подкуп, как отмечено в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5, не подлежит расширительному толкованию.

Как видим, подкуп избирателей (участников референдума) возможен в различных формах и различными способами: это бесплатное (либо на льготных условиях, по заниженным ценам) вручение (передача) имущества, материальных ценностей (денег, продуктов, товаров, книг, подарков и др.) либо бесплатное оказание услуг и осуществление работ (ремонт, например, подъездов многоквартирного дома, перевозки грузов, лечение и т.п.).

Кандидаты, избирательные объединения, их доверенные лица и уполномоченные представители, члены и уполномоченные представители инициативной и иных групп участников референдума, а также зарегистрированные после начала избирательной кампании (кампании референдума) организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления (руководства) которых являются указанные лица и (или) организации, в период избирательной кампании (кампании референдума) не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Более того, иным физическим и юридическим лицам также запрещено осуществлять в этот период благотворительную деятельность по просьбе, поручению или от имени указанных лиц (п. 5 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Понятие благотворительной деятельности дано в Федеральном законе от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (ст. 1) — это добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. На практике такая деятельность может выражаться, например, в организации и выполнении для избирателей бесплатных концертов, автобусных поездок на экскурсию и т.п., в материальной поддержке домов престарелых и инвалидов и др. При этом все упомянутые действия и мероприятия, расцениваемые как незаконная благотворительная деятельность, должны иметь место в период избирательной кампании (кампании референдума), в том числе, например, непосредственно в день голосования.

2. Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения выражается в разнообразных вышеуказанных действиях, нарушающих перечисленные запреты и ограничения.

Административное правонарушение считается оконченным с момента совершения любого из указанных выше действий.

3. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица или организации (юридические лица), прямо или косвенно участвующие в организации и осуществлении таких мероприятий и действий: кандидаты, руководители и члены избирательных объединений (инициативных групп участников референдума), сами избирательные объединения, уполномоченные представители и доверенные лица названных кандидатов и объединений и др.

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется только прямым умыслом (см. ст. 2.2 КоАП РФ и комментарий к ней).

Статья написана по материалам сайтов: koapkodeksrf.ru, pravo.studio, stkoaprf.ru, consultant-mos.ru, sci-book.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector