+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 79 КАС РФ. Порядок проведения экспертизы

1. Экспертиза проводится экспертами, являющимися работниками государственного судебно-экспертного учреждения, по поручению руководителя этого учреждения или иными экспертами, которым она поручена судом.

2. Экспертиза может проводиться в судебном заседании или вне судебного заседания, если того требует характер исследований либо невозможно или затруднительно доставить документы или материалы для исследования в судебном заседании.

3. Лица, участвующие в деле, могут присутствовать при проведении экспертизы, за исключением случаев, если их присутствие может помешать исследованию либо эксперты совещаются или составляют заключение.

Комментарий к статье 79 Кодекса административного судопроизводства РФ

Комментируемой статьей установлен порядок проведения экспертизы. Экспертиза проводится в судебном заседании или вне судебного заседания:

— экспертами, являющимися работниками государственного судебно-экспертного учреждения, по поручению руководителя этого учреждения;

— иными экспертами, которым экспертиза поручена судом.

Условием проведения экспертизы вне судебного заседания является характер требуемых исследований либо невозможность или затруднительность доставления документов или материалов для исследования в судебном заседании.

Лица, участвующие в деле, могут присутствовать при проведении экспертизы, за исключением случаев, если их присутствие может помешать исследованию либо эксперты совещаются или составляют заключение.

Согласно ст. ст. 24, 41 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» при производстве судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении могут присутствовать те участники процесса, которым такое право предоставлено процессуальным законодательством Российской Федерации.

Участники процесса, присутствующие при производстве судебной экспертизы, не вправе вмешиваться в ход исследований, но могут давать объяснения и задавать вопросы эксперту, относящиеся к предмету судебной экспертизы.

При составлении экспертом заключения, а также на стадии совещания экспертов и формулирования выводов, если судебная экспертиза производится комиссией экспертов, присутствие участников процесса не допускается.

В случае если участник процесса, присутствующий при производстве судебной экспертизы, мешает эксперту, последний вправе приостановить исследование и ходатайствовать перед органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, об отмене разрешения указанному участнику процесса присутствовать при производстве судебной экспертизы.

Особенности присутствия участников процесса при производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц определяются гл. IV настоящего Федерального закона (ст. 24).

В соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.

На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в ч. 1 настоящей статьи, распространяется действие ст. ст. 2, 3, 4, 6 — 8, 16 и 17, ч. 2 ст. 18, ст. ст. 24 и 25 настоящего Федерального закона (ст. 41) .

СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2291.

Положения комментируемой статьи аналогичны положениям ст. 84 ГПК РФ.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 17.07.2012 N 1425-О, в соответствии с ч. 3 ст. 84 ГПК РФ лица, участвующие в деле, вправе присутствовать при проведении экспертизы, за исключением случаев, если такое присутствие может помешать исследованию, совещанию экспертов и составлению заключения. С данной нормой корреспондируют положения ст. ст. 24 и 41 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», устанавливающие, что при производстве судебной экспертизы могут присутствовать участники процесса; участники процесса, присутствующие при производстве судебной экспертизы, не вправе вмешиваться в ход исследований, но могут давать объяснения и задавать вопросы эксперту, относящиеся к предмету судебной экспертизы; при составлении экспертом заключения, а также на стадии совещания экспертов и формулирования выводов, если судебная экспертиза производится комиссией экспертов, присутствие участников процесса не допускается; в случае если участник процесса, присутствующий при производстве судебной экспертизы, мешает эксперту, последний вправе приостановить исследование и ходатайствовать перед органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, об отмене разрешения указанному участнику процесса присутствовать при производстве судебной экспертизы.

Незаконное препятствование присутствию лиц, участвующих в деле, при проведении экспертизы является, таким образом, ущемлением процессуального права данных лиц и нарушением установленного порядка проведения экспертизы, что в соответствии с ч. 2 ст. 55 ГПК РФ делает невозможным признание заключения эксперта, выполненного по результатам исследования, проведенного с названными нарушениями закона, доказательством, которое может быть положено в основу решения суда.

Таким образом, взаимосвязанные положения ч. 3 ст. 84 и ч. 3 ст. 86 ГПК РФ не могут рассматриваться как нарушающие какие-либо конституционные права заявительницы.

Статья 79 КАС РФ. Порядок проведения экспертизы (действующая редакция)

1. Экспертиза проводится экспертами, являющимися работниками государственного судебно-экспертного учреждения, по поручению руководителя этого учреждения или иными экспертами, которым она поручена судом.

2. Экспертиза может проводиться в судебном заседании или вне судебного заседания, если того требует характер исследований либо невозможно или затруднительно доставить документы или материалы для исследования в судебном заседании.

3. Лица, участвующие в деле, могут присутствовать при проведении экспертизы, за исключением случаев, если их присутствие может помешать исследованию либо эксперты совещаются или составляют заключение.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 79 КАС РФ

1. Согласно Закону о государственной судебно-экспертной деятельности государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы.

Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ. В случаях если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения (ст. 11 вышеназванного Закона).

Экспертиза проводится экспертами, являющимися работниками государственного судебно-экспертного учреждения. По поручению руководителя государственного судебно-экспертного учреждения проведение экспертизы может быть поручено работникам данного учреждения. В свою очередь, суд может поручить проведение экспертизы иным экспертам, что нередко обусловлено отсутствием экспертов в определенных сферах в названных государственных судебно-экспертных учреждениях. Проведение экспертизы может быть поручено эксперту негосударственного экспертного учреждения.

2. Проведение экспертизы предполагает необходимость исследования представленных для этого объектов. Объектами исследований являются вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, образцы для сравнительного исследования, а также материалы дела, по которому производится судебная экспертиза. Исследования проводятся также в отношении живых лиц (ч. 1 ст. 10 Закона о государственной судебно-экспертной деятельности).

Это интересно:  Статья 140 трудовой кодекс

В связи с тем что экспертиза предполагает проведение определенного исследования, она, как правило, осуществляется вне судебного заседания. Однако возможно проведение экспертизы и в судебном заседании, если документы, материалы могут быть доставлены в суд и если методика исследования позволяет провести исследование не в лабораторных или иных специальных условиях. Из диспозиции комментируемой нормы следует, что экспертиза может быть поручена только государственным судебно-экспертным учреждениям. Вместе с тем полагаем, что эксперт негосударственных экспертных учреждений может быть привлечен к проведению экспертизы.

3. Лица, участвующие в деле, могут присутствовать при проведении экспертизы независимо от того, проводится она в зале судебного заседания или в экспертном учреждении. Это одно из процессуальных прав, принадлежащих лицам, участвующим в деле. Хотя КАС не говорит об этом, но следует подчеркнуть, что присутствующие при проведении экспертизы не вправе вмешиваться в ход исследования. Законом предусмотрены исключения из права присутствовать во время проведения экспертизы: лица, участвующие в деле, не могут присутствовать при проведении экспертизы, если такое присутствие может помешать исследованию либо эксперты совещаются или составляют заключение.

Закон предусматривает возможность проведения экспертизы в зале судебного заседания. В этом случае должны быть соблюдены правила назначения экспертизы, вынесено определение суда.

Статья 79 КАС РФ. Порядок проведения экспертизы

Экспертизы в Москве и Московской области

Назначение судебной экспертизы в административном судопроизводстве

  • Главная
  • Экспертизы
  • Назначение судебной экспертизы в административном судопроизводстве

Назначение судебной экспертизы в административном судопроизводстве

Новый кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ) согласно ст. 1 регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела (ч. 2—3 ст. 1 КАС РФ):
об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;
об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых
организаций;
об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;
об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов РФ по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;
о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок;

о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;
о прекращении деятельности средств массовой информации;

о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц;
о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерации иностранному государству в предназначенное для этого специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении;
об установлении, продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;
о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке; о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке; иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.

Согласно ст. 59 КАС РФ судебная экспертиза относится к доказательствам по административному делу.
Судебная экспертиза по административному делу назначается в случае возникновения в ходе его рассмотрения вопросов, требующих специальных знаний (ст. 77 КАС РФ). Производство экспертизы может быть поручено экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам. На время проведения экспертизы производство по административному делу может быть приостановлено.
Суд может назначить экспертизу как по ходатайству лица, участвующего в административном деле, так и по своей инициативе. Однако по инициативе суда экспертиза может быть назначена только в следующих случаях: если экспертиза предусмотрена законом или ее проведение необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства, а также если требуется проведение дополнительной или повторной экспертизы или проведение экспертизы необходимо в связи с выявленными обстоятельствами административного дела и представленными доказательствами.
В процессе назначения экспертизы лица, участвующие в административном деле (стороны (административные истцы и административные ответчики), заинтересованные лица, прокурор; представители органов и организаций, а также лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц), вправе предложить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, и их содержание определяются судом. Отклонение судом вопросов, предложенных лицами, участвующими в
административном деле, должно быть мотивировано в определении суда о назначении экспертизы (ч. 3 ст. 77 КАС РФ).
Лица, участвующие в административном деле, вправе:
1) ходатайствовать о проведении экспертизы в конкретном экспертном учреждении или о привлечении в качестве экспертов предложенных ими лиц;
2) формулировать вопросы для эксперта;
3) знакомиться с определением суда о назначении экспертизы;
4) ходатайствовать о внесении в определение дополнительных вопросов, которые необходимо поставить перед экспертом;
5) давать объяснения эксперту;
6) знакомиться с заключением эксперта или сообщением о невозможности дать заключение;
7) ходатайствовать о проведении дополнительной, повторной, комплексной или комиссионной экспертизы (ч. 4 ст. 77 КАС РФ).

Это интересно:  Статья 201.12 закона о банкротстве

Если сторона уклоняется от участия в экспертизе, не представляет экспертам необходимые материалы и документы для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам дела безучастия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.
Назначая судебную экспертизу по административному делу, суд
(судья) должен четко определить ее род, вопросы, выносимые на раз
решение эксперта, и вынести мотивированное определение.
Оназначении судебной экспертизы суд выносит определение (ст. 78
КАС РФ), по структуре сходное с определением суда в гражданском и
арбитражном процессе. Это определение также состоит изтрех частей:
вводной, описательной и резолютивной.Внем указываются:
основания назначения экспертизы;
фамилия, имя и отчество эксперта или наименование экспертного
учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза;
вопросы, поставленные перед экспертом;
документы и материалы, предоставленные в распоряжение экс
перта;
особые условия обращения с предоставленными документами и
материалами при исследовании, если такие условия необходимы;
срок, в течение которого экспертиза должна быть проведена и со
ответствующее заключение должно быть представлено в суд.
В случае отклонения каких либо вопросов, предложенных лица
ми, участвующими в деле, в определении о назначении экспертизы
должны быть указаны мотивы, по которым эти вопросы отклонены.
Если экспертиза назначена по ходатайству лица, участвующего в
деле, не освобожденного от уплаты сумм за проведение экспертизы,
в определении также указывается на обязанность этого лица внести в
срок, установленный судом (ст. 109 КАС РФ), денежную сумму, под
лежащую выплате эксперту, в размере, определенном судом на осно
вании соглашения сторон и эксперта.
В определении о назначении экспертизы суд также предупреждает
эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения
(ст. 307 УК РФ), а также о наложении судебного штрафа в случаях не
явки в суд безуважительных причин либо неисполнения им обязан
ности по заблаговременному извещению суда о невозможности
явиться в суд (ч. 12 ст.49 КАС РФ) в порядке и размере, установлен
ных ст. 122 и 123 КАС РФ.
Согласно ст. 79 КАС РФ экспертиза проводится экспертами — со
трудниками государственных СЭУ по поручению руководителей этих

Статья 79. Порядок проведения экспертизы

1. Экспертиза проводится экспертами, являющимися работниками государственного судебно-экспертного учреждения, по поручению руководителя этого учреждения или иными экспертами, которым она поручена судом.

2. Экспертиза может проводиться в судебном заседании или вне судебного заседания, если того требует характер исследований либо невозможно или затруднительно доставить документы или материалы для исследования в судебном заседании.

3. Лица, участвующие в деле, могут присутствовать при проведении экспертизы, за исключением случаев, если их присутствие может помешать исследованию либо эксперты совещаются или составляют заключение.

Комментарий к статье 79 КАС РФ

Комментируемой статьей установлен порядок проведения экспертизы. Экспертиза проводится в судебном заседании или вне судебного заседания:

— экспертами, являющимися работниками государственного судебно-экспертного учреждения, по поручению руководителя этого учреждения;

— иными экспертами, которым экспертиза поручена судом.

Условием проведения экспертизы вне судебного заседания является характер требуемых исследований либо невозможность или затруднительность доставления документов или материалов для исследования в судебном заседании.

Лица, участвующие в деле, могут присутствовать при проведении экспертизы, за исключением случаев, если их присутствие может помешать исследованию либо эксперты совещаются или составляют заключение.

Согласно ст. ст. 24, 41 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» при производстве судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении могут присутствовать те участники процесса, которым такое право предоставлено процессуальным законодательством Российской Федерации.

Участники процесса, присутствующие при производстве судебной экспертизы, не вправе вмешиваться в ход исследований, но могут давать объяснения и задавать вопросы эксперту, относящиеся к предмету судебной экспертизы.

При составлении экспертом заключения, а также на стадии совещания экспертов и формулирования выводов, если судебная экспертиза производится комиссией экспертов, присутствие участников процесса не допускается.

В случае если участник процесса, присутствующий при производстве судебной экспертизы, мешает эксперту, последний вправе приостановить исследование и ходатайствовать перед органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, об отмене разрешения указанному участнику процесса присутствовать при производстве судебной экспертизы.

Особенности присутствия участников процесса при производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц определяются гл. IV настоящего Федерального закона (ст. 24).

В соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.

На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в ч. 1 настоящей статьи, распространяется действие ст. ст. 2, 3, 4, 6 — 8, 16 и 17, ч. 2 ст. 18, ст. ст. 24 и 25 настоящего Федерального закона (ст. 41) .

Положения комментируемой статьи аналогичны положениям ст. 84 ГПК РФ.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 17.07.2012 N 1425-О, в соответствии с ч. 3 ст. 84 ГПК РФ лица, участвующие в деле, вправе присутствовать при проведении экспертизы, за исключением случаев, если такое присутствие может помешать исследованию, совещанию экспертов и составлению заключения. С данной нормой корреспондируют положения ст. ст. 24 и 41 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», устанавливающие, что при производстве судебной экспертизы могут присутствовать участники процесса; участники процесса, присутствующие при производстве судебной экспертизы, не вправе вмешиваться в ход исследований, но могут давать объяснения и задавать вопросы эксперту, относящиеся к предмету судебной экспертизы; при составлении экспертом заключения, а также на стадии совещания экспертов и формулирования выводов, если судебная экспертиза производится комиссией экспертов, присутствие участников процесса не допускается; в случае если участник процесса, присутствующий при производстве судебной экспертизы, мешает эксперту, последний вправе приостановить исследование и ходатайствовать перед органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, об отмене разрешения указанному участнику процесса присутствовать при производстве судебной экспертизы.

Незаконное препятствование присутствию лиц, участвующих в деле, при проведении экспертизы является, таким образом, ущемлением процессуального права данных лиц и нарушением установленного порядка проведения экспертизы, что в соответствии с ч. 2 ст. 55 ГПК РФ делает невозможным признание заключения эксперта, выполненного по результатам исследования, проведенного с названными нарушениями закона, доказательством, которое может быть положено в основу решения суда.

Это интересно:  Статья 140 ГПК РФ. Меры по обеспечению иска

Таким образом, взаимосвязанные положения ч. 3 ст. 84 и ч. 3 ст. 86 ГПК РФ не могут рассматриваться как нарушающие какие-либо конституционные права заявительницы.

Другой комментарий к статье 79 КАС РФ

1. Под экспертизой в к.с. подразумевается судебное действие, урегулированное законодательством об административном судопроизводстве, а не относящимся к какой-либо другой отрасли права законом.

2. Экспертиза — это судебное действие, представляющее собой особую, установленную законодательством об административном судопроизводстве форму исследования собранных в ходе подготовки и рассмотрения административного дела материалов и объектов, производимую по поручению суда предупрежденными об уголовной ответственности за дачу заведомо ложной информации лицами, сведущими в науке, технике и других специальных отраслях знания, и завершающуюся составлением заключения по специальным вопросам.

3. Задачей производства экспертизы является получение новых знаний (сведений о фактах) за счет проведения исследований лицами, которые обладают знаниями, выходящими за пределы тех, которые принято считать общеизвестными для судей, обычно сведущими в области науки, техники, искусства и (или) ремесла. По мнению Верховного Суда РФ, в целях установления содержания норм иностранного семейного права суд может привлечь эксперта в области иностранного права .

4. Экспертиза проводится экспертами соответствующих учреждений либо иными специалистами, назначенными судом.

5. Если проведение экспертизы, назначенной судьей в порядке подготовки дела к судебному разбирательству, требует длительного времени, суд может приостановить производство по делу.

6. О понятии «эксперт» см. содержание и комментарий к ст. 49 КАС РФ.

7. См. также комментарий к ст. ст. 33, 77, 191 КАС РФ.

Утвержден Кодекс административного судопроизводства РФ

15 сентября 2015 г. вступит в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ.

Многие требования главы 25 КАС РФ дублируют положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», касающиеся процедуры оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссиях.

В частности, статьей 245 КАС РФ установлен срок на подачу административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости — пять лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости (далее — ГКН) оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости (если на момент обращения в суд в ГКН не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости).

Также КАС РФ установлено, что к административному исковому заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, помимо указанных в статье 126 КАС РФ документов, необходимо представлять:

  • кадастровую справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости;
  • нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа;
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений);
  • отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа (если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости);
  • положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков (в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом);

Рассматривать дела в качестве суда первой инстанции будут, как и сегодня, высшие суды субъектов РФ (ст. 20 КАС РФ).

Ряд статей КАС РФ касается вопросов назначения и проведения судебной экспертизы. Так, статья 49 КАС РФ устанавливает права и обязанности эксперта. Порядок назначения и содержание определения о назначении экспертизы урегулированы статьями 77 и 78 КАС РФ. Вопросы, касающиеся порядка проведения экспертизы, а также требований к заключению эксперта (комиссии экспертов), отражены в статьях 79 и 82 КАС РФ. Особенности комиссионной, комплексной, дополнительной и повторной экспертиз установлены статьями 80, 81 и 83 КАС РФ.

Ст. 49 «Эксперт» подробнее, чем в других кодексах, расписывает права и обязанности эксперта:

  • Включено право эксперта требовать внесения в протокол мнения эксперта, когда он считает, что стороны неверно трактуют его Заключение.
  • Добавилось основание для мотивированного отказа от Заключения: такой отказ возможен, если современный уровень науки не позволяет провести исследование.
  • Сохранено существующее положение, когда экспертные учреждения могут быть только государственными.
  • Нельзя отказываться от проведения экспертизы, объясняя отказ отсутствием предоплаты.
  • За срыв сроков экспертизы (при отсутствии мотивированного отказа) на эксперта может быть наложен штраф до 5 000 рублей.
  • Порядок оплаты, такой же, как и в арбитражном и гражданском процессе, определен в ст.108 и ст.109 Кодекса: стороны заранее вносят деньги на счет суда.

По факту этот механизм оплаты работает только в арбитраже. В гражданском процессе, несмотря на установленный ст. 96 ГПК механизм внесения сторонами денег на депозит суда, суды обычно поручают сторонам напрямую заплатить экспертам, хотя это и не предусмотрено кодексом. Существует мнение, что это связано с тем, что депозитные счета судов общей юрисдикции не функционируют. Так как суды те же (общей юрисдикции), то и в административном производстве, скорее всего, будет так же.

Кроме того, стоит отметить, что проект нового закона о судебно-экспертной деятельности, предусматривающий особый процессуальный статус негосударственных экспертных учреждений, так и остался проектом. Однако, как и раньше, суд вправе назначить экспертом работника частной компании.

Статья написана по материалам сайтов: www.gk-rf.ru, www.zakonrf.info, anotopexpert.ru, newkasrf.ru, ocenka-odnookno.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector