Статья 5.40 КоАП РФ. Принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке
Принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке путем насилия или угроз применения насилия либо с использованием зависимого положения принуждаемого —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей.
Содержание
- Комментарий к Ст. 5.40 КоАП РФ
- Административные правонарушения, связанные с принуждением к участию или к отказу от участия в забастовке
- Статья 5.40 КоАП РФ. Принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке
- Комментарий к Статье 5.40 КоАП РФ
- Другой комментарий к Ст. 5.40 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
- Статья 5.40 КоАП РФ. Принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке
- Комментарии к ст. 5.40 КОАП РФ
- Штраф за нарушение в принуждении к участию или к отказу от участия в забастовке
- Размер штрафа
- Важно знать
- Возраст, по достижении которого могут назначить штраф
- Исключение ответственности за нарушение законодательства о рекламе
- Что смягчает ответственность
- Что отягчает ответственность
Комментарий к Ст. 5.40 КоАП РФ
1. Непосредственным объектом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является право гражданина на защиту своих трудовых прав и законных интересов, в том числе путем участия в забастовке.
Статья 37 Конституции РФ и Трудовой кодекс РФ гарантируют право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора (ст. 406 ТК РФ) либо работодатель (представитель работодателя) не выполняет соглашения, достигнутые сторонами коллективного трудового спора в ходе его разрешения (ст. 408 ТК РФ), или не исполняет решение трудового арбитража, то работники (или их представители) имеют право приступить к организации забастовки (за исключением случаев, когда в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 413 ТК РФ забастовка не может быть проведена).
При этом участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке (ст. 409 ТК РФ). Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут юридическую ответственность в порядке, установленном федеральными законами. Административная ответственность за это установлена комментируемой статьей.
2. Объективная сторона данного правонарушения (принуждение к участию или отказу от участия в забастовке) выражается в действиях, а именно: в насилии или угрозе насилия либо в использовании зависимого положения принуждаемого.
Принуждение в отношении работника возможно как физическое (путем насилия), так и психологическое (путем запугивания, высказывания угроз применить насилие, а также с использованием зависимого положения принуждаемого и т.п.).
Насилие — это причинение побоев либо совершение других активных физических действий (нанесение телесных повреждений, истязание и т.п.), причиняющих потерпевшему легкий или средней тяжести вред здоровью (как опасный, так и не опасный для жизни). Угроза применения насилия есть психическое воздействие на человека, создающее впечатление о реальной возможности применить к нему насилие (запугивание жестами или высказываниями в отношении потерпевшего о возможном применении к нему или близким родственникам физического насилия); она должна быть реальной.
Осуществление принуждения путем использования зависимого положения принуждаемого предполагает как его служебную (в силу подчиненности по должности и т.п.), так и материальную (имущественную, финансовую) зависимость.
Принуждение к участию в забастовке, которая впоследствии решением суда признается незаконной, не влияет на квалификацию действий виновного по комментируемой статье. В отличие от принуждения к отказу от участия в незаконной забастовке, которое в таком случае не влечет административной ответственности по данной статье.
Данное административное правонарушение считается оконченным с момента совершения любого из упомянутых действий.
3. Субъектами этого административного правонарушения могут быть граждане (в том числе рядовые сотрудники администрации предприятия, организации) и должностные лица. Должностные лица — это, прежде всего, руководители, а также иные работники, наделенные соответствующими функциями и полномочиями и отвечающие критериям, установленным в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ.
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется умышленной формой вины (прямой умысел), а также наличием цели — принуждение к участию или отказу от участия в забастовке.
Данное правонарушение следует отличать от административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.26 КоАП РФ (самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора).
Протоколы о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции), а дела рассматривают судьи (п. 1 ч. 2 ст. 28.3, ст. 23.1 КоАП РФ).
Административные правонарушения, связанные с принуждением к участию или к отказу от участия в забастовке
Ответственность за принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке предусмотрена ст. 5.40 КоАП РФ. Согласно этой статье принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке путем насилия или угроз применения насилия либо с использованием зависимого положения принуждаемого влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей.
Участие в забастовке является добровольным и никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в ней (ч. 3 ст. 409 ТК РФ). Наряду с правом коллектива работников на объявление забастовки существует право отдельного работника самостоятельно принять решение об участии или неучастии в забастовке. Поэтому забастовка определена как временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей полностью или частично в целях разрешения коллективного трудового спора (ст. 398 ТК РФ). Административным правонарушением по ст. 5.40 КоАП РФ признается принуждение как к участию в забастовке, так и к отказу от участия в ней. При этом принуждение должно осуществляться путем насилия или с угрозами применения насилия либо с использованием зависимого положения принуждаемого.
Субъектом этого правонарушения могут быть как должностные лица, так и граждане. Данное правонарушение совершается умышленно.
Дела о правонарушении, предусмотренном ст. 5.40 КоАП РФ, возбуждаются прокурором, о чем выносится его постановление.
Протоколы об этом административном правонарушении полномочны составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции)[94]. Такими должностными лицами являются:
· министр внутренних дел РФ; первый заместитель, заместители министра внутренних дел РФ;
· начальник департамента; первый заместитель, заместители начальника департамента; начальник, заместители начальника управления; главный инспектор; начальник, заместители начальника отдела; начальник отделения; оперуполномоченный инспектор; руководитель дежурной смены дежурной части и другие сотрудники центрального аппарата МВД России;
· начальник главного управления МВД России по федеральным округам; первый заместитель, заместители начальника главного управления; начальник, заместители начальника управления; начальник, заместители начальника отдела; начальник отделения; оперуполномоченный; инспектор; начальник дежурной части; старший оперативный дежурный; оперативный дежурный и другие сотрудники главного управления МВД России по федеральным округам;
· министр внутренних дел, начальник главного управления, управления внутренних дел субъекта РФ, первый заместитель, заместители министра внутренних дел, начальника главного управления, управления внутренних дел субъекта РФ; начальник управления (отдела) внутренних дел в закрытом административно-территориальном образовании, на особо важном и режимном объекте, начальник, заместитель начальника отделения; оперуполномоченный; инспектор и другие сотрудники министерства, главного управления, управления МВД субъекта РФ и непосредственно подчиненных им подразделений;
· начальник, заместитель начальника дежурной части; начальник смены дежурной части; старший оперативный дежурный; оперативный дежурный; помощник дежурного; помощник оперативного дежурного дежурной части;
· начальник, заместители начальника управления, отдела организации деятельности участковых уполномоченных милиции; начальник отделения организации деятельности участковых уполномоченных милиции; старший участковый уполномоченный милиции; участковый уполномоченный милиции;
· начальник, заместители начальника управления, отдела организации дознания; начальник отделения организации дознания; старший дознаватель; дознаватель;
· некоторые другие сотрудники органов внутренних дел.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.40 КоАП РФ, рассматривают мировые судьи.
Статья 5.40 КоАП РФ. Принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке
Новая редакция Ст. 5.40 КоАП РФ
Принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке путем насилия или угроз применения насилия либо с использованием зависимого положения принуждаемого —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей.
Комментарий к Статье 5.40 КоАП РФ
Объект правонарушения — см. комментарий к ст. 5.32.
Объективная сторона выражается в принуждении к участию или к отказу от участия в забастовке путем насилия или угроз применения насилия либо с использованием зависимого положения принуждаемого.
Право граждан на забастовку прямо предусмотрено в ст. 37 Конституции РФ. Согласно ст. 409 ТК РФ если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель (его представители) или представители работодателей уклоняются от участия в примирительных процедурах, не выполняют соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, или не исполняют решение трудового арбитража, имеющее обязательную для сторон силу, то работники или их представители имеют право приступить к организации забастовки.
Исключение составляют перечисленные в ст. 413 ТК РФ случаи, когда забастовка запрещена (см. комментарий к ст. 5.34).
Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут различные виды юридической ответственности (дисциплинарную, административную, уголовную ответственность) в порядке, установленном законом.
Принуждение к участию в забастовке образует объективную сторону данного правонарушения, если оно сопряжено с насилием или угрозой его применения либо с использованием зависимого положения лица.
Субъект данного правонарушения — общий. Принуждение работника к участию в забастовке или к отказу от такого участия может иметь место как со стороны работодателя и соответствующих должностных лиц, так и со стороны других работников и их представительных органов.
С субъективной стороны данное правонарушение совершается с прямым умыслом.
Другой комментарий к Ст. 5.40 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в сфере труда и охраны труда, по поводу возникшего коллективного трудового спора и его разрешения, урегулированные нормами федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, иных нормативных правовых актов.
В соответствии с ч.4 ст.37 КРФ право работников на забастовку признается как способ разрешения коллективного трудового спора.
Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, работники вправе использовать собрания, митинги, демонстрации, пикетирование, включая право на забастовку.
Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.
Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную) в порядке, установленном законодательством.
2. Объективная сторона правонарушения — действие, выражающееся в принуждении к участию или к отказу от участия в забастовке путем насилия или угроз применения насилия либо с использованием зависимого положения принуждаемого.
3. Субъектами правонарушения являются граждане и должностные лица.
4. Правонарушение может быть совершено только умышленно.
Статья 5.40 КоАП РФ. Принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке
Принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке путем насилия или угроз применения насилия либо с использованием зависимого положения принуждаемого —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей.
Комментарии к ст. 5.40 КОАП РФ
1. Трудовой кодекс РФ обязывает администрацию предприятий, учреждений, организаций неуклонно соблюдать законодательство о труде и правила охраны труда. Согласно Кодексу в случае возникновения коллективного трудового спора порядок его разрешения предусматривает, в частности, проведение примирительных процедур в определенные сроки. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель (его представитель) уклоняется от примирительных процедур или не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, или не исполняет решение трудового арбитража, имеющее обязательную для сторон силу, то работники или их представители имеют право приступить к организации забастовки, за исключением случаев, когда в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 413 ТК в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена. Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную ответственность в порядке, установленном федеральными законами (ст. 409 ТК).
Кодекс детально регламентирует порядок принятия решений об объявлении забастовок, порядок и сроки их проведения и т.д., а также гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки. В частности, участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения дисциплины. За забастовщиками сохраняются место работы и должность. Работникам, не участвовавшим в забастовке, но в связи с ней не имевшим возможности выполнять свою работу, производится оплата простоя (ст. 414). Запрещается локаут — увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки, а также ликвидация или реорганизация организации (ст. 415).
2. Объектом посягательства при принуждении к участию или отказу от участия в забастовке является право гражданина на защиту своих законных трудовых интересов.
3. Субъектами правонарушения могут быть граждане и должностные лица, а также индивидуальные предприниматели, руководители и другие работники, осуществляющие в организациях управленческие функции.
4. Объективная сторона правонарушения выражается в насилии или угрозе насилия либо в использовании зависимого положения принуждаемого.
Насилие предполагает совершение активных действий и может выражаться в умышленном нанесении побоев, телесных повреждений, в истязании и т.п. Под угрозой насилия имеется в виду запугивание принуждаемого действиями или высказываниями, выражающее реальное намерение немедленно применить физическое насилие (вплоть до убийства) к самому принуждаемому или к его близким родственникам. При этом следует иметь в виду, что такие действия образуют не только административное правонарушение, но и уголовно наказуемое деяние. Под зависимым положением имеется в виду как служебная, так и материальная зависимость.
5. Субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым умыслом и наличием цели — принуждение к участию или отказу от участия в забастовке.
6. Вышеизложенное касается только законных забастовок, проводимых с соблюдением правил и процедур, установленных законодательством.
Вместе с тем исходя из норм ч. 3 ст. 55 Конституции РФ законом запрещены забастовки в Вооруженных Силах РФ, органах внутренних дел, гражданской авиации, железнодорожном транспорте, на объектах использования атомной энергии.
Организация незаконной забастовки, участие в ней может повлечь в зависимости от обстоятельств и последствий дисциплинарную или уголовную ответственность. Не исключена в этих случаях и административная ответственность по ст. 20.26 Кодекса.
7. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ст. 23.1).
Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
Штраф за нарушение в принуждении к участию или к отказу от участия в забастовке
Штраф за нарущение в принуждении к участию или к отказу от участия в забастовке является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается частью 1 статьей 5.40. КоАП РФ, которой предусмотрен как размер штрафа, так и список лиц, которые могут быть привлечены за указанное административное правонарушение.
Размер штрафа
Статья 5.40. Принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке
Принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке путем насилия или угроз применения насилия либо с использованием зависимого положения принуждаемого —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
Важно знать
- лицо подлежит административной ответственности за нарушение в принуждении к участию или к отказу от участия в забастовке только в случае, если установлена его вина | ст. 1.5 КоАП РФ;
- при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство | ст. 1.6 КоАП РФ;
- лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения | ст. 1.7 КоАП РФ;
- закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу | ст. 1.7 КоАП РФ;
- закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет | ст. 1.7 КоАП РФ;
- юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению | ст. 2.1 КоАП РФ.
Возраст, по достижении которого могут назначить штраф
Штраф за в принуждении к участию или к отказу от участия в забастовке могут назначить лицу, которое достигло к моменту совершения правонарушения возраста шестнадцати лет | ст. 2.3 КоАП РФ.
При этом лицо в возрасте от 16 до 18 лет может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних
Исключение ответственности за нарушение законодательства о рекламе
Невменяемость
Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения правонарушения находилось в состоянии невменяемости | ст. 2.8 КоАП РФ:
- то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими;
- вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Крайняя необходимость
Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам | ст. 2.8 КоАП РФ:
- для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Малозначительность
Также, лицо может быть освобождено от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности деяния | ст. 2.9 КоАП РФ.
Освободить имеют право:
- судья;
- орган;
- должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении.
Что такое малозначительность
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям | ст. 2.9 КоАП РФ.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
К ним, в частности, относятся следующие административные правонарушения:
- управление ТС в состоянии опьянения | ст. 12.8 КоАП РФ;
- отказ от прохождения медицинского освидетельствования | ст. 12.26 КоАП РФ.
- личность;
- имущественное положение;
- добровольное устранение последствий;
- возмещение причиненного ущерба.
Что смягчает ответственность
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело при назначении штрафа за нарушение в принуждении к участию или к отказу от участия в забастовке, могут признать смягчающими следующие обстоятельства | ст. 4.2 КоАП РФ:
- раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
- добровольное прекращение противоправного поведения;
- добровольное сообщение о совершенном административном правонарушении;
- оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
- предотвращение вредных последствий административного правонарушения;
- добровольное возмещение причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
- добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения;
- совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
- совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
- совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка;
- судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими иные обстоятельства.
Что отягчает ответственность
Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут признать следующие обстоятельства отягчающими | ст. 4.3 КоАП РФ:
Статья написана по материалам сайтов: stkoaprf.ru, studopedia.ru, koapkodeksrf.ru, rulaws.ru, insulaw.ru.