+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 55.12 ГрК РФ. Исполнительный орган саморегулируемой организации

Законодательство Российской Федерации

с комментариями и пояснениями от ведущих юристов России

Законодательство РФ

Кодексы РФ

Статья 55.12 ГрК РФ. Исполнительный орган саморегулируемой организации

Статья 55.12. Исполнительный орган саморегулируемой организации
[Градостроительный кодекс РФ] [Глава 6.1] [Статья 55.12]

К компетенции исполнительного органа саморегулируемой организации относится руководство текущей деятельностью саморегулируемой организации в порядке и в пределах, которые установлены общим собранием членов саморегулируемой организации.

1 комментарий к записи “Статья 55.12 ГрК РФ. Исполнительный орган саморегулируемой организации”

Статья 55.12. Исполнительный орган саморегулируемой организации

Комментарий к статье 55.12

Нормы комментируемой статьи определяют пределы полномочий исполнительного органа саморегулируемой организации в сфере градостроительной деятельности, которые, как и нормы предыдущей статьи, отличаются от общих правил саморегулирования.
Так, согласно ст. 18 ФЗ о СРО исполнительный орган саморегулируемой организации уполномочен решать любые вопросы хозяйственной и иной деятельности саморегулируемой организации, которые не относятся к компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации и ее постоянно действующего коллегиального органа управления, т.е. логичен вывод о «промежуточном» статусе этого органа управления, который согласно нормам ч. 2 ст. 55.11 Кодекса установлен для постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации в сфере градостроительной деятельности.
Для исполнительного органа саморегулируемой организации пределы полномочий и порядок осуществления им руководства текущей деятельностью саморегулируемой организации устанавливает высший орган управления — общее собрание членов саморегулируемой организации (см. п. 11 ст. 55.10 Кодекса).
Так, например, в соответствии с решением общего собрания некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация «Волгоградские строители» исполнительный орган управления, директор партнерства, наделен исчерпывающим перечнем из 35 полномочий, в том числе:
———————————
URL: http://www.sro-vs.ru/executive

— обеспечивает ведение бухгалтерского учета и финансовой отчетности Партнерства;
— открывает счета в банках и иных кредитных учреждениях, в том числе валютные счета и счет для операций с компенсационным фондом;
— заключает контракты и трудовые договоры с работниками партнерства, в том числе с руководителями филиалов и представительств. Утверждает штатное расписание, должностные инструкции, иные локальные правовые акты, формирует штат партнерства;
— выступает от имени партнерства, в том числе представляет его в отношениях с третьими лицами без доверенности в вопросах осуществления текущей деятельности партнерства.
Следует отметить, что в отношении лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа саморегулируемой организации, действуют согласно общим правилами ч. ч. 4 — 6 ст. 14 ФЗ о СРО ограничения прав должностных лиц, включающие четыре запрета на:
1) приобретение ценных бумаг, эмитентами которых или должниками по которым являются члены саморегулируемой организации, их дочерние и зависимые общества;
2) заключение с членами саморегулируемой организации, их дочерними и зависимыми обществами любых договоров имущественного страхования, кредитных договоров, соглашений о поручительстве;
3) осуществление в качестве индивидуального предпринимателя предпринимательской деятельности, являющейся предметом саморегулирования для этой саморегулируемой организации;
4) учреждение хозяйственных товариществ и обществ, осуществляющих предпринимательскую деятельность, являющуюся предметом саморегулирования для этой саморегулируемой организации, а также участие в таких хозяйственных товариществах и обществах.

Статья 18. Исполнительный орган саморегулируемой организации. Статья 19. Специализированные органы саморегулируемой организации

Комментарий к статье 18 ФЗ «О саморегулируемых организациях»

Комментируемая статья направлена на определение компетенции исполнительного органа СРО. Причем такое определение осуществляется методом исключения из компетенции исполнительного органа СРО вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания членов СРО и постоянного действующего исполнительного органа СРО. Причем в комментируемой статье определено, что к компетенции исполнительного органа СРО относятся любые вопросы хозяйственной и иной деятельности. По мнению авторов, такое определение нормы является коррупциогенным фактором, предусмотренным подп. “в” п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96, – юридико-лингвистическая неопределенность – употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера. В данном случае, по мнению авторов, термин “любые” позволяет саморегулируемым организациям в своих уставах закрепить неограниченный круг полномочий, в том числе и возможно выйти за пределы тех целей и задач, ради которых создана СРО.

Как правило, в соответствии с законодательством к компетенции исполнительного органа СРО относят руководство текущей деятельностью. Так, например, ст. 55.12 ГрК РФ определено, что к компетенции исполнительного органа СРО относится руководство текущей деятельностью саморегулируемой организации в порядке и в пределах, которые установлены общим собранием членов СРО. Аналогичные положения устанавливаются в уставах саморегулируемых организаций. Например, ст. 13 Устава саморегулируемой организации “Некоммерческое партнерство “Проектировщики Северного Кавказа” предусматривает, что единоличным исполнительным органом партнерства является генеральный директор. Генеральный директор избирается общим собранием членов партнерства, в том числе избирается учредителями на учредительном собрании партнерства. Срок полномочий генерального директора партнерства – 2 (два) года. Генеральный директор подотчетен общему собранию, совету партнерства и президенту партнерства. К компетенции генерального директора относятся все вопросы руководства текущей деятельностью партнерства, в порядке и в пределах, которые установлены общим собранием членов партнерства, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания членов партнерства и совета партнерства.

Генеральный директор партнерства организует выполнение решений общего собрания членов партнерства и совета партнерства. Генеральный директор общества без доверенности действует от имени партнерства, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени партнерства, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками партнерства, выдает доверенности на представительство по делам партнерства. Совмещение генеральным директором должностей в органах управления других организаций допускается только с согласия совета партнерства. Генеральный директор создает здоровые и безопасные условия труда и социальные гарантии его работникам в соответствии с требованиями действующего законодательства, регулирующими указанные в настоящем пункте правоотношения.

Генеральный директор обязан создавать условия, обеспечивающие защиту сведений, составляющих коммерческую тайну партнерства. Генеральный директор партнерства не вправе:

– приобретать ценные бумаги, эмитентами которых или должниками по которым являются члены партнерства, их дочерние и зависимые общества;

– заключать с членами партнерства, их дочерними и зависимыми обществами любые договоры гражданско-правового характера;

– осуществлять в качестве индивидуального предпринимателя предпринимательскую деятельность, являющуюся предметом саморегулирования для партнерства;

– учреждать хозяйственные товарищества и общества, осуществляющие предпринимательскую деятельность, являющуюся предметом саморегулирования для партнерства, становиться участником таких хозяйственных товариществ и обществ.

Статья 19. Специализированные органы саморегулируемой организации

Комментарий к статье 19

  1. В ч. 1 комментируемой статьи определен перечень специализированных органов СРО. При этом определено, что такие специализированные органы создаются в обязательном порядке постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО.

Обязательный порядок предполагает, что данные органы должны создаваться в саморегулируемой организации, то есть СРО не вправе по своему усмотрению принимать решения о создании либо несоздании таких органов. Исходя из п. п. 1 и 2 ч. 1 комментируемой статьи такие органы создаются в целях осуществления контроля за соблюдением членами СРО требований правил и стандартов саморегулируемой организации, рассмотрения дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия.

В ч. 1 комментируемой статьи указано, что специализированные органы СРО создаются постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО. Но при этом не определены порядок и механизм создания таких органов. Думается, что сам юридический факт создания специализированных органов СРО должен быть оформлен в форме решения постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО.

  1. Часть 2 комментируемой статьи допускает возможность создания помимо органов, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, иных специализированных органов СРО. При этом ч. 2 комментируемой статьи определено, что такая возможность создания иных специализированных органов СРО должна быть предусмотрена решением постоянно действующего коллегиального органа управления СРО. Также ч. 2 комментируемой статьи указывает, что такие иные специализированные органы СРО могут создаваться на постоянной или временной основе. Постоянная основа создания предполагает осуществление деятельности специализированного органа СРО в течение всего времени деятельности саморегулируемой организации. Временная же основа предполагает создание специализированного органа СРО на определенный период деятельности либо для выполнения каких-то функций или достижения целей. Так, например, гл. 11 Устава саморегулируемой организации “Некоммерческая организация “Строители Свердловской области” предусмотрено, что для достижения целей, установленных настоящим Уставом, в партнерстве создаются специализированные органы. Совет партнерства определяет структуру специализированных органов, их компетенцию, утверждает положения о специализированных органах и правила осуществления ими деятельности.

К специализированным органам партнерства относятся:

– контрольная комиссия – орган, осуществляющий контроль за деятельностью членов партнерства в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске, соблюдение членами партнерства требований стандартов и правил саморегулирования партнерства;

– дисциплинарная комиссия – орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов партнерства мер дисциплинарного воздействия;

– аттестационная комиссия – орган по реализации требований о профессиональной переподготовке, повышении квалификации, аттестации и добровольной сертификации работников, добровольной сертификации организаций – членов партнерства.

Срок полномочий членов специализированных органов – 2 года.

  1. Часть 3 комментируемой статьи содержит бланкетную норму о том, что правовой статус специализированных органов СРО определяется положением о них. Положение – это, как правило, документ, который определяет статус органа либо организации, то есть закрепляет цели, задачи деятельности, права, обязанности и ответственность. В ч. 3 комментируемой статьи закреплено, что положение о специализированном органе СРО утверждается постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО. Порядок утверждения такого Положения в ч. 3 комментируемой статьи не прописан, но считаем, что аналогично порядку создания специализированных органов СРО положение о них должно быть утверждено решением. Так, например, решением правления некоммерческого партнерства “Содействие развитию стройкомплекса Дальнего Востока” (протокол от 18 ноября 2009 г. N 19) утверждено Положение о дисциплинарном комитете некоммерческого партнерства “Саморегулируемая организация “Содействие развитию стройкомплекса Дальнего Востока” (далее – НП СРО “СРСК ДВ”). Согласно данному положению дисциплинарный комитет является постоянно действующим специализированным коллегиальным органом НП СРО “СРСК ДВ”, подотчетным правлению НП СРО “СРСК ДВ” и председателю правления НП СРО “СРСК ДВ”, который применяет в отношении членов НП СРО “СРСК ДВ” предусмотренные Положением о мерах дисциплинарного воздействия в НП СРО “СРСК ДВ” меры дисциплинарного воздействия за совершенные дисциплинарные правонарушения. Дисциплинарный комитет НП СРО “СРСК ДВ” состоит из семи членов.
Это интересно:  Статья 437 ГПК РФ. Право суда приостановить исполнительное производство

Персональный состав дисциплинарного комитета утверждается правлением НП СРО “СРСК ДВ” или по его поручению председателем правления НП СРО “СРСК ДВ”. Дисциплинарный комитет формируется из представителей членов НП СРО “СРСК ДВ”. Каждый член НП СРО “СРСК ДВ” вправе предложить своего представителя в состав дисциплинарного комитета путем подачи письменного заявления в правление НП СРО “СРСК ДВ”, а также отозвать его на основании мотивированного ходатайства.

Срок полномочий членов дисциплинарного комитета ограничивается сроком полномочий правления НП СРО “СРСК ДВ”.

Основной задачей дисциплинарного комитета является рассмотрение дел о дисциплинарных правонарушениях членов НП СРО “СРСК ДВ” и вынесение по ним решений в соответствии с настоящим Положением и Положением о мерах дисциплинарного воздействия в НП СРО “СРСК ДВ”.

Дисциплинарный комитет имеет право:

– пользоваться базами данных НП СРО “СРСК ДВ”;

– обращаться в правление НП СРО “СРСК ДВ”, к председателю правления НП СРО “СРСК ДВ” и другие органы НП СРО “СРСК ДВ” для оказания содействия в работе дисциплинарного комитета;

– привлекать в процессе осуществления своей деятельности специалистов и экспертов в различных областях знаний;

– пользоваться иными правами, предусмотренными настоящим Положением и иными документами НП СРО “СРСК ДВ”.

Дисциплинарный комитет обязан соблюдать законодательство РФ, Устав и иные документы НП СРО “СРСК ДВ”, в том числе настоящее Положение.

Дисциплинарный комитет не вправе вести самостоятельную переписку с органами государственной и муниципальной власти, юридическими и физическими лицами.

Также в НП СРО “СРСК ДВ” создан еще один специализированный орган – управление контроля НП СРО “СРСК ДВ”. В соответствии с Положением об управлении контроля некоммерческого партнерства “Саморегулируемая организация “Содействие развитию стройкомплекса Дальнего Востока” управление является постоянно действующим специализированным органом НП СРО “СРСК ДВ”, подотчетным правлению, председателю правления и генеральному директору НП СРО “СРСК ДВ”, задачей которого является осуществление контроля за соблюдением членами НП СРО “СРСК ДВ” требований к выдаче свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требований стандартов и правил саморегулирования НП СРО “СРСК ДВ”.

Основными задачами управления являются:

– контроль за соблюдением членами НП СРО “СРСК ДВ” требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

– контроль за соблюдением членами НП СРО “СРСК ДВ” требований стандартов и правил саморегулирования НП СРО “СРСК ДВ”.

Функции управления следующие:

– разрабатывает и представляет на утверждение правления годовой план проверок членов НП СРО “СРСК ДВ”;

– проводит по поручению правления, председателя правления и генерального директора внеплановые проверки членов НП СРО “СРСК ДВ”;

– готовит акты проверок и соответствующие заключения и рекомендации правлению и иным органам НП СРО “СРСК ДВ” для принятия решения и ответа заявителю;

– проводит проверку документов, выносит заключение и рекомендацию в соответствии с Положением о членстве в НП СРО “СРСК ДВ”;

– ежемесячно отчитывается о своей работе перед генеральным директором и готовит ежеквартальные отчеты о своей работе в управлении.

Управление имеет право:

– пользоваться базами данных НП СРО “СРСК ДВ”;

– запрашивать и получать у членов НП СРО “СРСК ДВ” информацию, документы и материалы, необходимые для работы управления, а также получать доступ к ним, за исключением информации, документов и материалов, составляющих коммерческую и иную охраняемую законом тайну, если иное не предусмотрено законодательством РФ и документами НП СРО “СРСК ДВ”. Указанные запросы информации, документов и материалов утверждаются генеральным директором;

– запрашивать и получать от третьих лиц информацию, документы и материалы, необходимые для работы Управления, а также получать доступ к ним, за исключением информации, документов и материалов, составляющих коммерческую и иную охраняемую законом тайну, если иное не предусмотрено законодательством РФ и документами НП СРО “СРСК ДВ”. Указанные запросы информации, документов и материалов утверждаются генеральным директором;

– обращаться в правление, к председателю правления и другие органы НП СРО “СРСК ДВ” для оказания содействия в организации работы управления;

– привлекать в процессе осуществления своей деятельности специалистов и экспертов в различных областях знаний.

– соблюдать законодательство РФ, Устав и иные документы НП СРО “СРСК ДВ”, в том числе настоящее Положение;

– осуществлять функции, предусмотренные Положением.

Управление не вправе вести самостоятельную переписку с органами государственной и муниципальной власти, юридическими и физическими лицами.

  1. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи определена самостоятельность специализированных органов СРО. Это означает, что иные органы управления СРО не могут вмешиваться в деятельность специализированных органов СРО. Тем не менее на практике в учредительных документах саморегулируемой организации указывается, что специализированный орган СРО отчитывается перед каким-либо органом управления СРО. Так, например, в ст. 14 Устава саморегулируемой организации “Некоммерческое партнерство “Проектировщики Северного Кавказа” контрольный комитет подотчетен совету партнерства, ежегодно отчитывается перед ним и несет ответственность перед членами партнерства за результаты и законность своей деятельности.
  2. Часть 5 комментируемой статьи направлена на определение взаимодействия специализированных органов СРО. Так, определено, что орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия рассматривает жалобы на действия членов СРО и дела о нарушениях членами СРО при осуществлении своей деятельности требований стандартов и правил саморегулируемой организации на основании тех материалов и данных, которые получены специализированным органом СРО, который осуществляет контроль за деятельностью членов СРО, в результате проведенных им проверок. Так, например, п. 10.2 Устава некоммерческого партнерства “Саморегулируемая организация “Союз строителей Московской области “Мособлстройкомплекс” предусмотрено, что дисциплинарный комитет является специализированным органом партнерства по рассмотрению дел о применении в отношении членов партнерства мер дисциплинарного воздействия. Дисциплинарный комитет производит рассмотрение указанных дел по результатам проверки, осуществленной контрольной комиссией, по обращениям (представлениям) органов государственной власти, обращениям юридических лиц, жалобам граждан с указанием на факты нарушений членами партнерства требований технических регламентов, требований допуска к строительным работам, правил саморегулирования, правил контроля, дисциплинарного положения, обязательных стандартов. Жалобы на действия членов партнерства и обращения, поступившие в партнерство, подлежат рассмотрению не позднее чем в месячный срок со дня их поступления, если законодательством РФ не установлен меньший срок. Решение, принятое по результатам рассмотрения этой жалобы или этого обращения, направляется лицу, от которого они поступили.
  3. Частью 6 комментируемой статьи аналогично ч. 5 комментируемой статьи регулируется взаимодействие специализированных органов СРО и указывается, что орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия направляет в постоянно действующий коллегиальный орган управления СРО рекомендации об исключении из членов СРО. Под рекомендациями следует понимать направленные органом по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия предложения о прекращении членства в СРО одного или нескольких членов. При этом в ч. 6 комментируемой статьи, по мнению авторов, пропущена существенная оговорка о том, что такие рекомендации направляются в постоянно действующий коллегиальный орган управления СРО по результатам рассмотрения жалоб на действия членов СРО, а также дел о нарушениях членами СРО при осуществлении своей деятельности требований стандартов и правил саморегулируемой организации.

Между тем следует отметить, что отдельные СРО в своих внутренних документах определяют, что такая рекомендация является мерой дисциплинарного воздействия. Так, например, в Положении о порядке рассмотрения дел о применении в отношении членов некоммерческого партнерства “Объединение арбитражных управляющих “Авангард” мер дисциплинарного воздействия, утвержденном протоколом N 16 общего собрания некоммерческого партнерства “Объединение арбитражных управляющих “Авангард” от 28 июля 2011 г., указано, что рекомендация об исключении из членов партнерства – дисциплинарное взыскание, применяемое к члену партнерства, совершившему дисциплинарный проступок, не совместимый с членством в партнерстве. Рекомендация об исключении из членов партнерства применяется в следующих случаях:

– неуплаты в течение полугода членских взносов;

– существенного нарушения членом партнерства ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, других федеральных законов и иных нормативно-правовых актов РФ, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, которое не устранено и/или носит неустранимый характер, а также повлекло за собой причинение тяжких последствий;

– нарушения арбитражным управляющим условий членства в партнерстве, в том числе нарушения Стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих и Устава партнерства;

– неоднократного совершения в течение года дисциплинарных проступков;

– в случае совершения дисциплинарного проступка в течение одного года со дня наложения последнего дисциплинарного взыскания в виде предупреждения об исключении;

– отсутствия в партнерстве информации об арбитражном управляющем, в том числе в случае возврата более 3-х раз в партнерство корреспонденции, направленной в адрес арбитражного управляющего, по адресам указанным в анкете арбитражного управляющего, либо иным адресам, известным партнерству, по которым осуществляется связь с арбитражным управляющим.

По делу было установлено, что арбитражный управляющий Харитонов Виктор Николаевич обратился 14 февраля 2008 г. в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к некоммерческому партнерству “Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих “Байкальская лига” о признании незаконными:

– действий президента некоммерческого партнерства как единоличного исполнительного органа, по направлению в дело, находившееся в производстве Арбитражного суда Республики Хакасия, нового списка арбитражных управляющих, в который были включены члены дисциплинарной комиссии некоммерческого партнерства и не включен Харитонов В.Н., а также ходатайства об отстранении Харитонова В.Н. от исполнения обязанностей конкурсного управляющего открытого акционерного общества “Абаканский экспериментально-механический завод”;

– решений координационного органа некоммерческого партнерства дисциплинарной комиссии о рекомендации президенту обратиться в Арбитражный суд Республики Хакасия с ходатайством об отстранении Харитонова В.Н. от исполнения обязанностей конкурсного управляющего.

Определением Арбитражного суда Иркутской области, оставленным без изменения Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 апреля 2008 г., заявление возвращено арбитражному управляющему Харитонову В.Н. на основании п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 129 АПК РФ.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа определение и постановление, принятые по данному делу, отменены.

Удовлетворяя предъявленное требование, Арбитражный суд Иркутской области исходил из того, что оспариваемое решение об исключении Харитонова В.Н. из числа членов некоммерческого партнерства принято неуполномоченными лицами с нарушением п. 4 ст. 8 ФЗ “О некоммерческих организациях”.

  1. Часть 7 комментируемой статьи носит бланкетный характер, поскольку определяет, что порядок рассмотрения дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия устанавливается общим собранием членов СРО. В качестве примера приведем Положение о порядке рассмотрения дел о применении в отношении членов некоммерческого партнерства “Объединение арбитражных управляющих “Авангард” мер дисциплинарного воздействия, утвержденное протоколом N 16 общего собрания некоммерческого партнерства “Объединение арбитражных управляющих “Авангард” от 28 июля 2011 г. Данным Положением, в частности, установлено, что дела о дисциплинарных нарушениях рассматриваются дисциплинарным комитетом партнерства в порядке, установленном настоящим Положением, Положением о дисциплинарном комитете партнерства, Стандартами и правилами профессиональной деятельности членов партнерства и Правилами деловой этики арбитражного управляющего. Дисциплинарный комитет партнерства образуется в порядке, предусмотренном Уставом партнерства и Положением о дисциплинарном комитете.
Это интересно:  Статья 1541 ГК РФ. Соотношение права на коммерческое обозначение с правами на фирменное наименование и товарный знак

Член партнерства подлежит дисциплинарной ответственности только за те дисциплинарные проступки, в отношении которых установлена его вина.

Член партнерства, в отношении которого ведется дисциплинарное производство, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Положением, и установлена вступившим в силу решением органа партнерства, рассмотревшего дело. Установление дисциплинарного взыскания и определение его вида и размера в каждом конкретном случае должны основываться на принципах справедливости наказания и его соразмерности совершенному арбитражным управляющим правонарушению. Член партнерства, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, не может быть лишен права представлять доказательства своей невиновности. Неустранимые сомнения в виновности члена партнерства, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, толкуются в его пользу. В процессе дисциплинарного производства член партнерства имеет право пользоваться услугами специалистов, консультантов, экспертов, однако для присутствия и участия в заседании органов партнерства привлеченные членом партнерства лица могут быть допущены только с разрешения этих органов по письменному заявлению члена партнерства.

Статья 55.12. Утратила силу с 1 июля 2017 г. Исполнительный орган саморегулируемой организации

Утратили силу с 1 июля 2017 года. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 372-ФЗ.

К компетенции исполнительного органа саморегулируемой организации относится руководство текущей деятельностью саморегулируемой организации в порядке и в пределах, которые установлены общим собранием членов саморегулируемой организации.

Комментарий к Ст. 55.12 ГрК РФ

1. Центральным субъектом повседневного (оперативного) управления деятельностью ГрСРО, как и большинства иных организаций (причем не только корпоративного, но и унитарного типа), является исполнительный орган. Вопросы его правового положения регламентируются ГрК РФ в комментируемой статье весьма лаконично — законодатель устанавливает лишь самые базовые положения, касающиеся компетенции и функционирования исполнительного органа. Такой нормативный минимализм может быть объяснен, во-первых, специальной предметной направленностью ГрК РФ (регулирование, главным образом, собственно градостроительных отношений — см. ст. 4 ГрК РФ) и, во-вторых, применимостью к исполнительному органу ГрСРО многих общих правил, сформулированных в ГК РФ, ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ «О саморегулируемых организациях» для юридических лиц, корпораций (включая некоммерческие), ассоциаций (союзов), СРО (как вида ассоциаций (союзов)).

2. Компетенция исполнительного органа ГрСРО задается в ГрК РФ (вслед за п. 1 ст. 30 ФЗ «О некоммерческих организациях») прежде всего через фиксацию функциональной роли органа — руководить текущей деятельностью ГрСРО (что сопряжено с ответственностью за каждодневную работу организации, а также со своевременным и эффективным исполнением решений «вышестоящих» органов управления).

При этом общее собрание членов ГрСРО должно определить (в частности, посредством внесения соответствующих положений в устав) конкретный набор вопросов, решаемых исполнительным органом (см. ч. 11 ст. 55.10 и ч. 2 ст. 55.11 ГрК РФ). Тем самым применительно к исполнительному органу ГрСРО принцип остаточной компетенции не действует (остаточной, по логике ГрК РФ, напомним, является компетенция другого управленческого звена — постоянно действующего коллегиального органа управления). Поэтому крайне актуальным оказывается точное описание компетенции исполнительного органа, в том числе в ракурсе возможного оспаривания решений органов управления.

Подчеркнем и повторимся (см. п. 4 комментария к ст. 55.11), что такое постулирование является нетипичным: и ГК РФ (п. 3 ст. 65.3), и ФЗ «О некоммерческих организациях» (п. 2 ст. 30), и ФЗ «О саморегулируемых организациях» (ст. 18) придерживаются совершенно иного (и, думается, более адекватного) подхода, в соответствии с которым к компетенции именно исполнительного органа относятся все вопросы хозяйственной и иной деятельности организации, не попавшие в силу закона и устава в круг полномочий других органов управления. Однако на основании п. 4 ст. 49 ГК РФ, п. 2 ст. 28 ФЗ «О некоммерческих организациях», ч. 2 ст. 1 ФЗ «О саморегулируемых организациях» и ч. 4 ст. 4 ГрК РФ исследуемые специальные правила ГрК РФ о распределении полномочий между органами управления ГрСРО вытесняют общие предписания перечисленных нормативных актов.

3. Руководство текущей деятельностью со стороны исполнительного органа ГрСРО, само собой, не может носить произвольный и безграничный характер. ГрК РФ наделяет общее собрание членов ГрСРО (что вполне органично) полномочием по установлению:

а) порядка такого руководства (виды издаваемых актов, права и обязанности и т.д.) — процедурный ограничительный аспект;

б) его пределов (перечень решаемых вопросов, ограничения на совершение сделок количественного и качественного плана и пр.) — содержательный ограничительный аспект.

Данные положения комментируемой статьи ГрК РФ в полной мере корреспондируют с правилами п. 11 ст. 55.10 ГрК РФ об установлении компетенции исполнительного органа и порядка осуществления им руководства текущей деятельностью ГрСРО общим собранием членов.

4. Исполнительный орган может быть единоличным и (или) коллегиальным (п. 1 ст. 30 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Образование единоличного исполнительного органа является обязательным, тогда как формирование одного или нескольких коллегиальных исполнительных органов (совета, правления, президиума и т.п.) производится на факультативной основе (абз. 1 п. 2 ст. 123.10 ГК РФ).

Вместе с тем создание и полноценное функционирование коллегиального исполнительного органа в ГрСРО оказывается довольно затруднительным, поскольку постоянно действующий коллегиальный орган управления (несмотря на то, что он не квалифицируется ГрК РФ в качестве исполнительного органа) неоправданно определяется в ГрК РФ как орган текущего руководства, т.е. структурное подразделение, призванное решать оперативные вопросы, традиционно входящие в предмет деятельности исполнительных органов (см. по этому поводу п. 3 комментария к ст. 55.11).

5. Закон не вводит каких-либо требований к наименованию исполнительного органа. Вследствие этого, а равно принимая во внимание положения п. 3 ст. 65.3 и п. 2 ст. 123.10 ГК РФ, которыми неисчерпывающим образом определяются возможные названия исполнительного органа (так, единоличный исполнительный орган корпорации, в том числе ассоциации (союза), предлагается именовать директором, генеральным директором, председателем, президентом и т.п.), ГрСРО вправе дать любое словесное обозначение рассматриваемой управленческой единице.

6. Не попали в поле зрения ГрК РФ моменты, определяющие порядок образования, а также срок полномочий исполнительного органа.

Исходя из системного толкования норм абз. 5 п. 2 ст. 65.3 и абз. 2 п. 2 ст. 123.10 ГК РФ, п. 3 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 3 ч. 3 и ч. 3.1 ст. 16 ФЗ «О саморегулируемых организациях», образование исполнительного органа (назначение на должность лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа) и досрочное прекращение его полномочий (досрочное освобождение соответствующего лица от должности) относится к компетенции общего собрания членов ГрСРО, при этом уставом данные вопросы могут быть отнесены к компетенции иных коллегиальных органов (следовательно, речь в данном случае идет о неисключительной альтернативной компетенции высшего органа корпорации, при которой вопрос не может быть одновременно включен в компетенцию нескольких органов).

Срок полномочий исполнительного органа определяется организацией по своему усмотрению (поскольку специальных ограничительных положений на этот счет ни общегражданское законодательство, ни законодательство о саморегулировании не предусматривают), с учетом правил ст. ст. 58, 59 ТК РФ (которые, среди прочего, разрешают заключение трудового договора на неопределенный срок).

7. Во избежание конфликта интересов ФЗ «О саморегулируемых организациях» предусмотрительно оговаривает целый ряд запретов и ограничений, касающихся лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа. В частности, оно не вправе:

— являться членом органов управления (как единоличных, так и коллегиальных, не считая, по-видимому, высшего органа корпорации) членов СРО, их дочерних и зависимых обществ, а также работником, состоящим в штате названных организаций (ч. 5 ст. 14);

— приобретать ценные бумаги, эмитентами которых или должниками по которым являются члены СРО, их дочерние и зависимые общества;

— заключать с членами СРО, их дочерними и зависимыми обществами любые договоры имущественного страхования, кредитные договоры, соглашения о поручительстве;

— прямо (в качестве индивидуального предпринимателя) или косвенно (через участие в соответствующих хозяйственных товариществах и обществах) осуществлять предпринимательскую деятельность, являющуюся предметом саморегулирования СРО (ч. 4 ст. 14).

8. В соответствии с п. 1 ст. 53 и п. 3 ст. 65.3 ГК РФ допустимым является вариант множественности лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа, причем такая множественность может выражаться:

— во-первых, в наличии одного единоличного исполнительного органа, но с предоставлением его полномочий нескольких лицам, действующим совместно;

— во-вторых, в образовании нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга.

Соответствующие положения должны быть прямо предусмотрены уставом организации, а сведения об исследуемой множественности подлежат включению в ЕГРЮЛ. В интересах добросовестных участников оборота ВС РФ разумно разъясняет, что в отсутствие в ЕГРЮЛ сведений о совместном осуществлении или ином распределении полномочий предполагается, что лица, которым предоставлены полномочия выступать от имени юридического лица, действуют раздельно и осуществляют полномочия самостоятельно по всем вопросам компетенции органа (см. п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ»).

Заметим, что предложенная ГК РФ схема взаимодействия нескольких лиц, уполномоченных действовать от имени юридического лица, является недостаточно гибкой (либо совместное, либо раздельное осуществление полномочий), что вряд ли следует считать оправданным и удобным; целесообразной в этой связи видится корректировка законоположений, предполагающая прямое санкционирование также смешанного варианта распределения полномочий (по одним вопросам — совместное осуществление, по другим — «автономное»).

9. В условиях отсутствия специального регулирования вопросов образования и деятельности исполнительного органа в ГрК РФ подлежит применению ряд иных общих положений относительно исполнительных органов юридического лица, в частности:

— об их подотчетности высшему органу управления (п. 1 ст. 30 ФЗ «О некоммерческих организациях»);

— об обязанности исполнительного органа действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно (п. 3 ст. 53 ГК РФ), а равно его ответственности перед юридическим лицом за причиненные виновными действиями убытки (ст. 53.1 ГК РФ); при этом актуальность сохраняют правовые позиции, представленные в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица» (к примеру, в части распределения бремени доказывания наличия оснований ответственности).

Это интересно:  Статья за халатность ук рф

10. Спорным является вопрос о правомерности передачи функций единоличного исполнительного органа ГрСРО управляющей организации (управляющему). В отличие от законодательства, посвященного некоторым организационно-правовым формам юридических лиц (например, акционерным обществам и обществам с ограниченной ответственностью), ГрК РФ (как, впрочем, и ФЗ «О некоммерческих организациях», а также ФЗ «О саморегулируемых организациях») не содержит указаний по поводу возможности такого делегирования полномочий. Принимая в расчет отсутствие общего разрешения и трактуя умолчание, имеющее место в ГрК РФ, в качестве квалифицированного (т.е. не подразумевающего не предусмотренные законом варианты), приходим к заключению о нелегитимности в настоящее время передачи функций исполнительного органа ГрСРО управляющей организации (управляющему).

11. В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ комментируемая статья с 1 июля 2017 г. утрачивает силу (по-видимому, в том числе в целях преодоления неоправданных расхождений между положениями ГрК РФ, с одной стороны, и ГК РФ, ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ «О саморегулируемых организациях», с другой стороны, относительно статуса и компетенции органов управления, о чем говорилось ранее). Образование и деятельность исполнительных органов в таком случае должны будут осуществляться на основе общих положений, если иное не будет установлено специальными нормами ГрК РФ.

Статья 55.12 (ГрК РФ) Градостроительного кодекса РФ. Исполнительный орган саморегулируемой организации

К компетенции исполнительного органа саморегулируемой организации относится руководство текущей деятельностью саморегулируемой организации в порядке и в пределах, которые установлены общим собранием членов саморегулируемой организации.

Изменения — (ГрК РФ) Градостроительный кодекс РФ

Редакция от 24.11.2014

(вступающая в силу с 01.03.2015)

Редакция от 24.11.2014

(вступающая в силу с 22.01.2015)

Изменение пункта 1 части 4 статья 36. || Изменение части 10 статьи 45. || Дополнение статьи 48 частью 15.1. || Изменение части 6 статьи 49. || Изменение части 4 статьи 51. || Пункт 5 пункт 1 статьи 51 — исключен. || Дополнение статьи 51 частью 5.1. || Изменение абзаца первого части 6 статья 51. || Дополнение части 7 статьи 51 пунктом 8. || Пункт 2 части 1 статьи 54 — изложен в новой редакции. || Изменение части 7 статьи 54. || Дополнение части 3 статьи 55 пунктом 11. || Дополнение статьи 55 частью 11.2.

Редакция от 24.11.2014

Редакция от 22.10.2014

(вступающая в силу с 15.11.2014)

Изменение части 1 статьи 32. || Дополнение статьи 63 частью 4.1.

Редакция от 22.10.2014

Изменение части 8 статьи 55.16. || Изменение части 4.1 статьи 55.18. || Часть 2 статьи 55.20 — изложена в новой редакции. || Часть 2.1 статья 55.20 — изложена в новой редакции. || Изменение части 5 статьи 55.20. || Изменение части 5.2 статьи 55.20. || Изменение пункта 6 части 8 статьи 55.20. || Изменение части 1 статьи 55.21. || Пункт 2.1 части 3 статьи 55.21 — изложен в новой редакции. || Дополнение статьи 55.21 частью 5. || Изменение пункта 2 части 5 статьи 60. || Дополнение части 5 статьи 60 пунктом 2.1. || Изменение пункта 1 части 11 статьи 60. || Дополнение части 11 статьи 60 пунктом 1.1.

Редакция от 21.07.2014

Дополнение статьями 46.5 — 46.8. || Дополнение главой 6.3.

Редакция от 28.06.2014

Изменение пункта 9 части 1 статьи 48.1. || Изменение наименования статьи 49. || Изменение части 6 статьи 49. || Изменение абзаца первого части 6.1 статьи 49. || Изменение пункта 1 части 6.1 статьи 49. || Изменение части 6.3 статьи 49.

Редакция от 05.05.2014

Редакция от 20.04.2014

Дополнение статьи 2 пунктом 10.1. || Абзац первый статьи 6 — изложен в новой редакции. || Дополнение статьи 6 подпунктом 7.4. || Дополнение статьи 6 частями 2 — 3.

Редакция от 02.04.2014

Изменение части 1 статьи 48. || Изменение пункта 6 части 7 статьи 51. || Дополнение части 7 статьи 51 пунктом 6.2.

Редакция от 28.12.2013

Изменение пункта 16 статьи 1. || Часть 8 статьи 45 — изложена в новой редакции. || Изменение части 1 статьи 48. || Дополнение части 7 статьи 51 пунктом 1.1. || Дополнение части 7 статьи 51 пунктом 6.1. || Изменение части 20 статьи 51. || Дополнение пункта 2 части 5 статьи 54 подпунктом «в».

Редакция от 21.10.2013

(вступающая в силу с 05.12.2013)

Редакция от 21.10.2013

Изменение пункта 4 статьи 1.

Редакция от 23.07.2013

(вступающая в силу с 01.09.2013)

Изменение пункта 4 части 1 статьи 10. || Изменение части 3 статьи 35. || Изменение части 5 статьи 35. || Изменение пункта 1 части 1 статьи 49.1. || Изменение подпункта «б» пункта 1 части 6 статьи 55.5. || Пункт 1 части 8 статьи 55.5 — изложен в новой редакции. || Изменение пункта 2 части 8 статьи 55.5. || Изменение пункта 3 части 8 статьи 55.5. || Изменение пункта 1 части 8.1 статьи 55.5. || Изменение пункта 2 части 8.1 статьи 55.5. || Изменение пункта 3 части 8.1 статьи 55.5. || Изменение пункта 1 части 8.2 статьи 55.5. || Изменение пункта 2 части 8.2 статьи 55.5.

Статья 55.12. Исполнительный орган саморегулируемой организации

Статья 55.12. Исполнительный орган саморегулируемой организации

К компетенции исполнительного органа саморегулируемой организации относится руководство текущей деятельностью саморегулируемой организации в порядке и в пределах, которые установлены общим собранием членов саморегулируемой организации.

Похожие главы из других книг

Статья 11. Ограничения саморегулируемой организации и ее сотрудников

Статья 11. Ограничения саморегулируемой организации и ее сотрудников 1. Саморегулируемая организация не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность являющуюся предметом саморегулирования для данной саморегулируемой организации.Саморегулируемая

Статья 12. Устав саморегулируемой организации

Статья 12. Устав саморегулируемой организации 1. Учредительным документом саморегулируемой организации является ее устав, положения которого должны соответствовать установленным настоящим Федеральным законом требованиям к саморегулируемым организациям.2. Устав

Статья 13. Наименование саморегулируемой организации

Статья 13. Наименование саморегулируемой организации 1. Полное наименование саморегулируемой организации должно включать в себя слова «саморегулируемая организация», а также указание на вид или виды предпринимательской или профессиональной деятельности,

Статья 16. Постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации

Статья 16. Постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации 1. Постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации формируется из числа физических лиц – участников саморегулируемой организации и (или)

Статья 17. Исполнительный орган саморегулируемой организации

Статья 17. Исполнительный орган саморегулируемой организации К компетенции исполнительного органа относится решение любых вопросов внутрихозяйственной и иной деятельности саморегулируемой организации, не относящиеся к компетенции общего собрания участников

Статья 40. Исполнительный орган банка

Статья 40. Исполнительный орган банка Правление (совет директоров) банка является исполнительным органом банка, осуществляет управление текущей деятельностью банка, формирование фондов, необходимых для уставной деятельности банка, и несет ответственность за

Статья 55.2. Приобретение статуса саморегулируемой организации

Статья 55.2. Приобретение статуса саморегулируемой организации 1. Статус саморегулируемой организации может приобрести некоммерческая организация, созданная в форме некоммерческого партнерства, при условии ее соответствия требованиям, установленным частями 1 и 2 статьи

Статья 55.4. Требования к некоммерческой организации, необходимые для приобретения статуса саморегулируемой организации

Статья 55.4. Требования к некоммерческой организации, необходимые для приобретения статуса саморегулируемой организации 1. Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания,

Статья 55.5. Документы саморегулируемой организации

Статья 55.5. Документы саморегулируемой организации 1. Саморегулируемая организация обязана разработать и утвердить:1) требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также –

Статья 55.6. Прием в члены саморегулируемой организации

Статья 55.6. Прием в члены саморегулируемой организации 1. В члены саморегулируемой организации могут быть приняты юридическое лицо, в том числе иностранное юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель, соответствующие требованиям к выдаче свидетельств о допуске к

Статья 55.11. Постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации

Статья 55.11. Постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации 1. Постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации формируется из числа индивидуальных предпринимателей – членов саморегулируемой

Статья 55.15. Применение саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации

Статья 55.15. Применение саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации 1. Саморегулируемая организация применяет в отношении своих членов предусмотренные такой саморегулируемой организацией меры

Статья 41. Гарантии сотруднику полиции, избранному (назначенному) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо в орган местного самоуправления

Статья 41. Гарантии сотруднику полиции, избранному (назначенному) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо в орган местного самоуправления 1. Сотрудник полиции, избранный (назначенный) членом Совета Федерации

Статья 69. Исполнительный орган общества. Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор)

Статья 69. Исполнительный орган общества. Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) 1. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или

Статья 70. Коллегиальный исполнительный орган общества (правление, дирекция)

Статья 70. Коллегиальный исполнительный орган общества (правление, дирекция) 1. Коллегиальный исполнительный орган общества (правление, дирекция) действует на основании устава общества, а также утверждаемого общим собранием акционеров внутреннего документа общества

§ 4. Исполнительный орган власти решает передать Крым Украине на основании «целесообразности». И что из этого получилось

§ 4. Исполнительный орган власти решает передать Крым Украине на основании «целесообразности». И что из этого получилось Уже говорилось о том, что передача Крыма Украине произошла в директивном, закрытом порядке высшим партийным органом, причем мимоходом, одиннадцатым

Статья написана по материалам сайтов: rukak.ru, zakoniros.ru, stgrkrf.ru, city-advokat.ru, law.wikireading.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector