+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 794 ГК РФ. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств

Новая редакция Ст. 794 ГК РФ

1. Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

2. Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:

непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;

прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;

в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.

Комментарий к Ст. 794 ГК РФ

В случае предупреждения грузоотправителем перевозчика о неиспользовании вагонов, контейнеров не менее чем за два дня до дня погрузки размер штрафа снижается на одну треть (Постановление Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30).

Другой комментарий к Ст. 794 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья содержит общие положения об ответственности за нарушение обязательства по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке. Положения данной статьи касаются только договоров перевозки груза и не распространяются на отношения по перевозке пассажира и багажа.

За неисполнение обязанностей по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке УЖТ и КВВТ предусматривают взыскание штрафов, исчисляемых в минимальных размерах оплаты труда за каждую тонну (контейнер) груза. Данные штрафы, по сути, представляют собой исключительную неустойку, т.е. ответственность перевозчика носит ограниченный характер.

На морском и воздушном транспорте с неисправной стороны могут быть взысканы причиненные контрагенту убытки в полном объеме (ст. 128, п. 3 ст. 129 КТМ). Ответственность может наступить как при неподаче (несвоевременной подаче) транспортного средства, так и в случае подачи транспортных средств, не пригодных к перевозке указанного в заявке груза.

2. Грузоотправитель несет ответственность за неиспользование предоставленных перевозчиком в соответствии с заявкой транспортных средств, а также за некоторые другие нарушения, в частности, превышение грузоподъемности транспортного средства, искажение в заполняемых им перевозочных документах сведений о грузе, нарушение сроков погрузки. На железнодорожном и внутреннем водном транспорте с грузоотправителя в таких случаях взыскивается неустойка. Причем эта неустойка не всегда носит исключительный характер. Так, за неправильное указание в транспортной накладной наименования груза, особых отметок и необходимых при перевозке груза мер предосторожности, за предъявление запрещенного для перевозки груза или неправильное указание свойств груза штраф с грузоотправителя взыскивается независимо от возмещения вызванных этим убытков перевозчика (ст. 98 УЖТ, п. 1 ст. 120 КВВТ). На железнодорожном транспорте предусмотрен определенный порядок оформления и взыскания штрафов (см. Приказ МПС России от 18 июня 2003 г. N 43 Об утверждении Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом» (БНА РФ. 2003. N 42. С. 129)).

На морском и воздушном транспорте грузоотправитель за нарушение обязанностей по предъявлению груза к перевозке и других обязательств, связанных с передачей груза перевозчику, возмещает перевозчику причиненные этим убытки.

Применение мер ответственности не освобождает грузоотправителя от платы за пользование транспортным средством.

3. В п. 2 ст. 794 содержится перечень обстоятельств, при которых перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи либо неиспользования поданных транспортных средств. Данный перечень не является исчерпывающим. Он может быть дополнен транспортными уставами и кодексами. Так, УЖТ предусматривает освобождение от ответственности грузоотправителя при обстоятельствах исключающих возможность выполнения операций по погрузке, выгрузке грузов, аварии у грузоотправителя, в результате которой прекращено осуществление его основной производственной деятельности; если не были использованы вагоны и контейнеры, поданные грузоотправителю без его согласия сверх указанных в заявке. Если грузоотправитель в результате уплотненной загрузки вагонов, контейнеров по согласованию с перевозчиком использует меньшее число вагонов, контейнеров, чем предусмотрено заявкой, штраф за неиспользование соответствующего числа вагонов, контейнеров не взыскивается (ст. 116 УЖТ).

Статья 117 УЖТ предусматривает, что перевозчик освобождается от уплаты штрафа за невыполнение принятой заявки, если неподача вагонов вызвана невнесением грузоотправителем платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей за перевозки грузов.

Кроме того, перевозчик не отвечает в случае неподачи под погрузку не принадлежащих ему вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя или от организаций, с которыми последний связан договором, регламентирующим обеспечение такими вагонами, контейнерами.

В случае задержки грузоотправителем вагонов, контейнеров в связи с погрузкой, выгрузкой грузов, очисткой и промывкой вагонов, контейнеров перевозчик освобождается от уплаты штрафа за неподачу такому грузоотправителю того числа вагонов, контейнеров, которое задержано и не может быть подано для погрузки грузов по указанной причине.

Перевозчик, а также грузоотправитель освобождаются от ответственности за неисполнение обязательств по подаче и использованию транспортных средств, если это произошло из-за спасания жизни людей или имущества на воде (ст. 118 КВВТ).

4. При применении мер ответственности за нарушение обязательств по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке необходимо учитывать, что помимо неустоек за невыполнение обязанностей по предъявлению к перевозке грузов взимается сбор. Указанный сбор не является мерой имущественной ответственности и не может быть уменьшен по правилам, установленным для снижения штрафа, в частности, по ст. 333 ГК РФ (п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 г. N 30).

Статья 794. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств

1. Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Это интересно:  Статья 212 КАС РФ. Объединение в одно производство административных дел об оспаривании нормативных правовых актов

2. Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:

непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;

прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;

в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.

Комментарий к Ст. 794 ГК РФ

1. Предусмотренная комментируемой статьей ответственность возлагается за нарушение обязательств, вытекающих из договора о подаче транспортных средств (см. ст. 791 ГК). Пункт 1 комментируемой статьи носит отсылочный характер: ответственность применяется в объеме, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. Поскольку в специальном законодательстве данная ответственность предусмотрена в виде штрафов (законной неустойки), соглашением сторон данную неустойку можно только увеличить (п. 2 ст. 332 ГК). Не все транспортные законы содержат конкретные виды штрафов за неисполнение обязанностей, предусмотренных комментируемой статьей. На морском и воздушном транспорте ответственность сторон регулируется договором.

2. Ответственность перевозчика наступает в соответствии с комментируемой статьей только за одно правонарушение по уже заключенному договору о подаче транспортных средств (т.е. после того, как перевозчик принял оферту грузовладельца в форме заявки или заказа). Это правонарушение выражается в неподаче транспортных средств в обусловленное время и в оговоренное место. Некоторые транспортные законы различают непредоставление и несвоевременное предоставление транспортного средства. В зависимости от вида транспорта законом установлен следующий объем ответственности перевозчика:

а) на железнодорожном транспорте перевозчик несет ответственность в форме штрафа за каждую тонну груза, которая планировалась к погрузке в неподанные транспортные средства (ст. 94 УЖТ). Размер штрафа определяется в зависимости от транспортного средства (0,1 размера минимального размера оплаты труда за каждую непогруженную тонну груза, если груз должен был перевозиться в вагонах; от 0,5 до двух размеров минимального размера оплаты труда за каждый контейнер в зависимости от массы контейнера, если груз должен был перевозиться в контейнерах, и т.п.);

б) на автомобильном транспорте перевозчик несет ответственность за несвоевременное предоставление транспортного средства в форме штрафа за каждый час просрочки в процентах от провозной платы (п. 3 ст. 34 УАТ). Размер штрафа определяется в зависимости от вида перевозки (5% — при перевозке в городском или пригородном сообщении и 1% среднесуточной провозной платы — при перевозке в междугородном сообщении);

в) на внутреннем водном транспорте перевозчик несет ответственность в форме штрафа за каждую тонну груза, которая планировалась к погрузке в неподанные транспортные средства (ст. 115 КВВТ). Размеры штрафов такие же, как и на железнодорожном транспорте.

3. Ответственность грузовладельца наступает за более широкий круг правонарушений: во-первых, за неиспользование поданных транспортных средств, что включает в себя непредъявление груза перевозчику (но не только); во-вторых, за ненадлежащее исполнение других обязанностей по договору на подачу транспортных средств (так, например, в ст. 102 УЖТ предусмотрена ответственность грузовладельца за предъявление груза с превышением грузоподъемности (перегрузом) вагона, контейнера). И наконец, неиспользование поданных под погрузку транспортных средств влечет наложение штрафов за их простой.

В зависимости от вида транспорта различают следующий установленный законом объем ответственности грузовладельца:

а) на железнодорожном транспорте грузовладелец по ст. 94 УЖТ РФ за неисполнение своих обязанностей несет ответственность в таком же точно размере, как и перевозчик. Но это только одна составляющая. В случае если грузовладелец не использовал транспортные средства, которые принадлежат перевозчику, он в дополнение к штрафу выплачивает перевозчику так называемый сбор (0,04 размера минимального размера оплаты труда за каждую непогруженную тонну груза, если груз должен был перевозиться в вагонах, и т.п.). Видимо, этот «сбор» мыслится как упущенная выгода перевозчика (неиспользование транспортных средств означает и невнесение предусмотренной платы за пользование ими). Но правовая природа «сбора» не оставляет сомнения в том, что он, так же, как и штраф, является законной неустойкой.

За перегруз вагона (контейнера) предусмотрен штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза;

б) на автомобильном транспорте грузовладелец несет ответственность по ст. 35 УАТ РФ в форме штрафа в процентах от провозной платы: за непредъявление для перевозки груза — в размере 20% платы. Предусмотрен отдельный штраф за задержку (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику, и др.;

в) на внутреннем водном транспорте грузовладелец по ст. 115 КВВТ РФ за неисполнение своих обязанностей несет ответственность в таком же точно размере, как и перевозчик.

4. В п. 2 комментируемой статьи перечислены основания освобождения перевозчика и грузовладельца от ответственности. Как перевозчик, так и отправитель груза (поскольку он является предпринимателем) несут ответственность за неисполнение обязательств по договору о подаче транспортных средств независимо от вины. Законом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, освобождающих стороны от ответственности:

1) непреодолимая сила, включая явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения);

2) военные действия;

3) прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, в установленном законом порядке (включая как экономические, так и политические причины);

4) в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами (например, на железнодорожном транспорте перевозчик освобождается от ответственности за неподачу вагонов, контейнеров, если неподача была допущена по вине грузоотправителя).

Статья 794 ГК РФ. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств

Текущая редакция ст. 794 ГК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
2. Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом; в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.

Это интересно:  Статья 1137 ГК РФ. Завещательный отказ. Комментарии

Комментарий к статье 794 ГК РФ

1. ГК РФ предоставляет право устанавливать ответственность сторон по договору транспортным уставам и кодексам (ст. 794 ГК РФ). Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование транспортных средств для перевозки грузов устанавливается в виде штрафа. На железнодорожном транспорте штраф за невыполнение принятой заявки взыскивается независимо от платы за пользование вагонами, контейнерами. На автомобильном транспорте за несвоевременное предоставление транспортного средства, контейнера перевозчик уплачивает грузоотправителю за каждый полный час просрочки штраф в размере, установленном договором перевозки груза, а в случае, если размер указанного штрафа договором перевозки груза не установлен, в размере 5% провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении, и 1% среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении. Сумма штрафа, причитающаяся автомобильному перевозчику и грузоотправителю, подлежит уплате в 5-дневный срок (ст. 34 УАТиНГЭТ). ВзК РФ специальных норм об ответственности перевозчика и грузоотправителя за нарушение рассматриваемого обязательства не содержит. КТМ РФ специально регулирует ответственность за непредъявление груза к перевозке только при осуществлении перевозок по чартеру.

2. Действующим законодательством предусмотрены случаи освобождения перевозчика и отправителя груза от ответственности за неисполнение обязательств по договору. Перечень обстоятельств, которые могут служить основанием для такого освобождения, установлен п.2 ст. 794 ГК РФ. К ним относятся:
— непреодолимая сила, а также иные явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения) и военные действия;
— прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, установленных в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом и кодексом;
— иные случаи, предусмотренные транспортными уставами и кодексами.

В числе иных случаев УЖТ РФ называет вину грузоотправителя в невыполнении перевозчиком принятой заявки (ст. 94 УЖТ РФ).

Особого внимания заслуживает такое из названных выше оснований освобождения от ответственности перевозчика, как вина грузоотправителя за неподачу вагонов, контейнеров перевозчиком. В соответствии со ст. 94 УЖТ РФ основаниями ответственности грузоотправителя признается неподача вагонов, контейнеров перевозчиком по причинам, зависящим от грузоотправителя, в том числе невнесение им платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей за уже осуществленные перевозки.

3. Применимое законодательство:
— ВзК РФ;
— КВВТ РФ;
— КТМ РФ;
— УАТиНГЭТ;
— УЖТ РФ.

Консультации и комментарии юристов по ст 794 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 794 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 794. Гражданского Кодекса РФ. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств

1. Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

2. Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:

  • непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;
  • прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;
  • в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.

Комментарии к ст. 794 ГК РФ

1. Статья сохраняет основные начала ответственности перевозчика и грузоотправителя за неподачу и неиспользование транспортных средств с предоставлением сторонам права определять такую ответственность в их соглашении (п. 1). Таким соглашением могут быть, в частности, договоры об организации перевозок (см. ст. 798 и коммент. к ней).

3. Ввиду сложности и значимости перевозок экспортных грузов при нарушении грузовладельцами, железными дорогами и портами их обязательств по таким перевозкам применяется система штрафов, установленная Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 1992 г. N 936.

4. В п. 2 ст. 794 сохранен исчерпывающий перечень оснований, освобождающих перевозчика и грузоотправителя от ответственности за неподачу и неиспользование транспортных средств, причем этот перечень может быть расширен в транспортных уставах и кодексах. Следовательно, такая ответственность перевозчика и грузоотправителя, в отличие от ответственности перевозчика за несохранность груза и багажа, наступает независимо от наличия вины.

Если у Вас остались вопросы, то обратитесь за консультацией к нашим юристам.

Для того что бы понять, как действовать в вашем случае, пожалуйста заполните форму обратной. Кратко опишите Вашу ситуацию укажите Ваше Имя город и номер телефона отправьте заявку и получите консультацию в течении 10 минут.

Статья 794. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств

Комментируемая статья содержит общие положения об ответственности за нарушение обязательства по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке. Положения данной статьи касаются только договоров перевозки груза и не распространяются на отношения по перевозке пассажира и багажа.

За неисполнение обязанностей по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке УЖТ и КВВТ предусматривают взыскание штрафов, исчисляемых в минимальных размерах оплаты труда за каждую тонну (контейнер) груза. Данные штрафы, по сути, представляют собой исключительную неустойку, т.е. ответственность перевозчика носит ограниченный характер.

На морском и воздушном транспорте с неисправной стороны могут быть взысканы причиненные контрагенту убытки в полном объеме (ст. 128, п. 3 ст. 129 КТМ). Ответственность может наступить как при неподаче (несвоевременной подаче) транспортного средства, так и в случае подачи транспортных средств, не пригодных к перевозке указанного в заявке груза. 2.

Грузоотправитель несет ответственность за неиспользование предоставленных перевозчиком в соответствии с заявкой транспортных средств, а также за некоторые другие нарушения, в частности, превышение грузоподъемности транспортного средства, искажение в заполняемых им перевозочных документах сведений о грузе, нарушение сроков погрузки. На железнодорожном и внутреннем водном транспорте с грузоотправителя в таких случаях взыскивается неустойка. Причем эта неустойка не всегда носит исключительный характер. Так, за неправильное указание в транспортной накладной наименования груза, особых отметок и необходимых при перевозке груза мер предосторожности, за предъявление запрещенного для перевозки груза или неправильное указание свойств груза штраф с грузоотправителя взыскивается независимо от возмещения вызванных этим убытков перевозчика (ст. 98 УЖТ, п. 1 ст. 120 КВВТ). На железнодорожном транспорте предусмотрен определенный порядок оформления и взыскания штрафов (см. Приказ МПС России от 18 июня 2003 г. N 43 «Об утверждении

Это интересно:  Статья 106.5 ГК РФ. Прекращение членства в производственном кооперативе и переход пая

Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом» (БНА РФ. 2003. N 42. С. 129)).

На морском и воздушном транспорте грузоотправитель за нарушение обязанностей по предъявлению груза к перевозке и других обязательств, связанных с передачей груза перевозчику, возмещает перевозчику причиненные этим убытки.

Применение мер ответственности не освобождает грузоотправителя от платы за пользование транспортным средством. 3.

В п. 2 ст. 794 содержится перечень обстоятельств, при которых перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи либо неиспользования поданных транспортных средств. Данный перечень не является исчерпывающим. Он может быть дополнен транспортными уставами и кодексами. Так, УЖТ предусматривает освобождение от ответственности грузоотправителя при обстоятельствах исключающих возможность выполнения операций по погрузке, выгрузке грузов, аварии у грузоотправителя, в результате которой прекращено осуществление его основной производственной деятельности; если не были использованы вагоны и контейнеры, поданные грузоотправителю без его согласия сверх указанных в заявке. Если грузоотправитель в результате уплотненной загрузки вагонов, контейнеров по согласованию с перевозчиком использует меньшее число вагонов, контейнеров, чем предусмотрено заявкой, штраф за неиспользование соответствующего числа вагонов, контейнеров не взыскивается (ст. 116 УЖТ).

Статья 117 УЖТ предусматривает, что перевозчик освобождается от уплаты штрафа за невыполнение принятой заявки, если неподача вагонов вызвана невнесением грузоотправителем платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей за перевозки грузов.

Кроме того, перевозчик не отвечает в случае неподачи под погрузку не принадлежащих ему вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя или от организаций, с которыми последний связан договором, регламентирующим обеспечение такими вагонами, контейнерами.

В случае задержки грузоотправителем вагонов, контейнеров в связи с погрузкой, выгрузкой грузов, очисткой и промывкой вагонов, контейнеров перевозчик освобождается от уплаты штрафа за неподачу такому грузоотправителю того числа вагонов, контейнеров, которое задержано и не может быть подано для погрузки грузов по указанной причине.

Перевозчик, а также грузоотправитель освобождаются от ответственности за неисполнение обязательств по подаче и использованию транспортных средств, если это произошло из-за спасания жизни людей или имущества на воде (ст.

При применении мер ответственности за нарушение обязательств по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке необходимо учитывать, что помимо неустоек за невыполнение обязанностей по предъявлению к перевозке грузов взимается сбор. Указанный сбор не является мерой имущественной ответственности и не может быть уменьшен по правилам, установленным для снижения штрафа, в частности, по ст. 333 ГК РФ (п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 г. N 30).

Статья 795. Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира

Комментарий к статье 795

1. В п. 1 ст. 795 устанавливается ответственность за несвоевременное отправление или опоздание в пункт назначения транспортного средства, перевозящего пассажира. За указанные нарушения предусмотрено взыскание штрафа. Размеры штрафов ГК не устанавливает — они определяются в транспортных уставах и кодексах. Соответственно, к отношениям, связанным с нарушением сроков оказания услуг по перевозке пассажира, не применяется п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей, хотя штрафы, установленные

КВВТ и УЖТ, исчисляются аналогично. В соответствии с п. 2 ст. 116 КВВТ и ст. 110 УЖТ за задержку отправления пассажирского судна или прибытие его с опозданием, за исключением перевозок по пригородному, внутригородскому маршрутам перевозок пассажиров и на переправах, перевозчик уплачивает пассажиру по его требованию штраф в размере 3% стоимости проезда за каждый час задержки или опоздания, но не более чем в размере стоимости проезда, если перевозчик не докажет, что такие задержка или прибытие с опозданием произошли вследствие непреодолимой силы, устранения угрожающей жизни и здоровью пассажиров неисправности пассажирского судна или иных, не зависящих от перевозчика обстоятельств.

Несколько по-иному определяется размер штрафа на морском и воздушном транспорте. Согласно ст. 196 КТМ за задержку отправления судна, перевозящего пассажира, или прибытие судна с опозданием в пункт назначения перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере до 50% платы за проезд пассажира и платы за провоз его багажа, если не докажет, что задержка отправления судна или прибытие его с опозданием произошли вследствие обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Таким образом, КТМ фактически предоставляет право установления конкретных размеров неустойки самим перевозчикам, указывая лишь ее максимальный предел.

За просрочку доставки пассажира и багажа в пункт назначения воздушный перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы (ст. 120 ВК). 2.

Указание в комментируемой статье и транспортном законодательстве на освобождение перевозчика от ответственности при наличии не зависящих от него обстоятельств свидетельствует о том, что он отвечает только за виновное неисполнение своих обязанностей, причем наличие вины перевозчика презюмируется (п. 2 ст. 401 ГК). 3.

Установленные за задержку отправки и прибытия транспортного средства штрафы не исключают возможности пассажира при задержке отправления транспортного средства отказаться от договора перевозки и потребовать возвращения в полном объеме суммы, уплаченной им за проезд и провоз багажа. Положения п. 2 комментируемой статьи свидетельствуют об ограниченном характере ответственности перевозчика за рассматриваемые нарушения. На него не может возлагаться обязанность возмещения убытков в полном объеме.

Статья написана по материалам сайтов: gkodeksrf.ru, stgkrf.ru, ogkrf.ru, consultant-mos.ru, scibook.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector